Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вторая глобальная научная революция




Вторая глобальная научная революция происходила во второй половине XVIII—XIX вв. и была связана с дальнейшим развитием классической науки и ее стиля мышления. Указанный революци­онный период в развитии естествознания характеризовался сле­дующими обстоятельствами:

· во-первых, формированием нового состояния естествозна­ния -дисциплинарно организованной науки (при этом в условиях дифференциации естествознания и быстрого раз­вития естественных наук прежняя механистическая карти­на мира все больше утрачивала свой общенаучный статус);

· во-вторых, переходом от метафизической концепции мира
к диалектической (с соответствующей заменой в научном
познании метафизической методологии на диалектическую);

· в-третьих, «вымыванием» из естествознания прежних на­турфилософских представлений (последние заменялись новыми естественнонаучными представлениями, возникшими в рамках классической науки Нового времени).

Процесс диалектизации естествознания, происходивший в пе­риод второй глобальной научной революции, создал естественно­научные основания (предпосылки) для появления принципиально новой философской — диалектико-материалистической — карти­ны мира в последние десятилетия XIX века.

Естествознание Нового времени: от метафизического миропонимания — к диалектическому. В истории изучения человеком природы сложились, как изве­стно, два прямо противоположных, несовместимых подхода к ее изучению, которые приобрели статус общефилософских, т.е. но­сящих всеобщий характер. Это — диалектический и метафизичес­кий подходы.

При метафизическом подходе объекты и явления окружающе­го мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем, фиксированном, неиз­менном состоянии. Диалектический подход, наоборот, предпола­гает изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимо­связей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.

Как было ранее отмечено, истоки этих противоположных под­ходов к осмыслению мира лежат в глубокой древности. Одним из ярких выразителей диалектического подхода (несмотря на всю его наивность) был древнегреческий мыслитель Гераклит. Он обра­щал внимание на взаимосвязи и изменчивость в природе, выдви­гал идею о ее беспрерывном движении и обновлении. Дошедшие до нас афоризмы Гераклита свидетельствуют о глубине его пони­мания окружающего природного мира.

В то же время в древнегреческой философии VI-V вв. до н.э. зародился, как известно, и другой подход к познанию мира. В учениях некоторых философов этого периода (Ксенофана, Парменида, Зенона) проявились попытки доказать, что окружающий мир неподвижен, неизменен, ибо всякое изменение представляется противоречивым, а потому — невозможным. Подобные воззре­ния много веков спустя стали господствующими в науке Нового времени (во всяком случае, до середины XVIII в.), а соответствую­щий им метод познания получил наименование метафизическо­го.

На определенном этапе научного познания природы метафизи­ческий метод, которым руководствовались ученые-естествоиспы­татели, был вполне пригоден и даже неизбежен, ибо упрощал, облегчал сам процесс познания. «Разложение природы на ее от­дельные части, разделение различных процессов и предметов при­роды на определенные классы, исследование внутреннего строе­ния органических тел по их многообразным анатомическим фор­мам - все это было основным условием тех исполинских успехов, которые были достигнуты в области познания природы за после­дние четыреста лет», - писал Ф. Энгельс. В рамках метафизичес­кого подхода к миру учеными изучались многие объекты, явле­ния природы, проводилась их классификация.

Наглядным примером этого может служить весьма плодотвор­ная деятельность известного шведского ученого, метафизически мыслящего натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Будучи та­лантливым, неутомимым исследователем, Линней все силы свое­го огромного ума, обогащенного наблюдениями в многочислен­ных путешествиях, употребил на создание классификации рас­тительного и животного мира. В своем основном труде «Система природы» он сформулировал принцип такой классификации, установив для представителей живой природы следующую гра­дацию: класс, отряд, род, вид, вариация. Живые организмы, например, Линней разделил на 6 классов (млекопитающие, пти­цы, амфибии, рыбы, черви, насекомые), а в растительном мире выделил целых 24 класса.

Но, проделав огромную и очень полезную классификационную работу, Линней вместе с тем не вышел за рамки традиционного для науки ХVIII в. метафизического метода мышления. Распреде­лив, образно говоря, «по полочкам» разновидности представите­лей живой природы, расположив растения и животных в порядке усложнения их строения, он не усмотрел в этом усложнении раз­вития. Линней считал виды растений и животных абсолютно не­изменными. А самих «видов столько, сколько их создано Твор­цом», - писал он в своей знаменитой «Системе природы».

Во всем этом нет ничего удивительного. Диалектические идеи всеобщей взаимосвязи и развития могли утвердиться в естествоз­нании лишь после того, как был пройден этап изучения отдель­ных объектов, явлений природы и их классификации. Эпохаль­ное открытие Чарльза Дарвина, о котором речь пойдет ниже, могло быть сделано лишь после гигантского труда Карла Линнея, в результате которого уже можно было сравнивать между собой изу­ченные и классифицированные виды растений и животных - от простейших и до человека.

Со времен первой глобальной научной революции воображение ученых захватывала простота той картины неизменяющейся Вселенной, которая складывалась на основе «небесной механики» Ньютона. В этой картине, носящей абстрактный характер, исключалось все «лишнее»: не имели значения размеры небесных тел их внутреннее строение, процессы их становления и разви­тия. В этой ньютоновской картине Солнечной системы важны были только массы и расстояния между центрами этих масс, связанные несложной формулой. Как заметил известный японский физик X. Юкава, «Ньютон многое отсек у реального мира, о котором раз­мышляют физики», и прежде всего, - его развитие. Космологи­ческое учение Ньютона, исключавшее идею эволюции Вселенной, является примером типично метафизического (точнее, метафизико-механистического) миропонимания.

Однако новые научные идеи и открытия второй половины XVIII-XIX вв. вскрыли диалектический характер явлений природы. Специально-научные теории развития, появившиеся в кос­мологии, геологии, биологии, давали естественнонаучное обосно­вание диалектической концепции развития материального мира. Достижения естествознания этого периода опровергали метафизический взгляд на природу, демонстрировали ограниченность ме­тафизики, которая все более и более тормозила дальнейший прогресс науки. Только диалектика могла помочь естествознанию выбраться из теоретических трудностей.

Начало процессу стихийной диалектизации естественных наук, составившему суть второй глобальной революции в естествозна­нии, положила работа немецкого ученого и философа Иммануила Канта «Всеобщая естественная история и теория неба». В этом труде опубликованном в 1755 г., была сделана попытка истори­ческого объяснения происхождения Солнечной системы.

