Лекции.Орг


Поиск:




Понятие и признаки светскости образования. Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях




Светскость (светский характер) образования в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях - производная светскости государства, характеристическое свойство образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и одновременно требование к такому образова­нию.

Светскость (светский характер) образования в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях Российской Федерации закреплена в пункте 4 статьи 2 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавли­вающем в качестве одного из принципов государственной политики в области образования «светский характер образования в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях», в пункте 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», закрепляющем, что, в соответ­ствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, государство обеспечивает светский характер образования в государ­ственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в ряде подза­конных актов, в том числе в пункте 4 Типового положения об общеобразователь­ном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196): «Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободно­го развития личности, автономности и светского характера образования».

Так же как и в случае с ошибочным толкованием светскости государства как его полной внерелигиозности, безосновательны утверждения, что светский харак­тер образования в государственных и муниципальных образовательных учрежде­ниях предполагает отсутствие всякого влияния религии и религиозных объедине­ний.

Тем не менее, указанная правовая норма зачастую толкуется дискриминаци­онным образом по отношению к верующим гражданам.

Так, заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объеди­нений при Правительстве Российской Федерации А.Е.Себенцов так комментирует норму пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиоз­ных объединениях»: «Обеспечение государством светского характера образо­вания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях озна­чает исключительную прерогативу государства в организации государствен­ной и муниципальной системы образования, определении направленности и содержания этого образования и недопустимость вмешательства религиозных организаций в этот процесс, вынесение религиозного образования и пропа­ганды вероучений за пределы сферы деятельности светской школы».

Это совершенно некорректная и неверная трактовка указанной правовой нормы. В связи с тем, что комментарий А.Е.Себенцова к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» был разослан Министерством юстиции Российской Федерации по всем органам юстиции субъектов Российской Федерации, необходимы некоторые пояснения.

Утверждение А.Е.Себенцова о том, что светскость образования в государст­венных и муниципальных образовательных учреждениях означает «исключи­тельную прерогативу государства в организации государственной и муници­пальной системы образования», неверно и противоречит правовой норме пункта 6 статьи 2 Закона РФ «Об образовании», устанавливающей государственно-общественный характер управления образованием, а также правовым нормам пункта 3 части 2 статьи 32, частей 8 и 19 статьи 33 Закона РФ «Об образовании», в которых права общественности конкретизированы (хотя и не исчерпывающим образом). Следует обратить внимание и на преамбулу Закона РФ «Об образова­нии»: «.Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Акцентируем: в интересах не только государства, но, прежде всего, са­мого человека и общества.

А.Е.Себенцов настаивает на «вынесении пропаганды вероучений за преде­лы сферы деятельности светской школы». Какой смысл А.Е.Себенцов вкладыва­ет здесь в понятие «пропаганда вероучений», он не поясняет. Но при таком толко­вании можно запретить любое упоминание о религии на занятиях по гуманитар­ным предметам. Следуя такой логике, можно объявить «пропагандой вероучений» произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», глубоко христианское по сути. Но как разделить русскую культуру и православие, как отделить культуру народов Кавказа и Поволжья от ислама? Должно быть, А.Е.Себенцов считает, что уча­щиеся государственных и муниципальных образовательных учреждений России не вправе знать свою национальную культуру.

Подобные трактовки светскости государства и отделения от него религиоз­ных объединений, очевидно, определяются влиянием марксистско-ленинской идеологии… <…> Внерелигиозность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях - одно из идеологических требований секуляризма, представляющее собой или утопическое требование, равнозначное требо­ваниям внекультурности или вненациональности образования, или сознательную дискриминацию и нарушение прав граждан по признаку отношения к религии, поскольку интеграция личности в национальную культуру и современное общест­во как раз предполагает ознакомление учащихся со своей национальной культу­рой - русской, татарской, еврейской, калмыцкой и пр., которые создавались на основе конкретных религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма и т. д.

<…> Полная изоляция религии от национальной системы образования противоре­чит нормам части 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании», устанавливающей, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающего­ся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной програм­мы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общест­ва. Но интеграция личности в национальную культуру и современное общество как раз предполагает ознакомление учащихся со своей национальной культурой - русской, татарской, украинской и т. д., которые создавались на основе конкретных религий.

