Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественная природа сознания




Мы уже знаем, что движущие, определяю­щие факторы возникновения и развития форм регуляции поведения следует искать в специ­фических типах взаимоотношения, взаимо­действия живых организмов с окружающей действительностью. Каков тип бытия в мире этих организмов, таковы и формы регуляции поведения, выступающие в качестве необхо­димого средства и условия вписывания этих систем в мир. Информационное взаимодей­ствие возникает у живых организмов, способ­ных к самосохранению и самовоспроизвод­ству, психика — у животных, которые спо­собны осуществлять ориентировочную дея­тельность во внешнем мире и активно решать возникающие в связи с этим задачи. Этот принципиальный философско-методологический подход к анализу форм регуляции и управления поведением распространяется и на человеческое сознание, несмотря на его несомненное качественное отличие от гене­тически предшествующих ему форм регуля­ции и управления.

Применительно к сознанию этот подход означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, выступает специфически че­ловеческий способ бытия в мире, взаимодей­ствия с миром. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает свое «неорганическое тело», «вторую природу», орудия и средства производства, специфически человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной орга­низации, короче говоря, созидает культуру. Опыт этого созидания и составляет содержа­ние тех характерных для общественно разви­того человека и отличающихся от психики животного форм регуляции взаимоотношений с миром, которые образуют человеческое со­знание.

Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием куль­туры на основе практически-преобразова­тельной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности. Поскольку эти навыки, способы, нормы спе­цифически человеческой деятельности име­ют общественную природу, возникают, осу­ществляются и воспроизводятся в совместной деятельности людей, постольку закрепляю­щие их формы сознания также всегда носят социальный характер, возникают как своеоб­разные «коллективные представления». Эти «коллективные представления» (термин французского социолога и философа Э. Дюркгейма) должны быть освоены отдельными индивидами в процессе их воспитания, при­общения к достигнутому их обществом типу и уровню культуры. Сознание как специфи­чески человеческая форма регуляции и управ­ления взаимоотношением с миром существу­ет, таким образом, в двух формах, в двух, так сказать, ипостасях. Во-первых, оно предпо­лагает наличие «коллективных представле­ний», фиксирующих накопленный опыт куль­туры и образующих содержание таких социо­культурных систем, как мировоззрение, иде­ология, мораль, наука, искусство, которые обычно и именуются системами общественного сознания. Во-вторых, содержание «кол­лективных представлений» этих систем дол­жно быть сделано достоянием внутреннего мира реальных конкретных людей, «интериоризировано» (усвоено) ими, как говорят пси­хологи, и стать субъективной реальностью их мироотношения.

Эта двухуровневость, двуслойность созна­ния, обусловливаемая опосредствованным отношением людей как к внешнему миру, — природному и социальному, — так и к свое­му внутреннему ментальному миру, включен­ностью людей в культуру, составляет харак­терную специфику мироотношения человека, которая отличает его от животного. Необхо­димо подчеркнуть, что реальность сознания, его бытие — а сознание, несомненно, пред­ставляет собой реальность бытия людей (в этом смысле употребляют термин «бытийный характер» сознания), — обязательно предпо­лагает оба этих уровня. Без заданности «коллективных представлений», входящих в со­став социокультурных систем, невозможно развитие сознания на индивидуальном уров­не, а без выхода на уровень реального миро­отношения конкретных людей невозможна передача и творческое развитие аккумулиру­емого в нормах сознания социокультурного опыта. При этом надо иметь в виду, что, хотя, как отмечалось выше, с термином «обще­ственное сознание» зачастую связывают толь­ко социокультурные системы типа мировоз­зрения, идеологии, морали, науки, сознание, как оно существует на индивидуальном уров­не, также имеет общественную природу, по­скольку, во-первых, оно задается социокуль­турным опытом, а во-вторых, что не менее важно, само освоение этого опыта, фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает опреде­ленное общение людей, их кооперацию. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию «коллективных представлений» общественного сознания по­стольку, поскольку они реально участвуют в совместной социокультурной деятельности.

Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения ее к общественному сознанию и формирования в результате этого приобщения индивидуально­го человеческого сознания заключается, та­ким образом, не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений обще­ственного сознания, а в их активном включе­нии в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности.