Кант высказал предположение, что Солнце, планеты и их спут­ники возникли из некоторой первоначальной, бесформенной ту­манной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое простран­ство. Кант пытался объяснить процесс возникновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту огромную туманность. Под влиянием притяжения из этих частиц образовывались отдельные скопле­ния, сгущения, становившиеся Центрами притяжения. Из одного такого крупного центра притяжения образовалось Солнце, вокруг него расположились частицы в виде туманностей, которые начали двигаться по кругу. В круговых туманностях образовались заро­дыши планет, которые начали вращаться также вокруг своей оси. Солнце и планеты сначала разогрелись вследствие трения слагаю­щих их частиц, затем начали остывать.

Более сорока лет спустя французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас совершенно независимо от Канта и двигаясь своим путем, высказал идеи, развивавшие и дополнявшие кантовское космогоническое учение. В своем труде «Изложение системы мира», опубликованном в 1796 г., Лаплас предложил свою гипо­тезу формирования Солнечной системы из некоторой газовой мас­сы, вращавшейся вместе с Солнцем (о причине вращения Лаплас не говорил).

Имена создателей двух указанных гипотез были объединены, а сами гипотезы довольно долго (почти столетие) просуществова­ли в науке в обобщенном виде — как космогоническая гипотеза Канта — Лапласа.

В XIX веке диалектическая идея развития распространилась на широкие области естествознания, в первую очередь, на геоло­гию и биологию.

В первой половине XIX века происходила острая борьба двух концепций — катастрофизма и эволюционизма, которые по-разно­му объясняли историю нашей планеты. Уровень развития науки этого периода делал уже невозможным сочетать библейское уче­ние о кратковременности истории Земли с накопленными данны­ми о смене геологических формаций и смене фаун, ископаемые остатки которых находили в земных слоях. Это несоответствие некоторые ученые пытались объяснить идеей о катастрофах, ко­торые время от времени случались на нашей планете.

Именно такое объяснение было предложено французским есте­ствоиспытателем Жоржем Кювье (1769-1832). В своей работе «Рассуждения о переворотах на поверхности Земли», опублико­ванной в 1812 г., Кювье утверждал, что каждый период в истории Земли завершался мировой катастрофой - поднятием и опускани­ем материков, наводнениями, разрывами слоев и т. д. В результа­те этих катастроф гибли животные и растения, и в новых услови­ях появились новые их виды. Поэтому, считал Кювье, современ­ные геологические условия и представители живой природы со­вершенно не похожи на то, что было прежде. Причины катастроф и возникновения новых видов растительного и животного мира Кювье не объяснял.

Катастрофизму Кювье и его сторонников противостояло эво­люционное учение, которое в области биологии отстаивал круп­ный французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744-1829). В 1809 г. вышла его работа «Философия зоологии». Ламарк видел в изменяющихся условиях окружающей среды дви­жущую силу эволюции органического мира. Согласно Ламарку, изменения в окружающей среде вели к изменениям в потребнос­тях животных, следствием чего было изменение их жизнедеятель­ности. В течение одного поколения, считал он, в случае перемен в функционировании того или иного органа появляются наследствен­ные изменения в этом органе. При этом усиленное упражнение органов укрепляет их, а отсутствие упражнений — ослабляет. На этой основе возникают новые органы, а старые исчезают.

Таким образом, Ламарк полагал, что приобретенные под влия­нием внешней среды изменения в живых организмах становятся наследственными и служат причиной образования новых видов. Но передача по наследству этих приобретенных изменений ни Ламарком, ни кем-либо из его последователей доказана не была. Поэтому взгляды Ламарка на эволюцию живой природы не полу­чили должного обоснования. Однако это не умаляет его заслуги как создателя первого в истории науки целостного, систематичес­кого эволюционного учения.

Для утверждения этого учения исключительно важную роль сыграл трехтомный труд «Основы геологии» английского естество­испытателя Чарлза Лайеля (1797—1875). В этом труде, опублико­ванном в 1830-1833 гг., Лайель нанес сокрушительный удар по теории катастроф. Проведя анализ большого фактического мате­риала, он показал, что все изменения, которые произошли в тече­ние геологической истории, происходили под влиянием тех же факторов, которые действуют и в настоящее время. А потому для объяснения этих изменений совершенно не нужно прибегать к представлениям о грандиозных катастрофах. Необходимо допус­тить лишь очень длительный срок существования Земли.

Геологический эволюционизм оказал немалое влияние на даль­нейшее совершенствование эволюционного учения в биологии. В предисловии к своей знаменитой книге «Происхождение видов в результате естественного отбора» Чарлз Роберт Дарвин (1809—1882) писал: «Тот, кто прочтет великий труд Чарлза Лайеля о принци­пах геологии и все-таки не усвоит, как непостижимо огромны были прошлые периоды времени, может сразу же закрыть эту книгу».

Главный труд Дарвина «Происхождение видов» был опубли­кован 1859 г. В нем Дарвин, опираясь на огромный естественно­научный материал из области палеонтологии, эмбриологии, срав­нительной анатомии, географии животных и растений, изложил факты и причины биологической эволюции. Он показал, что вне саморазвития органический мир не существует и поэтому органи­ческая эволюция не может прекратиться. Развитие — это условие существования вида, условие его приспособления к окружающей среде. Каждый вид, считал Дарвин, всегда находится на пути не­достижимой гармонии с его жизненными условиями. Принципи­ально важной в учении Дарвина является теория естественного отбора. Согласно этой теории, виды с их относительно целесооб­разной организацией возникли и возникают в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в их борьбе за су­ществование в данных условиях.

Наряду с фундаментальными работами, раскрывающими про­цесс эволюции, развития природы, появились новые естественно­научные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.

К числу этих открытий относится клеточная теория, создан­ная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения со­стоят из клеток; и профессор, биолог Теодор Шванн (1810—1882), распространивший это учение на животный мир. Открытием клеточного строения растений и животных была доказана связь, един­ство всего органического мира.

Еще более широкомасштабное единство, взаимосвязь в матери­альном мире были продемонстрированы благодаря открытию зако­на сохранения и превращения энергии. Этот закон имел значитель­но большую «сферу охвата», чем учение о клеточном строении животных и растений: последнее целиком и полностью принадле­жит биологии, а закон сохранения и превращения энергии имеет универсальное значение, т. е. охватывает все науки о природе.

К идее взаимопревращения различных видов энергии первона­чально пришел немецкий врач Юлиус Роберт Майер (1814-1878). Опыты, проведенные одновременно и независимо от Майера анг­лийским исследователем Джеймсом Прескоттом Джоулем (1818- 1889), подвели под идеи Майера прочную экспериментальную ос­нову. Джоуль показал, что теплоту можно создавать с помощью механической работы, используя магнитоэлектричество (электро­магнитную индукцию), и эта теплота пропорциональна квадрату силы индуцированного тока. Вращая электромагнит индукцион­ной машины с помощью падающего груза, Джоуль определил со­отношение между работой этого груза и теплотой, выделяемой в цепи.

