Действие романа происходят в недавнем прошлом – вначале 90 - х годов. В романе автор делает попытку отрефлексировать современность. Романное время включает в себя события стыка века девятнадцатого и двадцатого, когда творил непризнанный художник Кандинский, полотна которого украшают К-студию критика Ольги, дочери репрессированного, а потом оправданного искусствоведа Тульцева. Место действие – Москва. Трёхчастный роман В.Маканина напоминает сценическое действие. Скрытые пружины технологии выдвижения политических лидеров требуют от автора новых литературных приёмов. В повествование вмонтированы политические монологи и диалоги, а отдельные сцены романа напоминают репортажи с места событий, что усиливает достоверность изображаемых событий и приближает произведение к документальному жанру.
Наряду с этим начало романа написано в традициях русской психологической прозы, автор погружает читателя в мир переживаний влюблённой женщины. Женщины в романе Маканина – легко узнаваемые современницы: старшая красавица Ольга – критик, нежные и доверительные отношения связывют её с младшей сестрой – Инной. Образы перекликаются с образами трёх сестёр А.Чехова (Пьеса «Три сестры»), сестёр Кати и Даши А.Толстого (роман «Хождение по мукам»); героини живут мечтой о любви и счастье. Две части романа содержат историю несостоявшейся любви Ольги вначале с перспективным политиком Артёмом Константой (Сигаевым Артёмом Константиновичем), а потом с модным молодым руководителем рок – группы, рок-музыканом Максимом Квинтой.
Руками воротил (Босс) лепится политическая фигура первого зшелона власти (Артём метит на кресло министра), послушный покровителю, который готов оплатить всё: начиная с дорогого пиджака, сытного застолья и следующих за выдвижением во власть денежных сумм на спонсорство, контракт, фонды. Условие одно: выдвиженец должен быть харизматичной личностью, он должен быть чист, т.е. не иметь никаких связей с КГБ. Но успешное выдвижение во власть, которое долго готовилось Боссом и его сворой, провалилось в одночасье: косноязычный заика – подросток, Коля Угрюмцев, несостоявшийся художник, выгнаннай за бездарность из школы КГБ, пригретый Артёмом из жалости, в порыве почти детской откровенности рассказывает собравшимся о том, как Артём Константа, принёс объяснение в КГБ на разгон выставки художников андерграунда. Вырвавшийся у опьяневшего от сытной еды подростка рассказ становится концом политической карьеры Сигаева Артёма Константиновича. Уход с «маленькоцй сцены» – это потеря публичности, с него прилюдно снимают пиджак, подаренный Боссом, рвут все соглашения, а Ольга, собирает ему лёгкий чемодан. Незадавшегося политика ожидает учительство в Воронеже; на этой «прославленной, омертвело скучной живой земле» он надеется зализать свои раны.
Не приносит счастья и второй роман с композитором, красавцем Максимом Квинтом, живущим за счёт женщины, он длится почти год и заканчивется бегством героя.
В третьей части романа происходит соединение, казалось бы, несвязанных линий, которые сюжетно являются отголосками двух ольгиных романов. Главным содержанием повествования становится покаяние двух доносителей: одного профессионального – Бати, по доносу которого немало людей было отправлены в сталинские лагеря, а другого – добровольного, занявшегося самодоносом (Артём). Но, так или иначе, но каждый из них запятнал себя связью с КГБ. Рефреном звучат слова: «В наши дни все оказались стукачами». Литературная реминисценция из романа «Мастер и Маргарита»: «в ГБ рукописи не горят», – становится фразой – перевёртышем, объясняющей фатальный исход любого обращения в эти органы, представляющие репрессивный механизм государства.
Вчерашний политик Константа вынужден принять путь саморазоблачения, которое сёстрами воспринимается по- разному: для Ольги любая связь с КБ – позор, для Инны честное признание Константы – мужество, «особое ненашенское мужество» (62). Батя – профессинальный стукач, по доносу которого в Сибири оказались его друзья, он избрал путь покаяния. И был прощён теми людьми, которые по его доносу отбывали сроки в Сибири. Именно эти люди простили его, приняли его у себя. Батя – это не просто живая совесть эпохи социализма с его бесконечным доносительством, но в этой истории есть другая сторона: он был прощён. Именно и ему принадлежат слова, которые могли бы стать основной мыслью, выраженной в романе: «Толпа не может, не умеет прощать… Население не умет прощать …Только народ умеет …» (135).
«В России надо жить долго», «и ещё надо выйти рано… На дорассвете. Обязательно на дорассвете» (141).
Вторая глава – новый роман Ольги с молодым руководителем рок – группы, композитором, красавцем Максимом Квинтом, который оказывается жиголо, жиыущим за счёт женщины. Беспрестанно признаваясь в любви к Ольге, он вытягивает у неё небольшие сбережения, припрятанные на чёрный день, чтобы накормить и напоить свою рок – группу, в великое будущее которой он свято верить и в своей вере пытается уверить Ольгу. Целый год длится роман без будущего, пока у Ольги не иссякают деньги, и нев силах больше кормить и поить гениальных музыкантов Ольга прощается с Максимом.
