Наибольшую опасность в смысле распространения гнойных процессов за пределы ротовой полости представляют язвы, некрозы, а также механические повреждения ее слизистой оболочки грубой пищей (особенно остями злаковых растений: ковыля, ячменя и др.).
В результате повреждения слизистой оболочки возбудителям гноеродной или гнилостной инфекции облегчается доступ в смежные соединительнотканные пространства, где и развиваются очаги воспалительной инфильтрации (флегмоны, абсцессы). В дальнейшем эти очаги могут получить выход наружу в виде свища, а нередко гной проникает по рыхлой соединительной ткани дальше в соседние области. Так, например, при нарушении целости слизистой оболочки дна ротовой полости открывается доступ в подчелюстные пространства: околоязычное, а из него—в межчелюстное, где обычно и формируются подкожные абсцессы, вскрывающиеся наружу. При повреждении десен и прикрепляющегося к ним межчелюстного мускула нагноение может начаться сразу же в межчелюстном пространстве и вскоре прорваться в
подчелюстной области (рис. 143). (Наружные гнойные свищи в этой области, встречающиеся у лошадей при скармливании грубой мякины, как раз и возникают этим путем.)
Доступы к очагам гнойных процессов в подчелюстной области возможны в виде послойных продольных разрезов по ходу свищевых каналов, на некотором расстоянии от краев челюсти, чтобы избежать ранения сосудов.
При травмировании боковых стенок ротовой полости, в первую очередь, как правило, поражается рыхлая клетчатка под жевательным мускулом— жевательное пространство,—после чего часто развивается флегмона, кстати сказать, протекающая весьма тяжело, особенно при несвоевременном оперативном вмешательстве. Если при поражении соединительнотканных пространств подчелюстной области вторичные фокусы нагноения довольно быстро находят себе выход наружу, то вскрытию гнойников из жевательного пространства препятствует толстый жевательный мускул. При наличии относительно широкого дефекта в слизистой (в воротах инфекции), гной прорывается в ротовую полость, в других случаях он проникает в смежные соединительнотканные пространства—надглазничное, а из последнего в височное, где и формируются вторичные гнойные фокусы, вскрывающиеся затем в области надглазничной ямки. В этом же направлении обычно продвигаются через боковые стенки рта и ости злаков (например, при «ковыльной болезни»). Их проталкиванию в указанные пространства способствует также работа жевательных мышц и нижней челюсти.
Распространению нагноений по этому типичному пути способствуют анатомические предпосылки. Жевательное пространство, имея только рыхлую клетчатку (не жировую), быстро вовлекается в процесс, чем и обусловливается возникновение обширного инфильтрата во всей жевательной области. Спереди в месте расположения фасциального чехла лицевой артерии жевательное пространство изолировано от щечной области тесно соединенными между собой слоями; снизу и сверху оно замкнуто зонами прикрепления мускула, и в этих направлениях процесс обычно имеет ограниченное распространение.
Таким образом, гною остается только один путь—аборально и вверх, где жевательное пространство отделено от надглазничной клетчатки очень тонкой щечной фасцией.
Надглазничное пространство простирается от задне-боковой стенки ротовой полости (под бугром верхней челюсти) до надглазничной ямки, располагаясь между периорбитой, которую оно огибает, и височным мускулом. Надглазничное жировое тело, выполняющее это пространство, подвергаясь воспалительной инфильтрации и даже омертвению, является тем субстратом, по которому гной может легко передаваться дальше. Сверху надглазничное пространство сообщается посредством отверстия в глубокой височной фасции с височным пространством, которое и служит местом развития нового гнойного очага.
Височное пространство расположено в пределах височнотеменной области и является ограниченным, так как ушные мышцы и поверхностная фасция, образующие его наружную стенку, прикрепляются вдоль всей костной границы височной ямки.
Гнойные массы из этого пространства обычно прорываются наружу, образуя свищи в области надглазничной ямки.
Доступы к жевательному пространству выбирают в верхней половине жевательной области. Разрезы должны проходить на расстоянии 4—6 см ниже лицевого гребня и параллельно последнему. Свищевое отверстие-в височной области расширяют косым разрезом по ходу волокон височного мускула (рис. 125).
Нередко (например, при ковыльной болезни) после повреждения задне-бокового участка стенки ротовой полости под бугром верхней челюсти гнойный процесс развивается не в жевательном пространстве, а сразу в надглазничном и далее в височном, с выходом гноя наружу в этом месте. Жевательное пространство при этом может остаться не пораженным. В таких случаях на дне надглазничного пространства образуются лишь глубокие затеки гноя, трудно поддающиеся лечению, если не сделать противоотверстия на уровне дна гнойного канала.
Чтобы получить доступ к таким затекам, разрез длиной 4—5 см можно делать непосредственно вдоль нижнего края скуловой дуги, на участке от уровня наружного угла глаза до венечного отростка (выше поперечной лицевой артерии и вены) (рис. 125). Следующие слои—жевательный мускул, щечную фасцию и глубокий слой щечного мускула—осторожно прободают тупым путем закрытыми ножницами, проникая в надглазничное пространство у переднего края ветви нижней челюсти. Обязательно, с целы» ориентировки, предварительно вводят изогнутый корнцанг или мягкий зонд через свищевое отверстие в надглазничной ямке до дна гнойного затека.
При поражении коренных зубов верхней челюсти возможен непосредственный переход процесса с корня зуба на слизистую оболочку околоносо-вых синусов, так как при разрушении кариозного корня повреждается тонкая костная пластинка, отделяющая зубную луночку от верхнечелюстного синуса. Поражение коренных зубов у молодых лошадей (верхушечные абсцессы) иногда обусловливает сдавливание луночковых артерий и нерва, проходящих в костных каналах, к которым непосредственно прилегают корни зубов. Резкое нарушение вследствие этого кровообращения в некоторых случаях служит причиной очагового некроза челюсти.
При поражениях глотки у лошади процесс может распространиться на воздухоносный мешок, а у других животных в среднее ухо.