В исламе иман (истинная вера) имеет определенные условия и требования. В соответствии с принципами, изложенными в Коране и Сунне, любой человек может принять ислам, и точно так же он может прийти к неверию. Истинные приверженцы ислама понимали эти принципы, так же как понимали их салафы (Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники). После смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и исчезновения части принципов ранних поколений, появилось религиозное новшество – такфир [Обвинение в неверии]. Особенно ярко такфир начал проявляться в период правления Али (да будет доволен им Аллах), сподвижника Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и четвертого халифа. В это время возникла группа религиозных экстремистов – хариджитов*. Эта секта установила нововведенные принципы суждения о таком серьезном вопросе, как то, является тот или иной человек мусульманином или нет. Они объявляли неверными мусульман, совершавших грехи, выискивали ошибки в правлении халифов, чтобы открыто выступать против них.
*[Хариджиты были потомками человека по имени Зуль-Хувайсара, как это и было предсказано
Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Эта секта ответственна за убийство многих
сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. От последователей салафов (Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников) хариджитов отличает то, что они весьма
ограниченно подходят к пониманию аятов о такфире. Для этого хариджиты приводят в качестве
доказательства священные аяты, однако трактуют и понимают их неправильно. Именно поэтому
люди, подобные Усаме бин Ладену делают такфир, не задумываясь о его последствиях. Шейх Салих аль-Фаузан, один из выдающихся ученых-салафитов, сказал относительно хариджитов следующее: «Таким образом, для религии недостаточно одного энтузиазма и безмерной любви, все это должно основываться на знании и понимании религии Аллаха» (шейх Салих аль-Фаузан, «Ламха ’ан-иль-фираги-д-далля»)].
Именно эти убеждения, как следствие неправильного понимания текстов Корана и Сунны, легли в основу работ Сайида Кутба. В свою очередь, Усама бин Ладен и часть исламской молодежи оказались под влиянием его работ и произведений других писателей. В результате мусульмане пережили тяжелые испытания и бедствия, о которых сегодня известно каждому.
Джудит Шулевитц (Judith Shulevitz) из газеты Нью-Йорк Таймс прокомментировала эффект, который оказали работы Кутба на мусульманский мир, следующим образом:
«…Сайид Кутб является примером для любого, кто сомневается, что литературные критики могут играть роль на кровавой сцене истории. Кутб родился в 1906 году в Египте, окончил университет, был литературным критиком западного образца. После двух лет, проведенных в США, столкнувшись с тем, что он счел причиной разложения штатов, Кутб посвящает себя исламу. В 1966 году по приказу правительства Джамаля Абдель Нассера он был повешен вместе с другими мусульманскими радикалами. Книги Кутба о бескомпромиссной политической теологии оказали прямое влияние на множество организаций и отдельных лиц, в числе которых: «Оппозиция мусульман Саудовской Аравии» *; «Исламский фронт спасения» в Алжире**; Палестинская группировка Хамас; «Братья-мусульмане» в Египте, Иордании, Ираке и Ливане; шейх Умар Абдель Рахман, египетское духовное лицо, посаженный в тюрьму за ряд неудавшихся террористических заговоров, причастный к бомбежке Мирового Торгового Центра в 1993 году; иранский писатель Али Шариати, стоявший у истоков исламской революции в Иране».
[Джудит Шулевитц, «Некоторые идеи нуждаются в опровержении», The New York Times, 21 октября 2001 г].
*[Шулевитц верно охарактеризовала идеологический источник тех людей, которые, проживая в
Саудовской Аравии, выступают против местных ученых и их убеждениий, следуя идеологии
кутбизма, а не «ваххабизма»].
**[Другой кутбистской мусульманской группировкой в Алжире является «Салафитская группа
призыва и борьбы». Несмотря на то, что их название претендует на принадлежность к вероучению
салафов, они таковыми никак не являются. Действительно, книгу судят не по обложке, а по
содержанию].
В статье «Религия не враг», напечатанной в журнале Нэшнл ревью, Дэвид Ф. Форт (David F. Forte) указывает на связь между произведениями Сайида Кутба и современными радикальными движениями мусульманского мира: «В других работах я утверждал, что данная форма экстремизма появилась в результате работ таких современных влиятельных радикалов, как Сайид Кутб из Египта. Эти люди считают, что весь мусульманский мир находится в состоянии неверия и должен быть заново приведен в лоно ислама. Таким образом, современный экстремизм Бин Ладена имеет намного больше общего со Сталиным, Гитлером и Мао, чем с исламскими традициями. Как и эти государственные террористы, Бин Ладен воюет со своим собственным народом. И в заключение, я без всяких сомнений утверждаю, что Бин Ладен и его приспешники представляют самое настоящее и явное зло, в то время как ислам таковым не является».
