Лекции.Орг


Поиск:




Главные сухопутные торговые пути Ханаана




Сухопутные пути через Ханаан играли огромное значение. В разное время их контролировали евреи, набатеи, филистимляне, моавитяне, амореи и другие народы. Колесное движение было возможно почти на всем протяжении пути от дельты Нила к Тиру (ныне Сур в Ливане), Сидону (ныне Сайда там же) и Бериту (ныне Бейрут там же) через страну филистимлян. Дороги эти были далеки от совершенства, их не мостили. Эти пути были снабжена постройками для отдых караванов, часть этих караван-сараев была укреплена. С такого караван-сарая построенного при Соломоне, начался легендарный город Пальмира (Тадмор).

Via Maris (в переводе с латыни «приморский путь», букв. «дорога моря») — современное название старинного торгового пути, одного из древнейших в истории, существовавшего со времен раннего бронзового века, а возможно, и ранее. Он соединял Египет и более северные империи Сирии, Анатолии и Месопотамии.

Via Maris связывал по суше основные средиземноморские портовые города на протяжении 5000 лет со времени фараонов и ранних цивилизаций (филистимлян, финикийцев, хеттов, лидийцев), более поздних, греческих и римской империи, при крестоносцах, мамлюках и османах. Дорога начиналась в Нижнем Египте шла через Газу, где Via Maris пересекал Дорогу специй, Ашкелон, где Via Maris пересекал Дорогу благовоний, Ашдод, Яффо. В Яффо Via Maris разделялся на две ветви. Северная ветвь шла вдоль побережья к северу от Яффо через Акко, Тир, Сайда, Бейрут, Библос, Угарит (Латакия) и далее в Анатолию или на восток в Месопотамию.

Восточная шла через город Афек и продолжалась через Мегиддо и Бейт-Шеан, пересекала Иордан и присоединялась к Via Regia, а та, в свою очередь, шла в Дамаск и далее на север.

Во время царя Соломона Via Maris процветал и служил в качестве основного пути для торговли с Египтом и Финикией. Маршрут использовался для транспортировки различных материалов для строительства храма в Иерусалиме.

Сегодня часть Via Maris в Израиле используется в туристских целях. Реконструкция направлена на то, чтобы предложить туристам возможность путешествовать вдоль древнего маршрута, а также дать им личный опыт повседневной жизни купцов, солдат, туристов и жителей в древние времена и дать им некоторое представление о культурах, которые существовали в различных районах и населенных пунктах по этому пути.

Via Regia («царский путь») — один из древнейших торговых маршрутов в истории, который вел из Египта через Дамаск в Междуречье и Персию.

Via Regia началась в Египте в Гелиополисе, оттуда шла на восток, через Клисму (современный Суэц), через пустыню Синай и перевал Митла в Эйлат и Акабу к медным рудникам Тимны. Оттуда Via Regia поворачивала на север, поднимаясь на плато к востоку от долины Арава, где её пересекали Дорога специй и Дорога благовоний, через Петру, Рабат-Аммон (современный Амман), Дамаск, и Тадмор (Пальмира), и оканчивалась в Ресафе (около Эр-Ракка) на Евфрате.

Основной товаропоток Via Regia и Via Maris составляли товары, жизненно необходимые для функционирования экономики. На север шли зерно, медь, льняные ткани; на юг - железо, рыба, шерстяные ткани. Via Regia оказывала важное влияние не только на страны, через которые проходила, Идумею, Моав, Набатею, города Декаполиса, но и на соседние, являясь не только мощным экономическим, но и военно-политическим фактором и путем миграций. Этой дорогой прибыл в Ханаан еврейский патриарх Авраам. Она способствовала и взаимному культурному влиянию, и распространению религиозных идей.

Путь благовоний (также Ладанный путь) — торговый путь, который в античности связывал юг Аравийского полуострова со страны Средиземноморья и Месопотамии. По нему из древних царств на территории современных Йемена и Омана, а также с Африканского рога и острова Сокотра в Средиземноморье и Междуречье доставлялись ценные благовония — в основном южноаравийский ладан, смирна и африканские специи. Широкое применение благовоний на древнем Востоке создавало большой спрос на них и, следовательно, вызвал обширную торговлю этими товарами, что и вызвало появление этого торгового пути.

В 2005 году, решением ЮНЕСКО, участок дороги благовоний на территории Израиля был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии. Этот участок включает в себя руины четырёх набатейских городов: Авдат, Халуца, Мамшит и Шивта.