Комментарий А.Е.Себенцова относительно правового содержания нормы пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объ­единениях», устанавливающей светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, противоречит нормам междуна­родных актов о правах человека, закрепляющим приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей, в том числе правовым нормам части 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1.948 г.; части 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и куль­турных правах от 16.12.1966 г.; части 4 статьи 18 Международного пакта о граж­данских и политических правах от 16.12.1966 г.; статьи 5 Декларации о ликвида­ции всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г.; статьи 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.; статьи 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952 г.; пункта 16 Итогового документа Вен­ской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничест­ву в Европе от 15.01.1989 г.

Попытка навязать такое толкование является также формой дискриминации верующих граждан по признаку их отношения к религии и противоречит правовым нормам статей 1, 2, 6, 7, 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., статей 1, 2, 3 и 4 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г., части 2 ста­тьи 2, части 1 и 2 статьи 5, части 1 статьи 15 Международного пакта об экономи­ческих, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., части 1 статьи 2, статей 5, 18, 19, части 1 статьи 24, статьи 26 Международного пакта о гражданских и по­литических правах от 16.12.1966 г., Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.

Сомнительным является и утверждение А.Е.Себенцова о недопустимости вообще какого-либо вмешательства религиозных организаций в вопросы содер­жания образования. Такое утверждение не основано ни на каких правовых нор­мах. Религиозные организации, являясь институтами гражданского общества, вправе оказывать влияние на образование, характер управления которым носит, в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона РФ «Об образовании», государственно-общественный характер, в том числе - влиять на содержание образования. При этом религиозные организации не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы управления образованием и т. д.

<…> Сам по себе светский характер образования не предусматривает запрета на реализацию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний, касающихся религии.

Для примера: конституции всего лишь нескольких зарубежных государств ус­танавливают запрет на религиозное образование в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях, реализуемое силами государственных учреждений, Такой запрет обычно закреплен во вполне определенных формули­ровках соответствующих нормативно-правовых актов. Так, статья 20 Конституции Японии от 3 мая 1947 г. устанавливает: «Государство и его органы должны воз­держиваться от религиозного обучения и иной религиозной деятельности». Несмотря на то, что приведенная формулировка не содержит в себе императив­ного запрета на приглашение государственными органами представителей рели­гиозных организаций для осуществления религиозного образования в образова­тельных учреждениях на условиях добровольности такого образования для обу­чаемых, тем не менее в указанной норме обозначен и закреплен запрет на непо­средственное участие государственных органов в религиозном обучении, то есть на религиозное образование, осуществляемое работниками государственных образовательных учреждений и органов управления образованием. Японский законодатель внес специальное ограничение, исходя из сложившихся в японском обществе приоритетов.

Части 2 и 3 статьи 43 Конституции Португальской Республики от 2 апреля 1976 г.: «Государство не может присвоить себе право составлять программы обучения и развития культуры в соответствии с какими-либо философскими, эстетическими, политическими, идеологическими или религиозными директи­вами. Государственное обучение не может носить религиозный характер».

Достаточно категоричны в этом отношении требования Конституции Респуб­лики Гондурас от 28 марта 1936 г.: «Церковь отделена от Государства. Гаран­тируется свободное исповедание любой религии, поскольку это не противоре­чит законам страны. Запрещается субсидирование религиозных культов и религиозного обучения» (статья 57); «Гражданское состояние лица не может быть установлено религиозным актом» (статья 58); «Гарантируется свобода преподавания. Образование, финансируемое из государственных фондов, явля­ется светским...» (статья 60).

