Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мнимая несостоятельность социологического исследования




Один из вариантов нападок на социологию отрицает ее из-за отсут­ствия результатов. После почти ста лет исследований мы якобы еще не пришли ни к достоверным обобщениям, ни к законам социоло­гии. Такая критика часто исходит от аутсайдеров нашей дисципли­ны. Например, А. Макинтайр [43] основывает на этой критике до­казательство отсутствия мирского, нетрадиционного основания морали. А. Розенберг [54] доказывает, что, поскольку обществен­ные науки не имеют и не могут иметь никаких законов, любое со­циологическое объяснение должно отправляться от причинности на социобиологическом уровне. Сами социологи иногда также совер­шают подобное отречение, обычно в контексте обсуждения альтер­нативных метатеорий (см., например, [60]).

Но обвинение в том, что социология ничего не знает, что мы не имеем достоверных значимых обобщений, явно ложно. В качестве контраргументов приведем некоторые примеры, продвигаясь от микроуровня к макроуровню.

1. Чем более длительно, интенсивно и замкнуто взаимодействие между людьми, тем больше они будут отождествлять себя с не­кой группой и тем большее давление они будут чувствовать и ока­зывать в направлении подчинения локальным образцам поведения и веры при условии равенства их сил и отсутствия конкуренции в борьбе за скудные ресурсы. Существует множество вариаций фор­мулирования этого принципа, основанных на разнообразных иссле­дованиях. Дж. Хоманс [38] выразил его сущность, опираясь на изучение неформальных групп в промышленности, а также на ан­тропологические исследования и экспериментальные малые груп­пы. Э. Дюркгейм [23], анализируя динамику религиозных ритуа­лов, пришел к сходной идее, что интенсивное сфокусированное взаимодействие порождает моральную солидарность и подчинен­ность групповым символам. И. Гофман [29] распространил эту мо­дель на «социотворческие беседы». Знаменитые эксперименты С. Аша [3] продемонстрировали силу давления и влияние группо­вой сплоченности на подчиненность индивидов группе даже в зри­тельных восприятиях. Теория символического интеракционизма приходит к тому же: если понятия данного лица производны от позиции некоего обобщенного другого, выведенной на основании личного социального опыта, тогда то, что индивиды думают, долж­но находиться под влиянием образцов их взаимодействия. Ис­следования по самооценкам [55; 66] можно считать одним из вари­антов этого принципа: здесь показано влияние группового членства и солидарности на представления о себе. В другом случае изучение состояний ожидания [4] обнаруживает воздействия групповых дав­лений на исполнение задач (что было показано уже в знаменитой работе У Уайта «Общество на углу улицы» [74]). Исследования се­тевых связей [8] дают равноценную формулу: сетевое принуждение имеет результатом однородные предрасположения и установки. На­блюдаемая согласованность этих разнородных теорий и исследова­ний дает убедительные доводы в пользу того, что установленные принципы зависимости между плотностью взаимодействия, солидар­ностью и конформизмом верны.

2. Человеческие познавательные способности ограничены; соот­ветственно, чем сложнее и неопределеннее ситуация, тем вероят­нее, что ее участники прибегнут к какой-нибудь принимаемой без доказательств установившейся рутинной практике и сосредото­чатся на конкретной области наиболее волнующих их проблем. На-этом принципе сходятся очень многие, отправляясь от совершенно разных точек зрения. Г. Саймон представил его как принцип «огра­ниченной рациональности», который объясняет, почему в любой дан­ный момент времени при решении наиболее острых проблем, сто­ящих перед организацией, ее члены занимаются поиском не самых лучших, а лишь удовлетворительных решений [58; 44. Р. 173-174].

Этнометодологические эксперименты Г. Гарфинкеля [27], осно­ванные на совершенно ином подходе, показывают, что индивиды не могут справиться со всей сложностью социальных порядков и их оправданий (особенно потому, что проблема таких оправданий в принципе не имеет окончательного решения). Соответственно, люди всякий раз активно сопротивляются, когда их вынуждают подвергнуть сомнению значительное количество самоочевидных рутинных способов действия одновременно. Это подтверждают и данные экспериментальных исследований суждений в условиях неопределенности [39].

