Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творчество М.М. Антокольского




Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902). Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова — известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

В Петербурге художник сближается с передовыми представителями русской культуры: И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Учился Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы "Еврей-портной" (1864, ГРМ) и "Еврей-скупой" (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.

Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе "Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху" (1869, ГТГ).

Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ;), экспонированная на Первой передвижной выставке. Образ "мучителя и мученика", как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Успех произведения был грандиозным. Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство "с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли". Лишенная канонической риторики, скульптура "Иван Грозный" по-настоящему драматична реалистической передачей "духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля".

В 1871 году, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден отправиться за границу - в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка приезжает на родину. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, "мужавшей с гением Петра". Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее. Сравнение двух почти одновременно созданных произведений - "Иван Грозный" и "Петр I" - наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.

Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были стать своеобразной "скульптурной галереей" крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора.

Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке". Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. В образе, созданном Антокольским, - трагизм "реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. В облике Христа - немой укор: "Что вы со мной сделали?" и решимость убежденного проповедника: "Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют". Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. К такой "трудной простоте" образа и стремится Антокольский. При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее - это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ). Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. Его "Мефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение - мрамор, ГТГ), - не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.

В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище Monte Testaccio в Риме (1874). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; в памятнике выражено сильное и искреннее чувство.

Большое значение скульптор придавал портрету. Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор), И. С. Тургенева (1880), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других.

В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую "Нестор-летописец" (1889, мрамор, ГРМ). В 1891 году он завершает еще две работы - майолику "Ярослав Мудрый" (ГРМ) и бронзовую статую "Ермак" (ГРМ). В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял "будущность России". Если Ярослав - средоточие напряженной, ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то "Ермак" - весь мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке, он словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба легендарному покорителю Сибири.

В 1893 году в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми; подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку В. Стасова, скульптор тяжело переживает все это и в гнетущем состоянии покидает Петербург.

В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм ("Сон", "Мечта", "Русалка", "Спящая красавица").

М. М. Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2608 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2348 - | 2200 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.