В третьей главе происходят переплетения, отголоски двух ольгиных романов, вновь оживают и набирают новые подробности. К политической жизни пытается вернуться несостоявшийся политик Артём, год проучительствовавший в Воронежской глубинке. Одновременно он надеется вместе с порушенной карьерой возвратить Ольгу, встреча с которой подвигнула его на мысли об отмене цензуры в СМИ. Из Сибири приезжает отец Максима, Батя, который жил там у друзей,охотился на волков и привёз будущей невесткеподинники рисункоа Кандинского. Батя тем профессинальным стукачём, по доносу которого в Сибири оказались те самые его друзья, у которых он жил. Именно и ему принадлежат слова, которые могли бы стать основной мыслью, выраженной в романе. «Толпа не может, не умеет прощать… Население не умет прощать …Только народ умеет …» (135). Батя – это живая совесть эпохи социализма с его бесконечным доносительство.
Он не захочет видеть его в К - студии даже после его покаяния, он угрюмой фигурой будет являться перед жиголо Максимом, живущим за чужой счёт, он будет ремонтировать провода, чтобы вновь осветить картины Кандинского.
Тезаурус
Аллюзия - стилистическая фигура, одна из форм иносказания; употребление какого- либо сорва,фразы,цитаты, вкачестве намёка на общеизвестный литератрный, бытовой или лющественно- политический факт
Интертекстуальность (цитатность) – использование сюжетных ходов, мотивов, образов, скрытых и явных реминисценций в тексте или ориентация литературного текста на предшествующие тексты, которая проявляется в виде заимтвования того или иного сюжета, частных мотивов, целых фраз ит.д.
Реминисценция – тот или иной элемент структуры художественного произведения, вызывающий у читателя воспоминания о другом, как правило широкоизвестном произведений (заимствования из классических произведений, рассчитанные на читательскую память)
2.4.Личутин Владимир Владимирович (13.03.1940) Родился в г. Мезень Архангельской области. Во многих произведениях показана жизнь поморов. Мир произведений Личутина пронизывает тоска по исчезающей деревне, её укладу; писатель с грустью отмечает распад связи современного человека с его природными истоками. Тема родовой памяти как основы всего существа человека звучит в повести «Обработно – время свадеб» (1973). Героиня повести Параскева Осиповна Нечаева живёт в поморской деревне Кучиме. Она ждёт и томится в ожидании возвращения сыновей, которых околдовал, приворожил город. Ей самой город, куда она решает уехать, показался чужим и неуютным, и она вернулась деревню, к привычному вековечному поморскому укладу, который воссоздаётся автором как непреложность во всей его природной простоте и разумности. Недолгий приезд сына Степана в родную деревню становится началом его возвращения к своим истокам, к самому себе.
Родовая память поморов, в которой властвует трудовой обряд, а традиционная нравственность, питается народным Православием, показана в повестях «Душа горит», (1976), «Последний колдун» (1977г), «Крылатая Серафима» (1978).
В 80 годы писатель изображает духовные основы личности, истоки которых он усматриваетв православии. В романе «Скитальцы» (1985) рассказывается о молодых старообрядцах 1-й пол. XIX в., показано долготерпение и смирение героев, которые понимаются автором как признак сильной нравственной души. А в романе «Любостай» (1987) показана «расхристанная душа» интеллигента, безверие, приведшие к надлому русской нации к исходу XX в.
В. Личутин в историческом романе-эпопее “Раскол” (1990 — 96) обращается к изображению судеб страны и народа, показывает трагическую для России религиозную смуту XVIII в. Характерн язык повествования сказовый слог, сплавляющий “народное краснословье” и старообрядческую словесность.
К истокам человеческой души автор обращается в автобиографичеком романе «Сон золотой» (2008). Автор определяет жанр романа как книгу переживаний. Возвращение в прошлое, с которым связывает его связка отцовских писем, ставноится тропинкой, по которой движется авторская память. Пожелтевшая бумага писем, предназначенных горячо любимой жене и кочеваваших из сумки в сумку, перекочёвывают в настоящее. Композиционно роман представляет собой сплав детских воспоминаий о жизни в поморской послевоенной деревне в осиротевшей после гибели на фронте отца семье и писем отца из армии, а потом фронтов Великой Отчественной войны домой.
Из писем вырастает история любви отца и матери. Первая любовь в чём-то странная, наивная, развивающаяся в духе какого – то исступленногоувлечения взрослого человека учителя Владимира Личутина к тринадцатилетней девочке из семьи лишенцев Тоне Житовой, станет началом крепкой семьи. Семейное счастье окажется недолгим. При двух малолетних детях двадцативосьмилетнего Владимира забирают на срочную службу. И в день, 4 октября 1941 года, когда он должен был вернуться в семью, где его ждал уже третий ребёнок, сын, родившийся без него и названный в его честь тоже Владимиром, он погибает в одном из боёв. Из воспоминаний возникают картины трудного послевоенного детства, непосильного труда и бесконечных лишений детей, живущих без отца.