В отстаивании данного закона и его широком признании в на­учном мире большую роль сыграл один из наиболее знаменитых физиков ХIХ в. Герман Людвиг Фердинанд Гельмголъц (1821-1894). Будучи, подобно Майеру, врачом, Гельмгольц, так же как и он, пришел от физиологии к закону сохранения энергии. Признавая приоритет Майера и Джоуля, Гельмгольц пошел дальше и увязал этот закон с принципом невозможности вечного двигателя.

Доказательство сохранения и превращения энергии утверж­дало идею единства, взаимосвязанности материального мира. Вся природа отныне предстала как непрерывный процесс превраще­ния универсального движения материи из одной формы в дру­гую.

Свой вклад в диалектизацию естествознания внесли и некото­рые открытия в химии. К числу таковых относится получение в 1828 г. немецким химиком Фридрихом Велером (1800-1882) ис­кусственного органического вещества-мочевины. Это открытие положило начало целому ряду синтезов органических соединений из исходных неорганических веществ. Антиметафизическая на­правленность формирующейся органической химии проявилась, прежде всего в том, что эта отрасль науки положила начало раз­рушению представления об отсутствии связи, о полной независи­мости двух огромных сфер природы - неорганической и органи­ческой.

Еще одним поистине эпохальным событием в химической на­уке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествоз­нания, стало открытие периодического закона химических эле­ментов, сделанное в 1869 г. выдающимся русским ученым Дмит­рием Ивановичем Менделеевым (1834-1907). Он показал, что су­ществует закономерная связь между химическими элементами. Свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Качественные свойства элементов зависят от их количественных свойств, причем это отношение меняется пе­риодически, скачками. Обнаружив эту закономерную связь, Мен­делеев расположил элементы в естественную систему, в зависимо­сти от их родства.

В результате появилась также возможность предвидеть свойства ряда новых, еще не открытых элементов, для которых Д.И. Мен­делеев оставил в таблице пустые места. Первым элементом из пред­сказанных Менделеевым был элемент галлий, открытый в 1875 г. За этим последовали открытия и других элементов. В 1954 г. был открыт «элемент 101», названный «менделеевиумом» в честь ве­ликого русского химика.

Из всего вышесказанного следует, что основополагающие прин­ципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаи­мосвязи - получили во второй половине XVIII и особенно в XIX вв. мощное естественнонаучное обоснование.

Это означало крушение прежних метафизических представле­ний о мире и возвращение к диалектическому его пониманию, основы которого были заложены еще в античной натурфилосо­фии.

Очищение естествознания от натурфилософских представлений. Вторая глобальная научная революция, наряду с диалектизацией естествознания, явившейся ее сутью, включала и начавший­ся в конце XVIII в. процесс очищения науки от натурфилософс­ких понятий и представлений.

Первым из таких представлений, подвергшихся пересмотру в свете новых научных данных, явилась теория флогистона. Уче­ные второй половины XVII-XVIII вв. для объяснения процесса горения привлекали некоторую субстанцию, своеобразное «нача­ло горючести» - флогистон (от греческого «флогистос» - воспла­меняемый, горючий). Считалось, что хорошо горят те тела, кото­рые содержат много флогистона, и наоборот, тела, содержащие мало флогистона, должны гореть плохо. Натурфилософское уче­ние о флогистоне занимало господствующее положение в химии более ста лет.

Флогистонная теория находилась в согласии со многими уко­ренившимися старыми воззрениями и, прежде всего, с понимани­ем горения как процесса распада вещества, что характерно было еще для взглядов Аристотеля. Опровергнуть эту теорию удалось лишь к концу XVIII века благодаря исследованиям, которые про­вел выдающийся французский ученый Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794). Его внимание привлекла одна из самых актуальных проблем химии того времени - проблема горения, восстановления и окисления металлов.

В 1774 г. в своей книге «Небольшие работы по физике и хи­мии» Лавуазье впервые выдвинул идею об участии атмосферного воздуха в процессах горения (кислород был тогда еще неизвес­тен). А три года спустя, в 1777 г., он развил эту идею в работе «Общее рассмотрение природы кислот и принципов их соедине­ния». Лавуазье указал на то, что хотя теория флогистона и объяс­няет кое-что в явлениях горения и кальцинации, но ее нельзя признать удовлетворительной и принять как научную. Новая тео­рия горения, выдвинутая Лавуазье, устанавливала очень важное положение: увеличение массы обжигаемого металла происходит вследствие присоединения к нему определенной составной части воздуха. Лавуазье сделал также обобщающий вывод о том, что все кислоты состоят из радикала и окисляющего кислотообразующе­го начала — «оксигена», т.е. кислорода.

Несколько лет спустя Лавуазье окончательно выяснил главен­ствующую роль кислорода в своей теории. В трактате «Размыш­ления о флогистоне», опубликованном в 1786 г., он решительно опроверг натурфилософскую флогистонную теорию.

Значительно позднее флогистона было изгнано из науки дру­гое натурфилософское понятие - теплород; последнее долгое вре­мя играло важную роль в теории теплоты. Теплород мыслился в виде особой, фантастической «тепловой жидкости», которая, пе­ретекая от одного тела к другому, обеспечивает процесс теплопе­редачи. Понимание теплоты, как особой субстанции и длительное время считалось общепризнанным в науке.

Некоторые экспериментальные работы конца XVIII в. - первой половины XIX в. (опыты Б. Томпсона - графа Румфорда, демонст­рировавшие выделение тепла при высверливании канала в пушеч­ном стволе, опыты по получению теплоты трением английского исследователя Дэви и др.) свидетельствовали о связи теплоты с механическим движением. Однако большинство ученых, работав­ших в области физики тепла, упорно усматривали в этом нечто совсем иное: проводя аналогию с электризацией тел трением, они утверждали, что трение способствует выжиманию теплорода из тела. Только в середине XIX в., когда был открыт закон сохране­ния и превращения энергии, физики окончательно отказались от теплорода и вернулись к кинетической концепции теплоты, ус­пешно разрабатывавшейся Ломоносовым еще за сто лет до откры­тия этого закона.

Появление закона сохранения и превращения энергии помог­ло опровергнуть еще одно натурфилософское представление о так называемой «жизненной силе» организма. Его сторонники пола­гали, что живой организм функционирует благодаря наличию в нем особой «жизненной силы». Тем самым физиологические про­цессы исключались из сферы физических и химических законов и обусловливались этой мифической, таинственной «силой». Та­кое положение в биологии продолжалось до тех пор, пока Роберт Майер, который, как было сказано ранее, являлся врачом, свои­ми наблюдениями показал, что живой организм управляется есте­ственными физико-химическими законами и, прежде всего, зако­ном сохранения и превращения энергии.