Закрепление, фиксация в сознании плана совместной деятельности, ее целостности яв­ляются необходимым условием устойчивого воспроизводства выработанных способов со­вместной деятельности. Без их закрепления в виде определенных представлений, норм и ус­тановок сознания, регулирующих, программи­рующих отношение общественно развитого человека к внешнему природному и социаль­ному миру и к самому себе, оказывается невоз­можной совместная деятельность людей в од­ном поколении, а также передача опыта куль­туры от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как условие програм­мирования специфически человеческой коллек­тивной совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, вы­рабатывая некоторые схемы, «матрицы» вос­производства накопленного человечеством опы­та. Реальное бытие людей в социокультурном пространстве и времени невозможно без соот­ветствующих норм общественного сознания. Для того чтобы определенный опыт бытия, реального отношения людей к миру мог вос­производиться и стать действительным опы­том культуры, он должен быть зафиксирован и освоен в соответствующих формах созна­ния. Сознание в этом смысле не является не­кой внешней «надстройкой» над реальным мироотношением людей, оно встроено в это мироотношение, является необходимым фак­тором его осуществления. Всякое реальное поведение людей, носящее характер некоторо­го акта культуры, предполагает проработку это­го акта в сознании, превращающую содержа­ние данного поведенческого акта в норму куль­туры. Так, скажем, практика запрета брачных отношений внутри родовых коллективов в пер­вобытных обществах (так называемая экзога­мия) получает свою проработку и закрепление в виде представлений о происхождении всех членов рода от одного мифического тотемно­го предка.

Таким образом, сознательное программи­рование человеческой жизнедеятельности предполагает, что к проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на опреде­ленные нормы сознания, в которых закреп­лен, отражен опыт культуры — производ­ственный, познавательный, нравственный, опыт общения и т. п. Человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осу­ществляя оценку ситуации, человек вынуж­ден фиксировать свое отношение к ней и тем самым выделять себя как субъекта такого от­ношения, осознавать себя в качестве таково­го. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъек­та соответствующего ей активного отноше­ния к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы регуляции отношений к действительности. Субъект сознания не просто вписывается в ситуацию благодаря давлению на него фак­торов, определяющих эту ситуацию, он спо­собен отнестись к ситуации «извне», вклю­чить ее в более широкий контекст рассмотре­ния, различая рамки ситуации, собственную позицию и возможности для своего действия в данной ситуации.

Эта возможность подойти к ситуации «из­вне» и включить ее в более широкий контекст рассмотрения является основой сознания как специфического типа освоения действитель­ности. Она коренится в особенностях реаль­ного бытия человека, его реального взаимо­действия с миром. На основе и в процессе этого взаимодействия человек преодолевает биологическую непосредственность отноше­ния к природе, биологическую слитность с «экологической нишей» и опосредствует от­ношение к заданной действительности со­зданным им миром культуры. Взгляд созна­ния на мир — это всегда взгляд с позиций данного мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характер­ное для всех видов сознания — теоретичес­кого, художественного, нравственного и т. д. — своеобразное удвоение отражения: фикса­ция непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного освоения действительности; его нормы, установки, позиции всегда заключают в себе определенное отношение к действительности, некоторое представление о должном, если пользо­ваться специальным философским термином.

Программируя целенаправленное активное отношение человека к миру, мобилизуя его на преобразующее реальное действие, сознание охватывает всю полноту сущностных сил человека, оно стимулирует все его возможности, настраивая и перестраивая его психику. Нормы и представления сознания носят об­щественный характер как по своему проис­хождению, так и по способу функционирова­ния (функция программирования совместно­го действия, социальная память). Работа же с этими нормами сознания и в этих нормах, задаваемых социумом и его культурой, соот­ветствующим образом формирует индивиду­альную психику, развивает высшие психичес­кие функции, специфичные именно для че­ловека, — мышление, память, волю, эмоции.

Как показывают исследования по психоло­гии, по истории культуры, формирование воли в качестве индивидуальной психической спо­собности к самоуправлению по своему про­исхождению связано с воспитанием способ­ности руководствоваться общественно выра­ботанными нормами сознательного поведе­ния. Вписывая свое поведение в систему общения и совместной деятельности с дру­гими людьми, руководствуясь существующи­ми здесь коллективными нормами, человек развивает в себе способность управлять и ре­гулировать свое поведение уже самостоятель­но, независимо от какого-либо непосредствен­ного внешнего воздействия. Рациональное мышление как форма психической деятель­ности также появляется в виде способности смотреть на мир «глазами общества», через призму выработанных им абстракций и понятий. Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человечес­кие чувства, как любовь, дружба, сопережи­вание другим людям, гордость, стыд и т. д. также воспитываются под воздействием норм и идеалов общественного сознания в процес­се развития культуры человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определен­ного отношения к этому миру, человек с са­мых ранних этапов существования культуры вынужден в своем сознании так или иначе вписывать себя в мир, прорабатывать свое отношение к нему, что является основой раз­вития самосознания.

