Сегодня, в связи с последним докладом[7], должны последовать несколько афористичных замечаний о развитии различных рас. Но прежде следует обратить внимание на некоторые вещи, причины которых указываются лишь в некоторых книгах.
Так называемые законы питания в различных культурах кажутся вначале очень произвольными. Однако они не таковы, они рождены из знания и мудрости. Мы должны, однако строго учитывать, что наше современное человечество совершенно не в состоянии следовать этим вещам в том виде, в каком мы хотим их сегодня обсудить. Однако позднее они дадут нам некоторые основы для определенных законов социальной жизни. Следовательно, никто не должен думать, что кто-то может сразу же стать адептом благодаря тому, что он перейдет к вегетарианству и так далее.
У восточных народов существует в целительстве определенное направление, в котором соответствующие врачи придают самое большое значение питанию своего собственного физического тела. Там, где еще существует древняя спиритуальная жизнь, существуют люди, которые стали целителями древним способом, тем, что они питались исключительно молоком. Они ясно представляют себе, что, поскольку они исключают все остальное, они приобретают физически исцеляющие силы, в особенности для исцеления так называемых душевных заболеваний[8]. У них существуют свои особенные обряды. Они совершенно точно знают, если они употребляют только молоко, они развивают определенные силы.
Мы хотим уяснить себе, на какой интуиции это основывается. Эту глубокую интуицию мы можем понять следующим образом. Мы знаем об определенном процессе в человеческом развитии. В середине лемурийского периода[9] первоначальное человеческое раскололось на восходящее человеческое и животное. С этим было связано, что силы, которые были у Земли, когда она была еще соединена с Луной, тоже раскололись, и одна часть их вместе с Луной отделилась от Земли[10].
Подумаем о времени, когда Земля была еще соединена с Луной. Тогда человек стоял на совсем другой ступени развития. У него уже тогда была теплая кровь, однако он не был еще разделен на два пола. С выхождением Луны можно наблюдать разделение на два пола, так что, когда вы сегодня смотрите вверх на Луну, вы можете сказать: то, что ты вышла из Земли, вызвало разделение силы размножения человека на две части. Однако на Земле было еще время, когда человек был непосредственно связан с животным, был погружен в животное и питался также животным. Этот вид питания будет трудно понять тому, у кого нет ясновидческих сил. Однако мы можем составить себе представление об этом, если мы рассмотрим регулярный способ питания млекопитающих, которые кормят своих детенышей своим собственным молоком. С разделением силы размножения возник также и этот способ питания. Раньше люди могли получать питательное вещество из непосредственного окружения, так, как сегодня легкие получают воздух. Тогда человек при помощи сосательных нитей был связан со всей окружающей его природой, подобно тому, как человеческий эмбрион получает питание в теле матери. Такова была старая форма питания на Земле. Остаток этого представляет собой сегодняшнее вскармливание млекопитающих, и молоко, это пища, которую человек употреблял в долемурийский период. Оно - древняя пища богов, первая форма пищи на земле. Тогда природа Земли была такова, что эту пищу можно было высасывать повсюду. Так, молоко является продуктом из первой формы питания человека. Когда человек в физическом был еще ближе к Божественному, тогда он мог высасывать молоко из окружения. Оккультисты знают, как люди взаимосвязаны с природой.
Употребление молока является древней преобразованной формой питания. Первой пищей для человека всегда было молоко. В изречении «молоко благочестия» оно названо так намеренно.
Мы спрашиваем, что первоначально вызвало то, что молоко можно было высасывать, как это было тогда, из окружающей среды? Силы Луны в Земле делали это возможным; они были как общая кровь всей Земли. Однако когда Луна выделилась, лунные силы могли сконцентрироваться только в определенных органах живых существ.
Оккультист называет молоко лунной пищей. Сыновья Луны - это те, кто питается молоком. Луна дала созреть молоку. Подтвердилось то, что восточные целители, которые питаются только молоком, снова принимают первоначальные силы, которые были на Земле, когда молоко еще текло на Земле потоками. Они говорят себе: это те силы, которым человек обязан своим бытием. Эти поднимающие силы должны также приносить здоровье, следовательно, мы усваиваем себе силы содействовать здоровью, если мы употребляем только молоко, и исключаем все остальное.