Работы ряда ученых XIX в. в области электромагнетизма (о которых подробнее будет сказано в следующем разделе) привели к отказу от таких натурфилософских понятий, как электрическая и магнитная жидкости. На основе новых представлений об электри­честве и магнетизме французский физик Андре Мари Ампер (1775-1836) первым пришел к выводу об отсутствии в природе каких-либо электрических или магнитных жидкостей (как положитель­ных, так и отрицательных). Введение в учение об электричестве и магнетизме натурфилософского понятия жидкостей соответство­вало тогдашнему механистическому подходу, пытавшемуся решать любые физические вопросы с помощью субстанций и действующих между ними простых сил. Работы Ампера и других исследо­вателей привели к тому, что субстанциональное понимание элект­ромагнитных явлений было заменено принципиально новым по­нятием электромагнитного поля.

Последним натурфилософским представлением, продержавшим­ся дольше всех других натурфилософских понятий, был мировой эфир. Концепцию мирового эфира - гипотетической среды, за­полняющей все мировое пространство, - признавали все физики XIX века. Этому в особенности способствовала победа, одержан­ная в середине XIX в. волновой теорией света над корпускуляр­ной. Принятие волновой теории приводило к мысли о существова­нии субстанции — эфира, в котором световые волны распространя­ются; в этом случае все хорошо согласовывалось с механическими представлениями об окружающем мире, еще очень характерными для большей части XIX века.

Попытки экспериментально подтвердить существование эфира (опыты Майкельсона) оказались безрезультатными. О сложившейся в тот период ситуации в физике и выводах, вытекающих из нее (особенно, после опытов Майкельсона), А. Эйнштейн и Л. Инфельд пишут следующее: «Все наши попытки сделать эфир реальным провалились. Он не обнаружил ни своего механического строе­ния, ни своего абсолютного движения. От всех свойств эфира не осталось ничего, кроме того свойства, из-за которого его и приду­мали, а именно, кроме способности передавать электромагнитные волны. Все попытки открыть свойства эфира привели к трудно­стям и противоречиям. После стольких неудач наступает момент, когда следует совершенно забыть об эфире и постараться никогда больше не упоминать о нем».

С уходом из науки концепции мирового эфира завершилась эпоха натурфилософии, понятия и представления которой в тече­ние длительного времени занимали господствующее положение в науке. Как бы подводя итог этому длительному периоду в истории философии и естествознания, Ф. Энгельс писал: «Дать... общую картину природы было прежде задачей так называемой натурфи­лософии, которая заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замеща­ла недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны мно­гие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие откры­тия, но немало было также наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на ре­зультаты изучения природы диалектически, т.е. с точки зрения их собственной связи... теперь натурфилософии пришел конец».

Диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIX века. Формирование диалектико-материалистической картины мира. Обычно принято считать, что диалектико-материалистичес­кая картина мира создавалась преимущественно в 70-80-х гг. ХIХ в. Фридрихом Энгельсом. И это действительно так. Вместе с тем, некоторые основы этой картины мира начали закладываться значительно раньше, еще в середине ХIХ в. известным русским мыслителем А.И. Герценым. Его философское наследие явилось крупным вкладом в развитие не только русской, но и мировой философской мысли.

В 1844-1845 гг. Герцен создавал свой основной философский труд «Письма об изучении природы», в котором предпринял ус­пешную попытку материалистической переработки диалектики Гегеля. Переосмысление Гегеля было вызвано необходимостью найти ответы на поставленные в его философии вопросы, но с про­тивоположных Гегелю, материалистических позиций.

Для Герцена же природа качественно многообразна. В ней все взаимосвязано и находится в состоянии изменения и развития. Исторический процесс природы, указывал Герцен, венчается че­ловеком с его сознанием. Так понимал Герцен диалектику физи­ческого мира.

Следующим этапом в формировании диалектико-материалис­тической картины мира стали работы Ф. Энгельса, написанные в 70-80-х годах XIX века. Они как бы продолжили идеи, высказан­ные в 40-х годах XIX в. А.И. Герценым.

К 70-м годам XIX столетия в условиях стихийно протекающе­го процесса диалектизации естественных наук возникла необхо­димость философского обобщения их достижений - с тем, чтобы придать материализму новую, диалектическую форму. Ибо с по­зиций только такого материализма можно было развить диалектико-материалистическое понимание природы. За решение новых теоретических задач, выдвинутых всем ходом развития естествоз­нания, взялся Ф. Энгельс. Для этого ему пришлось глубоко изу­чить математику, физику, химию, астрономию и биологию (как писал впоследствии Энгельс, «для диалектического и вместе с тем материалистического понимания природы необходимо знакомство с математикой и естествознанием»). С 1873 г. Энгельс приступа­ет к реализации грандиозного замысла «Диалектики природы». К этому времени достижения естествознания уже были столь вели­ки, что обеспечивали все основные данные для создания диалек­тико-материалистической картины мира.

Однако осуществить свой первоначальный замысел Энгельсу не удалось. За 13-летний период работы над «Диалектикой приро­ды» (1873-1886 гг.) им было изучено более ста трудов крупней­ших естествоиспытателей того времени, написано 10 более или менее готовых статей и глав и около 170 заметок и фрагментов.

Несмотря на то, что «Диалектика природы» осталась незавер­шенной, составляющие ее работы, вместе с другими произведени­ями Энгельса («Анти Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец клас­сической немецкой философии») сыграли огромную роль в фор­мировании во второй половине XIX в. диалектико-материалистического миропонимания.

В материалах, вошедших в «Диалектику природы», Энгельс обобщил важнейшие достижения естествознания XIX века, без чего невозможно было придать тогдашнему материализму новую, диалектическую форму. При этом он даже предвосхитил некото­рые, более поздние завоевания науки. Например, в отличие от взглядов многих ученых того времени, Энгельс высказал мысль о сложности атомов («Атомы не являются чем-то простым, - писал он, — не являются вообще мельчайшими известными нам части­цами вещества»); рассматривая противоречия современного ему учения об электричестве, он предвосхитил теорию электролити­ческой диссоциации и т.д.

К центральным идеям «Диалектики природы» следует отнести классификацию форм движения материи (о чем подробнее будет сказано в разделе 4.5.3.), на основе которой была построена класси­фикация наук. Исходя из этого, Энгельс раскрыл диалектическое содержание математики, физики, химии, биологии. В последней он особо выделил проблему происхождения и сущности жизни, клеточную теорию, дарвинизм. Своеобразным переходом от про­блем естествознания к истории общества стала разработанная Эн­гельсом трудовая теория антропогенеза (происхождения человека).