Существует много версий изложенного выше общего понимания человеческой стратегии поведения в сложном мире на основе огра­ниченной рациональности. Можно сказать, что это одна из обще­принятых тем в специальных науках конца XX в., оказывающая влияние на наши усилия по построению модели познавательных процессов. Она способствует пониманию природы организаций и формирования рынков [77; 73]. Она объясняет, почему источником власти внутри организаций и среди множества профессий является позиция, обеспечивающая доступ к имеющей критическое значе­ние области неопределенности и позволяющая занявшим эту пози­цию определять для остальных членов организации, с какого рода необычной реальностью они имеют дело [20; 75]2. Принцип когни­тивной ограниченности также предполагает, что всякое изменение на макроуровне происходит по следующему образцу: периоды ру-тинизации внезапно прерываются эпизодическими перестройками. В свете этого я позволю себе предположить, что микропринцип ког­нитивной ограниченности вплетен в макромодель организацион­ных систем Ч. Перроу [50; 51], в которой сочетание нелинейности организационных процессов и тесной связи между ними приводит к эпизодическим «системным авариям».

3. Рассмотрим важный принцип, относящийся к макроуровню государства. Политический кризис возникает, когда государствен­ный военный аппарат разлажен внутренним расколом между эли­тами; в особенности его поломка вероятна при военном пораже­нии и/или при экономическом напряжении, к которому приводят долговременные военные расходы, превышающие организационные возможности государства по сбору доходов. По своей сути этот принцип ограничен: он говорит только об условиях возникновения волнений, но не о том, кто победит и какого рода социальные пре­образования последуют (если они вообще будут). Эта модель так­же имеет много вариаций: когда факторы, являющиеся лричиной развала государственного аппарата, действуют в централизованном государстве и совпадают с широким классовым конфликтом, выз­ванным изменениями отношений собственности, результатом это­го оказываются коренные социальные преобразования, «революция» в полном смысле слова [59]. Особое сочетание факторов демографи­ческого роста, предложения денежной массы и инфляции может стать причиной государственного финансового кризиса [32; 33]; положение государства в мировой системе влияет на его способ­ность отдавать приоритет доходам перед военными расходами [70. Р. 133-147]; геополитические структуры определяют, какие госу­дарства станут чрезмерно обширными и потому неспособными защищать себя военными средствами [15; 16. Р. 145-209]. В неко­торых разновидностях военно-государственной организации (на­пример, в большинстве досовременных империй) результатом гео­политического или фискального кризиса был распад на меньшие властные единицы. Более полной теории государственных кризисов, революционных и нереволюционных, наверное, придется учесть эти соображения3. Но я полагаю, что можно с доверием принять основ­ной принцип: военно-фискальный кризис государства ведет к де­зинтеграции аппарата принудительного контроля, а это в свою оче­редь ведет к восстанию управляемых.

Я остановился на этих принципах лишь с целью опровергнуть доводы, будто социология ничего не знает и потому социальная наука невозможна. Я не пытался отобрать самые важные принци­пы, изложить систематическую теорию или оценить общее состо­яние нашего знания в социологии (см. одну из таких попыток: [17]). Поэтому названные выше принципы, возможно, выглядят эклектическими и не обладают изяществом, отличающим конст­рукции цельного образа социального мира. Однако я наметил, как эти принципы, хотя и выбранные почти случайно из разных обла­стей социального знания, можно связать друг с другом. Моя идея состоит в том, что такие принципы не тривиальны, они ведут к социологическим прозрениям в целом ряде важных вопросов. Существует достаточно много других принципов того же рода, особенно в теории организации, а также в иных областях социо­логии. Конечно, существуют еще значительные возможности для совершенствования как в точности этих теорий, так и в понима­нии сферы их действия. Однако уже сейчас имеется достаточно оснований для уверенности в том, что мы близко подошли к пости­жению хода некоторых важных процессов. Многие обществоведы внесли свой вклад в это знание. Благодаря им мы имеем крепкий фундамент для дальнейшего строительства и дисциплину, которой можно гордиться.

Есть ли что-нибудь ценное в критических утверждениях, будто социология ничего не знает? Хотя это и неверно, но должно слу­жить нам напоминанием, что социология сталкивается с серьезны­ми проблемами в профессиональном самоопределении. И самим социологам нужно больше внимания уделять ясному выражению накопленных ими знаний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2189 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.