Дискуссии о происхождении власти в Киевской Руси.
В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.
Концепции происхождения Древнерусского государства:
Материалистическая (классовая): зарождение государства вследствие возникновения и развития совокупности социально-экономических и политических предпосылок в период распада родовых отношений (появление имущественного неравенства, социальная дифференциация, собственность на орудия труда и землю и т.д.)
Договорная: возникновение государства вследствие договора между людьми.
По поводу образования Древнерусского государства было много ожесточенных научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке возникла так называемая «нормандская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны. По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства острые идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра 1 и создания Академии наук. В первые десятилетия существования Академии её членами становились в основном ученые иностранного, как правило, немецкого происхождения. Именно немецкие исследователи Г.З.Байер, Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлецер стали основоположниками норманнской теории, согласно которой русская государственность была привнесена из вне. Её основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы, бывшие якобы носителями более высокой культуры. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманизм. Его основателями можно считать М.В.Ломоносова и В.К.Тредиаковского. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.
Большинство историков в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. Вопрос о достоверности летописного сообщения ставился довольно редко, а дату призвания варягов считали началом русской государственности. В исторической науке ХХ в. норманнская теория подверглась серьёзной критике. Непримиримым её противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А.Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определённого влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.
Теории возникновения государства восточных славян:
Славянская, или антинорманнская: отрицает роль варягов в образовании Древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В.Ломоносов (XVIII), Б.А.Рыбаков (XX)).
Центристская: возникновение Древнерусского государства в результате внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва (ХХ) и большинство современных историков).
Норманнская: создание Древнерусского государства норманнами (варягами) с добровольного согласия славян, которые не могли этого сделать самостоятельно (Г.З.Байер, А.Л.Шлецер, Г.Ф.Миллер (XVIII), Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев (XIX))
Существует также точка зрения, что варяги были представителями южно-балтийского славянства, т.е. тех государственных образований, которые существовали на берегах Балтики и которые неоднократно упоминались в наших и зарубежных летописях. Впоследствии эти крупные племенные конфедерации были завоёваны германцами.
Особенности политического устройства Новгорода Великого.
Новгородская земля, занимавшая северо-западную территорию бывшего Древнерусского государства, Одна из первых стала выходить из-под власти киевского князя. В конце XI – начале XII в. Здесь сложилось своеобразное политическое образование, которое в современной исторической литературе называется феодальной республикой. Сами новгородцы именовали своё государство красиво и торжественно – «Господин Великий Новгород». Новгородские владения простирались от Финского залива на Западе до Уральских гор на Востоке, от Ледовитого океана на севере до границ современных Тверской и Московской областей на юге.
Высшая власть в Великом Новгороде принадлежала народному собранию – Вече. Главную роль в решении важнейших вопросов играл боярский совет (иначе говоря: «совет господ», или «300 золотых поясов»). Главой государства считался посадник. Свои полномочия он делил с князем. В отличие от других Русских земель в Новгороде князь не получал власть по наследству, а приглашался на княжение городом. Его главная задача заключалась в обеспечении защиты государства от внешних врагов. Совместно с посадником князь осуществлял судебные функции. Для содержания княжеского двора выделялись особые земельные угодья. Если князь не устраивал новгородцев, его изгоняли и приглашали другого. Помимо князя, военную функцию исполнял тысяцкий – глава городского ополчения. Большую власть в Великом Новгороде имел глава новгородской епархии – владыка, кандидатура которого согласовывалась с вече. Сам г. Новгород был разделён на несколько районов («концов»), каждым из которых управлял кончанский староста.