Несмотря на то, что Форт довольно ограниченно понимал «ваххабизм», он, в отличие от других писателей, увидел разницу между учением Усамы бин Ладена и учением «ваххабитов», отметив: «Версия ислама Усамы бин Ладена отличается даже от ваххабизма». [Дэвид Ф.Форт, «Религия не враг», The National Review, 19 октября 2001 г].
Аль-Каида Усамы бин Ладена и египетская организация Джамаат-уль-Джихад [Айман Завахири был связан с Джама’ат-уль-Джихад] явились непосредственным продуктом работ Кутба, и других бывших членов организации аль-Ихван аль-Муслимун («Братья-мусульмане»). Эти группировки имеют много общего *.
*[Фарид Абдуль-Халиг, один из предводителей организации аль-Ихван аль-Муслимун («Братья-
мусульмане»), прокомментировал влияние идей Кутба на некоторых членов партии,
разочаровавшихся в ее идеалах, следующим образом: «Мы обратили внимание на то, что идеология
шахида (мученика) Сайида Кутба и его работы стали предпосылкой к распространению идеологии
такфира (обвинение в неверии) среди молодежи Братьев-Мусульман, многие из которых в конце 50-
х.-начале 60-х г.г. были заключены в тюрьмы».(Аль Ихван аль-Муслимун фи мизан-иль-хакк (стр.115).
Перевод с арабского: Salafi Publications)].
Подтверждая их общность, Роберт Маркан (Robert Marquant) из Кристиан Сайенс Монитор, отмечает, что Айман Завахири*, правая рука Бин Ладена, также является «продуктом» работ Кутба: «Завахири также достаточно хорошо знал Кутба. В том году, когда президент Египта Джамаль Абдель Нассер приказал повесить Кутба, Завахири арестовали как члена организации «Братьев-мусульман». И в 70-х г.г. книги Кутба стали настолько популярными среди студентов каирских университетов, что правительство решило их запретить. «Кутб считается … основателем исламских религиозных группировок, в частности насильственных и джихадистких», - говорит Диа Рашван, старший исследователь по исламским военным группировкам египетского Центра Стратегических Исследований Аль-Ахрам. В то время как другие исламисты пытались изменить общество изнутри, Кутб вдохновил Завахири и многих других на «создание чего-то более масштабного». [Робер Маркан, «Принципы террора», Christian Science Monitor, 18 октября 2001 г].
*[В эссе под названием «Газеты Роберта Фиска» (“Robert Fisk’s newspapers”) Михель Феэр (Michel
Feher) написал о кутбизме следующее: «В Египте истинно радикальные «кутбистские» группировки
включали в себя Джамаат Исламийа (т.е. Умар Абдур-Рахман) и…аль-Джихад, повинные в смерти
президента Анвара ас-Садата в 1981 году. Их нынешний лидер Айман Аль-Завахири (Прим. На
сегодняшний день еще не до конца выяснено, какова была реальная позиция Завахири в Джамаатуль
Джихад. Некоторые эксперты полагают, что в действительности основателем этой группировки был
Д-р. Сайед Имам, что противоречит отчетам западной разведки о том, что именно Завахири основал
Джамаатуль Джихад) является главным сообщником бин Ладена и его духовным наставником»
(Михель Феэр, «Газеты Роберта Фиска», Theory and Event, 5:4).
В статье под названием «Этот ли человек вдохновил Бин Ладена?» Роберт Ирвин (Robert Irwin) из газеты Гардиан отмечает: «Кутб был наиболее влиятельным защитником … доктрин, оправдывающих насильственную борьбу мусульман с правительствами, которые считают себя мусульманскими, но, [по мнению восстающих – прим. переводчика] выполняют исламские заповеди в неполной степени». [Роберт Ирвин, «Этот ли человек вдохновил бин Ладена?», The Guardian, 1 ноября 2001г].
Таким образом, Кутб не только возродил вероучения практически всех заблудших сект, существовавших со времен появления ислама*, но и дал новую жизнь идеологии хариджитов - самой опасной и старейшей из сект. Роберт Ворт (Robert Worth) из Нью-Йорк Таймс пояснил это следующим образом: «Возможно, самое главное состоит в том, что Сайид Кутб был первым в мире мусульманином-суннитом, посягнувшим на издавна сущесвовавший запрет свержения мусульманского правителя»**.
*[Сайид Кутб возродил вероубеждения джабаритов, му’тазилитов, хариджитов, джахмитов,
суфиев и шиитов, а также многих других (описание этих сект содержится в глоссарии)].
