Понятие биоэтики
Термин «биоэтика» или этика жизни предложен В.Р. Поттером в 1969 году. Предметом изучения биоэтики являются моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Тысячелетиями существовала в нашей культуре тесная связь этики и медицины.
Медицина - наука о болезнях человека и их лечении.
Этика - учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали. Слово «этика» произошло от греческого ethos - обычай. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики. Этика не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.
Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.
Нравственность - это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, технике). Это код человеческих отношений, запрещающий следовать злу. Нравственность должна быть глубоко усвоена человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира.
Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.
Понятие «мораль» - это совокупность принципов и норм поведения людей в обществе. Каждый поступок человека является результатом взаимодействия его права («природы», «свободы») и моральных норм («долга», «обязанностей» и т. д.).
Человек морален, если соответствует нормам общества. Тогда нравственное поведение становится органичным. Для него и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Это «внутренний голос» человека, который помогает упорядочить поступки, страсти, силы и помогает жить нравственно.
Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является Этический Кодекс медицинской сестры России.
Нравственный долг - это категория морали, который не следует отождествлять с наукой о должном - деонтологией, имеющей более узкое содержание.
Врачебный долг - это комплекс исторически сложившихся норм и требований, регулирующих отношения врача и больного, врачей между собой, врача и. общества.
Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали - гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой - гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и в других документах, хотя врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина - когда врач устраняется от медицинской помощи больному, если не получает за нее гонорара).
На протяжении 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации. Разновидностью этики является биомедицинская этика. Она выполняет социальную функцию защиты личности медицинского работника, его права поступать не только по закону, но и по совести, выполняя свой профессиональный долг.
Сегодня «биомедицинская этика» существует в четырех формах или моделях:
1. Модель Гиппократа. Основной принцип этой модели - «не навреди». Врач завоевывает социальное доверие пациента. Принципы врачевания, заложенные отцом медицины Гиппократом (460-377гг.), лежат у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», которая и сегодня актуальна.
2. Модель Парацельса (1493 -1541гг.) - «Делать добро», сложилась в средние века. Основное значение имеет эмоциональный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс.
3. Деонтологическая модель или врачебная этика, которая возникла в 1840 г. (автор Петров). Основным принципом является «нравственная безупречность», «соблюдение долга». Она базируется на строжайшем исполнении «кодекса чести», устанавливаемого медицинским сообществом, а также собственным разумом врача для обязательного исполнения.
4. Биоэтика - современная форма традиционной биомедицинской этики, основным принципом которой является принцип «уважения прав и достоинства человека».
Биоэтика представляет собой важную точку философского знания, связанного с грандиозными изменениями в технологическом оснащении современной медицины, возникновении науки генной инженерии, трансплантологии, появлении оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Сегодня существуют этические проблемы аборта, зачатия, искусственного оплодотворения, клонирования, сексологии, эвтаназии. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, родственниками пациента, перед средним медицинским персоналом. В отличие от деонтологической этики, где речь идет об осторожных высказываниях при пациенте «о завоевании доверия», «о ровном, спокойном, разумном поведении врача, заботливом, внимательном к пациенту», в биоэтике основным становится конфликт прав, в данном случае «права плода на жизнь», правом женщины на аборт (прерывание беременности), правом на эвтаназию (буквально «добрая, хорошая смерть»). Здесь правовое сознание пациента «права на доступную смерть» вступают в противоречие с правом личности врача исполнить не только профессиональное правило - «не навреди», но и заповедь - «не убий».
В современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными нравственными последствиями этого для человеческой популяции в целом.
Сегодня медицина стремится сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней, но всегда на пути стоят люди, движимые жаждой власти и зараженные тоталитарной идеологией. Поэтому и возникла такая форма медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Это меняет основной вопрос медицинской этики - вопрос об отношении врача и пациента. Неоспоримый приоритет врача в решении проблем пациента сегодня во многих странах не существует.
ТИПЫ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Венгерский психолог И.Харди обратил внимание на особенности различных типов медицинских сестер, с тем чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.
Сестра-рутинер (робот). Большинство медицинских сестер относятся к этому типу. Наиболее характерной чертой таких сестер является механическое исполнение своих обязанностей. Они выполняют порученные задания с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, ловкостью и умением. Однако действуя строго по инструкции, такие сестры не вкладывают в свою работу душу, работают подобно автомату. Они воспринимают пациента как необходимое приложение в инструкции по его обслуживанию, их взаимоотношения с больным лишены эмоционального сочувствия и сопереживания. Именно такая медицинская сестра способна разбудить спящего больного, чтобы в назначенное время дать ему снотворное.
Сестра, играющая заученную роль. Поведение такой сестры отличается неестественностью, наигранностью. Она как бы исполняет заученную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Такая сестра начинает играть роль благодетельницы. Ее поведение становится искусственным, показным. Неестественность в общении мешает ей устанавливать контакты с людьми, поэтому такая сестра должна сама пройти курс коррекции неадаптивной формы своего профессионального поведения, четко определить профессиональные цели, выработать адекватный стиль общения с пациентом.
«Нервная» сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с пациентами. Часто можно видеть хмурую с обидой на лице сестру среди ни в чем не повинных пациентов. В лечебном учреждении не должно быть медицинских сестер с таким типом непрофессионального поведения. Это свидетельствует о некачественном профессиональном отборе кадров, огрехах в работе администрации. «Нервная» сестра — это патологическая личность либо человек, страдающий неврозом.
Сестра с мужеподобной, сильной личностью. Больные уже издали узнают ее по походке или зычному голосу, побыстрее стараются привести в порядок свои тумбочки и кровати, убрать лишние вещи. Такую сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом.
При недостатке культуры, образованности, более низком уровне развития сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с пациентами.
Сестра материнского типа. Такая сестра выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких сестер - неотъемлемое условие жизни. Забота о пациентах является жизненным призванием. Часто и их личная жизнь пронизана заботой о других, любовью к людям.
Сестра-специалист. Такие сестры благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и получают специальное назначение. Иногда это фанатики своей узкой деятельности, не способные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся.