Новое время— период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Его начало связывают с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году и завершается Первой мировой войной (1914—1918).
В рамках городской, университетской культуры складывается, традиция образовательных путешествий. В эпоху Возрождения происходит восстановление разрыва в культурно-исторической преемственности и, соответственно, восстановление культуры рекреационно-познавательных путешествий, восходящих к античным образцам. Благодаря этому заново формировалась традиция познавательных путешествий, имеющих целью понять нравы и обычаи других народов.
Происходят изменения в мотивации путешествий, а также в географии путешествий человека того времени. Достаточно образованный, чтобы ценить историю и культуру прошлого, «человек путешествующий» в эпоху Возрождения устремляется в развивающиеся города не только с целью отдохнуть и поправить здоровье в условиях прекрасного средиземноморского климата, но и полюбоваться памятниками истории и культуры. Формируется, как отмечают исследователи, своеобразная мифология путешествий. Центрами «паломничества» человека этой эпохи становятся исторические и культурные памятники, видеть которые во время путешествия - это значит приобщиться к мировой Культуре. Усиление интереса к античной культуре превращает бурно возрождающиеся города Италии и Греции (в меньшей степени, так как они оказались под властью турок) в центры «паломничества» людей того времени.
Для образованной публики, начиная с эпохи Возрождения (образование предполагало знание античных авторов и латинского языка), поездка в Италию (прежде всего, в Рим) становится внутренней необходимостью, чтобы собственными глазами увидеть достопримечательности, описанные в трудах античных авторов. Поскольку главной целью таких путешествий становится желание удовлетворить интерес к античной культуре, а способом удовлетворения такого интереса становится осмотр произведений искусства и памятников архитектуры и истории, то можно говорить о формировании в общественной элите устойчивой традиции культурно-познавательных путешествий, важным элементом которых были эстетические впечатления.
В эпоху Возрождения в Англии появилась традиция образовательных путешествий на континент - Гран тур.
Комфортабельный Grand Tour обходился родителям примерно в 1,700 фунтов, сумму по тогдашним понятиям астрономическую, и в этот период была доступна только высшей аристократии. Путешествие служило солидным вкладом в будущую карьеру. Представителям высшего сословия места в государственном аппарате были и без того гарантированы, – но какие, во многом зависело от господствующих при дворе идеях, и так случилось, что в описываемую нами эпоху немалым влиянием пользовались идеи Фрэнсиса Бэкона. Знаменитый философ, и политический деятель, считал, что у власти нужны компетентные, стало быть, образованные слуги, а для успешной торговли, – знающие мир представители в разных странах.
Из трех вариантов: морем, из Довера до Неаполя; сухопутным, через Францию и Швейцарию до Турина и Милана, или вместо Франции через Голландию и южно-немецкие земли и Швейцарию, – самым безопасным и популярным считался второй. Переправа из Дувра во французский порт Кале, а оттуда путь до Парижа занимал в среднем три дня. В столице французского королевства турист обустраивался надолго, кто на пару недель, кто на месяц и дольше.
Гуманизм— мировоззрение, в центре которого нахо-дится идея человека как высшей ценности по отношению к самому человеку и относительная в ряду других ценностей мира и общества. Историческими предшественниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию. Данте, Леонардо да Винчи, Франческо Петрарка, Боккаччо были отцами итальянского гуманизма. Другими значительными гуманистами были французы Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Филипп Сидней, Томас Элиот.
Именно путешествия гуманистов, следует считать началом туризма в современном понимании: для них познавательные путешествия становятся самостоятельной ценностью и перестают быть средством для достижения иных целей.
Монтень, один из наиболее выдающихся представителей гуманистической культуры, посвятил целую главу своей знаменитой книги "Опыты" (1580 г.) рассуждениям о природе и функциях познавательных путешествий. Монтень излагает принципиально иной взгляд на путешествия. Его рассуждения отражают изменения в культуре путешествий, которые не ограничивались только утверждением новых объектов эстетически-культурного интереса и новых эстетических ценностей. На смену религиозному сознанию Средневековья приходит иной образ мышления, который характеризуется интересом к окружающему миру и внутреннему миру человека. Интерес гуманистов к античной культуре предполагал, в частности, и усвоение одного из важнейших положений античной философии: "Познай самого себя". Пожалуй, впервые в истории путешествий появляется тип путешественника, который отправляется в путь из потребности в разнообразии, для того, чтобы удовлетворить свою бескорыстную любознательность, расширить круг своих впечатлений, обрести новое "Я" и приобрести новый жизненный опыт, т.е. путешествие становится самостоятельной и самоценной досуговой деятельностью. На смену путешествию с определенной целью к определенному месту приходят путешествия как времяпрепровождение. Таким образом, все, что раньше оценивалось церковью и общественным мнением как суетность, сейчас становится определяющим началом жизни.