**[Ислам призывает к стабильности, исправлять ошибки можно лишь путем терпения и искренних
советов правителям и народу. В то же время ислам запрещает беспорядки, нетерпимость, обострение
спорных ситуаций. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек должен подчиняться
(правителю) во всем, пока тот не потребует от человека ослушаться Аллаха. Так, если человеку
приказано ослушаться Аллаха, он не должен слушаться и подчиняться». (Муслим, №4740). Таким
образом, в исламе строго запрещено выступать против своего правителя, так как это может привести
к упадку и бедствиям в государстве. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, категорически
запретил выступать против правителя, когда сказал: «Если кто-либо увидит от своего правителя
нечто ненавистное ему, то пусть терпит, потому что тот, кто отколется от общины мусульман
хотя бы на пядь, и умрет так - умрет в джахилийи (времена невежества)». (Муслим, №4767).
Усама бин Ладен и кутбисты нарушают эту важную исламскую заповедь точно так же, как и их
предшественники хариджиты].
‘Кутб заявил, что сегодняшние правители в мусульманском мире не являются мусульманами,’ - говорит г-н Хайкель, [Роберт Ворт цитирует Бернарда Хайкеля, профессора по исламскому праву в Нью-Йоркском
университете] - ‘Фактически, он объявил их неверными’.
Убедительными его слова звучали потому, что он подкреплял их собственными интерпретациями трудов средневекового ученого и мыслителя Ибн Теймийи. Выдающаяся личность в истории мусульманской мысли, Ибн Теймийа жил в Дамаске в 13-14 в.в., когда Сирия находилась под угрозой господства монголов’». [Роберт Ворт, «Глубокие идейные корни исламского террора», The New York Times, 13 октября 2001 г].
Интерпретация религиозных работ ибн Теймийи, сделанная Кутбом, ввела в заблуждение как современные экстремистские течения, так и ученых-востоковедов, которые попали под влияние заявлений последних. Если бы они обратились к работам самого ибн Теймийи, то поняли бы ложность всех утверждений кутбистов. Большая часть аргументов кутбистов представляет собой ошибочные предположения, которые вырваны из контекста огромного числа работ Ибн Теймийи*.
*[В отличие от современных группировок, Ибн Теймийа объявил монголов неверными не потому,
что они совершали ошибки в тех или иных аспектах поклонения. В действительности, он назвал их
неверными по той причине, что они приняли ислам лишь для видимости, чтобы облегчить себе захват
мусульманских земель. Монголы заявляли, что каждый может брать то, что ему нравится из разных
религий. Своего вождя, Чингисхана, который грабил земли мусульман, они считали пророком. На
этих чуждых исламу, вероотступнических верованиях основывался их отказ руководствоваться
Шариатом (исламским правом). Именно по этим причинам монголов объявили неверными, и изгнали
их из мусульманских земель. По существу, Ибн Теймийа назвал монголов неверными потому, что
они изначально не верили в правильность Шариата как священного закона, а также допускали
возможным смешение различных религий и законов. (См. комментарий Salafi Publications к статье
«Этот ли человек вдохновил бин Ладена?» в газете Guardian за 1 ноября 2001 года. Номер статьи:
GRV070025)].
Дэвид Ф. Форт (David F. Forte) из газеты Нэшнл Ревью пишет в своей статье: «Террористические акты 11 сентября, и их оправдание Бин Ладеном - это современный прототип насильственной группировки хариджитов, которые были объявленывероотсупниками еще на заре ислама».
[Дэвид Ф.Форт, «Религия не враг», The National Review, October 19, 2001].
Таким образом, поступки и верования хариджитов нашего времени развращают сердца современной мусульманской молодежи. Именно Сайид Кутб возродил идеологию хариджитов, опираясь на которую стали действовать Усама бин Ладен и ему подобные.
Угроза в лице хариджитов.
Праведные исламские ученые предостерегали мусульман об опасности, исходящей от хариджитов. Имам Абу Бакр аль-Аджури (скончался в 360 г.х.), один из ранних мусульманских ученых, сказал: «Если вы видите как хариджит [последователь хариджизма] восстает против своего правителя, справедливого или тирана, как он собирает толпы, обнажает свой меч и объявляет законным убийство мусульман и вам ясно, что он придерживается пути и методов хариджизма, пусть вас не обманывает его чтение Корана, длина его молитвы и его красивые слова о знаниях». [Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджури, «Аш-Шари’а» (6 глава, между 48 и 49 рассказом)].
Хариджиты, которые жили во времена ранних мусульманских поколений, были известны своим аскетизмом и усердием в делах поклонения. Сегодняшние хариджиты далеки от этих качеств. Ни один мусульманин не должен быть введен в заблуждение их поступками. Как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, по количеству молитв и поста хариджиты превзойдут его собственных сподвижников [Аль-Бухари, № 6933], однако, в другом хадисе он сказал: «Они будут читать Коран, но он не пройдет дальше их глоток». [Это означает, что слова Корана не дойдут до их сердец, поскольку они не могут принять руководства, содержащегося в Коране. Хадис передал аль-Бухари, № 6934].
