Довлатов считал себя беллетристом, рассказчиком, который вначале рассказывал свои, а потом их стал записывать. «Всю свою жизнь я рассказываю истории, которые я либо где – либо слышал, либо выдумал, либо преобразил»[Глэд Дж. Беседы в изгнании.-М.: Книжная палата, 1991.-С 89]. Повествовательная манера Довлатова отмечена личными интонациями. Принцип повествовательности – автобиографический. Часто материалом для его рассказов служили его друзья и их жизненные коллизии.
Эдуард Лимонов (1943 г)
Настоящая фамилия Савенко, он автор нашумевшего романа «Это я, Эдичка», в котором с его героем происходит удивительная метаморфоза. В поисках свободы он покидает Советский Союз и едет в Америку со своей горячо любимой женой Еленой. Но затхлое существование в эмиграции, которая «украла» Елену, где никому не нужно было его творчество, приводят героя к парадоксальной мысли о том, что призрачная свобода на Западе, худшая из несвобод. «Я отправился в поисках демократии, а потерял самое дорогое – Елену».
Судьба репатрианта писателя ЭЛимонова претерпевает неожиданные метаморфозы: вначале он переезжает во Францию, а потом возвращается в Россию, где создаёт экстремистскую национал-большевистскую партию. За приобретение оружия Лимонов был осуждён, В заключении им было написано и издано пять книг.
Глава
Литература постмодернизма
Постмодернизм – направление в современном искусстве, которое связывают с кризисом искусства. Понятие постмодернизм означает после модерна. Направление, которое в мировой культуре возникло в конце 40 – годов XX века. В отечественной литературе постмодернизм возник позднее, в 60 - е годы, так как официальным методом, который считался частью идеологии был соцреализм.
Из истории термина. Постмодернизм возник из понятия постмодерн.
Постмодерн – глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций, связанных сощущением завершённости целого этапа культуристорического развития, изжитости современности, вступление в полосу эволюционного кризиса.
Философскую основу постмодернизма составляют основные концпции постструктутрализма, которыеразрабатывались Жаком Лаканом, Мишелем Фуко, Жилем Делезом, Феликсом Гваттари, Юлией Кристевой, Жаком Деррида и другими.
Постструктутрализм- это напрвление философской мысли, возникшее в конце 60-70 годов во Франции и США. Основой постструктурализма послужили исследования феномена тоталитаризма и тоталитарного сознания, а также их связи с языком.
Постструктутрализм проявился как утверждение принципа «методологического» сомнения по отношению ко всем «позитивным истинам». Постструктурализм направлен на разрушение позитивистских представлений о природе человеческого знания, рационалистических обоснований явлений действительности, и прежде всего, культуры.
Характерными чертами постмодернизма яляются такие понятия как:
1. интертекстуальность - понятие, которое связывается с идеей Р.Барта о том, что в каждом тексте присутствуют различные уровни текстов предыдущих эпох, т.е. у каждого текста есть источник. В любом тексте мы можем обнаружить бессознательное или авторматическое употребление цитат. Отсюда выражение «мир как текст».
2. пастиш- форма пародии, в освное которой ироническое сопоставление различных литературных стилей.
В развитии постмодернизма в русской литературе выделяют три периода:
1. конец 60-70-е гг. – период становления;
2. конец 70-80-егг-период утвердения в качестве литературного направления;
3. конец 80-90-е гг. – период легализации.
Постмодернизм в русской литературе возник позднее, чем на Западе. Это объясняется активными формами воздействия официально признанного литературного метода, каким был социалитический реализм. Русский постмодернизм создавался в условиях андерграунда, т.е в представителями неофициальнрого искусства, не имевшим возможнотси печататься, и подвергавшихся преследованиям.
Большое влияние на формирование мировоззрения и эстетики постмодернизма оказали Ф. Ницше и Вас. Розанов, которого называли «русским Ницше» и чьи высказывания отличались безбоязненностью, самостоятельностью мысли. Предтечей русского постмодернизма можно считать реставрацию неоавангардизма: И. Бродский, В. Соснора, Г. Айги.
Новое мироощущение породило и новый вид письма.
У истоков русского постмодернизма два произведения: поэма Вен. Ерофеева «Москва – Петушки» и роман А. Битова «Пушкинский дом», которые были написаны в 60 - е годы, но фактами литературы стали в 80- е годы.
Поэма В.Ерофеева «Москва – Петушки». Герой поэмы тридцатилетний мужчина, для которого пьянство – образ жизни. Еженедельно он садится на Курском вокзале на электричку и едет в Петушки, небольшой городок Владимирской губернии, где живут жена и сын. Вначале пути единственными спутниками пьяного Венички были ангелы. Беседа Венички в вагоне становится пародией на учёный спор. По мере движения Веничка всё больше напивается, мысли его путаются, вместо ангелов появляются четыре его преследующих всадника Апокалипсиса.
В поэме В.Ерофеева автором используются различные языковые пласты: смешение высокого с низким, игра с текстами («Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так, чтобы не ошибиться с рецептами». Так в романе обыгрывается монолог Павки Корчагина). Или обращение, в котором обыгрываются известные штампы: «Я обращаюсь ко всем родным и близким, ко всем людям доброй воли»(штамп, позаимствованный из газет).
А. Битов «Пушкинский Дом»
Герой романа Лёва Одоевцев, судьба которого спроецирована автором на традиционные сюжеты русской литературы. Трехчастная композиция романа соответствует не только вехам жизни Лёвы Одоевцева, сотрудника Пушкинского Дома, работающего над диссертацией, но и этапам развития русской литературы. Название глав соответствует известнейшим произведениям русской литературы.
1. Часть называется «Отцы и дети». В этой главе Лёва мучительно рассуждает над проблемой взаимоотношений поколений в семье. Дед Лёвы – видный учёный, репрессированный в сталинские времена в 30- е годы, отец занял место деда, отрекшись от него. Лёва решает вопрос, чьим продолжателем он является: конформиста отца, или деда, который не был сломлен лагерями.
2. Часть называется «Герой нашего времени». В ней герой показан в его взаимоотношениях с женщинами: Фаиной, Альбиной, Любашей. Одну любил он, другая любила его. С третьей он поддерживал отношения.
3. Часть называется «Медный всадник». В ней дружба – ненависть Лёвы и Митишатьева находит выражение в дуэли. Дуэль – это пародия на разрешение отношений, изображаемых в русской литературе. А разгром, учинённый героями, символизирует переворот в отношениях в русской литературе.
К писателем этого направления, создающих произведеняив русле постмодернизма, можно отнести таких, как С. Соколов, Д. Галковский, В Золотуха, Вик. Ерофеев, Н. Садур, В. Нарбикова, Е. Попов, Т. Толстая, А. Королёв, В. Пелевин, В. Сорокин, Д. Пригов.
В 90-е годы постмодернизм претендует на главное направление в литературе. Исследователь русского постмодернизма И.С. Скоропанова выделяет несколько типов постмодернизма: нарративный постмодернизм (Виктор Соснора, Вяч. Пьецух), лирический постмодернизм (Андрей Добрынин, Владимир Друк), лирико- постфилософский (Д. Галковский), шизоаналитический (Е. Радов, В. Сорокин), меланхолический постмодернизм (Владимир Шаров,М. Шишкин), экологический постмодернизм (А. Битов).