Дорога специй — сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова Пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского, и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря. Во времена царя Соломона сухопутная часть дороги специй выходила к побережью Эйлатского залива в районе города Эцион-Гевер. По этому пути доставлялись не только специи с Островов Пряностей (корица, имбирь, перец) и Индии, но и ценные породы дерева и слоновую кость из Восточной Африки, шёлк из Китая, золото, серебро, драгоценные камни.

7. Возникновение первых элементов туризма в Крито-Микенской цивилизации и в Персидской империи.

· Крито-Микенская цивилизация.

Первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Столицей Крита был город Кносс (недалеко от современного Ираклиона). С 1900 г. Кносс и Микены стали центром археологических исследований Минойской культуры.

Возникшая в середине III тысячелетия до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII - XVI вв. до н.э.

Минойцы были народом мореплавателей, с высокоразвитой и сложной системой религиозного культа и устойчивыми торговыми традициями. Минойские ремесленники производили не только массовую продукцию, но и керамику с изумительными по красоте росписями, и чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей и украшений, они строили великолепные дворцы, а стены расписывали изысканными фресками. Минойское искусство – наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств.

Основными очагами культуры и цивилизации были т. н. «дворцы» — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте и Тилиссе. Самый большой интерес представляют развалины царского дворца в Кноссе. Это уникальное сооружение с множеством комнат с настенной живописью, переходов, тупиков, ложных выходов и подземных коммуникаций (что нашло отражение в мифе о лабиринте), огромное количество культовых сооружений, алтарей и жертвенников.

В результате природной катастрофы XV в. до н. э. — вулканического взрыва на острове Фира (Санторин), породившего катастрофическое цунами, Минойская цивилизация сильно пострадала. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде.

XIV - XII в. до н.э. были временем расцвета микенской культуры. Первые города-государства, образованные в XVII-XVI вв. до н.э. – Микены, Тиринф, Пилос – имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках.

Основными центрами, как и на Крите были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся, пожалуй, цитаделью является Тиринфская

Причиной гибели Микенской культуры стали дорийские племена, часть «народов моря», пришедшие с севера Балканского полуострова в XII в. до н. э. Крушение микенцев произошло ок.1200 до н.э., после чего сама Греция и Крит вошли в период т.н. «Темных веков», который длился свыше 300 лет. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезает, а коренное население Крита ассимилировано греками не позднее 4-3 вв. до н.э.

· Путешествия и гостеприимство в крито-микенской культуре.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с древним Египтом. Их многочисленный торговый флот выходил в море с ценным грузом – керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото. В эпоху, когда минойцы достигли максимального могущества, их флоты плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта. Корабли критян арендовали египтяне. Относящиеся к минойской цивилизации объекты были обнаружены и на других островах южного Эгейского моря, прежде всего на Фере, Мелосе, Кифере, Кеосе и Родосе. За пределами бассейна Эгейского моря известно 11 принадлежавших им колоний, широко раскинувшихся по восточному и центральному Средиземноморью.

На Крите в период расцвета минойской культуры (2000-1500 до н.э.) строили хорошие дороги, они были значительно лучше, чем на Востоке. Из порта на южном побережье Крита в его столицу Кносс (в центре острова) была проложена обнаруженная при археологических раскопках двухполосная дорога шириной в 4 м. На ней уже возводились мосты, которые вместе с вырытыми канавами делали проезжей дорогу во время выпадения осадков. При въезде в город дорога была замощена. В ряде мест от осыпей ее предохраняли специальные стены из тесаного камня, а при въезде во дворец в Кноссе существовал виадук — также из тесаного камня. Вдоль Кносской дороги на Крите были размещены укрепленные заставы для ее охраны.

При въезде в Кносс, поблизости от Кносского дворца, при дороге, ведущей с южного побережья острова, были обнаружены развалины заезжего (постоялого) двора (около 1500 года до н.э.)

Это была небольшая гостиница. Путники после долгой дороги через остров могли тут освежиться перед входом во дворец. В первом этаже заезжего двора находились залы, в которых сохранились остатки кувшинов и ящиков для зерна. Залы соединялись с кухней, выше них располагалась красивая лоджия размером около 5,5 на 6,1 м, украшенная фризом у потолка и узорами, представляющими цветы и птиц. Вероятно, это помещение служило столовой. Рядом со столовой находился павильон, а в нем — бассейн для омовения стоп. Бассейн имел размеры 1,8 х 1,4 м и был достаточно глубоким, что невысокие ростом (обычно 162-163 см) представители минойской цивилизации могли принимать в нем сидячие ванны. Павильон был окружен тротуаром из гладких каменных плиток. Сразу за бассейном размещался покой, в котором были обнаружены ванны, в которых можно было помыться полностью.

