Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия в системе культуры




ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

«Философия, история и мировые религии»

Е.Е. Несмеянов

подпись

«5» сентября 2014 г.

 

На правах рукописи

Конспект лекций

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Составитель доц., к.ф.н. В.В. Котлярова

 

Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Философия, история и мировые религии»

Протокол № 2 от 05.09.2014 г.

 

 

ШАХТЫ 2014


Содержание

Лекция 1 3

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.. 3

Лекция 2. 9

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.. 9

Лекция 3. 14

СВОЕОБРАЗИЕ АНТИЧНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.. 14

Лекция 4. 30

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 30

Лекция 5. 38

ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 38

Лекция 6. 48

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 48

Лекция 7. 59

ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.. 59

Лекция 8. 66

НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. 66

Лекция 9. 70

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. 70

 

 


ЛЕКЦИЯ 1

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

 

План лекции:

1. Понятие философии.

2. Функции и методы философии, стадии эволюции и развития.

 

 

1. Понятие философии.

Философия-(любовь и мудрость, греч.) – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействие с ним и его преобразование.

С самого начала возникновение философии не утихают споры о предмете философских размышлений, о назначении философии и ее соотношении с другими формами человеческой деятельности.

Философские вопросы — это вопросы не об объектах (природных или искусственных), а об отношении к ним человека

1. Что я могу знать

2. На что я могу надеяться

3. Что я должен делать

Все три вопроса складываются в один – что есть человек?

И. Кант - Две вещи удивляют меня — звездное небо над головой и мир внутри меня.

Источники философии: (не исключающие, а дополняющие друг друга):

· способность удивляться – Аристотель

· переживание конечности бытия – Сократ

На уровне обеденного сознания философию не редко представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности, но это не так. У каждого человека есть свой взгляд на мир.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Важно помнить, что разделение мировоззрения на части весьма условно, так как все его компоненты находятся в тесной взаимной связи.

Мировосприятие — это пассивное созерцание чел-ком мира в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятие. Это “кривое зеркало” (Ф. Бекон) отражения мира.

Миропонимание — это более активная форма освоения мира, с учетом определенности, обусловленности и целостности.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир с целью определения своего места в нем.

Мировоззрение – духовная способность освоения мира под определенным углом зрения.

Мышление S O Бытие

 

Человек – разумное и волящее существо.

Отношения человека и мира:

Человек к миру относится: познавать и преобразовывать (±) (практическое и теоретическое).

Субъективное в схеме то, что определяется волей и сознанием людей.

Объективное то, что не зависит от вас и сознания человека.

 

Мировоззрение
Мифология Религия Философия

Мифология – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

- происхождение Вселенной, земли, человека,

- объяснение природных явлений,

- жизнь, судьба, смерть человека

- вопросы чести, долга, этики.

- Черты мифа:

- антропоморфизм – очеловечивание природы,

- синкретизм – наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком,

- Гилозоизм – одушевление

- Социальная некрофилия – любовь к мертвому. Страх перед миром.

- фетишизм – наделение предметов сверхъестесвенными свойствами.

- отсутствие абстрактных размышлений,

- дескриптативность – описательность мифа, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач,

- однообразие и поверхностность мифологических сюжетов, связь с магией,

- апелляция к прецеденту в объяснении событий,

- антиисторичность – время не понимается как процесс прогремссивного развития.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека. Исследует те же вопросы, что и мифология.

Основные религии

- христианство

- ислам мировые

- буддизм

- синтоизм

- индуизм национальные

- иудаизм

Отличие религии от мифа: отношения человека и бога строится не на принципах сродности или родства, а на основе господства и подчинения, вера обращается к духовным исканиям человека, существует молитва, одна из предпосылок религии – развитие мышления человека, когда общие понятия стали обретать в сознание бытие.

Функции религии:

- мировоззренческая

- объединительная (консолидирует общество вокруг какой-то идеи)

- культурологическая (распространение культуры и влияние на нее)

- нравственно- воспитательная.

- Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения, отличие от религии и мифа состоит в том, что:

- основано на знании

- логично

- опирается на четкие понятия и правила

Предпосылки возникновения философии

1. Социальная философия образуется только там, где есть свободный государственный строй (Гегель)

2. Религиозная – философия выросла из религии как теоретическая форма мировоззрения

3. Культурная противоречие между возросшим научным знанием и мифологически-религиозной формой.

На рубеже VI-VII в. в истории происходит интеллектуальный скачок. Исследователи связаны с экономич. и политич.

1. Переход от бронзы к железу.

Изменились технологии и повысилась технология труда.

2. Развивались товарно-денежные отношения. Знак абстракции – зарождение абстрактного мышления в экономике.

3. Выделение духовного производства. Развитие л. сознания. Человек жил по традиции. Сомнение к легендам. Противостояние к традиции. Путь к объективной истине.

Вывод: произошел переход от описательного к абстрактному мышлению. Описывать мир может любой человек.

Философия оперирует некоторыми абстракциями. В философии они называются категории. Впервые ввел Аристотель.

Самая высокая категория – сущность. – Что это за предмет?

Все остальные категории в иерархии уточняют свойства предметов.

Абстрактное мышление выражается в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятия – форма мысли при которой происходит отделение существенных общих свойств данного класса. Понятия не являются чувственным восприятием.

Понятиями охвачены явления, объекты и процессы.

Суждение – форма мысли, в которой утверждаются или отрицаются свойства предметов.

Умозаключение – такой тип рассуждения, при котором из одного или нескольких суждений получается новое. Развивается по принципам логики.. (тучи)

Принципы логического вывода:

дедукция – от общего к частному (формула);

индукция – от частного к общему.

Философия в своей деятельности пользуется процедурами абстрагирования – отвлечение, отделение свойств от конкретных предметов.

Рефлексирование – оборот мысли вокруг себя.

 

2. Функции и методы философии, стадии эволюции и развития.

Специфичные черты философии.

- двойственность – имеет очень много сходства с наукой, но в строгом смысле ею не является,

- предельное обобщение, интеграция всех знаний человека,

- имеет сложную структуру,

- носит предельно общий теоретический характер

- испытывает сильное влияние ранних доктрин, но в то же время очень обновляется и развивается,

- во многом субъективна, несет на себе отпечаток философа,

- опирается на категории – предельно общие понятия.

 

Функции философии:

- Мировоззренческая — способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

- Идеологическая - определяет идеологию

- Гносеологическая — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности, т.е. механизм познания.

- Критическая — повергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия, конечная задача данной функции: расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

- Методологическая — философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

- Аксиологическая — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей, особенно аксиологическая функция усиливается в переломные моменты истории.

- Социальная — объяснить общество, причины его возникновения и эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы,, вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

- Воспитательно-гуманитарная — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

- Прогностическая —на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы, общества.

- Мыслительно-теоретическая — философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Основные стадии эволюции и развития философии:

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эво­люции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого ле­жит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил, - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрений, основе которого ле­жит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъе­стественной силы - Бога (был распространен средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре кото­рого стоит проблема человека (Европа эпохи возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы), современность).

 

 

Разделы философии

1. Онтология

2. Гносеология

3. Аксиология

4. Антропология

5. Социальная философия и философия истории.

Философия — это фундаментальный тип мировоззрения. Формирование индивидуального мировоззрения человека идет от фундаментального. В конечном итоге человек обретает достаточно четкие установки политического, правового, нравственного, эстетического и научного сознания. Эти установки обеспечивают человеку определенную направленность освоения мира путем удовлетворения его разнообразных потребностей и интересов — это главное значение философии для отдельного человека и человечества в целом.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с уче­том их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и след­ствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объек­ты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внима­ния противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и нося­щих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разроз­ненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эк­лектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, при­влекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в сред­ние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распрост­ранена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими мето­дами являются: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а созна­ние - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широ­кое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода - признание в качестве перво­начала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распростра­нен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в ос­нове познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый пре­имущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыс­лях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть дос­тигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

 

 

ЛЕКЦИЯ 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 497 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2255 - | 2025 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.