Русский постмодернизм неоднороден в своих проявлениях, по мнению его исследователя М. Липовецкого, основными разновидностями являются концептуализм и необароко.
Концептуализм – направление в литературе, которое связано с соц - артом, в особенности с «московским романтическим концептуализмом». Направлено на разблачение символов, ценностей, образов литеартуры соцреализма.
Необарокко-
Понятия
1. Постмодернизм – направление в современном искусстве, которое связывают с кризисом искусства, главнми признаками которого являются интертекстуальность,
2. интертекстуальность - понятие, которое связывается с идеей Р.Барта о том, что в каждом тексте присутствуют различные уровни текстов предыдущих эпох, т.е. у каждого текста есть источник. В любом тексте мы можем обнаружить бессознательное или авторматическое употребление цитат. Отсюда выражение «мир как текст».
3. пастиш- форма пародии, в освное которой ироническое сопоставление различных литературных стилей.
4. эклектизм- использование в искусстве противоречивых и подчас взаимоисключающихтенденций, что приводит искусство к китчу.
Виктор Пелевин (1967)
Родился в 1967 году в Москве. После окончания Московского энергетического института учился в Литературном институте. Начал печататься в середине 80 - х годов. Дебютом В. Пелевина стал рассказ «Дед Игнат и люди». Им созданы романы «Жизнь насекомых» (1993), «Чапаев и пустота» (1996 год), «Поколение «П» (1999 год), «ДПП (нн)» (2003), которую по – мнению критиков можно рассматривать как тетралогию.
В художественной манере В.Пелевина объединяется черты множества школ. Используя различные традиционные и нетрадиционные приёмы сюрреализма, постмодернизма, символизма, фантастики. Сам он себя относит к школе поп-арта.
Вечные вопросы человечества В.Пелевин решает, используя философию экзистенциализма, дзен-буддизма, учения Карлоса Кастанеды. Художественный мир, в который он погружает читателя и где ему предстоит переоценить прежнюю систему ценностей, необычен и одновременно узнаваем. Жизнь предстаёт не в реалиях, а в фантомах, которые необычайно узнаваем и представляются иногда реальнее, чем отражённая жизнь.
Для художественной манеры В.Пелевина характерна двуплановость повествования, своеобразное двоемирие. В романе «Чапаев и пустота» герой путешествует из прошлого в настоящее, из мифа в реальность. В романе «Жизнь насекомых» движение из мира людей плавно переходит в мир насекомых. В романе «Поколение «П» размытыми становятся границы между целостным и раздробленным, плывущим сознанием.
Отсутствие какой-либо назидательности, так как мораль из прочитанного извлекает сам читатель, позволила критику А. Геннису утверждать, что Пелевин пишет свои произведения в жанре басни. Основной темой творчества, по мнени. К.Макеевой можно обозначить тезисом: «Мир- это только моё впечатление».
Объектом «деконструкции» у В.Пелевина становится эстетика «переходного времени», переход от советского времени ко времени демократии.
Роман «Омон Ра» (1992)
В романе переосмысляется
Освоение космоса - предмет особой гордости советской науки. Состязание двух систем, перемещённое в сферу космических достижений, придаёт вопросу о том, кто первым окажется на Луне, острый политический смысл. Детская мечта Овира Кривомазова стать лётчиком приводит его в лётное училище им. Маресьева, где должно состояться его превращениев «настоящего человека», в пехотном училище им. А. Матросова курсантов учат совершать подвиг, бросаясь на амбразуру. Овир Кривомазов попадает в отряд космонавтов, которых готовят к полёту на Луну. Среди наставников Кривомазова и его друга Митьки - Урчагин, фамилия обыгрывает фамилию Корчагин.
Роман «Жизнь насекомых» (1993)
В романе отражены признаки эпохи переходного времени: социализм уже умер, настало время «дикого капитализма». На осколках прежнего мира рождается уродливый, но хорошо узнаваемый «третий мир». Так иронически переосмысляется национальная идея, выраженная некогда старцем Филофеем: «Москва – третий Рим».
Третий мир – новая реальность, которая становится сколком угадываемого бытия 90- х годов. Местом действия в романе становится Крым, небольшой городок возле Феодосии. Автор создаёт особое художественное пространство, в котором смешивается реальность и фантасмагория. Герои романа действуют в условия постсоветской реальности, в которой происходят бури и катаклизмы, своеобразный вариант ада. Узнаваемы все приметы постсоветской действительности: ветшают здания пансионата, разрастаются кооперативные ларьки с позорной продукцией, возвышаются бытовки на вершине холма, остаются намёки на несбывшееся социалистическое будущее в виде фанерных щитов, где была нарисована мечта, «несбывшееся советское будущее и его прекрасные обитатели».
Отражением новой действительности проявляется и в сопряжении разных лексических пластов в тексте. Метаморфозу претерпевают реалии, а вместе с ними и слова. Слово «корабль» в 60- е годы ассоциировалось со словом «космические корабли», в 90-е означало спичечный коробок – тару для конопли.
Композиционно роман состоит из 15 новелл, связанных общим сюжетом, что соответствует количеству героев. Герои взаимодействуют друг с другом, находясь в двух различных телесных ипостасях: комаров и людей, граница между ними неуловима для читателя. И люди – насекомые становятся единым существом, обитающие в едином пространстве, которое кажется им реальностью.
Герои романа узнаваемы, так как это типажи, которые появились в постсоветский период. Это комар из Америки Сэм Саккер, как существо высшей породы; новые русские комары Арнольд (Паша) и Артур, которые хотят наладить дело на продаже крови соотечественников заграницу, это непородистые комары, вроде Арчибальда, которые хотят не отстать от успешных соотечественников. Муха Наташа мечтает уехать в Америку с завидным женихом, комаром Сэмом, не желая повторить судьбу матери или отца.
Философская проблематика романа связана с вопросами: «Что есть реальность»? и «чём смысл человеческого существования»? Однозначного ответа на эти вопросы автор не даёт. Ответ на них приобретает иронический оттенок, звучащий в русле экзистенциальной философии. Форма размышления над некими первичными условиями человеческого бытия в мире, через которые и посредством которых человек живёт. Для скарабеев, отца и сына, мир, – это навозный шар, для таракана Серёжи – это то, что делали таракана, вгрызаясь в суглинок, для мотылька Мити – это отмершее тельце его собрата Димы, мешающее ему жить.
В этой череде условных и одновременно узнаваемых конструкциях условного мира блуждают живые существа в поисках утраченного достоинства. Поэтому основной темой романа является воссоздание утраченного человеческого достоинства.
Основная идея романа мысль о том, что источником бед становится нравственная неполноценность, следствием чего становится социальная неустроенность героев романа.
Роман «Чапаев и пустота» (1996)
Действие романа разворачивается в трёх временных пластах. Первый – психиатрическая больница, в которой лежит человек, по имени Пётр Пустота, который страдает раздвоением личности. Второй временной пласт – 1919 год, когда тот же Пётр Пустота - поэт, служащий в дивизии Чапаева; третьим пространством становится виртуальное пространство больных, которые лечатся в психиатрической лечебнице, в него погружается Пётр Пустота. Все три временных пласта связаны между собой, и герой перемещается из одного в другой.
