Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Симптом вырождения общества или условие его здоровья.




В подзаголовке представлены две крайние точки в оцен­ке массовой культуры как общественного явления. Мы уже рассматривали различные точки зрения на массовое общество и «человека массы». Еще более противоречивые позиции проявляются в отношении к массовой культуре. Начнем с аргументов ее критиков. Массовая культура, ти­ражируя образцы элитарной и народной культуры, деваль­вирует их истинную ценность, а кроме того, благодаря ог­ромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качествен­ной» культуры и в целом резко снижает культурный уро­вень развития общества. Противники массовой культуры подчеркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продук­та. Массовая культура, по оценкам ее критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет мате­риального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А вос­требованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, лите­ратура, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже пороч­ные наклонности.

Однако, как считают многие исследователи, в такого рода резких критических высказываниях происходит логи­ческая подмена: массовая культура подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.

В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать про­изведения искусства и испытывать коллективное наслажде­ние.

Рассмотрим еще один тезис критиков массовой культу­ры: свойственное ей тиражирование образцов высокого ис-


кусства всегда ведет к его опошлению и наносит урон куль­турному развитию человека.

Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает скрипичный концерт Гайдна; 2) те­лезритель смотрит выступление фигуристов, которые выполняют свою программу под музыку Гайдна, при этом музыку великого композитора он слышит впервые; 3) теле­зритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняю­щих свою программу под популярную «попсовую» мелодию. Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомилось с творчеством выдающихся музы­кантов. Но рассчитывать на это не приходится. Конечно, са­мо по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И, вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воз­действия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.

А может быть, вы думаете иначе? Обсудите в классе про­блему взаимодействия высокого и массового искусства.

■■Основные понятия: народная культура, элитарная куль­тура, массовая культура, массовое общество, СМИ.

■■Термины: желтая пресса, «человек массы», блокбастер, бестселлер, шлягер.

Проверьте себя

1) Когда и почему закрепилось разделение на народную и элитарную культуры? 2) Чем характеризуется народная культура? 3) Какие художественные явления и жанры ох­ватывает понятие «элитарная культура»? Кто выступает ее основным потребителем? 4) Что включает в себя массовая культура? 5) Назовите и раскройте основные черты массо­вой культуры. 6) Как связаны массовое общество, «человек массы» и массовая культура? Могла ли возникнуть массо­вая культура в нынешнем ее понимании в традиционном об­ществе? Свой вывод аргументируйте. 7) Покажите на кон­кретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 8) Что было свойственно совет­ской модели массовой культуры? Чем она отличалась от дореволюционной массовой культуры? 9) Чем характеризу­ется современный этап развития массовой культуры в на­шем обществе? 10) Как связаны СМИ и массовая культура? 11) Каковы основные тенденции развития СМИ в постинду­стриальном обществе? 12) Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в спо­ре с ними можно использовать?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Выдающийся русский композитор П. И. Чайковский
говорил: «Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни
было искусство в настоящем смысле этого слова не сущест­
вуют для простой забавы: они отвечают гораздо более глу­
боким потребностям человеческого общества, нежели обык­
новенной жажде развлечения и легких удовольствий».
Какие потребности имеет в виду композитор? Разделяете ли
вы его позицию?

2. Марк Твен дал такое ироническое определение класси­
ческой (высокой) литературы: «Классика — то, что каждый
считает нужным прочесть и никто не читает». А каково ва­
ше отношение к классике (литературной, музыкальной, изо­
бразительной)?

3. Кого, на ваш взгляд, можно сегодня отнести к «лю­
дям массы»: 1) представителей среднего класса; 2) марги­
нальные и деклассированные слои общества; 3) всех, кроме
элиты? Поясните свой ответ.

4. Английский писатель О. Хаксли считал, что причина­
ми успеха массовой культуры являются ее узнаваемость, до­
ступность, а также постоянное подтверждение «высоких ис­
тин». Как вы понимаете последнюю причину? Что могли бы
вы добавить в этот перечень?

5. Сравните две позиции современных культурологов по
вопросу о влиянии тиражирования на художественную цен­
ность произведения искусства: 1) «Тиражирование лишает
искусство его ауры; оно становится повседневностью, нераз­
личимым фоном жизни, а его восприятие — обыденным
действием»; 2) «Знакомство с тиражированными творения­
ми культуры не исключает глубокого проникновения в уни­
кальную сущность оригинала».

Какая из двух точек зрения представляется вам более убедительной? Почему? Приведите примеры произведений искусства, широко распространившихся благодаря массово­му тиражированию.

6. О том, каким передачам по радио отдают предпочте­
ние слушатели столичного региона, говорят следующие по­
лученные в одном из недавних социологических опросов
данные: музыкальные передачи предпочитают почти 80%,
общественно-политические программы слушают постоянно
23%, концерты по заявкам — 21%, образовательные, науч­
но-популярные программы — 17%, спектакли и драматиче­
ские передачи — 10%, хит-парады — 9%.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод, что и наше население отдает предпочтение продукции массовой культуры? Поясните свою точку зрения.


7. Какие из выходящих у нас периодических изданий вы отнесли бы к желтой прессе? Почему? Читаете ли вы такие газеты и журналы?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из работы X. Ортеги-и-Гасета.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 522 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2285 - | 1991 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.