Микенцы, как и минойцы, умели строить хорошие дороги. В континентальной Греции остатки подобных дорог сохранились вблизи Микен и в Пилосе, а также в Беотии и Фессалии. В своем большинстве они были однополосными, но в отдельных местах были и двухполосными, достигая ширины 3,5 м. На них существовали мосты и канавы, а при въезде в город дороги, по всей вероятности, были мощеными. Подобный мощеный въезд дороги ведет к Воротам народов в Микенах. Судя по всему, сеть дорог в Греции в XIII в. до н.э. была значительно лучше, чем тысячелетие спустя.

Подобное можно объяснить тем, что на Ближнем Востоке колесницами пользовались только в ходе войны или на охоте. В то же время, судя по обнаруженной при раскопках настенной росписи, микенская знать любила путешествовать именно в экипажах такого типа в целях получения удовольствия, а в легких колесницах было бы неудобно ездить, если бы отсутствовали хорошие дороги. А это свидетельствует об определенных элементах туризма в практике микенской знати. В пользу подобного предположения свидетельствует фреска, обнаруженная при раскопках Тиринфа, одного из крупнейших центров микенской цивилизации — на ней изображена колесница с выкрашенным в алый цвет кузовом с белыми украшениями и желтыми колесами, с белым дышлом, оплетенным черными ремнями, и с красными вожжами. На колеснице изображены воин или охотник и две дамы, отправляющиеся в поездку, судя по стилизованному фону, в деревенской местности.

· Персидская империя

Персы — это оседлые потомки индоевропейского арийского кочевого народа, которые ок. XV века до н. э. прибыли в Восточный Иран из Средней Азии, а затем заняли Персиду примерно в X веке до н. э., вытеснив оттуда ассирийцев, эламитов и халдеев. Основная религия персов того времени — зороастризм. Царь Персии Кир (559-530 гг. до н.э.) завоевав Месопотамию, создал единую Персидскую империю. Его преемник Дарий I (521-486 гг. до н.э.) укрепил правительственный аппарат державы, растянувшейся от Египта и Македонии до Памира. Одним из секретов успеха древних персов была быстрая и действенная сеть коммуникаций.

Верховная власть не препятствовала свободному передвижению товаров и людей.

Государство было разделено на сатрапии, которых было от 23 до 31. Во главе каждой сатрапии стоял сатрап. Ежегодно и даже чаще страну объезжали особые инспекторы («глаза и уши царя»), ревизовавшие сатрапии с уполномочием вводить реформы и даже удалять сатрапов от должности. Между столицей государства, Сузой, и провинциями, не исключая самых отдалённых, было установлено сообщение посредством конных курьеров (ангаров), которые использовались для почтовой службы, получившей название ангарион.

Ангарион появился в Империи Ахеменидов для доставки почты вдоль Царской дороги. Эта дорога длиною в 450 парасангов (2500 км) была разделена на 111 станций и была главным маршрутом ангариона. Она начиналась в Сардах (около 90 км к востоку от современного города Измир в Турции) и шла на восток к ассирийской столице Ниневии (нынешний Мосул в Ираке). Затем, как считается, она разделялась на две части: одна вела на восток, через Экбатаны к Шёлковому пути, другая — на юг и юго-восток, к Сузам и Персеполю. От основного маршрута имелось два других ответвления: к Тиру и Сидону и к границам Бактрии и Индии. Такая же дорога в 80 парасангов поддерживала сообщение между Сузами и Вавилоном.

Дорога служила, в первую очередь, для царских гонцов. Но ею могли пользоваться все, кто этого хотел. Вдоль дороги на расстоянии 16-24 км друг от друга размещались станции, в которых могли останавливаться путешественники, а между ними пикеты курьеров-всадников. В наиболее важных местах были построены укрепления, на переправах через реки — паромы. Обыкновенный путник по этой дороге мог проделать за день путь в 29 км, а все расстояние преодолеть в течение трех месяцев. Доставка почты была основана на принципе эстафеты, что обеспечивало перемещение писем со скоростью около 300 км в день. Гонцы проезжали дорогу за двадцать дней.

Так как Царская дорога не была проложена по самому удобному маршруту, который мог бы связать крупнейшие персидские города, историки считают, что при строительстве использовались участки дорог, проложенных ещё ассирийскими царями и во Фригийском царстве в Малой Азии при царе Мидасе в середине VII в. до н.э.

Организацию, сходную с ангарионом, сохранили и Александр Великий и его преемники. Качество проложенной дороги было столь высоким, что она продолжала использоваться по крайней мере до римской эпохи; в турецком городе Диярбакыр сохранился перестроенный римлянами мост, бывший частью Царской дороги. Впоследствии она послужила образцом при введении Августом государственной почты (cursus publicus) в Римской империи; ей же воспользовался и Карл Великий.

Рассказы об этой дороге произвели большое впечатление на Геродота, хотя он сам ее не видел и писал о дороге со слов очевидцев. Дороги, по которым неслись верхом царские курьеры, были построены таким образом, чтобы по ним следовали лошади и вьючные животные, курсировали также весьма ценимые персами огромные четырехколесные закрытые повозки. Греки называли их «гармамаксами» — колесницами-фургонами, в них соединялись элегантность и быстроходность колесницы с вместительностью фургона. Персидская знать использовала их, между прочим, для быстрой перевозки своих гаремов, у такой повозки были крыша и стенки, которые можно было прикрыть занавесками, а, следовательно, скрыть пассажиров этих экипажей от нежелательных взоров зевак.

Выражение «царская дорога» или «царский путь» ещё в античности стало крылатым, обозначавшим наиболее быстрый, лёгкий и разумный способ добиться чего-либо. Знаменита фраза Евклида, обращённая к желавшему обучиться наукам египетскому царю Птолемею: «Царских дорог в геометрии нет!». Фрейд говорил о снах как о «царской дороге в бессознательное».

Персы, отдавая отчет в значении дорог, сделали немало для их прокладки на территориях, на которых дорог до этого не было. Именно персы первыми стали использовать для перевозки грузов одногорбых верблюдов (дромадеров). До этого торговые трассы из Двуречья к Средиземному морю огибали дугой «ничейную землю» Сирийской пустыни. Теперь, когда власть стала достаточно сильной, чтобы удержать в повиновении разбойников пустынь, и достаточно богатой, чтобы выкопать и содержать в порядке колодцы на дорогах, когда не стало таможенных сборов, можно было путешествовать более кратким путем через эту пустыню. Персы научились у ассирийцев использовать одногорбых верблюдов для транспортных целей. Их особая ценность в пустыне была хорошо известна тысячи лет. Вполне естественно, что именно одногорбый верблюд был выбран в качестве вьючного животного на новых дорогах. Так началась долгая карьера верблюжьих караванов, которая не завершилась и сегодня.

8. Путешествия в Древней Греции в «гомеровский», архаический и классический периоды Древней Греции: транспорт, дороги, система гостеприимства, проблемы на пути.

Слово "античность" в переводе с латинского означает "древность", "старина". Термин «классическая древность» (или античность) обычно относится к греческой и римской части истории Древнего мира, которая начинается от первой Олимпиады (776 г. до н. э.). Эта дата почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г. до н. э.). Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476 г. н. э

Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов:

1. Полисный период (XI—IV вв. до н. э.)

1.1. Гомеровский период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.)

1.2. Архаический (VIII—VI вв. до н. э.)

1.3. Классический (V—IV вв. до н. э.)

2. Эллинистический период (334 - 27 до н. э.)

3. Римский (имперский) период (27 до н.э.-476 н.э.)

Для античного времени характерно расширение географии странствий, появление новых целей путешествий, развитие традиций гостеприимства

Транспорт, дороги и система гостеприимства.

В Древней Греции основным способом путешествия был морской. Большая часть греческих городов-государств была сосредоточена на морском побережье. Военный флот греков состоял из галер, которые различались по количеству рядов весел монер, бирер и триер

Поначалу греки не делали различия между торговыми и боевыми кораблями, разве что те галеры, которые предназначались для войны, имели экипаж, вооруженный дротиками, копьями, топорами. Позднее, когда интересы греческой колонизации потребовали создания более мощного флота, торговые суда стали делать более крупными, чтоб они могли нести много товаров и людей, а паруса окончательно вытеснили весла. Сегодня в музее Пирея можно увидеть модель греческого торгового судна, имевшего 22 весла. Свои торговые корабли греки строили по образцу финикийцев

Вплоть до времени возникновения железнодорожного транспорта перевозка по воде была единственной дешевой возможностью перемещения на далекие расстояния тяжелых грузов.

Известно, что в 4 в до н. э. морское путешествие было достаточно дешево. Зато путешествие по суше было неприятным и мучительным, оно представляло собой, как правило, следование пешком. Путешествующий без груза брал с собой одного - двух рабов, которые несли багаж, мешки, заполненные одеждой, постельными принадлежностями и съестными припасами.

В Древней Греции препятствием к сухопутным путешествиям было отсутствие удобных дорог. Только немногочисленные города-государства имели средства для строительства дорог, даже в своих пределах.

Греки проявляли особую заботу только о дорогах к святилищам, особенно к тем местам, в которых происходили значительные празднества.