Перенесемся в долемурийское время. Итак, тогда господствовало состояние, когда молоко внешне высасывалось из окружения. Потом наступило состояние, когда молоко стало общей пищей людей, а затем состояние, когда употреблялось материнское молоко. До того времени, когда молоко всасывалось всеми из природы, существовало время, когда с Землей было соединено еще Солнце. Тогда существовала солнечная пища. Точно так же, как молоко осталось от Луны, остались также продукты, которые созрели благодаря Солнцу. Все, что напитано светом Солнца, цветы и плоды растений, относится к Солнцу, Раньше они склонялись к центру Земли, соединенной с Солнцем. Своими соцветиями они находились в Солнце. Когда Земля отделилась от Солнца[11], растения сохранили свой старый характер: они снова повернули свои цветки к Солнцу. Человек - это перевернутое растение. То, что у растения растет над Землей, относится к Солнцу так же, как молоко к Луне, то есть, является солнечной пищей. Постепенно вместо только молочной пищи пришел некий вид растительной пищи, а именно из верхних частей растения. Это был второй вид человеческого питания.
Таким образом, когда лемурийская эпоха подошла к концу, друг против друга стояли два рода: один род, собственно сыновья Луны, которые выращивали животных и питались тем, что давали животные, молоком животных; и второй род, который питался растениями, тем, что давала земля.
Этот факт был представлен в истории Каина и Авеля. Авель - пастух, Каин - земледелец; Авель [представляет] лунный, а Каин - солнечный род. Эта аллегория представляет собой нечто совершенно грандиозное. Тайное учение намекает на это несколько скрытым образом. То божественное существо, которое дало людям возможность быть лунными существами, питаться преобразованной лунной пищей, иудейский народ называл Иегова. Он был питающей силой природы: она притекает к Авелю, он получает ее от своих стад. И это было отречение от Иеговы, когда перешли к солнечной пище. Поэтому Иегова не хотел жертвы Каина, потому что это была жертва солнечной пищи.
Если мы вернемся в древнейшие времена, тогда не найдем вообще никакого другого питания, кроме молока, той пищи, которую человек получает от живых животных. Эта первоначальная пища, как и сейчас в первые недели, и восточный целитель относит высказывание «Если не станете как дети, не войдете в царство небесное», к этому способу питания. Все эти вещи имеют свое значение.
Теперь от лемурийских времен мы перейдем к атлантической эпохе,[12] к народам, которые жили на месте сегодняшнего Атлантического океана. У атлантов появляется то, чего не было раньше: они начинают питаться тем, что не отнято у жизни, они питаются мертвым. Они принимают в себя то, что отдало жизнь. Это очень важный переход в развитии человечества. Благодаря тому, что теперь люди питаются мертвым, стал возможен переход к эгоизму. Это питание мертвым означает правильную взаимосвязь со стремлением к собственному Я. Человек становится самостоятельным благодаря тому, что он употребляет в пищу мертвое. Человек принимает мертвое в его различных формах: сначала в возникающих народах-охотниках, которые убивают животных. Затем появляются народы, которые употребляют не только то, что созрело под солнцем, но и то, что созрело под землей. Это так же мертво, как и мертвое животное. Все, что живет в самой низкой натуре животного, что пропитано кровью, отвернулось от сил Луны. Силы Луны находятся еще в молоке, которое связано с жизненным процессом. Человек употребляет отмирающие части, когда он ест мертвое. Точно так же мертво все, что у растения растет под землей, что не согрето и не прокалено жизненным принципом Солнца. Следовательно, корень соответствует тому, что у животного является телом, пропитанным кровью.
Позднее добавилась еще пища, которой раньше совсем не было. Человек добавил минеральное к своей пище, то, что он взял от Земли, соль и так далее. Так человек в своем питании прошел через три царства. Это примерно тот же путь, который проделало развитие атлантов относительно питания: сначала возникли народы-охотники, затем - землепашцы, род Каина, а затем развилось искусство горняка, которое поднимает на поверхность то, что находится под землей.
Все эти вещи представляют собой отвернувшееся от собственно жизненной или производительной силы. То, что мертво в животном, отвернулось от жизни. То, что у растения находится в земле, то отвернулось от жизни. Вся соль - это мертвое минерального царства, то, что остается как остаток.