В основе романа лежит метафора о том, что сознание человека, подобно капле воска, способно принять любую форма, эта метафора связана с идеей самоидентификации человека. То есть человек есть то, с кем он себя идентифицирует. Сознание Петьки метафорически преображается: когда Петька думает, что он больной, то он действительно становится больным. Когда он заглядывает в сны других пациентов, то его сознание принимает их форму. Эта метафора выражает авторскую позицию о том, что мир многомерен, и нет единого объективно существующего пространства и времени.
Роман «DПП (nn) Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда» (2003г.) автор демонстрирует пародию, утратившую чувство юмора. Автор использует реалии переходного времени, обозначая всё происходящее в 90 годы «консумерками души».
В романе «Числа» (2003) присутствует множество примет комического эффекта: смешные дилоги русского и иностранки, банкира из интеллигентов и сотрудников ФСБ, рекламные слоганы, пародируемый Достоевский, пародия на телешоу «Чубайка и Зюзя».
Герой романа Стёпа Михайлов, среднестатистический подросток, пытается найти своё счастливое число. Под влиянием нумерологии и на своём собственном опыте он открывает счастливое число (34), с которым вступает в астральную связь, и одновременно обнаруживает и своё несчастливое число(43). Проверкой теста на числа он подвергает всех женщин, которые ему нравятнся и ни одна из них, короме англичанки (Мюс, сравни чеховскую Мисюсь) не выдерживают этого испытания.
Найденные числа начинают работать на Стёпу, и, подчиняясь их магии, Стёпа Михайлов настолько удачно крутит деньгами, что в горбачёвскую эпоху, занимаясь продажей компьютеров, он открывает Санбанк, приносящий ему хорошие доходы, а в ельцинскую эпоху ему исполняется 34 года, и он - удачный банкир, имеющий свой банк, свою «крышу» в лице двух чеченцев Исы и Мусы.
В романе иронично преломлены многочисленные реалии ушедших 90 - годов: увлечение предсказаниями, ээзотерикой, буддизмом (гадатель Простислав), рекламные слоганы, которые пришли на смену лозунгов и начинают выполнять роль смысловых болтов для удержанния умов, городской фольклор (анекдоты), увлечение порнофильмами, рост нефтяных компаний, публикация компромата, состоящего из нецензурной лексики, отрывки из романа, написанного «на народном языке», материалы по межполушарной асимметрии с результатами Сперри, увлечение идеями об избыточном электрическтве, разочарование в западных чизбургерах и возрастающий интерес к Востоку, дзенские сады.
Появляются оценочные портреты заметных политических деятелей: Путин в кимоно, Жириновский с присущим ему высоким артистизмом, Березовский с калькулятором, Саддам Хусейн, «сотрудничающий с процедурными вопросами, а не по существу». Гей-звезда Боря Мароссев с песнями, «сплавом порока и покаяния». Все эти приметы ушедших 90- х годов иронически и гротескно переосмысляются как и два устойчивых и взаимооисключающих мифа; первый о русской душе и особой её форме «духовности», а также о превосходстве европейской культуры. В уста англичанки Мюс Пелевин вкладывает ироничное отношение к представлениям русских об их особой русской душе: «Вас только выпустили из тёмной вонючей казармы, и вы ослепли, как кроты на солнце, Секрет капиталистической одухотворённости заключён в искусстве потреблять образ себя». Она предлагает множественнсть образов себя для вовлечённости в европейскую цивилизационную модель. Однако начавшаяся англомания Степы едва не перерасиает в англофилию.
Болгарская предсказательница Бинга подтвеждает открытые Стёпой законы солнечных и лунных лет и обещает встречу с лунным братом. Анекдоты, которые изучает прелестная анлийская собирательница фольклора Мюс, помогают вскрыть архетипический пласт сознания русских и отражают существенные изменения в жизни страны: бандиты на дорогих машинах с героином начинают исчезать и появляются люди впогонах. Символом произошедших в стране перемен становится капитан ФСБ Леонид Лебёдкин, который устраняет в «Якитории» прежнюю крышу- братьев Джулаевых. и зигзаг: «Мочи гадов».
Разгадка цифровых ребусов, предлагаемых самой жизнью, привела Стёпу к владельцу банка «Дельта – кредит» Жоре Сракандаеву.
Новая эпоха, в которую можно было жить «дышать полной грудью, не боясь ни травли, ни ночного стука в дверь» рождает своиз героев. Оба героя, владельцы московских банков: Степан Михайлов и Егор Сракандаев, герои 90-х (солнечный и лунный) – «маленькие живые винтики в двигателе непостижимого уму» Мерседеса» - берёзового «Геланд вагена» с тремя мигалками, который сменил гоголевскую птицу- тройку». Хотя по словам придуманных персонажей Зюзи и Чубайки, «общество напоминает организм, в котором функцию мозгов взяла на себя раковая опухоль», а его герои бессавно прожив, также позорно умирают: нанюхавшись наркоты выстрелом кончает свою жизнь Сракандаев (лунный брат), «Алёша Карамазов русского бизнеса», а его солнечный брат, разорённый лунным (35 миллинов), покидаёт Москву, Рублёвку и навсегда уезжает из России.
Сборник повестей «Пэ в пятой» включил повести «Зал поющих кариатид», «Кормление крокодила Хуфу», «Некромент», «Пространство Фридмана», «Ассасин».
«Зал поющих кариатид»
Известное высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир» переосмысляется в духе сегодняшнего дня: «Красота есть то неуловимое и почти невыразимое в словах свойство, которое позволяет женщине немного побыть сукой перд тем как её вывезут на помойку. Кейт Мосс» (5). Красота стала не просто товаром для ширпотреба, красота- игрушка известного рода в руках незначительной состоятельной части общества эпохи демократии. Общество, расколотое на богатых и бедных, рискует пережить новый социальный взрыв. Чтобы этого не произошло, развлекательный комплексы для состоятельной части населения как символ беспредела, выносятся глубоко под землю. Под Рублёвкой на большой глубине выстроен бункер для развлечений, куда ведётся строгий отбор среди тех, кто призван развлекать, и с отобранными счастливчиками проводятся специальные занятия. Безграничность фантазий и прихотей посетителей вынуждает создателей этого комплекса прибегнуть к нелепым способам, выряжая их то русалками, то кариатидами (античными скульптурами, поддерживающими потолок). Для сохранени формы и неподвижности им впрыскивается специальное снадобье, сделанное из желез богомола, позволяющее им сохранять неподвижность на протяжении двух суток. Героине Лене является богомол, точнее она сама чувствует себя богомолом. Впрыснутый препарат побуждает её оторвать голову олигарху, Мише Ботвинику, одному из богатейших женихов России.
Глава
Жанр детектива
Наряду с другими жанрами в современной литературе дальнейшее развитие произошло с жанром детективного романа.
Детективная литература - (открывать, обнаруживать) - литература, посвящённая раскрытию запутанной тайны, чаще всего связанной с раскрытием преступления.
Детективный роман – это такой роман, жизненным материалом которого является тайна некоего опасного и запутанного преступления и все события развиваются в направлении его разгадки. (А. Адамов)
Жанру детектива более 150 лет; общепризнанным является утверждение, что у его истоков этого жанра рассказ американского писателя Э.По «Убийство на улице Морг». Детективная литература получила своё блистательное развитие в творчестве английских писателей Конан Дойла, Агаты Кристи и французского писателя Ж.Сименона. Каждый из них обогатил детективный жанр своими находками. К.Дойлом был открыт дедуктивный метод расследования преступления, и его произведения объединяются образом частного детектива Шерлока Холмса, использовавшего открытый им дедуктивный метод для расследования самых загадочных преступлений. Свой след в развитии детективного жанра оставила А.Кристи, повествуя об увлекательных расследованиях, которые осуществляют профессионал Пуаро и бескорыстно ведёт наблюдательная мисс Марпл.
