Россия согласно Конституции является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 больших и малых народов. Однако так было не всегда: нынешнее этническое многообразие возникло не одномоментно, а представляет собой результат многовекового исторического развития.
Разные народы входили в состав России в разное время и при разных обстоятельствах, и истоки многих межнациональных проблем современного российского общества коренятся в прошлом, причем, не только советском, но и гораздо более давнем.
Одни народы стали частью России в силу своей малочисленности и слабости, не в силах ничего противопоставить ее территориальной экспансии (народы Сибири, Русского Севера и Дальнего Востока). Другие – делали это добровольно, стремясь найти у России покровительство и защиту от опасных соседей. Третьи - становились частью российского населения в результате завоеваний или переделов территорий между Россией и другими крупными державами. Четвертые (народы Северного Кавказа) - ожесточенно отстаивали свою национальную независимость на протяжении почти целого столетия.
Формирование этнического состава России исторически было самым тесным образом связано с процессом становления и развития русского этноса, который составлял наиболее активную, подвижную и многочисленную часть ее населения. Сам русский этнос формировался и развивался в процессе постоянного освоения (присоединения, завоевания) новых, прилегающих к его границам территорий и включения их в состав российского государства.
На протяжении веков территориальный и этнический состав России не раз менялся и перекраивался, следуя зигзагам отечественной и мировой истории, но при этом размеры ее территории постоянно росли, как и число народов ее населяющих. Эти процессы продолжались и в советский период – вплоть до распада СССР.
Современная Российская Федерация во многом унаследовала этническое многообразие прежнего СССР, несмотря на значительные потери своей исторической территории. Это объясняется, в частности тем, что процессы внутренней миграции населения, которые интенсивно протекали в течение всего советского периода, неизбежно сопровождались процессами его этнического перемешивания. В результате, даже после распада СССР, на территории новой России сохранились этнические группы практически всех народов, входивших прежде в состав советского государства.
Современная Россия по уровню жизни и экономическим возможностям остается привлекательной для большинства народов бывших союзных республик, поэтому многоэтнический состав Российской Федерации продолжал «подпитываться» и после распада СССР за счет этнической миграции из бывших союзных республик, которая за последние два десятилетия только возрастала.
Вплоть до переписи 1897 г. данные об этническом составе и численности населения России не отличались точностью. Главным источником этих сведений были ревизии, предназначенные для подсчета податных душ. Ревизии приблизительно фиксировали число женщин и лиц неподатных сословий, а податные сословия стремились всячески от них уклониться. Первая такая ревизия была проведена при Петре I в 1722 г., а всего их было проведено десять. Об этническом составе населения в тот период можно было судить лишь косвенно, по религиозной принадлежности или вероисповеданию.
В 1897 г. была проведена первая Всероссийская перепись населения, которая зафиксировала его численность на уровне 129 млн. человек. По переписи 1897 г. в Российской империи насчитывалось 146 языков и наречий. Однако эта цифра несколько занижала действительное число этнических общностей из-за недостаточной этнографической изученности окраин.
Первая советская перепись 1926 г. зафиксировала уже свыше 190 этнических общностей и 150 языков (без наречий) притом, что Польша и Финляндия к тому времени уже не входили в состав СССР. Последующие переписи проводились в 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 и в 2010 гг.
