Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Массовая культура в России




Последние десятилетия XIX в. знаменовали зарождение массового общества в России. Как вы уже знаете из курса истории, это было время промышленного подъема страны. Появились массовое фабричное производство и массовое по­требление. Создавались отрасли производства, обслуживаю­щие новые массовые потребности, например «кузнецовский» фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастер­ские по производству готового платья. При этом качествен­ный уровень многих изделий был весьма высок, не уступал


европейскому. Это было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках.

В художественных мастерских, открытых в Абрамцеве промышленником и меценатом С. Мамонтовым, в Строга­новском училище осваивались азы нового вида искусства — художественного проектирования, зарождались первые оте­чественные школы дизайна. Появление даггерротипа и те­леграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и по­являются профессиональные актерские труппы. Распростра­няются литературные издания таких жанров, как детектив, любовный роман, приключенческая повесть, поначалу пере­водные, а затем и собственной «выделки». У фабричной мо­лодежи, мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.

Литературные и художественные критики зафиксирова­ли исторический факт — появление в стране качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудито­рии. Отмечалось, что меняется социальная ориентация ис­кусства: из салонного оно становится по-настоящему пуб­личным. Однако потребности новой массовой аудитории были изучены еще слабо. Она порой удивляла критиков ви­димым отсутствием здравого смысла и эстетической незре­лостью. Например, когда в Москве одновременно проводи­лись две художественные выставки — «академиков» и передвижников, массовая публика потянулась преимущест­венно на первую, предпочитая любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сю­жетами, выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика хотела не правдивого, а красивого искусства.

В 1920—1930-е гг. процесс «омассовления» в обществе развернулся на новой основе. Решающими стали два обсто­ятельства: изменение общественно-политического строя и режима власти и ускоренная индустриализация. Новая власть провозгласила себя властью масс, рабочих и бедней­ших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся на средний класс и выражавшей его потребно­сти, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности низшего класса. Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность. При этом фор­мирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного об­щества — уравнительное распределение, коллективизм, тру­довую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.

Обратимся к такому фактору, как индустриализация. Близость к миру техники считалась в СССР престижной, со-


здавалась массовая мифология, в которой символические образы машин выступали одновременно как символы влас­ти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агита­ционных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трех­метровый сапог обувной фабрики «Скороход», под каблуком которого корчился «буржуй», «Антанту», усаженную в ог­ромную галошу с клеймом фабрики резиновых изделий «Красный треугольник».

Можно утверждать, что в 1920—1950-е гг. в СССР было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По не­которым параметрам она сближалась с западной («голливуд­ской») культурой, по другим — разительно отличалась от нее.

В последующие десятилетия происходили важные соци­альные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась числен­ность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое жилищное строительство позволило начать расселе­ние коммунальных квартир. Стало развиваться массовое те­левещание, сначала черно-белое, в затем и цветное. В семь­ях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря этому население станови­лось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой — более зависимым от рынка товаров массового потребления.

Возникли и новые формы проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические ка­фе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать нефор­мальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.

Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял свою привлекательность в гла­зах населения, хотя власти гневно обрушивались на «ме­щанство» и «потребительство». Нельзя не учитывать демон­страционного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых мос­ковских международных кинофестивалей и промышленных выставок.

Все это позволяет утверждать, что в стране шел актив­ный процесс перехода к массовому, индустриальному, по­требительскому обществу.

Сегодня, как показывают социологические исследования, в массовом сознании господствуют разные, подчас противо­положно направленные ценности. С одной стороны, сохра-


няются представления, сформировавшиеся еще в рамках традиционного общества, стереотипы, укоренившиеся за го­ды советской власти, а с другой — активно внедряются об­разцы потребительской рыночной культуры. Наконец, сре­ди пока еще небольшой части населения, преимущественно молодежи, столичной и провинциальной элиты, становятся все более популярными ценности постиндустриального об­щества.

Общим в развитии массовой культуры на Западе и в на­шей стране является широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые теснят книжную культуру. К особенностям разви­тия массовой культуры в России можно отнести пока еще слабое использование преимуществ новейшей компьютерной культуры. Современные потребительские и культурно-обра­зовательные стандарты являются достоянием сравнительно узкого круга лиц, проживающих преимущественно в круп­ных городах. Реклама в ряде случаев не действует по пря­мому назначению, не несет потребителю полезную информа­цию о товарах и услугах. Те образцы коммерческой рекламы, которые создаются западными менеджерами в рас­чете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-преж­нему воспринимаются как признаки элитарности. Но в та­ком качестве они не выполняют своей полезной функции — быть своеобразным средством общественной терапии, сгла­живающей противоречия социального неравенства.

Массовая культура недостаточно выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменившимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень со­циальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры труда.

Тем не менее развитие массовой культуры в стране про­должается со всеми обретениями и издержками этого про­цесса. Постепенно формируется новый политический риту­ал, складывается обновленная монументальная стилистика, особая деловая этика новоявленных российских бизнесме­нов. Важно и то, что новый стиль социально-культурной жизни начал раньше всего формироваться в сфере повсед­невной массовой культуры.

СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интер­нет — это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно мас­совой.

Эти каналы получили название средств массовой (по­скольку сообщение поступает сразу к большим группам лю-


дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.

У нас их чаще называют средствами массовой информа­ции (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостан­ции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознамено­вался созданием сети Интернет.

С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности гово­рит, в частности, такой факт, описанный в книге социоло­га Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много кило­метров от ближайших дорог и электрических линий, они за­метили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антен­ной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ве­дет к нивелированию культурных различий, утрате культур­ного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немно­го, и все они пока выходят на английском языке — языке общения международного бизнеса.

Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном де­ле растет число специализированных изданий.

Долгое время довольно бурно развивалась так называе­мая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько тра­диционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных га­зет. На смену этим изданиям идут развлекательные ежене­дельники, «мужские» и «женские» журналы.


В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели — это пре­имущественно «белые воротнички», образованные круги об­щества.

При этом сама серьезная пресса расширяет круг охваты­ваемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей ши­роте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, кото­рой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только иссле­дователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понят­но и нам с вами — «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со сво­им отцом и 20 мин — наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неоди­наково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, опре­деленную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей пе­редвижения и, как следствие, общения.

К главным изменениям 90-х гг. XX в., существенно по­влиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерчес­кими предприятиями, т. е. они нацелены на получение при­были. Именно этим вызван рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журна­лов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни VIPob», «Светская хроника», «Криминал и происше­ствия» и т. п. На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи: они за­нимают более 60% эфирного времени.

Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к пе­чатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи реги­ональных изданий выросли в полтора раза. Все более влия­тельными становятся местное радио и телевидение.


А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не на­блюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 497 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2376 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.