Детективные сюжеты использовали в своих произведениях русские писатели: Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», А. И. Куприн в рассказе «Штабс- капитан Рыбников». В лучших произведениях детективной литературы, наряду с ярким и увлекательным сюжетом, показан триумф ума, победа справедливости, они отличаются психологизмом, споспобностью проникать в загадаки с помощию интуиции и расчёта.
В отечественной литературе, в которой всегда создавалось немало талантливых произведений этого жанра (например, творчество Ю. Семёнова, братьев А.и Г.Вайнеров, А.Адамова) на рубеже двух веков возник повышенный интерес к детективу. К сожалению, современный детектив утратил присущие ему качества: психологизм, яркий сюжет, незабываемые образы следователей.
Наряду с выдающимися произведениями детективной литературы, существует огромное количество второсортных подделок, которые играют на низменных чувствах читателей. В современном детективе произошла жанровая трансформация. Наряду с историческими детективами (Б. Акунин), экономическими детективами (Ю. Латынина), политичскими детективами (В. Суворов, Э. Тополь), мистические детективы (А. Воронина), иронические детективы (А. Маринина, П. Дашкова, Т. Устинова, Т. Полякова), бандитский детектив (Бр. Питерские, Евг. Монах).
Борис Акунин (1956) настоящая фамилия Григорий Шалвович Чхартишвили. Родился в 1956 году в Грузии, живёт в Москве. Закончил историко-филологическое отделение в МГУ по изучению стран Африки, Азии. Является создателем ретро – детективов, он автор серий повестей и романов «Приключения Эраста Фандорина», «Приключения сестры Пелагии», «Приключения магистра».
Б.Акунин является профессиональным филологом, лингвистом, блестящим знатоком литературы. Возможно, это позволило ему использовать многочисленные литературные реминисценции при создании текстов произведений. Сам Б. Акунин объяснял стилизацию языка под различные эпохи и разных авторов желанием уловить ускользающее время.
Криминальные романы предворяет эпиграф: «Памяти XIX века, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом». В сериях детективных романов присутствуют наиболее характерные черты, присущие этому жанру: герой, преступление, которое нуждается в раскрытии, тайна, которая будет раскрыта.
Серия «Приключения Эраста Фандорина» состоит из 10 романов. («Азазель», «Турецкий гамбит», «Левиафан», «Смерть Ахиллеса», «Особые поручения», «Статский советник», «Коронация», «Любовница смерти», «Любовник смерти», «Алмазная колесница»).
Главным героем, объединяющим все серии, стал образ сыщика Эраста Фандорина. Этот образ оказался несомненной художественной удачей писателя. Его портрет, с характерными седыми висками, его биография, которая предстаёт целостной на основании содержания романов, человеческие качества, соединяющие профессионализм сыщика, а также человечность и естественность – всё вместе делают образ Фандорина узнаваемым и любимым.
После смерти отца в девятнадцать лет Фандорин остаётся круглым сиротой. Совсем молодым человеком Эраст поступает на службу в полицию, здесь вскоре он получает звание титулярного советника и начинается его служба на Третье отделение. После гибели жены Елизаветы Александровны, которая скончалась в день свадьбы, Фандорин принимает участие в Русско – Турецкой войне. Он попадает в плен к туркам, ему удаётся бежать, и после окончания войны он отбывает на дипломатическую службу в Японию. Статским советником, чиновником особых поручений при московском генерал – губернаторе заканчивает он свою профессиональную деятельность.
В соответствии с требованиями жанра возле Фандорина, подобно доктору Ватсону при Ш. Холмсе, есть близкий человек: это слуга – японец Масса; У Фандорина есть у него и грозный враг, доктор Линд, несущий смерть и разрушение.
В романе«Азазель» Фандорину предстоит открыть тайну самоубийства молодого человека, наследника миллионного состояния, по фамилии Пётр Кокорин. Цепочка расследования приводит его в эстернат баронессы Эстер. Близкое знакомство с системой воспитания Эстер поразила Фандорина: детей оценивали не по результатам достижений, а по заложенным в них возможностям, а цель воспитания заключается втом, чтобы каждый ребёнок нашёл своё место в жизни. Девять из десяти воспитанников находят своё призвание, но один из них обречён на неудрчу, так как его талант может не пригодиться в настоящее время и может быть востребован много лет спустя. Именно в этом заключалась трагедия Петра Кокорина, получившего блестящее образование в экстернате баронессы Эстер. Но выпускники составляют одну международную организацию, которая как паутина, опутывает всё больше стран. Фандорин разоблачает организацию- в результате – экстернат распущен. Но щупальцы «Азазели» настигают Фандорина в самый счастливый день его жизни - день свадьбы, ставшей кошмаром всей его жизни. Во время бракосочетания в доме происходит взрыв, фандорин отсаётся жив, но погибает его невеста. «Тонкая,оторванная по локоть девичья рука, посверкивала золотым колечком на безымянном пальце».
Не менее увлекательной оказалась серия романов «Приключения сестры Пелагии, в которой главной героиней стала сестра Пелагия. Именно ей, рыжей монашке дворянского происхожения, а в миру, где она выдаёт себя за светскую львицу Полину Лисицыну, удаётся распутать сложное преступление, связанное с убийством бульдогов редкой масти.
Чтение романов Б. Акунина предполагает у читателя литературные знания и эрудицию. «Такие разные романы, но всё это вкусно пахнет великой русской литературой». «Глянцевая словесность очень высокого уровня, ювелирный сюжет, тончайшая стилизация, богатый кульурный слой, сильные эмоции».
К столетию создания пьесы А.П. Чехова «Чайка» Б. Акунин написл пьесу «Чайка», которая является продолжением чеховского произведения. Чеховская «Чайка» использована в качестве пролога к пьесе Акунина и ис полняет служебную роль. Акунинская пьеса начинается со смерти Треплева и превращена автором в детектив, состоящий из 2 действий. Акунин попытался разобраться, почему в четвёртом акте застрелился Константин Треплев. Но, как автор детективов, он утверждает то, что Треплев не застрелился, а его убили. Второрй акт Акунин превратил в детективное расследование. В роли частного детектива выступает Дорн (в пьесе он родственник Фандорину, у них общий предок фон Дорн). Следствие распадается на целую серию мини – расследований. Подозревают Нину Заречную, мотивом для убийиства могло послужить желание спасти Тригорина от ревнивого Треплева. Медведенко мог убить Константина Треплева, надеясь на Машину любовь. Маша – чтобы отомстить за отнятое возможное счастье, которое намечалось, но этому помешало появление Нины. Полина Андреевна, мать Маши, за то, что Треплев плохо относился к дочери. Сорин за то, что в последнеее время Константин в последнее время стал невменяем и помешался на убийстве. Шамраев за то, что подслушал часть разговора Треплева и Нины, в котором тот плохо отзывался о Маше. В каждой из сцен пьесы ведётся дорос героев, рассматриваются причины, которые могла прератить каждого в отдельности в убийцу. При допрсе раскрывается харрактер самих персонажей, причём Акунин не вносит никаких изменений в их сложившиеся у Чехова образы, развивает их в гротесковой форме.