В качестве другого примера императивного запрета на любое присутствие религии в школе можно привести нормы Конституции Мексиканских Соединен­ных Штатов от 5 февраля 1917 г, (с позднейшими изменениями): «Образование, предоставляемое Государством - Федерацией, штатами, муни­ципиями, - имеет целью развитие всех человеческих способностей и в то же время воспитание любви к родине и сознания международной солидарности в духе независимости и справедливости. I. В силу того, что статья 24 гаранти­рует свободу вероисповедания, принципы, которыми должно руководствовать­ся указанное образование, не должны иметь ничего общего с какою бы то ни было религиозной доктриной и, основанные на прогрессе науки, служат для борьбы с невежеством и его последствиями, рабством, фанатизмом и пред­рассудками. Такое образование при этом: а) должно быть демократическим, с тем что под демократией разумеется не только правовой строй и политиче­ский режим, но также порядок жизни, основанный на непрерывном улучшении экономического, социального и культурного состояния народа; в) должно быть национальным, поскольку, чуждаясь враждебности и односторонности, оно служит пониманию наших задач, использованию наших ресурсов, защите нашей политической независимости, укреплению нашей экономической самостоя­тельности и преемственности и развитию нашей культуры; с) должно содействовать улучшению отношений между людьми, усиливая и одновременно вне­дряя, вместе с уважением к достоинству личности и к целостности семьи, признание общественных интересов, а также способствуя развитию идеалов братства и равноправия всех людей, избегая всяких привилегий по признаку расы, секты, группы, пола или личности. <…> IV. Религиозные корпорации, служители культов, акционерные общества, которые исключительно или преимущественно осуще­ствляют учебную деятельность, а также ассоциации и общества, занимаю­щиеся распространением религиозных вероучений, никоим образом не могут принимать участив в деятельности учреждений, предоставляющих начальное, среднее и педагогическое образование и образование для рабочих и крестьян».

«Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном об­разовании» устанавливали «светский характер образования, исключающий влияние религии». Приведенная формулировка содержит указание на то, что «принцип светского характера образования» сам по себе не предусматривает запрета на религиозное образование в государственных и муниципальных обра­зовательных учреждениях. Именно поэтому норма о светском характере образо­вания была дополнена нормой о запрете на какое бы то ни было влияние религии на образование в СССР. Вторая часть этой правовой конструкции не дублирует первую, а дополняет ее, придает дополнительное свойство, устанавливает до­полнительную правовую характеристику содержания образования в СССР.

<…> Определяющим критерием отнесения к светскому или не являющемуся тако­вым образованию выступает принадлежность к внутренней (внутриконфессиональной, внутрицерковной, внутреденоминационной) системе религиозного объединения - системе профессионального религиозного (духовного) образова­ния. Если образование имеет непосредственное отношение к подготовке служи­телей культа (православных священников, диаконов, протестантских пасторов, мулл, раввинов и пр.), относится к внутренней образовательной системе религи­озного объединения (так называемые духовные школы - духовные семинарии, медресе и пр.), то это несветское образование - но именно только лишь в той части, которая непосредственно направлена на профессиональную религиозную подготовку служителей культа.

К не являющимся светскими следует отнести также внутренние образова­тельные системы религиозных объединений, реализующие приходское образова­ние (православные церковно-приходские и монастырские школы, школы при ме­четях и пр.).

Противоположностью несветскому (внутриконфессиональному профессио­нальному духовному) образованию является образование в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях в соответст­вии с государственными образовательными стандартами. Именно такое образо­вание - реализуемое в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях в соответствии с государственными образова­тельными стандартами, не преследующее целей подготовки служителей культа и не управляемое исключительно религиозными объединениями - и является свет­ским.

<…> Можно предложить следующие разработанные нами пределения.

Светскость образования - характеристика образования, отражающая неза­висимость образования от религиозного или идеологического санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объе­динениям и объединениям, деятельность которых направлена на распростране­ние идеологии, ненаправленность образования на профессиональную религиоз­ную (духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии или идеологии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществление аналогичных, свойственных для нехристианских рели­гиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение.

Светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не препятствует преподаванию ими учащимся знаний о религии и религиозной культуре.

Светское образование (гражданское, общегражданское, общесоциальное) - образование, обладающее чертами светскости, качеством светскости; образова­ние, независимое от религиозного или идеологического санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, не направленное на профессиональную религиозную (духовную) под­готовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии или идеологии, на катехизацию («воцерковление») либо осуществ­ление аналогичных, свойственных для нехристианских религиозных объединений форм привлечения обучаемых в религиозное объединение.

<…> Светскость внутреннего устройства и деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием предполагает:

• независимость управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями от религиозного или идеологического санкционирования или давления, от вмешательства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, недопустимость передачи им полномочий администрации указанных образовательных учреждений; недопустимость проведения в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях религиозных обрядов в рамках образовательных программ, реализуемых в соответствии с государственными стандартами;

• недопустимость профессиональной религиозной (духовной) подготовки служителей религиозного культа государственными или муниципальными образо­вательными учреждениями;

• недопустимость создания и деятельности в государственных и муниципаль­ных органах управления образованием и образовательных учреждениях подразделений религиозных объединений и объединений, деятельность которых на­правлена на распространение идеологии, что не исключает осуществления ими образовательной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности а соответствии с законодательством.