Теперь мы переходим к пятой человеческой расе.[13] Продолжают существовать употребляющие молоко, наряду с употребляющими плоды; но прибавляется и нечто новое. То, что преимущественно проявляется в пятой коренной расе, это то, что начинают добывать минеральное, то есть нечто, получаемое при помощи химического процесса. Намек на это виден в Генезисе. Что это, что получается в результате химического процесса? Человек поднимается в развитии, начинает применять химию для переработки растений, для переработки плодов. В результате возникает вино. В Атлантиде его не было. Поэтому в Библии говорится, что Ной, прародитель новой расы, возникшей после Потопа, сначала хмелеет от вина. При помощи минерально-химического процесса производится нечто из растительного царства. Вино играет затем определенную роль во всей пятой корневой расе. Все инициаты начала пятой коренной расы приняли свои традиции еще из времен атлантической расы, когда вина не было: индийские, персидские и египетские инициаты не нуждались в вине. То, что играло роль в священных действиях, была только вода.
С пятой корневой расой, следовательно, возникло вино, для получения которого необходима минеральная обработка растения. Три первых подрасы были повторениями прежних. Четвертая подраса и создала то новое, что появилось с пятой корневой расой. Она придала вину характер определенной святости. Поэтому возникают культовые действия, в которых определенную роль играет вино (культ Диониса).[14] Появляется даже бог вина.
Постепенно это распространилось в человечестве. Сначала культура вина появляется у персов. Однако там вино еще нечто вполне светское. Лишь постепенно оно находит доступ в культовое, в культ Диониса. Четвертая подраса[15] — это та, через которую войдет христианство и также та, которая за семь столетий сообщает о своей миссии через празднества Диониса. Они первыми вводят вино в культ. Этот факт чудесным образом представил евангелист, который больше всех знал о христианстве: Иоанн. Он в самом начале обсуждает превращение воды в вино, потому что изначально христианство пришло в четвертую подрасу пятой коренной расы. Требуется учение, которое освящает то, что должно спуститься до физического плана. Вино отрезает человека от всего спиритуального. Тот, кто пьет вино, не может прийти к спиритуальному. Он не может ничего знать об Атма, Буддхе, Манасе,[16] о том, что остается, что перевоплощается. Это должно было быть. Весь ход развития человечества нисходящий и восходящий. Человеку нужно было однажды опуститься до самой низкой точки. И для того, чтобы он совершенно опустился до физического плана, для этого возникает культ Диониса. Человеческое тело нужно было препарировать для материализма через культуру Диониса, поэтому должна была появиться религия, которая превращает воду в вино. Раньше господствовал строгий запрет на вино для жрецов, они могли познавать Атма, Буддхи, Манаса. Нужна была религия, которая вела в самый низ, на физический план, иначе людй не совсем опустились бы. Эта религия, которая вела их вниз, должна была иметь внешнее откровение, такое откровение, в котором нет ничего об Атме, Буддхи, Манасе и реинкарнации, в которой есть только указание на общее. Следующим является то, что вино снова превратится в воду.
Если бы ранее вода не была превращена в вино, тогда человек не принял бы всего, что находится в земной долине. В начале Евангелия от Иоанна находят представление (в описании превращения воды в вино на свадьбе в Канне) того, как Христос рассчитывал на то, что там было. Однако он рассчитывает и на будущее тем, что он со своей стороны вводит причастие. Это причастие является самым большим символом того, что началось как культурное течение с этой четвертой подрасы. Следовательно, если он был настоящим «сыном человеческим», опустившимся до самой нижней точки, чтобы с наибольшей силой снова возвыситься, то он должен был придерживаться того, что было там, и показать людям, как физическое содержание расы взаимосвязано с его собственной миссией. Если человечество должно было снова подняться вверх, то оно должно было иметь символ, который снова приведет его от мертвого к живому: хлеб и вино. Хлеб в оккультном смысле - это то, что возникает, когда растение уже умертвили. Вино же возникает благодаря тому, что растение убивают, обрабатывая его минеральным. Когда пекут растительное, делают то же самое, как если бы когда убивали животное. Когда мы берем из растительного царства вино, мы в определенном смысле делаем то же самое, как если бы мы брали из животного кровь. Хлеб и вино являются здесь символами четвертой расы. То, что должно развиться в будущем, это дальнейший подъем от растительной к минеральной пище. Хлеб и вино должны быть снова принесены в жертву, от них нужно отказаться. В этом отношении Христос появляется в четвертой расе, он указывает на хлеб и на вино: «Это тело мое - это кровь моя». Тем самым он хочет создать переход от животной пищи к растительной пище, переход к чему-то более высокому.
Тогда существовало два класса людей: во-первых, те, которые питались мясом и кровью; это дохристианские люди, на которых Христос вовсе не рассчитывал. Во-вторых, те, кто убивает только растения, забирает у растения кровь: кто пьет вино и ест хлеб. На этих он еще рассчитывает; они провозвестники человечества будущего.