Константин Треплев, стремясь к идеалу, пропагандирует новые формы в искусстве. В своей пьесе он не только утверждает символисткое мировоззрение, но и пытается доказать матери и Тригорину,что время традиционных форм искусства уже позади. Для Аркадиной и Нины Заречной трагедия стала возможнотсью выявить собственный актёрский талант. В новом свете предстаёт образ Тригорина. Его роман с Аркадиной, близость к Нине были лишь прикрытием любви в Тригорину. Несмотря на то, что мотивы убийства были у кадого персонажа., протагогистом, совершившим убийство быо доктор Дорн, который считал, что Треплев «ненавидел жизнь и всё живое», он «убивал от скуки «- зверей, рыб, птиц, он хотел, чтобы осталась» одна только общая мировая душа», За первую павшую птицу чайку, он и отомстил. Выбрав врача Дорна убийцей Треплева, Акунин, видимо, иронизировал над Чеховым – врачом.
Александра Маринина (1957) ( Настоящие фамилия и имя Марина Анатольевна Алексеева). – Профессиональный юрист (вышла в отставку в звании подполковника милиции). С 1991 года пишет детективные повести и романы. Является автором романов «Стилист», «Украденный сон» и др. Её сравнивают с Агатой Кристи и называют « королевой российскогодетектива». Произведения Марининой являются приметой массовой культуры, и их успех, по мнению критиков, связан с эффектом «узнавания себя». Герои её произведений – это люди из толпы, а «мощный криминальный фон» общества во многом позволяет стать её романам «прививкой от смутного страха». Героиней её произведений является профессиональный следователь Анастасия Каменская. Неприметная, с букетом болезней, Настя Каменская наделена мощным аналитическим умом, позволяющим ей раскрывать самые запутанные криминальные истории.
Дарья Донцова (1952). Настоящее имя Агриппина Аркадьевна
Создатель жанра «иронический детектив». В её в котором разыгрываются смешные и нелепые ситуации является комедией положений. Не претендуя на создание образов профессиональных сыщиков и изображении их деятельности, Донцова показывает любительниц частного сыска. Это три героини: Даша Васильева, живущая в собственном загородном доме, постоянно попадающая в криминальные истории; арфистка Евлампия Романова (Лампа), сбежавшая от мужа – бандита; Виола Тараканова, девушка из простой семьи, жена сотрудника МВД.
Предлагаемые вопросы
1. Назовите известные вам произведения детективного жанра отечественной и зарубежной литературы.
2.Какую роль выполняет использование приёмов детективного жанра в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказании»?
2. Какие качества Шерлока Холмса, известного сыщика, вам нравятся?
3. Назовите ваше любимое произведение, принадлежащее к детективному жанру.
4. Кого из современных писателей, работающих в жанре детективного роман, вы считаете наиболее интересным и почему?
5. Составьте на основании прочтения романов Б. Акунина биографию сыщика.
6. Какие литературные реминисценции вы нашли в текстах романов Б. Акунина? О принадлежности к какому литературному направлению свидетельствует использование литературных аллюзий.
7. Черты каких героинь нашли своё отражение в образе Пелагии?
8. Назовите особенности построения романов Д. Донцовой, которые позволяют причислить их к жанру «иронического детектива»?
8. Назовите героинь романов Д. Донцовой. Как соотносятся между собой эти образы?
9. Какие нравственно-психологические проблемы ставит в своих произведениях А. Маринина?
Детективная литература - (открывать, обнаруживать) - литература, посвящённая раскрытию запутанной тайны, чаще всего связанной с раскрытием преступления.
Глава
Тема подростковой дружбы
Саша Денисова
Сборник рассказов «Конфета». Журнал «Новый мир» 2011 № 3
Рассказ «Подумаешь, звёзды»
Рита после ссоры с мамой решила уйти из дома. Вначале она решила идти к мальчикам. Но после она обзванивает всех подруг в классе, но никто не отнёсся к её горю срьёзно. И только одна – Катька с радостью приглашает её в свой дом. Происходит переоценка всех ценностей и Ритой, и мамой. Рита вспоминает, как они с мамой собирали яблоки с порубленных вшкольном саду яблонь. Яблони было жалко. А ещё девочка плакала потому, что они бедные. Это пернос жалости к маме и себе. Возвращение. Пьют кофе из красивого кофейника, о котором мама говорила, чтобы «дышать на него не думала».
Рассказ «Конфета»
В доме появляются настоящие конфеты, которые принёс Александр Васильевич, дядя из министерства, мамин друг. Две последние оставшиеся конфеты девочка распределяет: одну – себе, другую - Лидочке. Во время ожидания в школьно коридоре, лидочкина конфета была понемногу съедена. Но Лида не пришла: ещё два дня назад она уехала с мамой в Германию где служил её отец. Навсегда. «У меня обязательно будет друг, для которого я не съем самую вкусную на свете конфету»
Глава
Тема детства
Павел Санаев «Похороните мения за плинтусом» (2007)
Традиционная в литературе тема счастливого детства в повести приобретает трагический подтекст. Маленького мальчика Сашу Савелева, казалось, любят все: мама, бабушка, дедушка, даже второй муж матери. И он нежно любит мать и по-своему привязан к бабушке. Но благополучная, на первый взгляд, квартира превращается в плацдарм, на котором развиваются действия борьбы за ребёнка.
У Саши слабое от рождения здоровье, и все усилия бабушки Нины Антононовны направлены на его излечение от стафилококков, астмы, гайморита, аллергии и множества других болезней. Любовь и забота бабушки носит героический характер, она с «утра до вечера» показывает «ребёнка врачам», пичкает его таблетками, кормит по особой системе и только лучшим. Как признаётся бабушка, «он последняя любовь моя, задыхаюсь без него. Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу ещё».
Любовь бабушки к ребёнку носит уродливый харарктер, и дело не только в том, что в гипертрофированном сознании бабушки её внук – это «несчастный, брошенный матерью на шею стариков калека, нуждающийся в особом присмотре». Скорее дело в том, что её любовь настолько слепа, что в ней обесценивается человечность, и она мало чем отличается от ненависти.
Бабушка бранится постоянно, и брань – это естественная и единственная реакция на всё, что происходит вокруг неё. Готовит ли она обед, учит ли уроки с внуком, она постоянно и грубо ругает мужа, известного актрёра Семёна Михайловича, свою непутёвую дочь, хилого внука, в котором, она души не чает. Проклятия, которые она рассылает в адрес всех, кто ей чем-то не угодил, носит характер «страшной стихиии». Основную мысль, кторую она вбиваетв голову внуку это то, что он «самый больной и хуже его не бывает».
В это стихию любви – ненависти втянуты дочь и ненавистный ей первый муж дочери, и ещё более ненавидимый её новый муж, «карлик- кровопийца», алкоголик, дядя Толя. Его, ненавистного и расчётливого, бабушка ненавидела в первую очередь.
Но основная линия борьбы – это борьба за ребёнка, которая разворачивается между любящими Сашу бабушкой и матерью. Бабушка считает, что только она и сможет спасти его от неминуемой гибели, которая ему угрожает, а мать, тоскуя по сыну, хочет, чтобы мальчик был рядом с ней. Полной провтивоположностью строго режима. устроенного бабушкой во имя любви и счастья внука является та мера необходимой для счастья ребёнка свободы, которую он переживает в минуту появления матери, а также, которую пришлось испытыть в санатории в Железноводске.