<…> Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

<…> В светском государстве религиозные объединения отделены от государства, но не отделены от общества и, представляя его значительную часть, осуществ­ляют образовательную деятельность, не подменяя собой государство и уважая охраняемые законом права и свободы граждан.

<…> По нашему мнению, государство вправе осуществлять сотрудничество (вос­питательные, культурно-просветительские, благотворительные, оздоровительные мероприятия и т.п.) в сфере образования с религиозными объединениями:

• опираясь исключительно на основанное на собственной национально-культурной и религиозной идентичности добровольное волеизъявление учащихся образовательных учреждений и их родителей (законных представителей) на получение образовательных услуг, связанных со взаимодействием религиозных объединений и государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений:

•с соблюдением запрета на вовлечение в какой бы то ни было форме мало­летних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопре­ки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих;

•с учетом количественных характеристик добровольно выразивших потреб­ность в получении образовательных услуг, связанных со взаимодействием рели­гиозных объединений и государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений:

•с соблюдением принципа добровольности при выборе изучения предметов религиозного образования, которое должно реализовываться не в ущерб обще­гражданскому образованию;

•с учетом обязанности представителей религиозных и национальных мень­шинств знать культуру всего многонационального народа страны.

Взаимодействие государства и религиозных объединений должно быть осно­вано на учете национально-культурной и религиозной идентичности граждан и обусловлено существующими социальными потребностями. Представитель рели­гиозного объединения может прийти в образовательное учреждение только к тому учащемуся, кто выражает свою принадлежность к данному религиозному объеди­нению (религиозному вероучению). Право распространять религиозные и иные убеждения не может быть абсолютизировано, этому праву совершенно не коррес­пондирует обязанность граждан выслушивать религиозную пропаганду проповед­ников. Абсолютизация права распространять религиозные и иные убеждения (в том числе посредством проведения культурно-массовых и благотворительных мероприятий) нарушает права и свободы тех граждан, кто не идентифицирует себя с данным религиозным объединением и не желает подвергаться навязыва­нию религиозного вероучения чуждой ему религии (чужого для него религиозного объединения).

В законодательстве Российской Федерации относительно круга рассматри­ваемых вопросов используются понятия «религиозное образование» и «обучение религии». Термины «религиозное образование» и «обучение религии» введены в статье 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединени­ях».

Пункт 1 статьи 5 указанного Федерального закона устанавливает: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору инди­видуально или совместно с другими». В пункте 4 статьи 5 указанного Феде­рального закона говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религи­озной организации возможность обучать детей религии вне рамок образова­тельной программы».

При этом обучение религии, как следует из указанного Федерального закона, является одной из форм религиозного образования, то есть понятое «религиозное образование» шире по объему понятия «обучение религии», хотя иногда эти по­нятия ошибочно используются как синонимы.

Можно предложить следующие определения.

Религиозное образование - целенаправленный процесс обучения и воспи­тания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения и сопровождающийся приобретением знаний о религиозном вероучении, религиоз­ной практике, религиозной культуре и деятельности представляющих эту религию религиозных объединений, а также формированием качеств личности на основе этого религиозного вероучения и присущих ему нравственных ценностей.

Религиозное образование может осуществляться в двух формах:

•обучение религии;

•религиозно-культурологическое образование как одна из форм преподава­ния знаний о религии.

Понятие «преподавание знаний, касающихся религий и религиозных объеди­нений» включает в себя не только одну из форм религиозного образования (обу­чение религии), но и светское преподавание знаний о религии, то есть препода­вание светских предметов, тем, разделов, раскрывающих в научно-истерическом, культурологическом, филологическом и иных аспектах многосто­роннюю жизнь религиозных объединений, их образ жизни и деятельности, влия­ние на культуру общества, в целом, на развитие государства.

Таким образом, можно выделить две основные формы преподавания в госу­дарственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний, касающих­ся религий и религиозных объединений:

•обучение религии;

•преподавание знаний о религии.

Можно предложить следующие определения.

Обучение религии - несветская форма религиозного образования, осущест­вляемая религиозной организацией или под ее управлением или контролем, а также катехизация и воцерковление либо аналогичные формы в нехристианских религиозных объединениях, направленные на привлечение обучаемого в религи­озное объединение. Другой несветской формой религиозного образования явля­ется профессиональная подготовка служителей религиозного культа.

