Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предметность и рефлексивность самосознания




Самосознание существует не только в раз­личных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернуто­сти. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим, как уже было сказано, необходимо связано осознание «схе­мы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их простран­ственных и временных характеристик, осоз­нание отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т. д. Одна­ко все эти факты сознания находятся в дан­ном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание че­ловека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосоз­нание в этом случае выражается как бы «не­явным» образом.

С этим интересным явлением связан ряд любопытных фактов восприятия. Приведем в этой связи следующий пример. Когда человек касается рукой предмета, он чувствует сам предмет, а не свою руку. Осязательное вос­приятие говорит о внешнем предмете, а не о самом человеке. И лишь на «заднем плане» сознания человек переживает акт собствен­ного касания и локализует его на кончиках собственных пальцев (это и выступает как элементарная форма самосознания). В том случае, если человек трогает предмет не ру­кой, а палкой, осязательное восприятие опять-таки относится к самому предмету, а не к ис­пользованному средству — палке. Последняя уже не попадает в фокус сознания, а оказыва­ется на его периферии и переживается вос­принимающим человеком как непосредствен­ное продолжение его тела. В этом случае ощу­щение воздействия предмета на человека (вы­ступающее в данном случае как своеобразная элементарная форма самосознания) любопыт­ным образом переживается человеком как ло­кализованное уже не на кончиках его паль­цев, а на конце палки или зонда.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предме­том специальной аналитической деятельнос­ти субъекта, носят название рефлексии. Важ­но отметить, что рефлексия — это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня раз­вития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности все­гда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некото­рые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать от­чет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заг­лянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отка­заться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происхо­дит изменение и развитие индивидуального сознания.

Не следует, однако, думать, что образ са­мого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен сво­ему предмету — реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно ве­лика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных фор­мах самосознания, самостроительстве, само­определении личности.

Казалось бы, что может быть элементар­нее простого самопереживания, выраженно­го в утверждении «мне больно»? Однако об­ратим внимание на то, что обычно осознание собственной боли связано с определенной локализацией этого переживания, и эта лока­лизация иной раз бывает ошибочной (что зна­комо каждому, у кого, например, болели зубы). Если в сознании человека всплывает какой-то образ, то он пытается определить его, то есть выяснить, о чем он говорит, к какому конкретному лицу или событию жизни отно­сится. Нередко человек ошибается в осмыс­лении отдельных образов: например, ошибоч­ной локализует в пространстве и времени предмет того или иного воспоминания, невер­но соотносит данный образ с тем или иным лицом и т. д.

Если же человек пытается рефлективно осознать особенности своей личности, ос­мыслить себя в целом, то возможность ошиб­ки еще больше. Дело в том, что человек в це­лом не открывается себе в акте индивидуаль­ной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально зна­чимых поступках. Последние наиболее адек­ватно могут быть поняты как раз другими. Другой человек, судящий о данном человеке извне, нередко может лучше понять его, чем последний понимает сам себя. В той мере, в какой человек учитывает объективную оцен­ку себя, возникающую в процессе коллективной деятельности и взаимоотношений с дру­гими людьми, он и сам может судить о себе более точно.

Важно, однако, подчеркнуть, что самосоз­нание не только возникает в процессе совмес­тной деятельности и общения с другими людь­ми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но что оно постоян­но проверяется, корректируется, исправляет­ся и развивается в ходе жизни человека в сис­теме межчеловеческих отношений.

Это относится и к таким феноменам созна­ния, которые не просто выражают субъектив­ные состояния того или иного индивида, а претендуют на общезначимость и существу­ют в объективированной, отделенной от кон­кретного индивида форме, в форме книг, кар­тин, скульптур и т. д., то есть в форме культу­ры. Дело в том, что тот смысл, который автор вложил в то или иное произведение (а этот смысл и выступает как рефлексия автора над тем, что он сделал), может не совпадать с тем объективным смыслом, который заложен, ре­ально имеется в этом произведении, но был выявлен не автором, а умным читателем, кри­тиком, интерпретатором.

Итак, феномен самосознания, который ка­жется чем-то очень простым и самоочевид­ным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим но­сителем, развивающимся и изменяющимся в процессе включения человека в систему кол­лективной практической деятельности и меж­человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функ­ции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и лич­ностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исто­рически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Веч­ный» не в смысле невозможности доказатель­ного его решения, а в том смысле, что разви­тие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно услож­няют и изменяют конкретные формы отноше­ния сознания и бытия и ставят множество про­блем перед философской мыслью.