Любовь за жизнь и счастье ребёнка разворачивается настолько непримиримо, что для мальчика спасением от любви - ненависти может быть только смерть. Отсюда и название повести: «Похороните меня за плинтусом».
Смертью бабушки закончится сцена, когда с вражеской непримиримостью встретятся дочь и мать в боьбе за внука и сына, и мальчик останется с матерью. А бабушка, потеряв внука, умирает.
Повесть во многом носит автобиографический характер, и герои повести хорошо известные актеры и их близкие. Одновременно это образы – маски, за которые хочется заглянуть. Идея счастливого детства переворачивается с ног на голову: иронический подтекст часто с трагическими интонациями превращает произведение в постмодернистистический юмор.
Ответьте на вопросы по предложенному тексту
В небольшой сцене проявляются взаимоотношения между бабушкой и матерью героя.
1. В этой кульминационной сцене повести участвуют самые близкие люди. Что защищает каждый из участников конфликта? Кто из них прав?
2. Какую роль играет сниженная лексика вприведённом отрывке? И как она характеризует бабушку?
3. Можно ли сказать, что все герои повести ненавидят друг друга?
4. Что надо изменить, чтобы любовь близких людей стала любовью?
-Что ж ты ребёнка против меня настриваешь? – осуждающе сказала мама, войдя в комнату с тарелкой творога. - Что ж ты покупаешь его?, Он слушал,у него глазазагорелись. Как он может сказать, что ему неинтересно было? Зачем ты так? Иезутика ты!
- Никто его не покупает! Зачем ему мать, которая припрётся раз в месяцда ещё сожрёт то, что ему куплено?! Чтоб тебе этот творог комом в горле встал! Даже волчица у сына своего куска не отнимет!
- Спасибо, мам, я наелась…- сказала мама, поставив тарелку с творогом на стол.
- Ох, какие мы гордые! Жанна д, Арк пятнистая, держите меня!. Чтож ты, такая гордая, прислугой нерасписанной в своей квартире ходишь? Знаю почему – боишься, что распишешьсяя. а он тебя коленом под зад дп в разменянную квартиру помоложе приведёт, не такую высохшую, А он так сделает! У него уж и на примеие есть одна.Я видела!
- Кого ты видела?
-Увидишь, когда приведёт.
- Баба, носзаложило, - сказал я, дёргая бабушку за руку.- Закапай что – нибудь.
- Будешь одна, никому не нужная, без мужа, без детей - поймёшь, каково мне пришлось в одиночестве задыхаться. Всё отдавала! Внутренности вынимала-нате, ешьте! Хоть бы капля сочувствия мелькнула! Как должное хапали!
-Про мужа не знаю, а в ребёнке ты мне не отказывай! Хоть он с тобой живёт, хоть ты его и настраиваешь, а он всё равно мой!
- Нет у тебя ребёнка! Променяла! У тебя карлик есть, его бди! Это мой ребёнок, я его муками выстрадала!
-Что ж ты ммуками своими руки себе так развязываешь?!
- Что, сволочь?! Что я муками своими делаю?!- крикнула бабушка и схватила с буфета деревянного фокстертера.
Я бросился к ней и, плача от ужаса, стал загораживать маму. Один раз подобное уже было, и я не помнил чего – либо страшнее, Страх застилал мне глаза,Я видел только острый угол подставки и хотел одного- чтобы тяжёлая деревянная собака остатлась на месте.
- Баба, не надо! Не надо!
- Уйди гнида, не путайся подногами!
- Ненормальная, что ты делаешь?!- крикнула мама, убегая от бабушки за стол.-Поставь собаку!
-не бойся, поствлю,- презрительно сказала бабушка, устанавливая фокстерьера на прежнее место и смахивая с него рукаом пыль.- Отцу подарили, я об такую курву марать не стану. Да ты и не курва даже, ты вообще не женщина, Чтоб твои органы собакам выбросисили за то, что ты ребёнка родить посмела.
- За что ж ты ненавидишь меня так?- спросила мама, и по щекам её потекли слёзы._ За что ж при сыне меня так топчешь? Всё забрала! Вещи забрала, сына забрала, так ты и любовь его забрать хочешь?, Сашенька! – Мама вдруг схватила с вешалки моё пальто.- пойдём со мной! Пойдём, я тебя забираю…
_ Оставь пальто, сука, не тобой куплено!-крикнула бабушка и снова замахнулась фокстрьером.-Только подойди к нему!
Мама отшатнулась.
-Ха,-сказал я и посмотрел на бабушку.-Да я бы и не пошёлс ней. Я сам хочу с тобой жить, Мне тут лучше.
-Всё отняла! Всё отняла – вголос зарыдала мами, отбросив моё пальто, кинулась к своей куртке
Сетевая литература
В России сетевая культура возникла в и получила своё развитие на протяжении 90- х годов. Интернет, Повсеместно Протянутая Паутина, стала новой формой общения между людьми во внеиерерхическом пространстве, в которм не может быть одного авторитета, нет места одной идеи, она уравнивает писателя и читателя. Словом это, по словам Д. Быкова, «апофеоз горизонтального сознания».
По мнению Дм. Манна, «Сетелитературой в широком смысле можно считаь любой художественный текст, помещённый в Сети». В узком смысле слова «сетелитература – это текст, помещённый в Сети таким образом, что перенос его на бумагу сопряжён со значительными потерями».
Сетелитратура предполагает наличие гипертекста, возможность коллективного творчества, авторматическую обработку текста.
В 1995 году началась реализация первого интерактивного литературного проекта «РОМАН», который был предложен Дм. Манном и Р. Лейбовым. В Сети был выложен текст, который был объявлен началом романа. Дальнейшее создание романа Романом Лейбовым заключалось в том, что он выключился из текстопорождения, и занялся технической строной его создания: выкладыванием на сервере присланных фрагментов романа. Смерть автора, провозглашённая как один из прнципов литературы постмодернизма состоялась. В процессе чтения текста автор, текст, читатель превращаются в единое «бесконечное поле для игры».
С1994 года по инициативе Л. Делицына и А. Андреева начинает проводится конкурс русской сетевой литературы, получивший название «Тенета», целью этого конкурсабыло упорядочить и оценить публикуемые литературные произведения. Позже начинает проводиться конкурс «Арт – Тенета 97», в состав жюри котрого вошли известные писатели (Б. Стругацкий, А. Битов, М. Чулаки, А. Кушнер). Однако вскоре этот конкурс распался на два: «Тенета – Рунет» и «Арт –Лито» ю Возникшее литобъединение ЛИТО поставило перед собой задачу публикации о обсуждения нового произведения в сети.
В настощее время можно говорит ь о таком жанре как сетевой роман.
Дмитрий Глуховский «Метро 2033»
Роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033» – один из заметных отечественных сетевых романов. В мировой практике уже существует опыт создания сетевой литературы; достаточно вспомнить таких авторов, как С.Кинг,Ф.Форсайт. Главы книги профессионального журналиста Глуховского были вначале выложены в интернете, и в её дальнейшем создании приняли участие сами читатели. Она с большим интересом читается подростками, и может быть стать предметом для размышлений в юношеском возрасте. По своему жанру – это постапокалиптическая антиутопия, в которой автор исследует модель общественного поведения после социального, биологического, политического обнуления общества.