Говоря о развитии индивидуального созна­ния, стимулируемом воздействием социо­культурных факторов, необходимо в то же время учитывать, что психика человека вов­се не является неким пассивным экраном, за­печатлевающим внешние эффекты, как иног­да интерпретируют процесс интериоризации, то есть буквально «овнутрения» социокуль­турных норм. На самом деле интериоризация — это активная самостоятельная работа, спе­цифика которой определяется имеющимися индивидуальными задатками психики от­дельного человека, особенностями мотивационно-смысловой сферы индивида, формами его общения с окружающими и т. п. Каждый человек формирует и развивает свой не­повторимый «образ мира» — понятие, вве­денное видным отечественным психоло­гом А. Н. Леонтьевым. Современные психо­логи подчеркивают, что «образ мира» возни­кает как целостное интегральное личностное образование, задающее мировосприятие ин­дивида. Этот «образ мира» функционально и генетически первичен по отношению к лю­бому конкретному образу или чувственному восприятию. Любая информация, получаемая человеком, в том числе и восприятие социо­культурных норм, аккумулируемых в обще­ственном сознании, преломляется через ин­дивидуальный «образ мира», осваивается как компонента этого целостного интегрального образования. Именно активность и вариабель­ность индивидуального мировосприятия в самом широком смысле этого выражения, включая и особенности индивидуальной па­мяти, и работу воображения, и ценностно-смысловые предпочтения и установки, и от­тенки эмоционального отношения к миру, создают специфические предпосылки освое­ния социокультурного опыта сознания, что в конечном счете и открывает возможности индивидуального творчества в культуре, а также развития сознания благодаря этому индивидуальному творчеству.

Выступая в качестве компоненты индиви­дуальной психики человека, сознание — и в этом своем качестве оно становится преиму­щественно предметом психологии — оказы­вается связанным прежде всего с возможнос­тями контроля и управления личностью сво­им поведением, способностями самоотчета, артикуляции идеального плана и предпосы­лок своей деятельности, превращения тем самым своего отношения к миру, в том числе и к своему собственному внутреннему миру, в предмет работы рефлексии. Связывая поня­тие сознания с этими способностями само­контроля и рефлексии, следует выделять в индивидуальной психике уровни сознатель­ного (осознаваемого и осознанного), неосоз­наваемого и бессознательного. Различие меж­ду двумя последними уровнями обычно про­водят по степени скрытости психического содержания, сложности его выявления. Не­осознаваемое может достаточно легко стать осознанным при специальной установке на его выявление (например, скрытые посылки логического рассуждения, так называемые неявные леммы в математическом доказатель­стве или практические автоматизированные операции, требующие при определенных об­стоятельствах специального самоконтроля). Бессознательное же в классическом психоана­литическом истолковании представляет собой нечто в принципе скрытое от сознания, выяв­лению чего психика активно сопротивляется; их примером выступают фобии и комплексы, выявление и устранение которых требует спе­циальной психотерапевтической техники. Существенным недостатком классического рационализма был чрезмерный оптимизм в отношении прозрачности для рефлексии и самоконтроля глубинных слоев психики. Со­знательное в нашей психике, связанное с воз­можностями рефлексивного самоконтроля, критического отношения к своему поведению и возможностями управления им, находится в достаточно сложных и напряженных, а не­редко драматических взаимоотношениях с теми элементами и слоями сознания, которые с трудом поддаются, а нередко и активно со­противляются его критико-рефлексивным установкам. Но, ясно представляя себе огра­ниченность классического рационализма, не­обходимо помнить, что именно способность управлять собственным поведением, органи­чески связанная со способностью прорывать­ся на новые уровни бытия, является непрехо­дящим достижением человека, непреложной ценностью его культуры, что позволяет рас­сматривать сознание как высшую способ­ность человеческого духа, как космический фактор. Наш выдающийся психолог и фило­соф С. Л. Рубинштейн писал: «Вселенная с появлением человека — это осознанная, ос­мысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека... Осознанность и деятельность выступают как новые способы существования в самой Вселенной, а не как чуждая ей субъективность моего сознания»1.