Развивая материализм и диалектику, вскрывая и анализируя важнейшие проблемы современной ему науки, Энгельс, вместе с тем, уделил серьезное внимание основному понятию философского мате­риализма - понятию материи. При этом он показал несостоятель­ность всех прежних попыток естественнонаучного истолкования этого понятия и наметил путь к философскому пониманию материи.

Эволюция понимания материи в истории философии и естествознания. Материя как объективная реальность. Исторически в понятии «материя» аккумулировался, концен­трировался тот запас знаний людей об окружающем мире, кото­рый был достигнут на том или ином этапе развития общества. В античной натурфилософии возник и укрепился субстанциальный подход к пониманию материи. Считалось, что материя — это ка­кая-то субстанция (от лат. substantia - то, что лежит в основа­нии), т.е. какая-то общая первооснова всего существующего.

Как известно, некоторые натурфилософы античности в каче­стве такой первоосновы предлагали четыре «стихии» - воду, воз­дух, огонь, землю, - одну из которых и принимали за материю (Фалес, Анаксимен, Гераклит). И только Анаксимандр, полагая, что ни одну из этих чувственно воспринимаемых «стихий» нельзя считать первоосновой мира, провозгласил материей некоторую субстанцию, которую он назвал «апейрон» и наделил единствен­ным качеством - быть чувственно не воспринимаемым первовеществом.

Иной (но тоже субстанциальный) подход к пониманию мате­рии возник в рамках античного атомизма. Его представители отож­дествляли материю с атомами, из которых строится все многооб­разие мира. Таким образом, для античной натурфилософии мате­рия - это «материал», из которого формируются, «лепятся» все вещи окружающей действительности.

Для механистического материализма Нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие «субстанции-матери­ала», а понятие основных, первичных, неизменных свойств, опре­деляемых механикой и являющихся общими для всех предметов. В этот субстанциальный фундамент вещей включали ряд таких механических свойств, как протяженность, непроницаемость, инер­ция, масса и т.д.

Важнейшим признаком материальных тел в науке XVII-XVIII вв. считали неизменную механическую массу. Ее рассмат­ривали как всеобщее свойство предметов природы и отождествля­ли с понятием «материя». В этом заключалась главная причина того, что в понятие материи позднее не включали электричество и эфир, которые считались невесомыми, не имеющими массы.

Но если материя есть сгусток всеобщих механических свойств, то возникает вопрос: что же является субстратом-носителем этих свойств? Такими носителями наука XIX века по-прежнему счита­ла неделимые, обладающие постоянной массой атомы, признавая тем самым правоту натурфилософских идей древнего атомизма. Естествоиспытатели этого периода понимали под материей только состоящее из атомов вещество. Такое отождествление материи с веществом наблюдалось даже во взглядах крупнейшего ученого-химика Д.И. Менделеева. «Вещество или материя, - писал он, - есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представля­ет массы... то — из чего состоят тела природы и с чем совершаются движения и явления природы».

Вместе с тем, успехи науки XIX в. продемонстрировали, что вещество — это не единственный вид материи. Английский химик и физик Майкл Фарадей (1791—1867) ввел в науку понятие элек­тромагнитного поля. Ему удалось показать опытным путем, что между магнетизмом и электричеством существует прямая дина­мическая связь. Тем самым он впервые объединил электричество и магнетизм, признал их одной и той же силой природы.

Работы в области электромагнетизма положили начало круше­нию механистической картины мира. Ведь любые попытки рас­пространить механические принципы на электрические и магнит­ные явления оказались несостоятельными. Поэтому естествозна­ние вынуждено было в конце концов отказаться от признания осо­бой, универсальной роли механики.

В результате всех этих работ в естествознании и философии начало утверждаться понимание того, что кроме вещества как вида материи, существует и другой вид материи — поле. А это, в свою очередь, привело к мысли о некорректности отождествления ма­терии с одним из ее видов.

Как демонстрирует опыт развития науки, наиболее бесперс­пективными оказались попытки отождествить материю как тако­вую с еще неизвестными ее видами. Немало сил было отдано по­искам «праматерии», из которой якобы образованы все известные нам тела материального мира.

Несостоятельными оказались, как попытки обнаружить какую-то неизвестную «первоматерию», являющуюся «материей, как таковой», так и стремление отождествить материю с каким-то известным ее видом (например, с веществом) или же попытки свя­зать понятие материи с какими бы то ни было физическими свой­ствами объектов материального мира (например, с протяженнос­тью, массой, и т.п.).

Развитие науки и философии заставило к концу XIX века от­казаться от естественнонаучных подходов в истолковании мате­рии и перейти к философскому ее пониманию. Последнее заклю­чается в том, что материя есть абстрактное философское понятие, которое используется для обозначения объективной реальности, т.е. всего многообразия окружающего нас мира, существующего вне, до и независимо от человеческого сознания. «Материя как таковая, — пояснял Энгельс, — это... абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как теле­сно существующие, под понятием материи».

Новые открытия в естествознании (прежде всего, в физике) уже в начале XX века подтвердили правильность отказа от какого бы то ни было естественнонаучного истолкования материи и пере­хода к философскому ее пониманию. Крушение существовавших в XIX веке представлений об абсолютной неделимости атома, о постоянстве массы (была обнаружена зависимость массы электро­на от его скорости), о неизменяемости химических элементов (ока­залось, что, например, химический элемент радий может превра­щаться в другой элемент — гелий) опровергло все прежние пред­ставления о материи, отождествлявшие ее то с неделимыми ато­мами, то с неизменной массой, то с веществом и т.д. В XX веке окончательно утвердилось философское понимание материи как объективной реальности. Это понимание не зависит от каких-либо существующих на данном историческом этапе представлений ес­тествознания.

От метафизико - механического - к диалектико-материалистическому пониманию движения. В естествознании и материалистической философии XVII-XVIII вв. движение понималось лишь как перемещение тел в про­странстве. Другими словами, все многообразие движения материи сводилось только к одной его разновидности - механической, ко­торой придавалось универсальное значение. Методологической ос­новой таких взглядов служил механистический подход к объясне­нию объектов и процессов материального мира.

Преодоление механицизма явилось одним из важнейших усло­вий создания диалектико-материалистической картины мира. Обоб­щив достижения естествознания за первые три четверти XIX века, Ф. Энгельс показал узость, ограниченность механистического по­нимания движения и предложил принципиально новый подход к его пониманию. «У естествоиспытателей, - писал он, - движение всегда отождествляется с механическим движением, перемеще­нием, и это отождествление считается чем-то само собой разумею­щимся... Движение, в применении к материи, - это изменение вообще».