В определенных случаях строители дорог сберегали денежные средства и время, созда-вая так называемые колейные дороги, нечто вроде прототипа современной железнодорожной трассы.

Колеи устраивались на дорогах с оживленным движением, используемые рабочими и для перевозки тяжелых грузов. Дорога из Афин в мраморные каменоломни на склоне горы Пентеликон имела двойной комплект колей и покрытие каменными плитами шириной в 5 м. Даже обычные дороги с частым движением по ним, как, например, дорога между Афинами и Олимпом или между Спартой и Олимпией, имели на отдельных участках по две полосы движения. А однополосные дороги на определенных отрезках имели ответвления, чтобы облегчить повозкам возможность разминуться. Несомненно, и то, что существовало немало мест, в которых одна из едущих навстречу друг другу повозок должна была отступить назад на порядочное расстояние.

На дорогах Греции было мало того, что облегчало бы преодоление пути. Деревьев вдоль дорог не было. Приходилось брать с собой зонтик для защиты от лучей солнца. Дорожных знаков тоже не было. Однако на перекрестках нередко устанавливались (как и на границах) «гермы» — часовни Гермеса — покровителя дорог. Первоначально это были груды камней, в которые проезжие и прохожие бросали свои дары божеству — камни.

Каждый путешественник должен был принимать во внимание проблемы всегда существовавших опасностей. Те, кто выбрал путь по воде, могли попасть в плен к пиратам или к морякам вражеского судна, поскольку в древности кто-то с кем-то постоянно вел войну. Афинский флот в V-IV вв. до н.э., бывший лучшим у эллинов флотом, старался, как мог, охранять тех, кто следовал морскими путями, но это не всегда удавалось.

На суше подобную опасность представляли разбойники.

Хранение денег было наиболее важной заботой в пути, потому что при тогдашнем от-сутствии чеков или кредитных карт необходимо было возить с собой наличные. Существовала еще одна проблема, связанная с деньгами. Каждый греческий город-государство придерживал-ся своей денежной системы.

Содержание гостиниц и питейных заведений считалось недостойным делом, поэтому в Древней Греции гостиницы существовали обычно за счет государства, в местах большого скопления людей (спортивные игры, места паломничества, курорты). Уже до V в. до н.э. хра-мы и святилища обладали своими собственными постоялыми дворами. Путешественник брал с собой свое постельное белье, а также гиматий (хлену) — большой прямоугольник из шерстяной ткани. Ночью он служил одеялом, а днем вторым плащом, если было холодно или наступала буря.

В наиболее известных храмах можно было принимать гостей, там находились помещения для проживания и банкетные залы

Со временем в греческих полисах создались «Союзы гостеприимства». Каждый член союза заключал договор с другим полисом и получал звание «проксена» (современный консул). Он должен был защищать в своем полисе интересы граждан государства, сделавшего его проксеном. За это проксен получал возможность во время посещения своего партнера получать там все гражданские права, кроме политических, и даже поселится насовсем. Проксен должен был быть обязательно человеком состоятельным и занимающим определенное положение в обществе

Значительно чаще проксенами были избираемые жителями одного города те его жите-ли, которые переселились в другие города. Первой обязанностью проксена было оказание по-мощи и поддержка всеми способами каждого земляка, который находился в его округе, осо-бенно тех, которые прибыли как официальные лица.

Проксен не получал никакой оплаты от государства, интересы которого он представлял. За ним признавались определенные привилегии, и, несомненно, его положение давало ему возможность завязывания полезных контактов для своих дел, но главным мотивом скорее был почет исполнения такой функции и высшее отличие, каким было публичное признание в фор-ме официального декрета, высеченного на камне, помещенном в публичном месте — времена-ми в двух местах. Один из них помещали в городе, в котором он исполнял обязанности прок-сена. Другой помещали в городе, который он представлял.

В Греции почтовая система не могла развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении только пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс — 400—500 стадий.

«Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)

«Период с XII по VIII вв. до нашей эры историки называют "темным периодом" развития греческой цивилизации. За это время стерлись все воспоминания о Крито-Микенской культуре.

В поэмах Гомера немало говорится о путешествиях по морю и суше. На суше герои Гомера пользовались колесницами. Так путешествовал Телемах из Пилоса в Спарту. В действительности в течение нескольких столетий после разорения Греции «народами моря» колесницы использовались только для состязаний. Подобные путешествия, были анахронизмом, воспоминаниями об утраченном величии микенских времен, когда знать пользовалась для поездок подобным транспортом. Поездка из Пилоса в Спарту во времена Гомера требовала бы двух дней тяжелой дороги через горный край. Даже у жителей микенского периода не было дорог, приспособленных для колесного передвижения соединявших названные местности. С уверенностью можно сказать, что таких дорог не было в период упадка после набега «народов моря», как и вообще почти во всей более поздней истории Греции. Для этого стоит обратиться к «Описанию Эллады» Павсания. В реальности для транспорта использовали вьючных жи-вотных, в особенности мулов.