Место сознания в структуре бытия не мо­жет быть преуменьшено. Его следует пони­мать как нечто работающее, соучастное бы­тию, существенное для жизни, а не как нечто эпифеноменальное, существующее вне и над жизнью. Сознание проявляет себя не только в отношении к действительности. Оно есть и отношение в действительности, то есть оно есть и реальное дело. Очевидно, что между этими двумя ведущими типами отношений к миру имеются не только существенные раз­личия, но и реальные противоречия, преодо­ление которых отнюдь не просто, как не про­сто преодоление противоречий между созна­нием и деятельностью, мыслью и словом, словом и делом. Единство сознания и деятель­ности, о котором говорят психологи, не дано, а задано. Оно должно быть построено. Точ­нее, оно должно строиться постоянно.

Важно отметить, что сознание, деятель­ность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающее­ся и не очень легко дифференцируемое един­ство. Конечно, можно и нужно изучать каж­дый из этих феноменов отдельно. Однако надо всегда иметь в виду целое, то есть чело­века и его место в мире. В этом целом в каче­стве ведущего фактора на разных этапах раз­вития может выступать либо деятельность, либо сознание, либо личность. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опос­редствующего звена между деятельностью и личностью.

Если перейти от познавательного плана рас­смотрения проблем сознания к социотехническому (проективному, формирующему) и цен­ностному, то совершенно очевидно, что обще­ству необходима не всякая деятельность, непустой активизм, а деятельность квалифици­рованная, целенаправленная, целесообразная, произвольная, сознательная. Равным образом обществу необходима не просто эмпирическая человеческая индивидуальность, а личность, обладающая мировоззрением, убежденная, самостоятельная, имеющая власть над собой и над деятельностью, способная к совершению свободных действий — поступков, словом, обладающая сознанием. Общество не удовлет­воряет созерцательное, бездеятельное созна­ние, равно как и безличное (и безличностное), равнодушное понимание, знание, то есть так называемая сознательность или «умозрение жизни» частного индивида. Поэтому-то «со­знание» — не просто эпитет, используемый применительно к понятиям «деятельность» и «личность», оно должно составлять их сущ­ностное свойство, входить в их определение. Хотя общество, казалось бы, всегда апеллиру­ет к сознанию, тем не менее его реальные вос­питательные, организационные и другие меры направляются на деятельность и на личность. Качество и действенность таких мер опреде­ляется тем, насколько в них учитывается вся полнота триады: деятельность, сознание, лич­ность. Эта триада как предмет специально по­строенного исследования, как социотехнический и психотехнический объект развития и формирования связывает обществоведение и человековедение, которые друг без друга оди­наково беспомощны в решении насущных практических социальных проблем. Действен­ное и действующее сознание является очень важным положительным фактором развития общества и его институтов. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле че­ловеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание оста­ется узким, ограниченным, неразвитым, несо­вершенным.

Имеется целый ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и вос­питательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализа­ция личности. Что означает расширение со­знания? Сознание нельзя полностью свести ни к одному из целого ряда условно выделя­емых и представленных ему миров: к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, во­ображения, культурных символов и знаков; к миру производительной предметно-прак­тической деятельности. Еще меньше его можно свести к миру предметов, созданных в результате такой деятельности, в том чис­ле орудий и средств новейшей информаци­онной технологии. Сознание не только рож­дается и присутствует в этих мирах. Оно может метаться между ними, погружаться в какой-либо из них; подниматься или витать над всеми ними; сравнивать, оценивать, су­дить их. Оно может судить и самое себя. Вот почему так важно, чтобы все эти миры, вклю­чая и мир сознания, были открыты ему. Именно в этом случае сознание будет обла­дать не только рефлексивными, но и бытий­ными чертами. Оно сможет осторожно и вместе с тем решительно вмешиваться в бы­тие, преодолевать слепые или, как говорил В. И. Вернадский, бессознательные устрем­ления науки и техники, породившие огром­ное число глобальных проблем современно­сти. Для их решения человечеству нужно планетарное, вселенское, или же подлинно культурное сознание, сравнимое с мощью технократического мышления. Исследование и формирование такого сознания — это вы­зов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого (возмож­но, утраченного) сознания философия и на­ука должны обратиться к культуре, мифу, религии, политике и, конечно, к своей соб­ственной истории, где возникали представ­ления о ноосфере, о власти Разума.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 377 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.