Механистическое миропонимание, характерное для естествоз­нания XVII—XVIII вв., неизбежно вело к точке зрения, что дви­жение материального мира - это результат действия активной силы, извне приложенной к материи. Такой взгляд на материю и движение приводил, во-первых, к отрыву движения от материи и, во-вторых, к признанию какой-то потусторонней силы, стоящей над материальным миром (не случайно И. Ньютон не мог объяс­нить начало движения Солнечной системы без привлечения поня­тия «божественного первотолчка»). «Нельзя, - писал Ф. Энгельс, - противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду».

В диалектико-материалистической картине мира движение рассматривается как важнейший атрибут (неотъемлемое свойство) материи, как способ ее существования. «Движение есть способ существования материи..., - подчеркивал Энгельс. - Не существует и никогда не могло существовать материи без движения».

Успехи естествознания XIX в. и выработка принципиально но­вого понимания движения позволили Ф. Энгельсу создать кон­цепцию о формах движения материи. Выделив эти формы и рас­положив их по степени сложности, Энгельс пришел к следующей классификации форм движения материи.

1. Механическое движение, рассматриваемое как перемещение земных и небесных масс.

2. Физическое движение, которое сводится к молекулярным
процессам. (Заметим при этом, что уже во времена Энгель­са было известно о существовании ряда физических форм движения, которые охватывают тепловые, электрические, магнитные и др. физические процессы и которые в своей совокупности весьма условно могут быть названы молеку­лярными).

3. Химическое движение — в виде разъединения и соединения
атомов в молекулы.

4. Биологическое движение, специфическое для органическо­го мира, для явлений жизни (по определению Энгельса, жизнь есть способ существования особо сложных химических соединений - белковых тел).

5. Социальное движение, возникшее в связи с появлением
человека и развитием его — отличное от поведения животных -целенаправленной трудовой деятельности.

Созданная Энгельсом концепция форм движения материи со­держала также следующие важные положения.

· Формы движения материи различаются по степени сложности. Поэтому различают низшие формы движения (механическая, физическая, химическая) и высшие формы (био­логическая и социальная).

· Формы движения материи имеют своих материальных но­сителей (представления о последних существенно расширились в XX веке в связи с новыми взглядами на строение материи, возникшими на основе успехов естествознания).

· Будучи качественно различными, формы движения материи взаимосвязаны. Последнее проявляется: в виде генетической связи, сущность которой заключается в том, что высшие формы движения возникают на основе низших (их синтез) и в виде структурной связи, которая свидетельствует, что высшие формы непременно включают в себя низшие, но не сводятся к ним (т.е. своей специфики не утрачи­вают).

· Формы движения в неорганической и живой природе при
определенных условиях могут превращаться друг в друга.

· Предложенная концепция форм движения материи стала
основой для классификации наук.

Подчеркивая несводимость высшей формы движения к про­стой совокупности его низших форм, Энгельс под этим углом зре­ния проанализировал внутренние связи, существующие между естественными науками, каждая из которых изучает отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения.

Прогресс естествознания в XX столетии подтвердил правиль­ность принципиальных идей Ф. Энгельса. Вместе с тем, он обу­словил и необходимость их дальнейшей корректировки, уточне­ния и развития.

Успехи научного познания в ХХ в. потребовали внесения опре­деленных изменений в выработанные Энгельсом представления о формах движения материи. Это коснулось, прежде всего, пред­ставлений о тех формах движения, которые изучаются физикой. Уже во времена Энгельса было ясно: предмет физики включает механическую, тепловую и электромагнитную формы движения, качественно различающиеся между собой. Представления о них расширялись в связи с дальнейшим прогрессом физики. Теплота, например, уже не связывается (как при Энгельсе) только с движе­нием молекул; ее носителями могут быть и электронный газ, и фотонный газ и другие ансамбли однотипных частиц материи.

Уже в начале XX в. физика столкнулась с особенностями дви­жения микрообъектов, обладающих корпускулярно-волновой при­родой. К их движению оказалось неприменимым, например, по­нятие траектории, которое употребляется при движении матери­альных объектов, обладающих только корпускулярными свойства­ми. В результате были вскрыты специфические, квантово-механические закономерности движения микрообъектов. Таким обра­зом, развитие физики привело к пониманию того, что движение микрообъектов является особой формой движения, не сводимой к электромагнитному, а тем более к механическому движению.

Дальнейший прогресс атомной физики показал, что и кванто­вая механика имеет ограниченную область применения. Если в начальный период развития квантовой механики многие физики полагали, что она явится универсальной, всеобъемлющей теорией микропроцессов, то затем стало ясно, что внутриядерные процес­сы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой меха­ники. Проникнув внутрь атомного ядра, физика встретилась с еще одной новой формой движения, не сводимой не только к механи­ческому, тепловому и электромагнитному движению, но и к квантово-механической форме движения. Квантовая механика, напри­мер, не может объяснить процессы, связанные со структурой эле­ментарных частиц (ибо квантовая механика является теорией дви­жения микрообъектов, в том числе элементарных частиц, но она не отражает внутренние связи, структуру этих микрообъектов).

Многообразие изучаемых физикой классов объектов матери­ального мира и видов материального движения настолько велико, что не существует какой-то единой, нерасчлененной (как в клас­сификации Энгельса) «физической» формы движения материи. Существует также точка зрения, отвергающая представление о единой, нерасчлененной биологической форме движения и утвер­ждающая существование ряда специфических биологических форм движения материи, связанных с разными ступенями и уровнями жизни (эта идея особенно актуальна в связи с бурным развитием молекулярной биологии).

Сложившуюся в конце XX в. концепцию форм движения ма­терии нельзя признать завершенной. Предстоит дальнейший ана­лиз связи между формами движения материи и соответствующи­ми классами материальных объектов, исследование соотношений между формами движения и структурными уровнями материи, изучение границ несводимости высших форм движения материи к низшим и т.д.

Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время относятся к важнейшим характеристи­кам материального мира. Любой материальный объект занимает какое-то место, находится на каком-то расстоянии от других объек­тов, обладает какими-то размерами. Протяженность, взаимная расположенность материальных объектов, т.е. формы их сосуще­ствования называют пространством. Длительность существования объектов материального мира, последовательность смены их со­стояний выражаются понятием времени.

Пространство и время характеризуются рядом свойств. Для пространства характерны трехмерность и обратимость. Любые явления, процессы происходят в трехмерном пространстве. Про­странство обратимо: в любую точку пространства можно возвра­титься вновь (хотя и в другое время). В отличие от пространства, время одномерно и необратимо. Оно «течет» от прошлого через настоящее к будущему.

