Поскольку в основе развития АИЗ лежит активация системы иммуногенеза, логично было с терапевтической целью использовать препараты, угнетающие эту систему. Такие препараты были названы иммунодепрессантами (ИД). Все существующие ИД пришли в иммунологию из онкологии. Это связано с тем, что у опухолевых клеток и у активированного антигенами клона лимфоцитов есть сходство – высокая способность к размножению. Общая задача терапии – управление с помощью цитостатиков, антиметаболитов и алкилирующих соединений численностью клеточных популяций. Однако следует иметь в виду, что иммунодепрессивная терапия – это не только наука, но и искусство, ибо каждый иммунодепрессант у каждого больного на каждое заболевание действует специфически. Глюкокортикоиды, например, преимущественно угнетают Т-систему, актиномицин Д – В-систему, а метотрексат действует на обе системы иммуногенеза.
Кстати, как уже упоминалось, глюкокортикоиды, которые широко используются для лечения АИЗ, не являются истинными иммунодепрессантами. Есть глюкокортикоидчувствительная и глюкокортикоидрезистентная фракция лимфоцитов. Использование глюкокортикоидов ведет к тому, что первая фракция блокируется, а вторая усиленно размножается. Хороший терапевтический эффект при лечении АИЗ глюкокортикоидами связан главным образом с их противовоспалительным действием. Однако после отмены глюкокортикоидов возникает обострение болезни, так как размножившаяся фракция глюкокортикоидрезистентных лимфоцитов с удвоенной силой продолжает разрушать ткани. Вот почему рекомендуется сочетать введение глюкокортикоидов с использованием истинных ИД.
Практика показала, что под влиянием ИД некоторые аутоиммунные реакции усиливаются. Это объясняется тем, что ИД подавляют работу цензорной системы. Так действует, например, циклофосфан, колхицин, гидрокортизон, имуран. Угнетение Т-супрессоров может приводить, в частности, к повышению продукции JgE и обострению аллергических реакций. Высказана даже гипотеза, в соответствии с которой АИЗ являются следствием иммунодефицитных состояний. Ведь при этих состояниях к некоторым микробам плохо вырабатываются антитела, и эти микробы, паразитируя в тканях, повреждают их с высвобождением «забарьерных» антигенов. Гипотеза связывает аутоиммунные заболевания с инфекцией и ставит под сомнение целесообразность иммунодепрессивной терапии. Усиление иммунных реакций под влиянием цитостатиков, по-видимому, является таким же широко распространенным феноменом, как и иммунодепрессия.
С другой стороны, под влиянием иммуностимуляторов некоторые иммунные реакции могут ослабляться. Так действуют, например, левамизол, бактериальные липополисахариды, конканавалин А. в основе этого эффекта лежит стимуляция Т-супрессоров. Вот почему для лечения ряда аутоиммунных заболеваний (ревматоидный артрит, системная красная волчанка) стали применять иммуностимуляторы (ИС). Положительный терапевтический эффект применения левамизола явился основанием для общей переоценки взглядов на роль ИД в лечении АИЗ. Тем более, что гиперфункция какого-либо одного звена системы иммуногенеза нередко сочетается с гипофункцией других звеньев. Например, при системной красной волчанке гиперфункция В-системы и повышенная способность к образованию антител сочетается с угнетением функций Т-лимфоцитов и соответствующим ослаблением реакций клеточного иммунитета.
Таким образом, подразделение иммунотропных средств на иммунодепрессанты и иммуностимуляторы является искусственным. При терапии АИЗ целесообразно сочетать использование ИД и ИС. Это получило название иммуномодулирующей терапии. Нарушения в системе иммуногенеза являются причиной большинства хронических заболеваний, аллергических процессов, послеинфекционных, хирургических и других осложнений. Вот почему иммуномодулирующая терапия должна занять одно из ведущих мест в медицине.
Кроме иммуномодулирующей терапии при лечении АИЗ широко используются противовоспалительные средства (опять-таки глюкокортикоиды и др.). ведь в основе патогенеза расстройств при АИЗ лежит иммунное или иммунокомплексное воспаление.
Если в результате аутоагрессии повреждаются форменные элементы крови, или гормоны, или иммуноглобулины, то используются методы заместительной терапии: переливают кровь, эритроцитарную, лейкоцитарную, тромбоцитарную массу, вводят гормоны и иммуноглобулины.
Для очищения крови от аутоагрессивных клеточных антител используют гравитационную хирургию – удаление лимфоцитов с помощью лейкофереза. При некоторых АИЗ (в частности, при иммунокомплексных заболеваниях) эффективны методы плазмафереза, плазмаперфузии, иммуносорбции. Плазму пропускают через колонки с фиксированными на сорбенте лигандами (например, антигенами), которые элюируют гуморальные аутоантитела и иммунные комплексы. После обработки плазма возвращается в кровяное русло.
Теоретически эффективными при АИЗ должны быть метод деклонизации (селективная элиминация аутоагрессивного клона лимфоцитов), метод блокады медиаторов аутоагрессивных реакций (лимфокинов) или же метод удаления из организма иммуногена (фактора, вызывающего аутоагрессию). Впрочем, разработка этих методов – дело будущего.