Главное отличие обучения религии от других форм преподавания знаний, ка­сающихся религий и религиозных объединений, состоит в том, что обучение рели­гии обязательно предполагает и включает в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику - отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Именно этим, а также направленностью на привлечение обучаемых в религиозное объединение и обу­словлены несветский характер этой формы преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, и обязательность соблюдения принципа добровольности как основы ее осуществления.

<…> Обучение религии может осуществляться и в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях. При этом пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», закрепляющий: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, админист­рация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возмож­ность обучать детей религии вне рамок образовательной программы», уста­навливает лишь одну из форм реализации религиозными организациями обуче­ния религии учащихся государственных и муниципальных образовательных учре­ждений. См. также Приказ Министерства образования Российской Федерации №2833 от 01.07.2003 г.

Преподавание знаний о религии - светское преподавание учебных пред­метов, основное содержание которых составляют знания о религии, путем научно-культурологического ее рассмотрения.

Преподавание знаний о религии может быть реализовано в двух формах:

•религиозно-культурологическое образование;

•религиоведческое образование.

Преподавание знаний о религии в зависимости от формы его реализации может быть как общеобязательным, так и реализуемым в соответствии со сво­бодным выбором учащихся и их родителей (законных представителей).

Религиозно-культурологическое образование - целенаправленный про­цесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религи­озного мировоззрения в интересах личности и общества, сопровождающийся при­обретением обучаемым знаний о религиозном вероучении, культуре и традицион­ном укладе жизни в религии (и представляющего ее религиозного объединения), которую учащийся выбрал для изучения. Механизмы реализации напрямую в законодательстве не закреплены.

Религиозно-культурологическое образование, являясь по целям и форме реализации светским образованием, а по содержанию (составляющим его темам и вопросам) - религиозным, не предполагает и не включает в себя обучения рели­гиозной практике и такую практику (проведение богослужений, религиозных об­рядов или церемоний), не направлено на привлечение обучаемого в религиозное объединение. К учебным курсам религиозно-культурологического образования относятся: учебный курс «Православная культура» - для желающих изучать тра­дицию православного христианства, учебные курсы «Мы изучаем ислам», «Осно­вы исламской культуры» и т. д. - для желающих изучать мусульманскую тради­цию, учебный курс «Традиция» для желающих изучать традицию иудаизма, учеб- ный курс «Культура протестантизма» - для желающих ее изучать, и др. учебные курсы.

Религиозно-культурологическое образование может осуществляться в:

§ государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соот­ветствии с государственными образовательными стандартами, с образователь­ными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисцип­лин;

§ в религиозных объединениях, в созданных или признанных религиозными организациями образовательных организациях и учреждениях;

§ в семье и иных социальных институтах (Вооруженные Силы Российской Фе­дерации, учреждения исполнения наказаний и т. д.).

<…>

Религиоведческое образование в государственных л муниципальных образовательных учреждениях - связанное с общекультурным познавательным интересом учащихся и реализуемое в соответствии с государственными стандар­тами преподавание описательных знаний о существенных отличительных особен­ностях вероучения, практики, самоорганизации, об основных событиях и истори­чески значимых личностях, историко-политической и социально-культурной роли религий и представляющих их религиозных объединений, а также преподавание, в том числе в сравнительном аспекте, иных знаний о религии как специфической форме культуры и явлении социальной жизни.

Основное отличие религиоведческого образования от религиозно-культурологического образования состоит в том, что религиоведческое образова­ние как форма преподавания знаний о религии не предполагает добровольности выбора учебного предмета со стороны учащихся и их родителей (законных пред­ставителей).

Вместе с тем, тот факт, что религиоведческое образование не предполагает добровольности выбора учебного предмета со стороны учащихся и их родителей (законных представителей), не препятствует реализации религиоведческого обра­зования так же в качестве курса по выбору. <…>

Смешанной формой (одновременно религиоведческим и религиозно-культурологическим образованием) является этноконфессиональное образо­вание в составе этнокультурного образования в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии, как неотъемлемой части национальной культуры. Такое религиоведческое зтноконфессиональное образование в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях не преследует цели вовлечения обучаемых в религиозное объ­единение. <…>

 

Источник: Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. – с.75-95.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1559 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

964 - | 936 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.