Национально-этническая структура общества является самой многообразной и многоцветной из всех видов социальной структуры. Достаточно сказать, что на 3 тыс. различных этносов, существующих на нашей планете, приходится примерно 200 государств и, соответственно, подавляющее большинство стран являются полиэтническими.
В национально-этнических отношениях сходятся и перекрещиваются практически все разновидности общественных отношений: социально-экономические и государственно-политические, религиозные и расовые, социально-демографические и культурно-психологические, территориальные и языковые. Это означает, что любые изменения в экономических, политических и других отношениях так или иначе приобретают национально-этническую окраску, и напротив, всякие перемены в национально-этнических отношениях находят свое продолжение в политике, экономике, культуре и других сферах общественной жизни.
Для российского общества национально-этнические отношения имеют особое значение. С конца 1986 г. территорию бывшего Союза ССР захлестнула волна межнациональных конфликтов, которая захватила и начало 2000-х гг. К середине первого десятилетия 2000-х гг. национально-политическая ситуация в стране в целом стабилизировалась, но очаги межнациональной напряженности сохраняются, причем, не только на Северном Кавказе, но и в Центральном регионе.
Национально-этнические отношения не обходят стороной и правоохранительные органы, которые, всегда, так или иначе, оказываются втянутыми в урегулирование межнациональных конфликтов. Конфликты между коренным населением и мигрантами, этнические преступные группировки уже стали повседневным фактором работы ОВД во многих регионах России, так что понимание механизмов межнациональных отношений сегодня является важной составляющей их профессиональной деятельности.
«Этнос» в переводе с греческого означает «племя», «народ». Понятие это очень многозначно и многогранно. Исследователи по-разному определяют понятие этноса. Одни, например, Уингер, считают главным отличительным признаком этноса особое сочетание таких наследственных биологических признаков, как цвет кожи, черты лица и телосложение. Другие исследователи, такие как Н. Смелзер, рассматривают этнос как социальную общность, третьи, например, Л.Н. Гумилев – как поведенческую.
Существуют и другие подходы к определению этноса. Заметим, что, несмотря на разнообразие существующих точек зрения, все исследователи ведут речь примерно об одном и том же наборе признаков. Суммируя эти признаки можно определить этнос следующим образом.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории и состоящая из многих поколений общность людей, обладающих общими чертами и устойчивыми особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от других подобных образований, представлениями об общности происхождения, единой исторической судьбе и т.п.
Приведенное определение этноса носит описательный характер - в нем собраны разнопорядковые признаки и свойства, с каждым из которых следует разобраться более внимательно. Прежде всего, необходимо развести “отличительные признаки этноса”, с одной стороны, и “факторы или условия его формирования” – с другой.
К первым, относятся особенности культуры – язык, народное искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, привычки, – которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют некоторый устойчивый стиль жизнедеятельности – так называемую этническую культуру. Ко вторым принадлежат некоторые общие условия жизнедеятельности – общая территория, общность экономической жизни, общие политические порядки или формы самоуправления и т.п.
Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной жизни, но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают это единство. Что же остается? Остается общность этнической культуры – нравы, обычаи, нормы поведения и т.д. Вместе с тем, следует иметь в виду, что большинство компонентов этнической культуры не может служить надежным признаком для выделения какого-либо этноса. Это относится и к такому, на первый взгляд, устойчивому этническому признаку как язык. Например, евреи говорят не на одном, а на двух разных языках: иврите и идише.
Какой же признак является самым устойчивым и надежным критерием выделения этноса? Таким признаком является этническое самосознание. В его основе лежит антитеза «мы – они» или «свои – чужие», то есть осознание своего отличия от других аналогичных общностей, своего особого общего происхождения, общих исторических предков.
Антитеза “мы – они” является системообразующим фактором любого этноса, который к тому же нередко действует вопреки всем остальным факторам – социально-экономическому строю, культурным, языковым и расовым различиям. Примером такого воздействия является массовая иммиграция евреев в Израиль в 70-е годы: в страну прибывали люди разного цвета кожи, говорящие на разных языках, имеющие различные социально-политические взгляды и, тем не менее, ощущавшие себя представителями единого этноса.
Как соотносятся между собой этнос, раса и религия? Этнические общности, как правило, совпадают с расовыми и религиозными. Коренные жители Африки и граждане США африканского происхождения, несмотря на все существующие между ними различия, осознают себя как единый негроидный этнос. То же самое относится к евреям, армянам и другим народам, находящимся в состоянии диаспоры. Пример совпадения этнических, расовых и религиозных различий дает и значительная часть арабов-мусульман.
Встречаются, однако, и другие ситуации, когда прежде единый этнос оказывается разделенным по религиозным, политическим и другим мотивам. Примерами такого разделения в новейшей истории могут служить католики и протестанты в Северной Ирландии, “красные” и “белые” в советский период отечественной истории, противостояние Индии и Пакистана, Северной и Южной Кореи и т.п.
Говоря о соотношении этнических и расовых общностей, следует также иметь в виду, что различия между ними достаточно условны. Привычное разделение населения планеты на черную, белую и желтую расы сложилось в Х1Х в. и отражало уровень знаний того времени.
Сегодня классификации подобного рода ставятся под сомнение многими исследователями. Как отмечает Н. Смелзер, ни одно сочетание физических черт не может служить основой для определения расовой принадлежности. Так, например, к белой расе относятся бледнокожие скандинавы, итальянцы и испанцы с оливковым цветом кожи и совсем темнокожие жители Южной Индии. В то же время некоторые темнокожие африканцы имеют прямые волосы, узкий нос и тонкие губы, а у светлокожих европейцев бывают густые курчавые волосы, широкий нос и толстые губы. Объяснить все это можно, видимо, тем, что расы представляют собой продукт длительного исторического развития и в течение веков в результате смешения физические черты, характерные для определенных рас, постепенно стирались. Об этом в достаточной мере свидетельствует смешанное происхождение миллионов американцев, а также расовая разнородность населения Израиля – евреи, переселившиеся на историческую родину, по цвету кожи напоминают жителей тех стран, из которых они приехали[55].
Исторически, формирование каждого этноса всегда было связано с определенной территорией, однако, в современном мире очень небольшое количество этносов проживает компактно – многие из них разбросаны по странам и континентам. Часть этноса, ядро которого находится в другой социальной системе, – государстве, регионе и т.п., – называется в социологии этнической группой.
Сами этнические группы могут находиться в компактном и распыленном (дисперсном) состоянии. К этническим группам принадлежат, так называемое русскоязычное население в странах СНГ, русские общины в США и Канаде, татары, проживающие вне Татарстана в различных регионах Российской Федерации, а также многочисленные китайские, еврейские, армянские, мексиканские общины, компактно проживающие во многих странах мира.
Происхождение, сущность, функции, закономерности формирования и развития этносов изучает специальная социологическая теория – этносоциология [56], которая возникла на стыке общей социологии и этнографии. Предметом внимания этносоциологии является взаимосвязь и взаимообусловленность социальных и этнических процессов: особенности культуры, быта, ценностные ориентации, структура профессиональной занятости, миграционная и социальная мобильность различных этносов, а также то влияние, которое оказывают эти особенности на функционирование и развитие общественной системы в целом.