Если говорить о прецедентных текстах, то вспоминается роман Даниэля Дефо, который нашёл беспроигрышный вариант сюжета, опираясь на реально пережитое матросом Селькирком, ставшим прототипом Робинзона Крузо. Оказавшийся на необитаемом острове после кораблекрушения матрос, в отличие от героя романа, одичал всего лишь за 4 года. Как известно, робинзонады стали излюбленным жанром читателей. Достаточно вспомнить нашумевший роман английского писателя XX века У. Голдинга «Повелитель мух», гротескную антиутопию,«чёрную робинзонаду», героями которой являются дети. В нём история цивилизации словно бы прокручивается назад на примере «стремительно дичающих «английских мальчиков».
В романе Глуховского радиоактивное излучение после ядерного взрыва, не только превратило в руины некогда огромные города, но и поставило под угрозу жизнь на земле. Не имея возможности подняться на заражённую ядерными отходами землю, люди пытаются выжить. Сюжет в силу беспроигрышности данного жанра, захватывает с первых страниц. В романе Д.Глуховского та же ситуация, что и в романе Д. Дефо: уцелевшие после ядерной катастрофы остатки человечества после гибели мегаполиса, каким является Москва, поселяются в гигантском бомбоубежище – в лабиринтах метро, превращённого их стараниями в подземный город.
Картины быта и жизни подземного города выписаны почти натуралистически. Читатель погружается в условно воссозданные фантазией автора топос метро 2033 года, который предельно узнаваем. Именно это и будоражит воображение читателя, когда он окунается в мрачный густонаселённый поземный мир метро, мир без солнца, с таинственными тупиками, пещерами, многочисленными тайнами, специфическим обустройством быта, ужасами и кошмарами подземной цивилизации. Постепенно на смену хомо сапиенсу приходят хомо новус, существа, более приспособленные к жизни в условиях радиоактивного фона. Они наделены не только жуткой внешностью, но и способны наводит страх и ужас на людей даже таких храбрых, как отчим Артёма Сухой. Подземный мир, его непознаваемость с ужасными звуками, которые могут довести человека до безумия, способен стать и источником мужества. «Чувство туннеля» – способность человека подняться над страхами, открывает тайну «истинной природы этого мира, выгрызенными прошлым поколениями в недра Земли» (с. 77).
Люди, живущие в ситуации повышенной напряжённости, привыкли вести борьбу за выживание: здесь железная дисциплина; трудовая повинность строго соблюдается. А сама обстановка дозоров, взрывов, диверсий, беспрестанной борьбы отвечает чувствам и потребностям, особенно для подростков, описана в стиле экшен. Всё пространство метро – неизведанное пространство, и обитателям приходится либо гадать, либо жертвовать жизнью, чтобы прояснить ситуацию. Борьба за выживание, которую ведут все обитатели подземного города, реализуется в том, что все носят оружие, а патроны являются меновой монетой, за которую можно купить чай, одежду. Особенную ценность имеет книга, которая в обстановке подземного существования, становится светочем мудрости, и к ней относятся «как к святыне», «как к последнему напоминанию о канувшем в небытие прекрасном мире»(с. 45). Всякую «дурь», взывающую глюки, запрещают продавать под угрозой смерти.
В романе отчётливо звучат политические мотивы: в условиях выживания, когда приходится бороться за всё более сокращающиеся блага, люди вынуждены жестко организовать жизнь на каждой станции и вступать в политические союзы. На красной ветке, соединяющей станции: Красносельская, Красные Ворота, Комсомольская, Библиотека им. Ленина, «особенно принялись идеи возрождения советского государства» (с.16). Для усиления своего влияния был использован актуальный лозунг: электрификация; который вкупе со старым: электрификация плюс советская власть, должен был привести к коммунизму. Здесь жизнь налажена лучше, чем на многих других станциях, и режим кажется миролюбивым. Зато то, что осталось от КГБ, организовал «тотальную слежку» и его «клиническая подозрительность» (62) распространяется как на обитателей своей станции, так и на появляющихся гостей.
На станциях Пушкинская, Чеховская, Тверская власть захватили фашисты. И даже в немыслимых для выживания условиях выдвинули вполне узнаваемые лозунги: «Метро для русских», - (59) и вышвырнули со своей территории всех нерусских. Станция Проспект Мира населена торгашами, которым удалось спуститься под землю и продолжить своё дело в новых условиях.
Роман написан профессионально. Язык романа – узнаваемый язык сказа с присущей ему доверительной интонацией повествования. Наряду с воссозданием картин жизни и быта, автор выписывает характеры: Антона, Женьки, Андрея, отчима Антона Сухого, Бурбона, Хантера. Лучшие герои – люди сильные, много повидавшие на своём веку, они способны на героические поступки, их отличает человечность, тоска по нормальной человеческой жизни. Несмотря на ужесточившиеся условия жизни, люди оказываются способны проявить героизм и высшую человечность.
Особенно запоминается Антон, герой, с которым читатель идентифицирует себя. Он уцелел чудом: мать, погибая от полчища крыс, предала маленького сына Сухому, и тот вырастил его в суровых условиях подземной жизни на станции. Завязка романа– Хантер, охотник, своего рода макрофаг, который ликвидирует любую опасность, угрожающую всему организму, собирается обследовать участок метро после Ботанического сада. О своём решении он сообщает Антону. В случае его гибели Антон должен подняться на поверхность и передать информацию. Хантер не возвращается и Антон, выросший в условиях подземки, доведёт дело Хантера до конца. Он поднимется в заражённый город и найдёт свой дом, а на фотографии узнает свою мать.
Как и все антиутопии, роман Д. Глуховского становится романом, в котором вновь поднимается вопрос об угрозе ядерного оружия и прогнозируется мрачная версия о том времени, когда человечество не сумеет решить вопрос о разоружении и на земле не останется места человеку.
Глуховский Д. Метро 2033/ Д. Глуховский- М., изд. Популярная литература 2007 –с 340.
Терминологический словарь
Пастораль - Форма буколической литературы, героями которой являются чувствительный, нежный пастушок и целомудренная прелестная пастушка, который перживают чрезмерно утончённые, благородные чувства. Условен их «сладкий» труд и жизнь в шалаше, условны растушеские атрибуты, как-то милые овечки, песни, игра на свирели.
Абстракционизм – напрвление в искусстве XX века, стронники которого отказываются от изображения реальных преметов и явлений, выделяя ниболее существеннное и главное.
Абсурд – бессмыслица, нелепост. Служит средством сатирического и трагического изображения. Концепция абсурда как основа человеческого существования выявляется «в театре абсурда» (Э. Ионеско, С. Бекет), элементы присущи творчеству обэриутов (Д. Хармс, А. Введениский, Н. Олейников) и экзистенциалистов (Ж.-П. Сартр, А. Камю).
Авангардизм -(от французского – пердовой отряд) – направление в художественной культуре XX века, приверженцы которого порывают с существующими нормами и традициями, преврвщая новизну выразительных средств в самоцель.
Акмеизм – литературное направление в русской поэзии 1910-х гг, сторонники которого стремились реформировать символизм.Они провозгласили освобождение поэзии от символистских порыввов к «идеальному», отстаивая возврат к материальному миру, естетственному предмету, точному значению слова. Для акмеизма харарктерно стремление к истоико – культурным ассоциациям.