Значение тайной вечери состоит в том, чтобы перейти от питания мертвой животной пищей к питанию мертвой растительной пищей. Когда закончится наша пятая подраса, в шестой подрасе, там будут понимать смысл тайной вечери. Там не будут больше есть животного. До тех пор будет возможно, что появится и третья форма питания, чисто минеральная. Тогда человек сможет сам создавать себе пищу. Сейчас он употребляет то, что создали для него боги. Позднее он поднимется на такую ступень развития, что сможет сам в химической[17] лаборатории готовить то, что ему нужно из питательных веществ.
Итак, Вы видите, что все возникает из глубокой интуиции. Если мы видим на древнем Востоке различные предписания о том, что должно употребляться в пищу, то это, собственно, не заповеди, а рассказы: ты не должен требовать, чтобы вещества действовали по-другому, нежели они действуют.[18]
То, что Христос затем умерщвляет, что действительно жертвуется, после того, как он принял причастие, это физическое тело. Оно умирает. Оно умрет у всего рода человеческого. Примерно в середине шестой корневой расы, в последней трети, больше не будет физического тела. Тогда весь человек снова будет эфирным. Он перейдет в более тонкую материальность. Однако это не наступит, если человек не приблизит это сам. Для этого он должен сначала перейти к пище, которую он сам готовит в лаборатории. Так, чтобы человек в той же мере, в которой он больше не берет свою пищу у природы, но у собственной мудрости, у внутреннего божества, шел к собственному обожествлению.
Когда человек начнет питать себя сам, будет заложена основа чего-то высокого, а именно того, что он сможет сам продолжать свой род. Постепенно создаст он жизнь для себя из минерального мира.
Это большой ход в человеческом развитии. То, что знает сегодня ученый-естествоиспытатель, это лишь небольшой отрезок из большого цикла.
С Сатурном[19] мы входим в минеральное время. В атлантическое время из-за употребления мертвого подготавливается то, что приводит к появлению эгоизма. Вплоть до пятой подрасы, прасемитов,[20] очень медленно формируется человеческое Я. В шестой подрасе пятой корневой расы это Я снова поднимется до более высокой ступени развития. Это значит, что мы стоим перед новым этапом нашего развития. Теперешний начался в то время, когда прасемиты заложили основу для теперешней корневой расы (см. рисунок).
Культуре прасемитов мы обязаны всем тем, что было до сих дор. Но сейчас начинается новый период с акцентом на славянских культурах,[21] который направлен в будущее. Восходящая культура привносит в мир новый акцент вместе с определенным разрывом с прошлым. Это проявляется как скрытая спиритуальность в русских крестьянах. Это составляет вторую часть будущего периода. В настоящее время определенная культура находится в состоянии разложения, и готовится новое. Оно готовится на Западе и будет изживаться на Востоке. Но старое должно стимулировать новое. Повсюду, где мы в наше время имеем новые начала, там все в зародыше, грубо, неуклюже. Старое же, напротив, чеканно, но имеет характер распада. Из семитской ветви родились носители старой культуры, которые являются носителями того, что вносится в круговорот развития (см. рис. на стр. 26).
Все они имеют в себе что-то семитское. Пример: Лассаль, Маркс.[22] Это сейчас входит в круговорот. Но продолжение этого невозможно. Нужно сделать прыжок, как с одного берега на другой, к будущей спиритуальности культуры Востока. Это совершено новое начало.
Будущее сначала неуклюже и, конечно, заражено старым. Геккель - это человек, который плывет посередине потока и подхватывается обоими вихрями. Первая часть в «Загадке мира»
Геккеля[23] - это позитивная элементарная теософия; вторая часть негативная, все уничтожающая; это вихрь.
Можно наблюдать противоположности и в социализме Востока и Запада. Социализм на Западе - это социализм производства, социализм Востока - это социализм потребления. Тот, кто социально регулирует то, что производится, рассчитывает на алчность, эгоизм. Тот, кто регулирует потребление, смотрит на то, что другие хотят иметь от него; он смотрит на своих ближних, рассчитывает на братство. Социализм производства - Маркс, Лассаль - смотрит на рабочего только в той мере, в какой он является производителем. На Востоке на передний план выдвигается потребление, например, у Кропоткина, Бакунина. Герцена.[24] Вы можете видеть, как вещи сталкиваются друг с другом, если обратитесь к личности Кропоткина. Он сразу же понял принцип взаимопомощи у животных. Социализм Запада полностью построен на борьбе. Так течения дальнейшего развития переплетаются друг с другом.