Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постановка проблемы сознания в философии




Глава 5

Сознание

• Постановка проблемы сознания в философии

• Информационное взаимодействие как генетическая
предпосылка сознания

• Сознание как необходимое условие воспроизводства
человеческой культуры

• Самосознание

 

Постановка проблемы сознания в философии

Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания пред­полагает очень широкий спектр вопросов, ко­торый становится предметом исследования не только философии, но и специальных гумани­тарных и естественных наук: социологии, пси­хологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информати­ки. Рассмотрение отдельных аспектов созна­ния в рамках этих дисциплин всегда опирает­ся на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углуб­ление собственно философской проблемати­ки сознания. Так, скажем, развитие современ­ной информатики, создание «думающих» ма­шин, связанный с этим процесс компьютери­зации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих воз­можностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его со­знания с современной компьютерной техни­кой. Острые и актуальные вопросы современ­ного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-тех­нического прогресса и природы, проблемы вос­питания, общения людей и т. д. — короче го­воря, все проблемы современной обществен­ной практики оказываются органически свя­занными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении созна­ния человека к его бытию, вопрос о включен­ности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предостав­ляет человеку сознание, и о той ответственно­сти, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразователь­ная деятельность как специфическая форма че­ловеческого отношения к миру с необходимо­стью предполагает в качестве своей предпо­сылки создание «идеального плана» этой ре­альной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окру­жающей социальной и природной действитель­ностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфичес­ким условием, средством, предпосылкой, «ме­ханизмом» вписывания человека в эту целост­ную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосыл­кой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как це­лого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя сис­теме. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществ­ление обнажает новые «незапрограммирован­ные» слои реальности, открывает новую факту­ру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие чело­века постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказы­вается богаче содержания исходных представле­ний сознания. Вместе с тем это расширение «бы­тийного горизонта» осуществляется в деятельно­сти, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включеннос­ти человека в целостность неживой и живой при­роды, то сознание выступает как свойство высо­коорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические исто­ки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения жи­вых существ к среде, в рамках которых в каче­стве их «обслуживающих механизмов» возни­кают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществ­ляются процессы психики и сознания—нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяю­щим фактором в развитии этих телесных орга­нов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание — не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения обще­ственно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то созна­ние с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти про­цессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской состав­ляют содержание сознания как специфичес­кой формы отражения. Это содержание и зак­репляется в их индивидуальной психике.

С сознанием в широком смысле слова, ко­нечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм само­сознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную само­стоятельность. Однако понять его происхож­дение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 517 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2474 - | 2394 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.