Так, Монтень отмечает присущее человеку влечение к новому и необычному - потребность в развитии, уравновешиваемую потребностью в безопасности, в психологическом равновесии: "Среди человеческих черт широко распространена следующая: нам больше нравится чужое, чем свое, и мы обожаем движение и перемены. Кто придерживается противоположной крайности, а именно - довольствоваться самим собой, превыше всего ценить то, чем владеешь, и не признавать ничего прекрасного сверх того, что видишь собственными глазами, те если не прозорливее нас, то бесспорно счастливее, Я ничуть не завидую их премудрости, но что касается безмя-тежности их души, то тут, признаюсь, меня берет зависть."
Говоря о причинах, "толкающих к путешествию", Монтень выделяет и чисто рекреационный мотив - потребность в смене обстановки для отдыха от рутинных занятий.
Он отмечает, что при резкой смене привычной обстановки человек получает возможность освободиться от давления своей социальной роли и стать самим собой: он может позволить себе то, чего нельзя позволить в повседневной жизни.
Помимо уже названных социально-рекреационных функций, Монтень формулирует те познавательные функция путешествий, которые, собственно, и составляют сущность того, что сегодня называется маршрутно-познавательным или маршрутно-экскурсионным туриз-мом Душа упражняется в наблюдении вещей для нее но-вых и доселе неведомых, и я не знаю... ничего более поучительного для человеческой жизни, как непрестанно показывать ей во всей их многоликости столько других человеческих жизней и наглядно знашмить ее с бесконечным разнообразием форм нашей природы. При этом тело не остается праздным, но вместе с тем и не напрягается через силу, и это легкое возбуждение оказывает на него бодрящее действие...
В познавательных путешествиях Монтень ценит свободу выбора, спонтанность в принятии решений и непредсказуемость впечатлений то, чего не хватает современному массовому организованному туризму- «В путешествиях меня именно то и влечет, что я могу останавливать-ся повсюду где мне вздумается, не руководствуясь никакими заранее определенными целями и так же свободно отступать от только что принятого решения». Это замечание оценит, по-видимому, каждый, кто сталкивался с характерным для современного экскурсионно-маршрутного туризма стрессом вызванным необходимостью выполнить определенную обязательную программу в условиях ограниченного времени.
Наряду с этим Монтень затрагивает и социальные причины, которые побуждали людей того времени путешествовать. «Другая nричина, толкающая меня к путешествиям, - отвращение к царящим в нашей стране безобразным нравам. Я легко бы смирился с их порчей, если бы они наносили ущерб только общественным интересам; но так как они затрагивают и мои интересы, смириться с ними я не могу. Уж очень они меня угнетают».
Мир достаточно разнообразен, поэтому Монтень считает, что нормы взаимоотношения людей должны основываться на веротерпимости и доброжелательности. Подобно Геродоту, Монтень считает естественным, что каждый народ считает свои обычаи наилучшими и готов непредвзято воспринимать их в любых проявлениях: "Различия в образе жизни народов не вызывают во мне никаких других чувств, кроме удовольствия, доставляемого разнообразием... Когда я бываю за пределами Франции, и у меня спрашивают, желая оказать мне любезность, хочу ли я, чтобы мне подали французские блюда, я неизменно отшучиваюсь и усаживаюсь за стол, уставленный исключительно чужеземными кушаньями. Он как бы создает образец оптимального поведения туриста в познавательном путешествии: понять непривычные обычаи можно только отказавшись от стереотипов восприятия, точно так же, как понять собеседника можно только при способности стать на его точку зрения».
Из рассуждений Монтеня видно, что уже в конце 16 в. путешествия становятся достаточно распространенной формой досуга аристократии. В рамках этих внешних форм, однако, в зависимости от направленности личности и внутренних мотивов, складывались различные типы туристского восприятия и поведения. Уже в то время можно говорить, по меньшей мере, о двух типах туристских мотивов: познавательные, направленные на открытие для себя новых сторон собственного "Я" и окружающего мира, и мотивы, связанные с желанием развлечься, модой, соображениями престижа и т. п. Но, надо полагать, именно мода и престиж способствовали распространению в Европе традиций туризма и туристских услуг.