Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пейзажная живопись передвижников (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Левитан)




Во 2–ой пол. 19 в. (1870) созда­ется Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художни­ком И.Н. Крам­ским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредст­венно воздействовать через ис-во на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали соц. несправедли­вость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни). Среди пере­движников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значи­тельный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится.

Одно из первых мест в этом процессе принадлежит А.К. Саврасову (1830–1897). Картина «Грачи прилетели» (1871) открыла эпоху лирического освоения худ-ми рус. природы. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоева­ние Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левита­ном и А.А. Коровиным. Пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан с жизнью рус. народа, одухотворен его незримым присутствием. В этом ярко появи­лась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.

Ивана Ивановича Шишкина, наоборот, писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина — природа, предназначена для богатырского народа. Его идеал — возвышенный образ русской природы. «Певец русского леса» он показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы. Зрителей привлекает общедоступность, простота и ясность художест­венного языка. В основе всех графических и живописных произведений лежит, крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Он тщательно передавал все детали. Излюбленный мотив — лесной пейзаж. Подлинным шедевр - «Сосны, освещенные солнцем» 1886. Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами.

Яркий след в истории развития пейзажной живописи оставил Фёдор Александрович Ва­сильев. Он прожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширное художест­венное наследство. Его творчество – романтическое восприятие жизни природы. Картина «Перед Дождём» — зрелое произведение. Его увлекает задача передать красоту взволнованной при­роды, изображая женщин, загоняющих гусей, пастушка, торопящегося в деревню. Живо­писно богато написание красновато-желтого осеннего леса.

Несколько особое место в пейзаже 2 пол 19 в. занимает А.И. Куинджи (1842–1910). Первые его работы были продемонстрированы на передвижных выставках. «Забы­тая деревня», «Чумацкий тракт»; показывают заброшенные уголки нищей Рос­сии. Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж, так можно определить его творчество). «Лунная ночь на Днепре» была представлена на выставке 1 картины. Переливаясь под луной, течет Днепр. Дремлют на берегу избушки. А над спящей землёй без­донное, бесконечное небо. Сияет в небе полная луна.
Картины Куинджи отмечают яркость красок, декоративность. В др. картине «Берёзовая роща» — необыкно­венное цветовое решение. Чистые, звучные тона усиливают впечатление ослепи­тельного солнечного света, заливающего полотно, композиция построена на тонко проду­манном ритмическом сочетании различных групп деревьев и обобщённых цветовых пя­тен. Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без вмешательства людей. В своих работах художник, прежде всего, стре­мился передать освещение, контрасты света и тени.

Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи к.19 в. был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников. В ранних работах «Осен­ний день. Сокольники» он выступает как мастер камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80–90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистиче­ская трактовка. Он предпочитает писать не полдень, а утро или вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые наиболее богаты сменой и оттенками настрое­ний. «Берёзовая роща». «Золотая осень » являет собой высшую точку в линии пейзажа. В картине раскры­вается широкий мир природы, близкий рус. чел-ку. В начале 90-х годов, когда он работал над картиной «Владимирка». Она является 1м из глубочайших произв-ий периода тв-кой зрелости худ-ка. В картине изображён пейзаж с ровной дорогой в центре. Она тянется от переднего плана в глубину среди полей, перелесков, селе­ний. Её протяжён­ность подчёркивается узкими тропинками, протоптанными по обе стороны дороги. По серому небу тревожно бегут облака. Стоящий при дороге крест, свидетель страданий, перед кото­рыми останавливались для молитвы стран­ницы, дополняет тоскливый пейзаж, краски приглушенные, день сумрачный. «Владимирка» стала произв-м, обличающим гнёт, насилие в России. Этот пейзаж можно назвать «историческим». В пейзажах онболее тонко и глубоко, чем в твор­честве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи он пробуждают в душе зрителя ту «без­граничную любовь к своей родной земле», которою художник пронёс через всю жизнь.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.