Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бытовой жанр в живописи передвижников (И. Репин, В. Максимов, Г. Мясоедов, В. Маковский, Н. Ярошенко)




Про передвижников: Товарищество передвижных художественных выставок «ТПХВ» (1870-1922) - крупнейшее из рус. художественных объединений 19 в. Художники-передвижники стали символом рус. живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное ис-во Акаде­мии Художеств. ТПХВ стало самым массовым и влиятельным художествен­ным объединением в истории России. Вдохновляющим примером для него послу­жила «Санкт-Петербургская артель художников», кот. была учреждена в 1863 участниками «бунта 14» (И.Н.Крамской, А.И.Корзухин, К.Е.Маковский и др.) – выпускниками Академии Художест, демонстративно поки­нувшими ее после того, как совет академии запретил писать конкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы из скандинавской мифологии. «Артельщики» начали устраи­вать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-х годов их деятельность прак­тически сошла на нет. К концу 60-х годов у передовых худ-ов Мск и Спб складывается мнение о необ­ходимости созд-ия объединения, кот. могло бы обеспечить личную незави­симость художника от официальных, покровительствуемых правительством учрежде­ний и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи ис-ва с народом. В 1869 группа художников-москвичей (Л.Л.Каменев, Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов, И.М.Прянишников, А.К.Саврасов и В.О.Шервуд) обратилась к «Ар­тели» с предло­жением совместно организовать новое «Това­рищество», и в 1870 был утвержден его устав, подписанный Н.Н.Ге, Каменевым, М.К.Клодтом, М.П.Клодтом, Корзу­хиным, Крамским, К.В.Лемохом, К.Е.Маковским, Н.Е.Маковским, Мясоедовым, Перовым, Прянишниковым, Саврасовым, И.И.Шишкиным и В.И.Якоби. Цель: дос­тавление жителям провинций возможности знакомиться с рус. ис-вом и следить за его успехами; развитие любви к ис-ву в обществе; облегчение для художни­ков сбыта их произведе­ний, идейно-воспитательные задачами Исток- эстетика философ­ского романтизма. Художественно-историческим «зеркалом» истории предстала современ­ность: центральное место на выставках заняли жанрово-быто­вые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету, пейзажу и даже образам прошлого, максимально прибли­женным к «духовным потребностям общества». Деятельность художника понималась ими как общест­венное служение художника-гражданина. И сюжеты своих произведе­ний художник стремился сделать доступными каждому. Обратились к изображению повсе­дневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфлик­тов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями: И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин. В «Това­рищества» вошли А.И.Куинджи, А.П.Боголюбов, А.М.Васнецов, К.Ф.Гун, Н.Н.Дубовской, И.И.Левитан, В.М.Максимов, Н.В.Неврев, И.С.Остоухов, В.Д.Поленов, К.А.Савицкий, Н.А.Ярошенко и др. На регулярных выставках (всего 48), кот. показывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих др. горо­дах. к.19 в. (вслед за пожела­нием Александра III «прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была вклю­чена в академический профессорский состав. В начале 20 в. в «Товариществе» усилились трения между новаторами и традицио­налистами «Передвижники» перестали уже представ­лять собою все художест­венно-передовое в России, моло­дежь делала выбор в пользу других группировок – начиная с «Мира искусства». Лицо же самого «Товарище­ства» опреде­лялось теперь стилистически-ретро­градными художниками типа В.Н.Бакшеева, Н.А.Касаткина, П.А.Радимова, Г.К.Савицкого. Общество стреми­тельно теряло свое влияние. В 1909 прекратились его провинциальные выставки. Последний председа­тель «Товарищества», Радимов, стал одним из родоначальни­ков Ассоциация художников революционной России, с кот. «передвижничество» практически слилось. Так 1922 год оказался для него последним.

Бытовой жанр: Ведущими жанрами в искусстве передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Жанровая живопись т.е бытовой жанр, наибо­лее тесно связанная с современ­ностью. Бытовой ж. передвижников исключительно полно и точно отразил народную жизнь второй половины XIX в. Развёрнутую картину быта всех слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, В. Е. Маковский, и - с особой глубиной и размахом - И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. В картинах Н. А. Ярошенко в конце XIX - начале XX вв. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Они показывали жизнь русских крестьян, мещан, интелли­генции с ее противоречиями и конфлик­тами, темными и свежими сторонами отобразили в своих картинах И.Е. Репина, Н.А. Яро­шенко, К.А. Савицкий, Г.Г. Мясоедов, В.В. Максимов, В.Е. Маковский и др. В 1870-х гг. увлечение жанровой живописью было настолько всеобщим, что к нему обращались такие худ-ка. как портретист И.Н. Крамской или исторический живописец В. М. Васнецов. Лучшие жанристы-передвижники стремились в своих картинах на современные темы к большим соц. и жизненным обобщениям, к глубокому психологизму образов. Показывая тяготы народной жизни, вскрывая глубокие классовые проти­воречия, и они видели в народе не только страдающих людей, но и людей с могу­чими духовными и физическими силами. Таким мы видим народ на картине " Бурлаки на Волге" И.Е. Репина. Жанровые картины у передвижников стали больше по размерам, монументальнее по композиции, в них появилось так называемое хоровое изображение народных масс. Развитие «хорового» начала в бытовой живописи приближало картину по масштабам худ-ой задачи к исторической живописи. что сказалось в тенденции к разруше­нию внутренней замкнутости изображенного действия путем его развора­чивания в ширь и обращения к зрителю. Во всех полот­нах реалистически запечат­лены драмы из народной жизни, яркие народные типы и характеры. Большой интерес представляют полотна, показываю­щие жизнь и героическую борьбу русской интеллигенции - революционеров-народников. Им посвящены картины И.Е. Репина "Арест пропагандиста" (1880 - 1892), "Не ждали" (1884 - 1888). Образы революционной интелли­генции созданы и в картинах В.Е. Маковского (1846 - 1920) "Вечеринка" (1875 - 1897), "Допрос революционерки" (1904).

Н.А. Ярошенко (1846 - 1898) писал картины, в кот. искал образ положительного героя "Заключенный" (1878), "Курсистка" (1883). развивал темы революционной борьбы русской интеллигенции "Студент" (1881) и социальной несправедливости («Всюду жизнь», 1888). Максимов В. был знатоком и бытописателем народной жизни. Он много лет прожил в деревне, где создал лучшие свои картины: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875), «Бедный ужин» (1879). Изображая крестьянский быт и уклад, художник был нацелен на показ положительных начал деревенской жизни, на показ крестьянства как воплощение лучших качеств рус­ского народа. Мясоедов Г. ему принадлежала инициатива создания организации нового типа - Товарищества Передвижных художественных выставок. Проявляя большой интерес к жизни крестьянства, Мясоедов создал как острокритические полотна («Земство обедает», 1872), так и картины, рассказывающие о старинных русских поверьях и обрядах «Засуха», (1880), о радости и красоте крестьянского труда «Косцы», (1887).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6016 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2218 - | 2181 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.