Там, где позволял рельеф местности, мулов впрягали в четырехколесные повозки. Так Гомер описывает «муловый воз легкокатный» на котором царь Трои Приам перевозил выкуп за тело своего павшего в бою сына Гектора:

Мужчины обычно путешествовали пешком и в одиночку. Богатые люди, если они путешествовали вместе с женщинами, брали с собой слуг и ослов. Цари и князья ездили верхом на мулах, колесницы использовались только в ходе войн, они никогда не упоминаются в описаниях поездок по делам

Гомер мало упоминает о системе гостеприимства для обыкновенных людях. Только в повествовании о переменчивой судьбе Одиссея, появившегося на родной Итаке в одежде ни-щего, есть упоминание о том, что могло случиться с безымянным путником. Одетый в рубище, он обратился к свинопасу Евмею, который, как богобоязненный человек, оказал путнику гос-теприимство.

Известно, что в Элладе того времени существовали общественные здания или просто портики при них - лесхи, в которых можно было укрыться от непогоды. Если никто не оказы-вал путнику гостеприимства, можно было располагаться на ночлег просто под крыльцом дома, или в местной кузнице, где тепло печи, неостывшей после ковки металла, разгоняло ночной холод. В эти времена движение по дорогам было слишком незначительным, чтобы там су-ществовали заезжие дворы, а путники зависели от случайного гостеприимства.

· Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.). Великая греческая колонизация

Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров. Началом периода может считаться основание Рима (753) и первая Олимпиада (776).

Процесс социально-экономического, политического и культурного развития греческого общества VIII-VI вв. до н. э. породил такое интересное явление в древнегреческой истории, как Великая колонизация, т. е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии (по-гречески "апойкии"), расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1,5-2 млн. человек.

Причины этого явления могли быть самыми разнообразными: излишек населения, сосредоточение земель в руках аристократии, иностранное завоевание, необходимость отыскивать внешние рынки, страсть к приключениям и склонность к переменам и др. Главная цель греческой колонизации – увеличить свой собственный эллинский рынок, колонии всегда основывались на побережье и ограничивались скромной территорией

Колонизация носила организованный характер. Особенно большую роль отводили бо-гу Аполлону, который считался предводителем колониальных экспедиций (как у финикийцев тирский Мелькарт) и покровителем вновь основанных городов, он указывал место для коло-нии. Свои прорицания о будущем таких экспедиций бог давал в оракуле в Дельфах. Посте-пенно храм Аполлона в Дельфах, обладавший широкими международными связями и полу-чавший обширную информацию почти из всех областей тогдашнего мира, стал своеобразным регулирующим центром переселений, направляя конкретные потоки колониальных экспеди-ций.

Затем производилась предварительная разведка местности. Существовали и общие правила выбора греками места для поселения. Город должен был лежать на морском берегу или по крайней мере недалеко от него, ибо море было единственной связью с метрополией. Для поселения выбиралось место, которое можно было легко защитить, имевшее пресную во-ду и по возможности окружающую территорию, способную прокормить колонистов

Как только устанавливалось место будущей колонии, в городе-метрополии объявлялась запись желающих выехать на новое поселение, а власти города назначали специальное долж-ностное лицо, так называемого ойкиста. В состав колонистов записывались граждане данного города, как правило, обедневшие люди, младшие сыновья семейств, не имеющие прав на наследование отцовского участка, побежденные в политической борьбе, искатели приключе-ний, но в партию колонистов могли записаться и жители других городов, так или иначе свя-занных с метрополией.

Первые колонии были немноголюдны. Колонизационные партии насчитывали, как правило, несколько сотен человек. Обычно (но далеко не всегда) отношения с местными пле-менами носили мирный характер: колонистов было слишком мало, чтобы проводить агрессив-ную политику, а вожди местных племен были заинтересованы в контактах с более цивилизо-ванными греками, которые привозили им вина, оливковое масло, предметы роскоши. Имелись и случаи враждебных отношений колонистов с местными племенами, например в Южной Италии и в Северном Причерноморье. Оказавшиеся на чужбине первые поселенцы поддержи-вали тесные связи с метрополией и опирались на ее всестороннюю поддержку и помощь. Од-нако, несмотря на эти тесные связи и близкое родство, колония основывалась как самостоя-тельный полис.

