Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Древнего Востока




План лекции:

1. Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.

2. Философия Древней Индии.

3. Философия Древнего Китая.

 

Типологизация истории философии и отличительные черты философии космоцентризма.

1. Начиная с Гегеля, потом К. Маркса связывают философские учения с различными историческими эпохами:

-рабовладельческий период

-феодальный период

-буржуазный

-социалистический

2.

Восточная философия Западная философия
-Философия Древней индии -Философия Древней Греции
-Философия Древнего Китая -Философия Средневековья
-Современная восточная философия -Философия эпохи Возрождения
  -Философия Нового времени
  -Философия Просвещения
  -Философия современности

3. Национальная: русская, немецкая, английская и пр.

4. По школам: идеалистическая, материалистическая,рационалистическая и т.д.

5. Стадии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

 

Отличительные черты философии космоцентризма:

· в центре внимания стоят проблемы физического мира, его построение, объяснение физических явлений,

· допускалось существование души и богов, высших силы

· мир взаимосвязан

· человек в мире не свободен, это его лишь очень малая часть.

Специфика обществ Востока определяется тем, что в их основании лежит особый способ производства — «азиатский», отличительными особенностями которого являются «восточная община» и «азиатские формы собственности». В структуре такого общества выделяются два основных полюса: система более или менее замкнутых и разрознен­ных сельских общин и централизованная государственная админист­рация, «восточная деспотия», стоящая над этими общинами, управля­ющая ими и взимающая с них доходы. Процесс классообразования ос­ложнялся существованием разнообразных кланов, сект, землячеств и прочих объединений, которые жестко определяли место человека в об­ществе. Эта система всегда играла заметную роль. Во-первых, она за­щищала человека от произвола государственного деспотизма, во-вто­рых, корпоративность позволяла чиновнику автономно распоряжаться в подвластной ему корпорации.

Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем ее консервативность вполне соответствовала политическому деспотизму восточного государства. В результате, взаимозависимость государства и социальной структуры породила условия для необычайной стабильности, неизменности, даже застойности стран Востока. Государства разрушались, гибли, создавались заново, но корпоративная структура общества сохранялась почти без изменений. Все это обусловило и особенности духовной культуры, в частности, философии. Философия ветвится, разрастается, но качественного роста не происходит. Она всегда делала ставку на стабильность, сохранение социально -политического «статус-кво». Неслучайно, что некоторые, вполне новаторские для своего времени философские учения, были в последствии превращены в религиозные догмы.

Таким образом, в середине первого тысячелетия до н. э. в наиболее культурно и социально-экономически развитой части древней цивили­зации создаются благоприятные условия для возникновения философии. Создается впечатление, что в VI в. до н.э. произошел настоящий интел­лектуальный взрыв. Особенно ярким он был в Китае и Индии.

2. Философия Древней Индии.

 

Отличительные черты:

· философия мудрость практически направлена в жизнь человека

· философия – это не учение, не теория, а выступает как образ жизни

· философские учения пессимистичны – проблема страдания

· сансара - учение о вечности и неуничтожимости души.

· карма – предопределенность человеческой жизни, души, цель кармы – провести человека через испытания и добиться его нравственного развития

· мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается.

Душа
Атман Манас
часть бога в человеческой души, первоначален, неизменен душа человека, возникает в процессе жизни, может изменится в + и –.

 

 

Этапы развития древнеиндийской философии.

1. Ведический (XV-VI в. до н. э.) – племена арийцев, до наших дней дошли 4 веды – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа

Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах — Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Именно в ведийской мифологии зародилось представление о безличном законе — «рита», В гимне «Космический жар» о нем сказано: «Закон и истина родились из воспламеняющего жара. Отсюда роди­лась ночь. Отсюда — волнующий океан. Из волнующего океана родил­ся год, распределяющий дни и ночи, владыка всего, что моргает (т. е. живет)». Это положение доказывает, что внутри первобытной миро­воззренческой стихии рождается представление об объективной необ­ходимости, о естественном пути развития мира. В последней части Вед «Ригведс» имеется удивительный гимн о сотворении мира, в котором содержатся отвлеченные представления о сущем и несущем (сат и асат), ставится вопрос о начале мира: «кто воистину знает? кто здесь провоз­гласит? откуда родилось? откуда это творение?». На эти вопросы не могут ответить даже многочисленные боги, ибо они появились в про­цессе творения этого мира.

Особое значение для развития философской мысли в Индии имеет заключительный раздел Вед «Упанишады», созданный за 1000 лет до н. э. Некоторые европейские философы считали, что это идеалис­тическое учение похоже на воззрения Платона. Действительно, пере­ход от мифа к идеалистической философии в «Упанишадах» весьма на­гляден, так как в данном произведении высшая реальность — это од­новременно и божественная личность, и безличный принцип. И все это есть «атман» — начало, основа, завершение всего сущего. «Атман» — субстанция. Природа его и телесна и духовна. Однако следует подчер­кнуть, что в «Упанишадах» «атман» превалирует как духовное начало. Здесь подчеркивается, что «атман» состоит из разума, речи и дыхания. Будучи повелителем, он «должным образом... распределяет веши на вечные времена». «Атман» — внутренний правитель, нить, которая связывает «и этот мир, и тот мир, и все сущее».

