Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Цивилизации. Постиндустриальное общество




Описывая экономическую систему постиндустриального общества, сторонники теорий постиндустриализма, как пра­вило, выделяют следующие его характерные признаки: ре­шающее значение широкого применения информационных технологий; превращение производства знания в самостоя­тельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние теории (конец 70-х — 80-е гг.) стали именоваться теориями информационного общества). Знанию и информации, а так­же интерактивным коммуникациям приписывается роль ос­новного фактора социальных и политических изменений в современном западном обществе. Информационные техно­логии влекут за собой качественные перемены. Они позво­ляют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких фирм и организаци­онных объединений, имеющих подвижную структуру. Де­централизация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашне­му труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Про­исходит индивидуализация товаров и услуг. На смену мас­совому производству приходит гибкое мелкосерийное произ­водство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Не­вероятно возрастают возможности вертикальной и особенно горизонтальной мобильности индивидов — развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дают возможность свободно менять место проживания.


В социальной структуре общества эти изменения приво­дят к исчезновению, размыванию границ социальных клас­сов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу пост­индустриального общества — знаниям. Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накоп­ленным знаниям. В политической сфере происходит окон­чательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных инсти­тутов и структур.

Вместе с тем становление информационного общества со­провождается обострением ряда противоречий. В частности, информационное общество нередко образно именуют «духов­ным водоворотом», характеризующимся утратой согласия, неспособностью прийти к единому стандарту поведения, об­щим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориента­ции порождает резкий рост числа субкультур, что способно увеличить опасность возникновения социальных конфлик­тов. Однако именно развитие информационного сектора эко­номики и бурный прогресс информационно-коммуникацион­ных технологий открыли дополнительные возможности для развития процессов глобализации, о которых пойдет речь в следующем параграфе.

■■Основные понятия: единая цивилизация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное об­щество, информационное общество.

■И Термины: энергетический кризис, экологический кризис, догоняющее развитие, модернизация, вестернизация.

Проверьте себя

1) Означает ли единство мира его политическую и куль­турную унификацию? 2) Чем обусловлено многообразие форм политической и социальной жизни? 3) В чем прояв­ляется в последние десятилетия вестернизация слаборазви­тых стран? 4) Каковы причины успеха модернизации цело­го ряда стран Восточной Азии? 5) Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»? 6) Традиция и инновация — явля­ются ли они противоположностями? 7) В чем состоят осо­бенности традиционных обществ на современном этапе развития? 8) Охарактеризуйте достижения и проблемы со­временных индустриальных обществ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. По образному выражению русского философа В. Соло­вьева, «духовным сердцем» мира была Палестина, где ро­дился Богочеловек — Христос. Западнее Палестины утвер­дился безбожный человек, а восточнее — бесчеловечный бог. Поэтому, отмечал философ, настоящая альтернатива


формируется там, где осуществляется синтез, где раскрыва­ется богочеловеческое единство (а не на Востоке, где оно разрушается попранием человеческого достоинства, и не на Западе, где оно разрушается превознесением человека). Про­комментируйте эту точку зрения. Согласны вы с ней или нет и почему? Обоснуйте свой ответ.

2. Известный западный философ И. Берлин писал: «...ес­
ли возникает общество, в котором люди не являются про­
дуктом определенной культуры, не имеют родственников и
близких... и не имеют родственного языка, то возникает уг­
роза засухи и исчезновения всего того, что делает человека
человеком». Согласны ли вы с подобным утверждением?

3. Многие технооптимисты утверждают, что развитие
техники и технологии неизбежно приведет человечество к
процветанию. Что вы думаете об этом?

4. В последнее время много говорится о единстве челове­
чества и одновременно о его неоднородности, разнообразии.
Нет ли здесь противоречия? Аргументируйте свой ответ.

5. В иностранной литературе Россия нередко приводится
в качестве примера жесткой унификации и единообразия.
Согласитесь ли вы с подобной трактовкой? Обоснуйте свою
точку зрения.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями американского социолога о постинду­стриальном обществе.

Для аналитических целей можно подразделить общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриаль­ные и противопоставить их в различных аспектах. Это, конечно, идеальные типы, но цель такой конструкции — на­глядно показать существенные различия. Так, доиндустри-альное общество организовано вокруг «взаимодействия с природой»: ресурсы обеспечиваются добывающими отрасля­ми промышленности, а общество подчиняется законам снижающейся отдачи и низкой производительности. Индус­триальное общество — это «взаимодействие с преобразован­ной природой», которое основано на взаимоотношениях че­ловека и машины и использует энергию для превращения естественной окружающей среды в техническую. Постинду­стриальное общество основано на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии развивается техно­логия интеллектуальная, основанная на информации. Вслед­ствие столь серьезных различий существуют огромные рас­хождения в характере экономического сектора и типах занятости.

В постиндустриальном обществе главная проблема состо­ит в организации науки, а важнейшим институтом высту­пает университет или научно-исследовательская лаборато-


рия, где проводится эта работа. В XIX и начале XX в. влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск ста­ли. Мощь Германии накануне Первой мировой войны оце­нивалась по тому факту, что она перегнала Великобританию по производству стали. После Второй мировой войны науч­ные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия си­лы государства. По этой причине характер и формы госу­дарственной поддержки науки, ее политизация, социологи­ческие проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем постиндустриального общества.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Академия, 1999. — С. 157—159.

(Вопросы и задания к источнику. 1) Чем определялась мощь ве­дущих государств мира индустриальной эпохи? 2) Какие парамет­ры становятся решающими показателями развития стран мира в последние десятилетия? Попытайтесь обосновать свой ответ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 461 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.