В Великой греческой колонизации можно выделить три основных направления. Наиболее мощным было западное направление (Италия, Сицилия, Корсика, Южная Галлия и Испания). Пионерами колонизации выступили эвбейские города Халкида и Эретрия. Рас-положенные на берегу пролива, являющегося важнейшим морским путем между Северной и Средней Грецией, они сосредоточили в своих руках значительную долю торговли в это время. В 774 г. до н.э. на небольшом островке Питекусса у западного берега Италии появилось по-селение халкидян и эретрийцев. Этот год можно считать началом Великой греческой колони-зации. Через Питекуссу халкидяне вели активную торговлю с этрусками и западными фини-кийцами. Для контроля над морским путем между Грецией н Этрурией они основали колонии по обе стороны пролива, отделяющего Италию от Сицилии,— Регий и Занклу(Мессину) 730 г. до н. э.). Через полстолетия эвбейцы обосновались и на материке, создав Капую и Неаполь.

Особой активностью в западной колонизации отличался город Коринф, один из круп-нейших торгово-ремесленных центров Балканской Греции: жители Коринфа закладывают Си-ракузы (733 г. до н. э.). Обладая прекрасной гаванью, активно развивая ремесло и торговлю, приобретя и плодородные земли, Сиракузы вскоре стали крупнейшим центром Сицилии и все-го западного эллинства. Под их руководством возникла мощная держава, соперничавшая с Карфагеном и стремившаяся к власти над всеми западными греками.

Жители Ахайи основали Кротон и прославившийся роскошью Сибарис (его достояние было столь велико, что, несмотря на сравнительно недолгое существование (он был разрушен в 510 г. до н.э.), роскошь и изнеженность его жителей — сибаритов — вошла в пословицу), спартанцы — Тарент (706 г. до н. э.), и др.

Сицилия и Южная Италия были так густо усеяны сетью греческих колоний и поселе-ний, греческие колонисты настолько основательно освоили эти территории, что Южная Ита-лия и Сицилия стали называться характерным термином "Великая Греция".

На рубеже VII—VI вв. особую активность проявили граждане Фокеи. На южном побе-режье Франции фокейцами была основана Массалия (Марсель) ок. 600 г. до н. э.), через кото-рый по реке Родану (Рона) греческие товары направлялись во внутренние области Галлии, вплоть до современного Парижа. На испанском берегу фокейцами же была основана крупная колония Эмпорион (Эмпурьес в Каталонии). На юге Испании фокейцы основали Гавань Менесфея, возникшую уже за Столпами Геракла. Это поселение стало самым западным пре-делом греческой колонизации.

Большой мощностью отличалось и колонизационное движение в северо-восточном направлении. Здесь ведущую роль играли Мегара и Милет, один из крупнейших и богатых греческих городов и другие города Малой Азии. По преданию, Милет вывел от 70 до 100 раз-личных поселений и колоний. Вскоре европейские и азиатские берега Геллеспонта, Пропон-тиды (Мраморного моря), Боспора покрылись сетью эллинских колоний, из которых в буду-щем особенно прославилась мегарская колония Византий (667 г. до н. э.). Крупнейшеей мегар-ской колонией была Гераклея Понтийская (560 г. до н. э.) в Южном Причерноморье (совре-менный Эрегли, Турция). Позднее жители Гераклеи пересекли Эвксинский Понт и на юго-западном берегу Тавриды (совр. Крым) основали Херсонес (совр. Севастополь).

Важнейшей милетской колонией южного побережья стала Синопа (756 г. до н. э.). Двигаясь вдоль западного побережья Эвксинского Понта, милетяне основали, Одесс (Варна), Истрию (Констанца) и появились в Северном Причерноморье. Первым местом в этом районе, где осели милетские колонисты, был остров Березань, в 643 г. до н.э. В устье Южного Буга в самом начале VI в. до н.э. появился город Ольвия («Счастливая»), а вокруг него возникли другие поселения. К западу от Ольвии был создан город Тира (совр. Белгород-Днестровский) в устье одноименной реки (совр. Днестр).

Другим очагом греческой колонизации был Боспор Киммерийский (Керченский про-лив). Здесь был основан город Пантикапей (совр. Керчь), ставший крупнейшим эллинским городом Восточной Тавриды и Тамани. В VI в. до н.э. на крымском берегу появилась Феодо-сия, а на кавказском (по греческим представлениям, азиатском) берегу—Фанагория (547 г. до н. э.),, Гермонасса (Тмутаракань, Тамань), Горгиппия (совр. Анапа). Около 480 г. до н.э. все эти города объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее. Боспориты проник-ли и в Меотидское (ныне Азовское) море и в его северо-восточном углу в устье р. Танаис (Дон) основали поселение Танаис, ставшее самой дальней северо-восточной колонией гре-ков. К югу от боспорской границы на восточном берегу Понта появились эллинские города Питиунт (Пицунда), Диоскурия (Сухуми), Фасис (Поти). Таким образом, все побережье Чер-ного моря было покрыто густой сетью греческих колоний.