Важнейшим общим свойством пространства и времени являет­ся их объективность. Независимость от человеческого сознания пространственных и временных характеристик материальных яв­лений всегда было чем-то само собой разумеющимся для многих мыслителей, убежденных в существовании материального мира. Основоположник классической немецкой философии И. Кант тоже, как известно, не сомневался в объективном существовании вещей материального мира («вещей в себе»). Но в то же время он ставил под сомнение распространенную уверенность в объективном су­ществовании пространственных и временных характеристик ма­териальных вещей. По Канту, пространство и время существуют только в человеческой голове и представляют собой априорные (от лат. apriori — изначально, до опыта) формы чувственного со­зерцания, лишенные материального содержания.

С его точки зрения, пространственно-временные представле­ния присутствуют у человека изначально, предшествуют опыту, который якобы не может дать доказательств всеобщности и необ­ходимости пространства и времени.

Отрицание Кантом объективности пространства и времени объяснимо в условиях XVIII века. Если в эпоху Канта неизмен­ность наших суждений о времени и пространстве внушали убеж­дение в их внеопытном источнике (существующем в виде «врож­денных идей»), то позднее в связи с огромным расширением науч­ных знаний о мире (были открыты геометрии Н.И. Лобачевского, Б.Римана), произошли коренные перемены в понимании простран­ства и времени. Создание диалектико-материалистической карти­ны мира было связано с признанием того, что пространственные и временные отношения присущи самим вещам материального мира, т.е. что они существуют объективно.

В истории философии и науки сложились две различные кон­цепции пространства и времени: субстанциальная и реляцион­ная.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материи и друг от друга. Истоки субстанциальной концепции восходят к натурфилософии античности. Древние ато­мисты, например, полагали, что наряду с материей (атомами) и отдельно от нее существует пустое пространство (пустота). Точно так же многие античные мыслители смотрели и на время — как на внешний по отношению к материи «поток длительности».

В XVII веке субстанциальная концепция пространства и вре­мени разрабатывалась И. Ньютоном. Признавая объективность су­ществования пространства и времени, Ньютон вместе с тем под­черкивал их независимость от предметов и процессов природы. В связи с этим он ввел понятия — «абсолютного пространства» и «абсолютного времени». Последние не связаны ни с какими вида­ми материи, ни с какими бы то ни было материальными процесса­ми, не связаны также и друг с другом. Пространство, по Ньютону, существует в виде пустого вместилища (которое может быть за­полнено материей, но может существовать и без нее), обладающе­го всюду и во всех направлениях одинаковыми свойствами, выра­женными в геометрии Евклида. Время — это какая-то «чистая длительность», т.е. оно «течет» само по себе, независимо от мате­риальных процессов и их пространственных отношений. Такого рода воззрения, в которых пространство и время отрывались от материи и друг от друга, утвердившись в XVII веке, продержа­лись довольно долго - почти до конца XIX века.

Вместе с тем, в том же XVII веке Г. Лейбницем разрабатыва­лась иная, реляционная концепция пространства и времени. (Ее основы, заметим, были заложены еще Аристотелем, выдвинув­шим мысль, что пространственные отношения присущи телам и не существуют вне тел). Полемизируя с Ньютоном, Лейбниц от­стаивал точку зрения, согласно которой пространство и время - это особые отношения между объектами, процессами и вне их не существуют. Однако идеалистическая сущность его философии (вспомним его учение о монадах) делала данный вариант реляци­онной концепции неприемлемым для диалектико-материалистической картины мира. Поэтому в рамках последней была создана материалистически преобразованная реляционная концепция, со­гласно которой пространство и время являются формами суще­ствования материального мира, неразрывно связаны с движущей­ся материей и друг с другом. Отмечая, что основные формы бытия материи суть пространство и время и подчеркивая их взаимосвязь, Ф. Энгельс добавляет: «бытие вне времени есть такая же величай­шая бессмыслица, как бытие вне пространства».

Крупнейшее достижение науки начала XX в. - создание тео­рии относительности явилось естественнонаучным подтверждени­ем важнейшего положения диалектико-материалистической кар­тины мира о единстве материи, движения, пространства и време­ни. Творцу этой теории удалось показать не просто единство, но зависимость свойств пространства и времени от движущейся ма­терии и друг от друга. Когда А. Эйнштейна попросили выразить суть теории относительности в одной, по возможности понятной фразе, он ответил: «Раньше полагали, что если бы из Вселенной исчезла вся материя, то пространство и время сохранились бы; теория относительности утверждает, что вместе с материей исчез­ли бы также пространство и время».

Принцип материального единства мира. Окружающий нас мир бесконечно многообразен в своих конк­ретных проявлениях. Огромное количество небесных тел можно различить даже невооруженным глазом. В земной природе суще­ствует множество видов растений и животных. Велико многообра­зие окружающей нас социальной среды, порожденных ею объек­тов и явлений.

Тем не менее, в философии издавна был поставлен важный вопрос: есть ли что-либо общее, что свойственно всем без исклю­чения явлениям мира и, если это общее существует, то в чем оно состоит? Обсуждение вопроса о единстве и многообразии мира привело к тому, что в философии отчетливо обозначились две про­тивостоящие друг другу позиции: монизм (от греч. «монос» — один, единственный) и плюрализм (от лат. pluralis - множественный). Сторонники монистического подхода отдавали предпочтение ка­кому-то единому началу, первооснове мира. В отличие от мониз­ма, плюрализм признает множество (более одного) несводимых друг к другу оснований мира. Известный немецкий ученый и фи­лософ Лейбниц, например, пытался противопоставить учению Спинозы о единой субстанции свое представление о множествен­ности субстанций, именуемых «монадами».

Еще в эпоху античности Аристотель разделял мир на две каче­ственно различающихся, несводимых друг к другу области: об­ласть Земли и область Неба. Область Земли имеет в своей основе четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь (это те четыре «сти­хии», на которые опирались в своем миропонимании представите­ли натурфилософии ионийского периода). Область Неба имеет в своей основе пятый элемент — эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них — неподвижные звезды. Они со­стоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недо­ступны никакому воздействию четырех земных элементов.

Проявлением плюрализма, например, в биологии стало тече­ние, получившее название витализм (от лат. vitalis — живой, жизненный). Сторонники этого течения отстаивали наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира. Для витализма харак­терна абсолютизация качественного своеобразия живого, подчер­кивание его непреодолимого отличия от неживого, игнорирова­ние роли физических и химических закономерностей в живой материи.