Вахб Ибн Мунаббих (скончался в 110 г.х.), один из выдающихся суннитских ученых, который обучался непосредственно у сподвижников, сказал о хариджитах следующее: «Никогда ещё мусульманская умма не обьединялась под руководством хариджита. Если бы Аллах даровал власть хариджитам, мир наверняка бы разложился, все дороги были бы перекрыты, прекратилось бы паломничество (хадж)». [«Тарих-уд-димашк», (18/алиф 483) Ибн Асакира, и сокращение «Тарих-уд-димашк» Ибн Манзура (26/388). Цитата из Salafi Publications «Разъяснение истины в свете терроризма, угонов и взрывов камикадзе»].
Как и прежние хариджиты, современные группировки, такие как Джамаатуль-Джихад, некоторых членов которой позднее будут ассоциировать с аль-Каидой, все свои усилия направляли на свержение мусульманских правительств. Тем не менее, кутбистам не удалось достичь ни одной из своих целей. Большинство из них было посажено в тюрьмы, либо вынужденно бежали в другие страны. Именно там они преобразовались и изменили свою основную тактику, которая была направлена на скорейшее создание хариджитского государства. Роберт Ворт из Нью Йорк Таймс пишет о смене их тактики следующее: «Г-н Бин Ладен, сконцентрировавшись на США, а не на арабских режимах, кажется, в некотором смысле отступил от своих радикальных традиций. В 1996 году, в своем заявлении он даже дошел до того, что мусульмане должны отбросить свои различия, и объединиться против западного врага. Это заявление – серьезный отход от доктрины Кутба и даже убийц Садата, утверждавших, что значение имеет лишь внутренняя борьба».
«Но это может быть всего лишь переменой тактики, а не всей стратегии в целом» -пишет Ворт. В подтверждение Ворт приводит слова Майкла Дорана (Michael Doran), профессора по изучению Ближнего Востока в Принстонском Университете: «Бин Ладен использует США как инструмент в борьбе с другими мусульманами, - сказал г-н Доран,- он хочет, чтобы США нанесли ответный удар, потому что он считает, что гнев побудит мусульман свергнуть свои правительства и создать единое исламское государство». [Robert Worth, «Глубокие идейные корни исламского террора», The New York Times, 13 октября 2001 года].
Аль-Каида и Бин Ладен не забыли про мусульманские правительства. В интервью, данном такфиристско-джихадистскому журналу Нида-уль-ислам, Бин Ладен обвиняет сегодняшние правительства мусульман в неверии: «Некоторые лидеры совершают большой куфр (прим. автора: куфр – неверие), что выводит их из ислама на глазах у всего народа. В то же время их религиозные организации выдают фетвы (постановления), в частности, религиозные организации (т.е. ученые-салафиты) в стране двух священных мечетей (т.е. в Саудовской Аравии) играют самую зловещую роль, неважно намеренно или нет, но они приносят умме такой же вред, как и ее самые заклятые враги».
Продолжая тему организаций ученых-салафитов в Саудовской Аравии, Бин Ладен называет Постоянную Комитет по научным исследованиям и фетвам Королевства Саудовской Аравии «идолом, которому поклоняются помимо Аллаха». [Нида-уль-ислам, 15 выпуск, ноябрь 1996 года].
Размышляя над вышесказанным, не перестаешь удивляться, как после этих слов вообще можно считать Бин Ладена и его последователей «ваххабитами», как об этом постоянно твердит пресса?!
Сейчас некоторые газеты утверждают, что существует две разновидности салафитов: первый тип – это салафиты, такие как Бин Ладен и обосновавшийся в Лондоне Абу Хамза аль-Мисри. Ко второму типу относятся салафиты, «избравшие праведный путь, далекий от всякой политики». [«Связь салафитов (!) с терророром, Sky News, 30 августа 2002].
Усама бин Ладен и другие агитаторы являются ярыми противниками салафизма и последователями кутбистского крыла хариджитов. Также необходимо отметить, что салафиты, вопреки утверждениям в вышеприведенной статье, не отрицают необходимость политики (в соответствии с нуждами народа. Более того, они расставляют все по своим местам, тщательно следуя исламским текстам в решении политических проблем, руководствуясь исламскими источниками, и стремятся исправить политические и социальные проблемы путем мирных совещаний и правильного руководства, а не усугублением ситуации. Салафизм – это единый путь, который основан на едином понимании Салафов. Точно так же, как не было и не может быть двух пророков Мухаммадов, или двух вариантов сподвижников, нет, и не может быть двух понятий салафизма.