1. Политико-правовые взгляды М. В. Ломоносова.
2. Общественно-политические и исторические воззрения Н. И. Новикова.
3. Политическая концепция Я. П. Козельского.
4. Д. И. Фонвизин об исправлении российских нравов.
5. Естественно-правовые идеи в сочинениях С. Е. Десницкого.
6. Социально-политический идеал А. Н. Радищева.
7. Антикрепостнические мотивы в творчестве русских просветителей XVIII в.
Задания и упражнения.
1. Каковы особенности российского Просвещения?
2. Какую роль сыграл Десницкий в развитии правовой культуры в России?
3. Как Радищев оценивал самодержавие и что противопоставлял ему?
4. Каковы основные положения проекта уравнительной утопии Козельского?
5. Какую позицию в крестьянском вопросе занимал Поленов?
6. В чем состоят заслуги Новикова в русском просветительском движении?
7. Что предлагал сделать Фонвизин для исправления общественной нравственности в России?
Тема IX. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XVIII- НАЧАЛЕ XIX вв.
Первое занятие.
1. Социально-политическая обстановка в Германии во второй половине XVIII в.
2. Особенности немецкой политической идеологии данного периода.
3. Учение И. Канта о государстве и праве.
4. И. Кант – идеолог раннего либерализма.
Термины:
Критический рационализм – теория Канта о том, что источником нравственных и правовых законов является практический разум, или свободная воля людей. Моральным человек становится лишь тогда, когда понимает свою ответственность перед человеческом в целом.
Категорический императив (моральный закон) - правило, сформулированное И. Кантом. Требует от человека в своем поведении руководствоваться всеобщим нравственным законом: поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице, и в лице любого другого как к цели, а не как к средству. Поступай так, чтобы максима (личное правило поведения) твоего поступка могла стать всеобщим законом. Кант называл категорический императив законом нравственной свободы.
Право (по Канту) – совокупность условий, ограничивающих произвол одних по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, равенство членов общества перед законом, гарантированность личных прав индивида и статуса собственности.
Государство (по определению Канта) – объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Именно правовые законы, обладающие внешним принуждением, объединяют людей в том или ином государстве.
Практический разум – способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов.
Персоналии:
Кант Иммануил (1724 – 1804) – выдающийся мыслитель, основоположник немецкой классической философии. Он более известен как философ, моралист. Но и как политический мыслитель Кант велик. Разрабатывал принципы и ценности раннего либерализма. Свои взгляды на политику, право и государство он изложил в работах: «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском праве», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Правовая теория Канта тесно связана с этикой. У них один и тот же источник – практический разум человека. Различие между ними – в способах принуждения к поступкам. Право использует внешнее принуждение, мораль – внутреннее. Поэтому право предполагает публичное законодательство, отягченное принудительной силой. Кант характеризует правовые законы как первую ступень или минимум нравственности. Правовые отношения еще не полностью нравственные, хотя и благопристойные. Право без морали сохраняет отношения антипатии или даже антагонизма индивидов. Кант сформулировал коренные идеи правового государства (без употребления термина). Важнейший его признак – верховенство закона. Главная задача государства – правовое обеспечение индивидуальной свободы. Идеалом организации государства для него была система разделения и субординации властей.
Литература.
Антология мировой политической мысли. Т. 1.: И. Кант. Метафизика нравов. Учение о праве. К вечному миру.
Антология мировой правовой мысли.
Т.3.: И. Кант. Идея всеобщей истории во всемирно- гражданском праве. Метафизика нравов. Учение о праве. К вечному миру.
Мухаев Р. Т. Хрестоматия по истории политических учений: И. Кант. Метафизика нравов. К вечному миру.
Асмус В. Ф. Иммануил Кант. – М. 1973
Баскин Ю. А. Кант – М., 1984
Васильев В. А. Кант о добродетели // Соц.-гуманит. знания, 2003, №4.
Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. – М.: Рольф, 2001.
Кант И. Сочинения. Т. 1-6. – М., 1963-1966
Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия. – М.: Высшая школа, 2003
Миголатьев А. А. Социальные взгляды И. Канта // Социально-гуман. знания, 1999, №5.
Немецкая классическая философия. Т. 1. Право и свобода. И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг – М. – Харьков, 2000.
Кант// История политических и правовых учений. Хрестоматия. Под ред. О. Э. Лейста, с. 248-264
Ойзер ман Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. -М.: Канон, 2008.
Хейде Л. «Сова Минервы»: об актуальности «Философии права» Гегеля. //Вопросы философии, 1996, №9.