Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фома Аквинский (1225 или 1226- 1274




Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теоло­гический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор то­мизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сум­ма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, ком­ментарии к произведениям Аристотеля.

Его философия осталась неизменной, это официальная доктрина римско-католической церкви (с 1878г.), по рождению принадлежал к одной из самых знатных семей Европы, состоящей в родстве с королевскими семьями. Вступил в нищенствующий орден, потом преподаватель Сорбонны.

Основные причины появления новой философии:

Ø Учение Платона приводило к противопоставлению духа и природы. Учение Платона об идеях приводило к отрицанию не только природы как таковой, но и к отрицанию бессмертия души и к идее переселения душ, главное—подготовить момент встречи души с богом, это привело к спиритуализации христианства..

Ø Аристотель критиковал Платона, следовательно, поэтому необходимо возвращаться к реализму Аристотеля.

Ø Христианство перестало уважать интересы простых людей, и это вызвало к жизни многочисленные секты и раскольные учения.

Ø Церковь должна отказаться от идеала духовности для мирян, мирянин не должен быть аскетом,

Ø Церковь должна помогать науке, философия и теология должны быть равны между собой, они обе ведет к Богу.

 

Категория ENS:

Ø То, что есть, и то, что может быть, реальное бытие,

Ø Реальное бытие такое, каким оно дано человеку в его чувствах,

Ø Чувства могут вводить в заблуждение, но мы их корректируем разумом.

Ø Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно просто приобретает другие формы.

Разделение сущности (эссенции) и существования (экзистенции):

Ø Эссенция—чистая идея вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел).

Ø Экзистенция-– сам факт бытия вещи

Ø Любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога

Ø Любой предмет—единичный (существует сам по себе) и общее (потому, что есть Бог).

 

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказатель­ство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существо­вание Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Доказательства существования Бога:

Ø Движение—все, что движется, движется кем-то (чем-то) другим, следовательно, есть первичный двигатель—Бог.

Ø Причина—все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего—Бог.

Ø Случайность и необходимость—случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.

Ø Степени качества—все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, существует высшее совершенство—Бог.

Ø Цель—разумное начало, направляющее всех к цели, придающее всему смысл—Бог.

Основные идеи:

Ø Все состоит из материи и формы (идеи), суть любой вещи—единство формы и материи, форма является определяющим началом, есть одновременно и цель возникновения вещи.

Ø Идея (форма) вещи троична—существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Ø Откровение и разум (вера и знание)—не одно и то же.

Ø Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания, вера и разум дают истинное знание.

Ø Если человеческий разум противоречит вере, то он дает не истинное знание.

Ø Все в мире делится на то, что можно познать рационально, и то, что разумом не познаваемо.

Ø Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души.

Ø Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, Троица, но могут быть познаны через божественное откровение.

Ø Философия и теология—разные науки.

 

Историческое значение учения:

Ø Обеспечил развитие европейской мысли в рациональном направлении,

Ø Начала развиваться наука, появились медицинские, естественнонаучные факультеты,

Ø Вера и наука не противоречивы, они взаимосвязаны,

 

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено, разделение эссенции и экзистенции (сущности и существова­ния), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество иде­ализма над материализмом, существование Божественных идей, кото­рые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следователь­но, Бога над окружающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в под­чиненное положение.по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объяв­лено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм - философс­ко-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 459 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2108 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.