Сознание и язык

Содержание сознания, вырабатываемое в процессе совместной деятельности людей и выражающее их социокультурный опыт, дол­жно быть проявлено, воплощено в объекти­вированной предметно-вещественной форме, существующей независимо от отдельных ин­дивидов. Двуслойность, двухуровневость су­ществования сознания, о которой говорилось выше, предполагает и двойственность фор­мы его выражения. Наряду с кодированием, воплощением содержания сознания в соот­ветствующих нейродинамических структу­рах индивидуальной психики информация о социокультурном опыте, передаваемая, транслируемая от поколения к поколению, должна быть задана людям в виде реальнос­ти, «грубо, зримо» представленной их лич­ностному восприятию.

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфичес­ки человеческой формы освоения мира нераз­рывно связано прежде всего с возникновением и развитием разговорного языка как мате­риального носителя, воплощения норм созна­ния. Только будучи выражено в языке, кол­лективно вырабатываемое сознание выступа­ет как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком содержание коллективных представлений со­знания может быть выражено, объективиро­вано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае, так же как и разговор­ный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный пред­мет выполняет знаковую функцию, или фун­кцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание созна­ния, становится носителем определенной со­циокультурной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Отдельные знаки входят в некоторые знаковые (или семиотические) системы, подчиняющиеся определенным пра­вилам построения и развития. Таковы знако­вые системы естественного (разговорного или письменного) языка, искусственных язы­ков науки, знаковые системы в искусстве, мифологии, религии. Говоря о знаке, надо, таким образом, четко различать его инфор­мационно-смысловой аспект, воплощенную в знаке социокультурную информацию, его смысл и значение и материальную форму, «оболочку», «плоть» знака, которая является носителем определенной социокультурной информации, смысла, значения. Так, опреде­ленными смыслами или значениями облада­ют выражения разговорной речи, которые как материальные предметы представляют собой сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе ку­сок ткани, когда он является флагом или зна­менем. Глубокий смысл для религиозного со­знания воплощают предметы культа, кото­рые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Все эти смыс­лы существуют постольку, поскольку в них выражается определенная идея националь­ного, государственного, религиозного и т. л, сознания.

 


 


'Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 327.


Важно понять, что знак является знаком именно в единстве обеих этих сторон. Не су­ществует знака без его материи, плоти, пред­метно-вещественной оболочки. Но было бы серьезной ошибкой сводить знак к последней. Знак является функциональным образовани­ем, он становится знаком, поскольку его ве­щественная реальность приобретает знако­вую функцию. Ясно, что знаковую функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в контексте определенной культуры. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключа­ет в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному об­ществу или культуре, как обычный матери­альный предмет с обычными пространствен­ными, энергетическими, цветовыми и т. п. свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное смысловое значение в архитектонике храма.

Степень связи материальной природы зна­ка с выражаемым им смысловым содержани­ем может быть весьма различной и варьиро­ваться в достаточно широком диапазоне. Ха­рактеризуя знак и стремясь подчеркнуть его отличие от образа, зачастую в качестве спе­цифического признака знака отмечают отсут­ствие сходства, подобия материи знака и той реальности, на которую этот знак указывает. Это верно, однако, только для так называе­мых искусственных знаков, скажем, когда буквами алфавита обозначаются физические величины в математических формулах. Одна­ко сходство или подобие материи знака и вы­ражаемого им содержания вовсе не противо­показано знаку. В предельном случае единич­ный предмет данного класса может стать зна­ком для обозначения других предметов этого класса — например, экземпляр товара, выс­тавленный в витрине магазина, является зна­ком наличия этого товара на прилавке. Суще­ствует далее обширный класс так называемых иконических знаков (от греч. «икона» — об­раз), когда такой вещественной однороднос­ти, как в приведенном примере с товаром в витрине и на прилавке, нет, но существует


момент физического подобия, наглядно вос­принимаемого соответствия знака и обозна­чаемого — скажем, различные схемы, позво­ляющие ориентироваться на местности или в помещении. Весьма распространены изве­стные комбинации условности и иконичнос­ти знака — например, дорожные знаки. Кста­ти, знаки письменности, буквы алфавита, ко­торые приводятся обычно в качестве приме­ров условных знаков, генетически восходят к иконическим знакам — рисункам. Скажем, начальная буква нашего и других родствен­ных ему алфавитов «А» восходит к иконическому знаку, обозначающему на языке фини­кийцев, которые и были родоначальниками всех этих алфавитов, голову быка — звук «А» входил в слово, обозначавшее быка на фини­кийском языке. Своеобразную знаковую фун­кцию в истории культуры осуществляют кол­лективные действия, имитирующие, «проиг­рывающие» жизненные ситуации, культовые религиозно-мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл (скажем, боевая или охот­ничья пляска мужчин первобытного племе­ни). В общем, принципиально важным явля­ется вопрос не о физическом подобии знака и обозначаемого или об отсутствии такового, а о наличии функции означения одной реаль­ностью другой, в результате чего в данной системе культуры осуществляется передача известной социокультурной информации, из­вестного содержания сознания об определен­ной реальности на основе восприятия другой реальности.