Вариантом плюрализма в истории философии является дуа­лизм (от лат. dualis — двойственный). Он утверждает наличие двух несводимых друг к другу начал: духовного и материального, субъекта и объекта, сознания и телесной организации человека. Сторон­ником дуализма был, например, известный философ и ученый XVII века Рене Декарт.

Однако большинство философов в истории философской мыс­ли придерживалось монистического подхода к миру. При этом внутри монизма отчетливо прослеживаются два направления: иде­алистическое и материалистическое. Для представителей идеали­стической философии (идеалистического монизма) единой перво­основой мира является духовное начало: идеи (Платон), абсолют­ный дух (Гегель) и т.д. Для сторонников материалистической фи­лософии (материалистического монизма) такой первоосновой яв­ляется материя в различных вариантах ее понимания, встречав­шихся в истории философии: четыре «стихии», «апейрон» (ионий­цы), атомы (Демокрит), всеобщая субстанция (Спиноза) и т.д.

В своей полемике с немецким философом Дюрингом Энгельс отстаивал материалистической монизм, сформулированный в виде принципа материального единства мира. «Действительное един­ство мира, - писал он, - состоит в его материальности, а эта по­следняя доказывается... длинным и трудным развитием филосо­фии и естествознания».

Переход естествознания от исследования конкретных (частных) связей природных объектов и явлений к выявлению наиболее об­щих связей, коренных законов природы резко увеличил масшта­бы, «весомость» доказательств материального единства мира. Важ­нейшие из них были получены как науками, изучающими неорга­ническую природу (физикой, химией, астрономией), так и биоло­гическими науками.

В ходе развития физики было обнаружено, что некоторые виды материи и формы движения объединяются. Так, электричество, магнетизм и свет рассматривались в начале XIX века самостоя­тельно, отдельно друг от друга. Благодаря трудам Фарадея и ряда других ученых была сначала выяснена взаимосвязь электричества и магнетизма и выработано представление о едином электромаг­нитном поле. Вслед за этим Максвелл предположил, что электро­магнитную природу имеет также и свет. К концу XIX века един­ство этих, столь различных на первый взгляд, явлений природы было полностью доказано.

Эта же тенденция - обнаружение внутреннего единства каза­лось бы, совершенно различных видов движущейся материи - нашла яркое проявление и в химии - в открытии Д.И. Менделее­вым периодического закона. Химические элементы, между кото­рыми химия еще середины XIX века усматривала только случай­ные совпадения свойств, оказались звеньями единой цепи, объединенными глубоким внутренним родством (причина этого род­ства была раскрыта наукой позднее, уже в XX столетии).

Важным направлением развития наук о неорганической при­роде, подтверждающим материальное единство мира, стало иссле­дование глубин Вселенной. Существенные доказательства единства мира дал спектральный анализ уже во второй половине XIX в. Осо­бо убедительным свидетельством явилось открытие такого хими­ческого элемента, как гелий, первоначально в спектре Солнца и лишь впоследствии — на Земле. Современная физика, исследуя спектроскопические данные, касающиеся космических объектов, находит в них такие же химические элементы, что и на Земле. В космических излучениях, приходящих к нам из глубин Вселен­ной, обнаруживаются те же самые элементарные частицы, что и в земных условиях. Причем некоторые из них, будучи предсказаны теоретически, были сначала открыты именно в космических лу­чах, а уж потом найдены в эксперименте (позитроны, мезоны).

Познание внутреннего единства органического мира и его един­ства со всей остальной природой стало одним из важнейших при­обретений науки еще в XIX в. Биология раскрыла единство в живой природе. И если в XIX веке открытие клеточного строения орга­низмов проложило путь к пониманию общности всего живого, а эволюционное учение Дарвина раскрыло генетическое единство всех существующих и исчезнувших видов, то в XX столетии дока­зательствами единства органического мира стали открытия в об­ласти молекулярных основ наследственности в живой природе.

Большой вклад в понимание единства живой и неживой при­роды внесли успехи органического синтеза. Это дало основание Энгельсу утверждать, что органическая химия может изготовить в лаборатории любое вещество, состав которого она знает. В реше­нии проблемы синтеза белка он видел одну из важнейших нере­шенных проблем естествознания.

Еще одним направлением в научном осмыслении материаль­ного единства мира стало открытие закономерностей, общих для качественно различных видов материи и форм ее движения, а так­же взаимных переходов между ними. Таковыми явились законы сохранения. В этих законах содержится естественнонаучное обо­снование тезиса о единстве природы, поскольку они указывают на закономерный характер превращений одних видов материи в дру­гие и одних форм движения в другие.

В середине XVIII в. М.В. Ломоносов в известном письме к Эй­леру сформулировал общий закон сохранения материи и движе­ния. Тем самым он заложил, так сказать, первый камень в здание естественнонаучной разработки законов сохранения, доказав со­хранение массы (веса) веществ в химических реакциях. Впервые было показано, что различные виды материи могут превращаться друг в друга, притом так, что их важнейшая характеристика (вес) остается неизменной. Следовательно, вся материя связана определенным единством.

Вторым этапом в поиске и открытии законов сохранения стал экспериментально доказанный закон сохранения и превращена энергии. Суть этого открытия Энгельс видел не просто в доказа­тельстве сохранения движения (эта идея была выдвинута много ранее), а в доказательстве закономерного превращения одних форм движения в другие и, следовательно, в раскрытии глубокой внут­ренней связи, существующей между всеми формами движения.

Таким образом, развитие всей совокупности естественных наук дает безусловные доказательства материального единства мира. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило­софии», ссылаясь на важнейшие открытия науки XIX века, Эн­гельс писал: «Благодаря... громадным успехам естествознания мы можем теперь обнаружить не только ту связь, которая существует между процессами природы в отдельных ее областях, но также, в общем и целом, и ту, которая объединяет эти отдельные области. Таким образом, с помощью данных, доставленных самим эмпири­ческим естествознанием, можно в довольно систематической фор­ме дать общую картину природы как связного целого».

Но принцип материального единства мира не ограничивается сферой природы. Тем более он не означает сведения всего много­образия явлений природной среды и общественной жизни к чему-то единому в физическом строении мира (нелепо, скажем, сводить различные социальные явления, мир культуры к элементарным частицам или кваркам).

Данный принцип утверждает нечто большее: «явления в при­роде, обществе и мышлении включены в единую систему связей и отношений; эти связи и отношения существуют и изменяются объективно; сознание, мышление людей включено в эту систему связей, так как возникает в результате объективного развития мира и существует как его активное, творческое отражение. Та­ким образом, один из «вечных» философских вопросов - вопрос о единстве многообразного — находит ответ с опорой на достижения современной науки и общественно-исторической практики».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1674 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2197 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.