Но особенным светом пронизан образ матери, сельской почтальонши, которой после гибели мужа одной пришлось поднимамть четверых детей. Хозяйство, дети, работа – ничто не сломило её тягу к красоте и порядку. У неё самые чистые скатерти и занавески Она, прихорошившись, идёт на работу, получив прозвище «фасонья». Образ матери, красавицы, труженицы, на чьи плечи легли непомерные тяготы военного и послевоенного времени, перерастает в образ – символ всей скорбящей России, выдюжевшей войну.
2.5. Евгений Попов, прозаик, драматург, сценарист.
Первая заметная публикация сопровождалась напутственным словом В. Шукшина, который откликнулся: «Я прочитал рассказы Евгения Попова и почувствовал, что мне, например, они нужны». О рассказах Попова про Сибирь, В.М. Шукшин написал: «он ухватывает трудно уловимое состояние людей, когда они в поиске лучшего места, в нешуточной борьбе за человеческую жизнь и ещё должны только породить истрически стойкое потомство» [Шукшин о рассказах Евгения Попова// Попов Е.А. Плешивый мальчик Проза P.S. – М.:ООО «Грейта», 2004.- С.253-254. впервые опубликовано в Новый мир. 1976.№4]. Творчество Е.Попова генетически связано с традициями М.Зощенко.
Первый сборник писателя назывался «Веселие Руси» (1981). Следующие сборники «Жду любви невероломной», «Плешивый мальчик», «Тихоходная барка «Надежда».
В основе его коротких сказовых повествований «случаев из жизни», рассматривающихся как категория сознания героя, лежит часто анекдотическая ситуация, типичная, распространённая, в чём – то заурядная и одновременно абсурдная. Всё, что происходит с героями, имеет пародийный смысл и производит комический эффект.
Сборник «Тихоходная барка «Надежда» распадается на четыре раздела: «Тётя Муся и дядя Лёва», «Во времена моей молодости», «Кто – то был, приходил и ушёл», «С чего начинается рассказ о князе Кропоткине». Повествование сказовое, т.е. сохраняет особенности речи рассказчика. Рассказчик – провинциал, предлагает читателю те или иные случаи из жизни («Страдания фотографа Учёного», «Горбун Никишка», «Голубая Флейта»
Борис Екимов 1938г.
Бориса Екимова называют «проводником литературных традиций Донского края». В своём творчестве он продолжает развивать реалистические тенденции. Лауреат литературной премии Александра Солженицына, продолжающий традиции «деревенской прозы», один из немногих современных писателей, кого волнуют «боль потерянного состояния русской провинции» и «неистребимое достоинство скромного человека». А. Солженицын так писал о его творчестве: «В последние десятилетия, когда, кажется, само существование русской деревни выпало из нашего поля зрения, не говоря уж об окоеме искусства, - Борис Екимов вошел в литературу новым писателем-«деревенщиком». Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с ее новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигает наши представления о непростой жизни…»
«Все его герои – жители задонских хуторов, каждый сюжет:это про вас, про меня. Про нашу жизнь - тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, что свидетельствует обо всём, что мы испытали за последние 20 лет». (Д. Шеварев).
Борис Екимов родился в 1938 году в Игарке Красноярского края. Его родители были специалистами по пушнине. Вскоре его отец умер (1939 год), и вместе с матерью он перехал в Казахстан на станцию Или, неподалёку от Алма – Аты. Здесь жила сестра матери. Первые литературные опыты относятся к началу 60 – х годов. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте.
Лауреат многих литературных премий.
Рассказ «Ночь исцеленния»
Рассказ «Праздник» Опубликован в ж. «Новый мир» № 7 за 2010 год.
В рассказе о Новогоднем празднике в умирающей деревне как на изломе показана послеперестроечная жизнь: с перераспределением богатств, обречённых на медленную смерть бесприютными стариками, мыкающейся в поисках заработков по всей стране молодёжи и невозможности что-либо изменить в этой жизни. Контрастом к выписанной серыми тонами, под стать плачущей дождями и слякотью природе, звучит описание праздника, устроенного молодёжью в доме у Буканихи. Само название рассказа приобретает множественность смыслов и оттенков: это и новогодний праздник, и жажда веселья и успеха, и горькая ирония по поводу того как «веселуха» праздника обернулась горьким похмельем.
Предлагаемые вопросы для обсуждения
1. Почему рассказ называется «Праздник»? Какое значение приобретает это слово на фоне происходящих событий?
2. Как можно охарактеризовать каждого из героев рассказа? Расскажите о судьбе каждго, собравшегося за праздничным столом
3. Какие причины подтолкнули Шнурка к совершению преступления?
4. Существует ли возможность изменить жизнь героев?
5. Зачем автор на фоне грязи, слякоти, распоясовшейся злобы пьяных молодых людей показал открывшееся царствие небесное?