Аллегория – раскрытие отвлечённой идеи посредством конкретного изображения предмета или явления действительности. Смысл аллегории имеет одно значение, она отделён от образа, и связь с образом устанавливается поь смежности.
Аллитерация – повторение однородных гласных, придающих тексту особую звуковую и интонационную выразительность.
Аллюзия- стилистическая фигура, одна из форм иносказания; употребление какого- либо сорва,фразы,цитаты, вкачестве намёка на общеизвестный литератрный, бытовой или лющественно- политический факт
Аллюзия - стилистическая фигура, одна из форм иносказания; употребление какого- либо сорва,фразы,цитаты, вкачестве намёка на общеизвестный литератрный, бытовой или лющественно- политический факт.
Амфибрахий -трёхсложный размер, в котором ударный слог находится между двумя безударными.
Анапест – трёсложный размер, в котором ударным является третий слог.
Анафора- единоначатие. Повтороение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи(слов, строк, фраз).
Детективная литература - (открывать, обнаруживать) - литература, посвящённая раскрытию запутанной тайны, чаще всего связанной с раскрытием преступления.
Бедная рифма - это тип рифм, где предударные не совпадают (мНого- трЕвога)
Богатая рифма - это тип рифмы,где с совпадающими предударными согласными
Интертекстуальность (цитатность) – использование сюжетных ходов, мотивов, образов, скрытых и явных реминисценций в тексте или ориентация литературного текста на предшествующие тексты, которая проявляется в виде заимтвования того или иного сюжета, частных мотивов, целых фраз ит.д.
5. Постмодернизм – направление в современном искусстве, которое связывают с кризисом искусства, главнми признаками которого являются интертекстуальность,
6. интертекстуальность - понятие, которое связывается с идеей Р.Барта о том, что в каждом тексте присутствуют различные уровни текстов предыдущих эпох, т.е. у каждого текста есть источник. В любом тексте мы можем обнаружить бессознательное или авторматическое употребление цитат. Отсюда выражение «мир как текст».
7. пастиш- форма пародии, в освное которой ироническое сопоставление различных литературных стилей.
8. эклектизм- использование в искусстве противоречивых и подчас взаимоисключающихтенденций, что приводит искусство к китчую.
Реминисценция – тот или иной элемент структуры художественного произведения, вызывающий у читателя воспоминания о другом, как правило широкоизвестном произведении.(заимствования из классических произведений, рассчитанные на читательскую память)
Сказ –форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа- рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентированного на устную речь.
Хронотоп – единство художественного времени и художественного пространства в литературном произведении. По мысли М.М. Бахтина, в хронотопе «Время …сгущается, уплотняется, становится художественно зримым; пространство …интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории».
Рекомендуемая литература:
1. Современная русская литература(1990- начало 21 века) Учеб. пособ для студ. филолог. фак высш учеб завед/ С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. – СПб.: Филологический факультет СпбГу; М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 352с.
2. Современная русская литература / Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. про.Б.А. Ланина. –М.: Вента – Граф, 2007. – 336с.
3. Абдуллаев, Е.В. Экстенсивная литература 2000 –х//Е.В. Абдуллаев –Новый мир 2010. № 7. с 177-191
4. Жолковский, А.К.О тёмных местах текста // А.К. Жолковский –Новый мир 2011. № 3с. 169-179
5. Немзер, А.Замачательное десятилетие. О русской прозе90-х годов// А. Немзер- Новый мир.2000 №1
Литература
1. Варламов, А. Рождение // А. Варламов –ж. Новый мир, 1995,№ 7
2. Нефагина, Г.Л.Русская проза конца XX века / Г.Л. Нефагина - М, -Изд. Наука, 2005, с 95-98
3. Ермошина, Г. Ностальгия по несостоявшемуся // Г.Н. Ермошина-М, Знамя, 2001, №3, с 221- 223.
4. Тряпочкина, В.Р. Гендер в повести А. Варламова «Рождение»
www. ksu.kz/modules.php?name
5.Басинский, П.Правильный неправильный Варламов// П. Басинский – М., г. «Русский курьер№ 543.
Петрушевская
Литература
1. Кякшто Н.Н. Петрушевская //Русские писатели: Библиограф. словарь: В 2. –Ч.2.- М., 1998.с. 184-187
2. Строфы века/Сост. Е. Евтушенко.- М Минск: Полифакт, 1997.- 1044с
3. Туровская, М.//Трудные пьесы Людмилы Петрушевской. – Новый мир, 1985, №12
4. Петрушевская Л. Соб ссоч. тт. 1-2. М., 1998
5. Большая энциклопедия; в 62 томах. Т.36.- М: ТЕРРА, 2006.- С 369- 370
6. Русские писатели XX век. Библиографический словарь: в 2 частях. / Редколлегия: Н.А. Грозного и др.; Под ред Н,Н, Скатова.- М.: Просвещение, 1998.- С. 184-187
7. Славникова О. Петрушевская и пустота) анализ творчества Л. Петрушевской) / О. Славникова // Вопросы литературы. – 2000. – март – апрель. С. 47- 61
8. Петрушесвская Л. Два рассказа / Л. Петрушевская // Аврора. 1988- № 9.- Содерж.: Грипп, Али- баба
постмодернизм
Используемая литература
1. Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины, Энциклопедический справочник.- Москва:Интрада_ Инион, 1999с.111
Скоропанов, И.С. Русская постмодернистсткая литература: Учеб. пообие.-М.: Флинта: Наука, 1999.- 608с.
ПЕЛЕВИН
Список используемой литературы:
1.Леонид Филиппов – статья «Полёты с Затворником. вариации на заданную тему» - ж. «Звезда» 1999, №5
2.Александр Генис – статья «Поле чудес» - ж. «Звезда» 1997, №12
3.Андрей Данилов – статья «Синтетическая правда Пелевина. попытка анализа модного писателя» - г. «Деловой Урал» 1997.
Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. -М., 1979.
4. Википедия – Свободная энциклопедия. http: // www. ru. wikipedia. org/.
5. Немзер А. - Еще раз про лажу (11/09/2003). http: // www. ruthenia. ru/nemzer/pelevin2003. htm.
6. Немзер А. - Скучная скука (15/11/2004).
7. http: // www. ruthenia. ru/nemzer/PelevinSKO. html.
8. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. Издательство «Вагриус», 1999.
9. Пелевин В.О. Желтая Стрела. Издательство «Вагриус», 2003.
10. Пелевин В.О. Священная Книга Оборотня. Издательство «Эксмо», 2005.
11. Пелевин В.О. Жизнь Насекомых. Издательство «Вагриус», 2000.;
12. Пелевин В.О. Generation «П». Издательство «Вагриус», 1999.;
13. Пелевин, В.О. Пэ в Пятой / Виктор Пелевин. – М.: Эксмо, 2011. -320сю
14. Свердлов М. - Как сделан Пелевин - Хорошая защита плохой прозы. http: // pelevin. nov. ru/stati/o-sverd/1. html.
15. Сесэцу Тюкан – Пелевин, Акунин и Мураками успешно заполняют «лакуну» между серьезной и массовой литературой. http: // pelevin. nov. ru/stati/o-tukan/1. html.