2. Эпический (IV – I в. до н. э.)

· буддизм

· джайнизм

· йога

· санкхья и др.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Но все эти школы делились на две боль­шие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и орто­доксальные, не признающие авторитет Вед. В ортодоксальных школах тексты Вед рассматривались как священные, не подвергающиеся кри­тике. Другое направление критикует Веды. К последнему принадле­жит учение локаята (или чарвака).

Представители вышеупомянутого учения ограничивали первона­чала всего сущего лишь вещественными, материальными сущностя­ми, сводили их к четырем началам. Это четыре великих сути — зем­ля, вода, воздух и огонь. Из сочетаний этих начал и состоит все су щее. Начала эти активны и самодеятельны. Им присуща внутренняя сила. Сознание также производно от четырех начал. Сами по себе «ваю» (воздух), «агню» (огонь), «ап>> (вода), «кшити» (земля)созна­нием не обладают, но когда они должным образом соединяются, то образуется живое тело. У философа XIV в. Мадхавачарьи, излагаю­щего философские и религиозные учения Древней Индии, мы чита­ем: «В этой школе (чарвака) признают четыре элемента... И именно из этих элементов возникает сознание подобно тому, как при смеси кинвы и других веществ возникает опьяняющая сила». При распаде живого тела исчезает и сознание.

Влияние школы чарвака одно время было очень велико, так как смысл жизни они видели в счастье, а не в страдании (как в буддиз­ме). Признавалось, что наслаждения связаны со страданием, но во власти человека свести эту зависимость к минимуму. Однако посте­пенно это учение потеряло влияние, а труды были уничтожены брах­манами, которых они едко высмеивали. Конечно, подобными идеями не исчерпывается индийская философия. Она более многогранна, часто связана с каким-либо конкретным религиозным течением: йога, джайнизм, брахманизм, буддизм. Для этих школ характерно идеали­стическое видение мира. Но небезынтересно, что в них много внима­ния уделяется человеку, а также проблемам этики и познания. Все это составляет огромную духовную ценность и в наше время.

 

3. Эра сутр – кратких философских трактатов рассматривающих. до VII в. н. э. отдельные проблемы

Джайнизм:

· существуют 4 элемента материи

· во всех живых телах есть души

· главное – сострадать всем живым существам и помнить о своем несовершенстве

· не верят в бога

Буддизм:

· есть страдание

· есть причина страдания

· есть путь прекращения страдания – правильная точка зрения: пр. речь, пр. решимость, поведение, усилия, направления мысли и правила

· все изменяется, нет ничего постоянного

· одна жизнь по закону кармы творит другую жизнь.

3. Философия Древнего Китая.

Отличительные черты:

· человек отождествляется с природой и космосом и не выделяется из общества

· существует космическая энергия, духовна, сексуальная и пр.

· призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.

Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Претендуя на родство с Небом, китайские правители сталиименовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.

Концепция инь-ян – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.

Концепция усин – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций (огонь – вода – земля – металл – дерево).

Благородный муж (цзюнь-цзы) - социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга (и), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний (ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.

Культ предков и нормы «сяо» - быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.

Дао (путь) – всеобщий Закон и Абсолют. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.

Особенность

Если Индия – царство религий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай представляет цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли большую роль, нежели мистические абстракции. Великими пророками считались те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете. Этически детерминированный рационализм был доминантой определявшей нормы социально-семейной жизни китайца.

Конфуций (Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой образ совершенного человека, цзюньцзы. Совершенный человек должен был обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Также совершенный человек должен обладать такими качествами как чжэн – верность и искренность, ли – благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов. В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, быт и уклад жизни.

Конфуцианство – Конфуций 551-479г. до н.э.

· жить в обществе и для общества

· слушаться старших

· сдерживать себя, соблюдать меру во всем

· быть человечным

· не делай другим того, что не желаешь себе

· в целом направлено на добро друг для друга

Даосизм возник в Китае почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Старший современник Конфуция, основатель даосизма – Лао-цзы, считается исследователями фигурой легендарной. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться сч ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает. Параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством создавало в образе мышления китайцев биполярную структуру: рационализм конфуцианства и мистика даосов и буддистов, находящуюся в состоянии динамического равновесия. Даосизм: VI-V в. до н. э., основатель Лао Цзы.

· Дао – естественный путь, закон и основа всего мира

· Янь – положительные частицы, мужские

· Инь – отрицательные частицы, женские

· взаимодействием янь и инь все получается

· душа гибнет после смерти человека, вливаясь в универсальное дао

· мировой порядок, ход истории, - незыблемый и не зависят от воли человека, гл. принцип – наделение

· необходимо продлевать земную жизнь

 

ЛЕКЦИЯ 3





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 569 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2227 - | 2095 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.