Вот данные двух последних общероссийских переписей населения 2002г. и 2010г. по наиболее многочисленным этносам[61]:
Млн. человек | В % к указавшим национальную принадлежность | |||
2002 г. | 2010 г. | 2002 г. | 2010 г. | |
Все население | 145,17 | 142,86 | ||
в том числе указавшие национальную принадлежность | 143,71 | 137,23 | 100,0 | 100,0 |
русские | 115,89 | 111,02 | 80,64 | 80,90 |
татары | 5,55 | 5,31 | 3,87 | 3,87 |
украинцы | 2,94 | 1,93 | 2,05 | 1,41 |
башкиры | 1,67 | 1,58 | 1,16 | 1,15 |
чуваши | 1,64 | 1,44 | 1,14 | 1,05 |
чеченцы | 1,36 | 1,43 | 0,95 | 1,04 |
армяне | 1,13 | 1,18 | 0,79 | 0,86 |
аварцы | 0,81 | 0,91 | 0,57 | 0,66 |
мордва | 0,84 | 0,74 | 0,59 | 0,54 |
казахи | 0,65 | 0,65 | 0,46 | 0,47 |
азербайджанцы | 0,62 | 0,60 | 0,43 | 0,44 |
даргинцы | 0,51 | 0,59 | 0,35 | 0,43 |
удмурты | 0,64 | 0,55 | 0,44 | 0,40 |
марийцы | 0,60 | 0,55 | 0,42 | 0,40 |
осетины | 0,51 | 0,53 | 0,36 | 0,39 |
белорусы | 0,81 | 0,52 | 0,56 | 0,38 |
кабардинцы | 0,52 | 0,52 | 0,36 | 0,38 |
кумыки | 0,42 | 0,50 | 0,29 | 0,37 |
якуты (саха) | 0,44 | 0,48 | 0,31 | 0,35 |
лезгины | 0,41 | 0,47 | 0,29 | 0,35 |
буряты | 0,45 | 0,46 | 0,31 | 0,34 |
ингуши | 0,41 | 0,44 | 0,29 | 0,32 |
другие национальности | 4,85 | 4,81 | 3,40 | 3,51 |
При оценке приведенных результатов следует иметь в виду, что они несут на себе определенную долю условности. Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе переписи населения указывается самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывается переписными работниками строго со слов опрашиваемых. На численность населения отдельных национальностей может влиять и то обстоятельство, что население имеет право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. – 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.
Общие итоги переписи 2010 года по этническому составу российского населения выглядят следующим образом.
В составе населения современной России насчитывается более 190 представителей различных этносов. Большинство народов, проживающих на территории Российской Федерации – это коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, в России имеются представители и других народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации.
Коренные народы России составляют более 95% населения, из них свыше 80,9% - русские[62]. Народы стран ближнего зарубежья, - например, украинцы, армяне, казахи, азербайджанцы, белорусы, грузины, молдаване, туркмены, таджики и др., - составляют примерно 4,3% российского населения. И наконец, около 0,7% населения России приходится на народы дальнего зарубежья - немцев, турок, финнов, корейцев и др.
Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 7,7% населения страны (из них 3,9% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие.
Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют 4,7% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам.
Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера - это примерно 1% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.
По данным переписи 2010 г. русским языком владеют 138 млн. человек или 99,4% опрошенных, в 2002 г. – 142,6 млн. человек (99,2%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.
Каково современное состояние межнациональных отношений в Российской Федерации? В любой, даже самой благополучной многоэтничной стране время от времени возникают проблемы в межнациональных отношениях. И такие проблемы становятся неизбежными, когда страна вынуждена проводить радикальные социальные преобразования по типу тех, с которыми столкнулась Россия на рубеже 90-х гг. ХХ века.
Первое десятилетие после распада СССР сопровождалось резким обострением межнациональных проблем как внутри России, так и на ее границах – на поверхность выплеснулись многочисленные обиды и социальные несправедливости, накопленные народами за все время их пребывания в составе единого советского государства. Распад СССР сопровождался активизацией многочисленных национальных движений и политических партий, которые стремились к власти, требовали «возмещения нанесенного народу ущерба» и государственного суверенитета.
Дискриминация русскоязычного населения в бывших союзных республиках, вооруженные конфликты на Северном Кавказе, «парад суверенитетов» внутри самой Российской Федерации породили массовую миграцию населения из районов национальной напряженности. Основные миграционные потоки этого периода составляли беженцы и вынужденные переселенцы.