Своеобразную форму таких движений в смысловом содержании сознания представля­ет работа сознания с символами. Символы всегда связаны с некоторым образом, что от­личает их от абстрактных идей, теоретичес­ких понятий. Вместе с тем если смысл обра­за нацелен на воспроизведение сознанием именно данной реальности в ее определен­ности и специфичности, то символ через об­раз данной конкретной реальности указыва­ет на некое связанное с ней содержание, воп­лощаемое в определенной конкретике, но не­сводимое к ней. Скажем, образ льва нацелен на то, чтобы зафиксировать своеобразие это­го зверя, отличая его от других родственных ему хищных животных. Но представление о льве, не теряющее своей образности, может приобретать символическое значение, симво­лический смысл, указывая на силу, мужество, агрессивность как некие глубинные реально­сти, воплощенные в этом живом существе. Иными словами, через непосредственную конкретность в символе «просвечивает», про­является некоторая более широкая или более глубокая реальность, представителем, прояв­лением, воплощением которой выступает дан­ная конкретность.

Символ, символизация, символическое со­знание имели и имеют исключительно важ­ное значение как в истории культуры, так и на современном ее этапе. Исключительно важную роль играли символы в возникнове­нии культуры и на ранних фазах ее существо­вания. Все архаические сознания, вся мифо­логия пронизана символами. Без символизма нельзя представить себе искусство, теорети­ческое сознание, в том числе и наука, так или иначе связано с символизмом. В частности, всегда можно проследить генетические свя­зи исходных теоретических понятий с сим­волами, значение символического сознания для подвижности, «открытости» научного мышления. Весьма велика роль символизма и в практическом сознании. Скажем, доста­точно ясна мобилизующая роль символов в общественных движениях, в государственном строительстве (в частности, символика зна­мен, флагов, гербов, эмблем и т. п., в которой, несмотря на значительный налет условной знаковости, все-таки проглядывает глубинное смысловое содержание).

Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определен­ное содержание сознания, носят идеальный характер. Как и идеальность психического образа, идеальность смысла и значения зна­ков, знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу дей­ствия людей, воспринимающих этот смысл и значение в данной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитек­тор, или же чертеж машины, которую собира­ется создать конструктор, — реальные мате­риальные листы бумаги. Однако, кроме того, в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания.

Понятие идеальности как раз и характе­ризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, служащего программой для реальных действий людей. Поскольку нечто воспринимается как знак или символ, обладающий известным смыслом и значени­ем только в системе определенной культуры, содержание сознания, закрепляемое в смыс­ле и значении, является субъективным, или субъектной реальностью, лишь для предста­вителей данной культуры. Скажем, чертеж машины включает в себя идеальное содержа­ние только для технически образованных людей, способных прочитать этот чертеж и воплотить его смысл в объективную реаль­ность. Эта способность выступает как не­которая субъектная реальность, наличие которой является особенностью данных субъектов. Аналогично, скажем, идеаль­ность картины или статуи как художествен­ного произведения, воплощенного во вполне реальном материале, представляет собой не­которую субъективную реальность для людей. способных воспринять, «распредметить» то смысловое содержание, которое воплощено в статуе или картине. Специфика идеальнос­ти образов и норм общественного сознания, его смыслов и значений по сравнению с иде­альностью психических индивидуальных об­разов заключается в том, что первые созда­ются в процессе совместной деятельности людей и воплощаются в социокультурных се­миотических системах, в артефактах культу­ры. Реальность смыслов и значений, выражен­ных в социокультурных семиотических сис­темах, выступает поэтому прежде всего как реальность коллективной субъектности но­сителей определенных культурных навыков А субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соот­ветствующей культуре.

Сознание возникает в практической дея­тельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства. Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры яв­ляется разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого, духовного, производ­ства. В свою очередь, в духовном производ­стве, производстве норм и представлений со­знания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.

Самосознание

Структура и формы самосознания

Предметность и рефлексивность самосознания

Сознание предполагает выделение субъек­том самого себя в качестве носителя опреде­ленной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являют­ся необходимым компонентом всякого созна­ния, образуют разные формы той специфи­ческой характеристики человека, которая име­нуется самосознанием.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 657 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.