Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Главные характеристики современной, постнеклассической науки




 

I. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней, связь между которыми осуществляется через хаос. Объединение структур не сводится к их простому сложению, целое не равно сумме частей, оно качественно иное.

Основоположник синергетики Г. Хакен полагал, что общее – это спонтанное образование структур, качественные изменения на макроскопическом уровне, возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых системах. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.

Синергетика развития диалектики.

Л.В. Лесков рассматривает совокупность следующих факторов, определяющих изменение роли науки в постиндустриальном обществе:

1) модернизация научной методологии;

2) роль фундаментального теоретического знания;

3) модернизация общенаучной парадигмы;

4) широкий спектр анализируемых научных направлений:

5) снятие барьера между естественнонаучным и гуманитарным научным знанием;

6) уточнение роли и места науки в культуре, а теоретического знания – в социокультурной диалектике.

Эти факторы представляют собой попытку построить модель науки как самоорганизующейся системы.

II. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

В чем проявляется целостность?

а) В том, что человек внутри изучаемого объекта; он часть, познающая целое.

б) Усиливается сближение естественных и гуманитарных наук; наблюдается конвергенция двух культур – научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства.

в) Выход частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада, обращение к традициям восточного мышления.

III. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Это и есть глобальный эволюционизм. Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция – с отношениями между развивающимися системами. Полярные уровни коэволюции – молекулярно-генетический и биосферный. Она совершается в единстве социальных и природных процессов. Коэволюция углубляет принцип эволюции, идеи развития, «полярности» сегодня являются ключевыми для современной науки.

IV. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Объектом классической науки были простые системы, неклассической – сложные; сегодня – исторически развивающиеся системы, формирующие новые уровни организации, которые влияют на ранее сформировавшиеся, определяют такие признаки самоорганизующихся систем, как: открытость – для вещества, энергии, информации; нелинейность – множество путей эволюции системы и возможность выбора; конкретность (сцепление, связь) – согласованное протекание во времени процессов в данной системе; хаотический характер переходных состояний в них; непредсказуемость их поведения; способность активно взаимодействовать со средой, обеспечивая наилучшее функционирование системы; способность учитывать прошлый опыт.

Объектом современной науки становятся «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом, объекты биотехнологии (генной инженерии). Специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования, сращивание теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними, взаимодействие междисциплинарных идеалов, норм, методов познания.

V. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках, функции философии в постнеклассической науке задействованы более активно в силу возрастания роли человека в постнеклассическом естествознании.

VI. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии, в том числе рационалистической. Эту ситуацию выразил Пол Фейерабенд: «Все дозволено». В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой, эпистемологией, важны также интуиция, фантазия, воображение, поиски красоты, т.е. единство и симметрии законов природы, гармония материального мира, красота теоретических построений, диалектизация.

VII. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса – логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения или игнорирования роли разума.

VIII. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. В поле зрения науки ХХ века не природа сама по себе как таковая, а «сеть взаимоотношений человека с природой». Объективность в современной творческой физике «обретает более тонкое значение», ибо научные результаты не могут быть отделены от исследовательской деятельности субъекта. Экспериментальный диалог с природой подразумевает активное вмешательство, а не пассивное наблюдение. Перед учеными ставится задача научиться управлять физической реальностью. В мире, основанном на нестабильности и созидательности, человечество опять оказывается в самом центре мироздания. В естествознании ХХ в. сформировался и распространяется «антропный принцип» – фундаментальный принцип современной космологии, устанавливающий связь существования человека с физическими параметрами Вселенной. Суть антропного принципа заключается в том, что наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но и в целом является необходимым условием для существования материальных основ для существования материальных основ этой картины. Существуют два варианта антропного принципа: 1. Наше положение во Вселенной является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей; 2. Человек мог появиться лишь во Вселенной с определенными свойствами: т.е. наша Вселенная выделена фактом существования среди других Вселенных. Поэтому происходит смыкание проблем, касающихся неживой природы, с вопросами социологии, психологии, этики.

IX. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзации», «диалектизации» науки).

И. Пригожин считает, что мы вступаем в новую эру в истории времени, когда бытие и становление могут быть объединены – при приоритете становления. Время и изменение первичны. Историзм определяется тремя условиями: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей. Исторический аспект любой науки все более выдвигается на передний план.

X. Усиливающая математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. В настоящее время все более широкое развитие получило математическое моделирование. Его сущность – замена исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем ее изучение, экспериментирование с нею на ЭВМ и с помощью вычислительно-логических алгоритмов. Эффективность математизации зависит от двух основных обстоятельств: от специфики данной науки, степени ее зрелости и от совершенства самого математического аппарата. Чем сложнее явление и процесс, тем труднее они поддаются математизации (например, социальные и духовные процессы, явления культуры). Математизация привела к появлению новых дисциплин: теория игр, теория информации, дискретная математика и др.

XI. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Идея глобального эволюционизма демонстрирует процесс перехода естествоиспытателей периода постнеклассической науки к диалектическому способу мышления, где ключевым является принцип историзма. Определяющее значение в обосновании универсального эволюционизма сыграли три концептуальных направления в науке:

1) теория нестационарной Вселенной;

2) синергетика;

3) теория биологической эволюции и концепция ноосферы.

Глобальный эволюционизм: 1) характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур; 2) рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю; 3) создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, ответственного за состояние мира, в который он «погружен»; 4) является основой синтеза знаний в современной, постнеклассической науке; 5) служит важнейшим принципом исследования новых типов объектов – саморазвивающихся, целостных «человекоразмерных» систем.

XII. Формирование нового – «организмического» видения (понимания природы).

Природа рассматривается как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, т.е. к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы. Органицистская познавательная модель задает новую систему отсчета, т.к. центральное место в ней занимает принцип органической целостности применительно ко всей природе и к ее подсистемам. Организм, вид, биоценоз, биогеоценоз – основные формы и уровни организации жизни. Человек не властитель, а часть природы.

XIII. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

Введение нестабильности, неустойчивости, открытие неравновесных структур – важная особенность постнеклассической науки. При исследовании развивающегося мира надо «схватить» стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения нежизнеспособных форм; устойчивость и неустойчивость, оформление структур и их разрушение сменяют друг друга. Современная наука не может обойтись без вероятностей, нестабильностей и неопределенностей, как атрибутивных и интегральных характеристик бытия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 928 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.