Согласно Геродоту была и еще более далекая колония - Гелон —город в земле скифско-го племени будинов, которое, якобы, происходило от греческих считали, что Гелон мог быть на месте Саратова (Нижняя Волга). Современные украинские учёные отждествляют Гелон с Бельским городищем возле деревни Бельск Котелевского района Полтавской области (Украи-на).

Значительно слабее представлена греческая колонизация в юго-восточном и южном направлениях, т. е. на финикийском 'побережье, приморских районах Египта и Ливии. В этих областях греческие колонисты встретили сильное сопротивление финикийских торговцев и стоящих за ними могущественных ассирийских, нововавилонских царей и египетских фарао-нов. Вот почему здесь было основано лишь несколько поселений, которые к тому же играли роль торговых факторий, подчиненных местным правителям. Это поселения Аль-Мина в Сирии, Сукас в Финикии, Навкратис и Дафны в Египте. Лишь колонисты с о-ва Тира смогли закрепиться в северной Африке, восточнее Карфагена. Кирена, основанная в 630 г. до н. э. в плодородной местности в нескольких километрах от моря, мало доступная как египетским фа-раонам, так и финикийским или карфагенским мореходам, стала процветающим греческим по-лисом, вокруг которой создается обширная греческая область- Киренаика.

Благодаря Великой колонизации греческая торговля приобретает подлинно между-народный характер. А это приводит к дальнейшему развитию товарно-денежных отношений в Элладе, к росту ремесленно-торговых кругов архаического города и их роли в обществе. Важнейшим результатом Великой греческой колонизации явилось преодоление относительно-го перенаселения, причем за счет ухода части наиболее обездоленных слоев населения. В ре-зультате выросло значение именно средних слоев. А они все решительнее выступали за до-стижение своих экономических, социальных и политических целей. Колонизация, таким обра-зом, создала условия для стабилизации общества, для его объединения в естественную ассо-циацию перед лицом рабов.

Знакомство колонистов с новыми странами, новыми племенами расширяло культурный кругозор греков, воспитало любознательность и интерес к чужому, необычному, заставило за-думаться над многими вещами. Греки убедились, что в мире нет места для страшных, противо-естественных чудовищ, но что вообще-то мир гораздо более разнообразен и многоцветен, чем это казалось им до Великой колонизации. И это явилось психологической основой возникно-вения эллинской науки и эллинского рационализма вообще.

Необходимость строить новые города, осваивать новые территории давала мощный толчок для развития градостроительства и архитектуры, изобразительных искусств. Взаимные контакты как со странами древней восточной культуры, так и с племенным миром Средизем-номорья обогащали греческую культуру новыми идеями, новыми знаниями, послужили стиму-лом в развитии греческой философии и литературы. В результате финикийской и греческой колонизации история отдельных регионов Средиземноморья стала сливаться в единый про-цесс.

В VIII-VI вв. до н. э. приобретает жизненно важное значение кораблестроение. Боль-ших военных флотов в Греции этого времени не было, поскольку морских войн греки еще не вели, но для ведения торговли, создания многочисленных колоний в разных областях Среди-земноморья и Причерноморья требовался значительный пассажирский и торговый флот. Свое-го расцвета греческие города достигли в Классический период.

· Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.)

Около 500 г. до н.э. Ближний Восток, который столь долго был центром древнего мира, уступил первенство сначала Греции, а затем Риму. К 500 г. до н.э. Персидская держа-ва царя Дария I господствовала над восточной частью древнего мира в средиземноморско-ближе-восточно-средневосточном регионе. Только в 500-478 гг. до н.э. множество мелких гре-ческих городов-государств (полисов), нередко враждовавших между собой, сплотились перед лицом персидской опасности, отстояли свою независимость, перешли в контрнаступление и положили предел персидской агрессии на запад. В 478 г. до н.э. верховное командование гре-ческими силами для продолжения войны с персами было поручено Афинам. Образовалась фе-дерация полисов, которая превратилась в афинскую морскую державу.

Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Позднее борь-ба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Ко-ринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин, а затем македонским завоеванием.

В истории Рима это период ранней республики, во время которого Рим утверждает свою гегемонию в Италии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 955 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

811 - | 706 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.