К началу ХХI века большинство национальных движений и партий утратили свою популярность, «парад суверенитетов» прекратился, а конфликт на Северном Кавказе вступил в стадию урегулирования. Прежние источники межнациональной напряженности в основном, потеряли свою остроту, но в действие вступили новые факторы - теперь уже не беженцы и вынужденные переселенцы, а потоки мигрантов из ближнего зарубежья устремились в Россию в поисках работы и лучшей жизни[63].
Возрастание межэтнической напряженности между прибывающими мигрантами и местным, главным образом русским населением, сопровождалось общим распространением этно-ксенофобии в отношении всех представителей кавказских и азиатских народов, в том числе имеющих российское гражданство.
Рост негативизма в отношении представителей «нерусских» народов не мог не вызвать с их стороны ответной реакции – массового роста русофобских настроений. Во всех регионах наибольшего сосредоточения приезжих-мигрантов с обеих сторон наблюдался рост числа экстремистских (и прежде всего молодежных) группировок этнической направленности и случаев насилия на этнической почве.
Названные процессы не имели общероссийского масштаба, но они затронули Центральный, Северо-Западный и Уральский федеральные округа и в первую очередь Московский регион и г. Санкт-Петербург. Сегодня именно здесь находятся главные очаги межнациональной напряженности, и их урегулирование составляет важную задачу российской национальной политики.
В процесс возникновения межэтнических конфликтов всегда вовлечена масса экономических, политических и прочих факторов, не имеющих изначально никакой этнической направленности, но способных приобрести таковую при определенных условиях. Объективно сложившиеся диспропорции в экономическом и социальном развитии регионов, просчеты в финансировании и прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, сами по себе являются этнически нейтральными, но при определенных обстоятельствах могут стать причиной роста межнациональной напряженности. Однако было бы ошибкой считать, что устраняя диспропорции и просчеты в экономике и социальной сферах, мы устраняем главные причины возникновения межэтнических конфликтов.
В полиэтничных сообществах, к разряду которых принадлежит и современная Россия, существуют более глубинные регуляторы межэтнических отношений, не связанные напрямую с экономическими и социальными процессами. Таким регулятором является наличие или отсутствие у населения развитого общегражданского самосознания и его сочетания с самосознанием этническим. Применительно к России это означает сочетание общероссийского гражданского самосознания и самосознания этносов, проживающих на территории Российской Федерации.
Здесь важно подчеркнуть, что под гражданским самосознанием понимается не формальное российское гражданство, а «внутренне осознанная принадлежность к российской общности, иначе говоря, - национально-государственное самосознание»[64], выступающее доминантой по отношению к самосознанию этническому.
Результаты исследований, проводившихся с конца 80-х гг. прошлого века, говорят о том, что общероссийское самосознание в нашем обществе отличается слабостью, недостаточной общегражданской интенсивностью и во многом носит формальный характер[65]. Пока рано говорить о россиянах как о сложившейся или хоть как-то выраженной полиэтнической общности, но существуют регионы, где для этого имеются очевидные предпосылки.
Показательно, что эти предпосылки формируются именно в районах межэтнической напряженности, с наиболее разнообразным этническим составом населения, таких, например, как Москва и Краснодарский край. Именно здесь складываются условия для интенсивного общения представителей разных этносов, и наблюдается самый заметный рост числа носителей общероссийского гражданского самосознания.
Исследования показывают, что в этих регионах степень развитости общероссийского самосознания у нерусских этносов заметно выше, чем у постоянно проживающих там русских. Именно русские чаще других отдают предпочтение своей национальности, а нерусские, в значительной степени «гостевые группы», проявляют наибольшую готовность к межэтническому общению и сотрудничеству. В целом же в массе населения преобладают консервативные настроения – этническое самосознание доминирует над общероссийским. Этническое противостояние «мы – они» продолжает сохраняться, создавая почву для межнациональных конфликтов[66].