Читательдогадался, конечно, что речь идет о «контрперелетах», широко известных ныне в практике. Немного предыстории.
Упражнение, которое получило наименование «ткачевского», в ряду многих других было разработано автором этих строк еще в 60-х годах на основе метода естественной структурной классификации Движений. Практически оно было опробовано учеником автора Михаилом Питомцевым в 1968 году. В 1973 году нами была разработана обучающая программа, в которой новый элемент и ряд его вариантов
ПЕРЕКЛАДИНА
41. «Ткачевский»: клубок противоречий
были подробно описаны в форме, позволяющей шаг за шагом разучивать движение на основе методологии программированного обучения. Программа была издана для служебного пользования и направлена в сборную команду СССР, где кем-то была поднята на смех, а кое-кем, как выяснилось позднее, была без особого шума принята на вооружение.
Ради исторической справедливости следует уточнить, что после М. Питомцева (делавшего перелет на тренировках) первым исполнителем подобного движения в широкой практике, но в форме соскока, был гимнаст из Ташкента Геннадий Якунин, который разучил тогда по нашей программе так называемый «обратный лет» (45). А в 1977 году, в Вильнюсе уже «выстрелил» Александр Ткачев, блестяще выигравший эти конкурсные соревнования, а потом и многие другие.
Последующая жизнь элемента на практике оказалась довольно счастливой: движение осваивалось все большим числом гимнастов, оно технически совершенствовалось, его стали выполнять и гимнастки на брусьях разной высоты (180), появились каскадные соединения с «ткачевским», втом числе, что принципиально важно, из оборотов в обороты, «ткачев — ткачев», «ткачев — гингер» и др.
Но самым важным был переход от начальной формы «согнувшись ноги врозь» к форме «выпрямившись ноги вместе», так как это столь же принципиальное, этапное изменение, как восхождение от группированного сальто к сальто с прямым телом, поскольку это свидетельствует о возрастании энергетики движения до уровня, позволяющего освоить более сложные варианты упражнения. Иначе говоря, появился базовый ткачевский. Впрочем это был уже не «перелет Ткачева», а «перелет Л юкина», показанный Валерием в 1987 году. Таким образом, гимнастам понадобилось порядка 10 лет, чтобы вполне освоить перелет и добраться до его базовой формы. Конечно, это не означает, что для таких изменений нужно трудиться десять лет; здесь многое связано не только, а в чем-то и не столько с физическими и техническими возможностями гимнастов, сколько с конъюнктурой, сзапросом на новое движение.
Эволюция технических признаков движений типа «ткачевского» на первом этапе развития носила количественный характер и касалась высоты подлета и мощности контрвращения вперед: перелет согнув ноги (М. Питомцев) — согнувшись ноги врозь (А. Ткачев) — в обороты — «ткачевский-ткачевский» и др. Но на следующем этапе это были уже изменения качественные, так как на основе «люкинс-кого» можно делать перелет с поворотом на 360° (что и пробовал делать сам Валерий) или другие движения, одним из которых стал под-
лет по типу «махом вперед сальто вперед в вис». В западных источниках этот своеобразный элемент получил наименование «Яо Руичи», по имени китайского гимнаста, показавшего подлет в 1986 г. Но в СССР это движение появилось опять таки раньше, и мы будем именовать его в честь нашего, отечественного гимнаста «маринич».
История контрдвижений типа «ткачевского» не закончена. Возможности этого профиля элементов далеко не исчерпаны. Об этом говорит не только продуктивное развитие данного мотива движений на перекладине, но и появление его аналогов на брусьях разной высоты и даже — на мужских брусьях.
Однако, главные события нас ожидают все-таки на турнике. Сейчас появились, наконец, прекрасные исполнители и перелета с поворотом на 360°, например—А. Георгадзе, техника которого полностью соответствует представлениям автора об этом движении (41—44).
41. «ТКАЧЕВСКИЙ»: КЛУБОК ПРОТИВОРЕЧИЙ
Эффект новизны появившегося в свое время «перелета Ткачева» обусловливался, по крайней мере, двумя факторами. Первый из них тот, что до «ткачевского» перелеты махом вперед были, в сущности, неизвестны. Другой заключался в том, что это было упражнение с «контртемпом», с переменой начального направления вращения тела, что — применительно к махам вперед — также практически не использовалось, если не считать простых соскоков махом вперед и соскоков дугой. Однако, помимо этой специфики, обсуждаемое упражнение имеет ряд других особенностей, иногда затрудняющих как его понимание, так и реальное исполнение.
Нарис. 28яас. 104 показан традиционный «ткачевский» в том его виде, в каком это упражнение вошло в широкую практику. Отвлекаясь до поры от технической конкретики, вспомним самые принципиальные моменты, связанные с этим упражнением и выглядящие как противоречия.
1. Движение построено по схеме «вращение — контрвращение». Это означает, что чем сильнее будет исходное вращение назад на опоре (к.к. 1—7), тем труднее будет гимнасту получить последующее контрвращение вперед (к.к. 10—14). Это первое противоречие.
2. Таким образом, гимнаст должен стремиться всемерно «поощрять» контрвращение, так как именно от него зависит прежде всего успех исполнения упражнения — наличие достаточного вращения вперед в полете, возможность меньше сгибаться в безопорном положении, раньше дохватиться и др. Если же, пытаясь облегчить реше-
ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________
ние этой задачи, ослабить бросок ногами (к.к. 4—7), то работать на контртемпе будет, действительно, легче, но... чем слабее бросок, тем более вялым, при прочих равных условиях, будет и контртемп, так как биомеханически он оказывается хуже подготовленным. Это — второе противоречие.
3. Кроме того, что бросковое движение естественным образом подготавливает действия контртемпа, оно совершенно необходимо и как средство подъема, ведь гимнаст должен быстрым движением «выбросить» свое тело вверх-назад через перекладину (к.к. 6—10). Но чем активнее и выше подъем, чем позднее гимнаст теряет связь с опорой, тем больше тело успевает повернуться назади тем больше и быстрее придется гимнасту поворачиваться затем в обратном направлении — вперед. Таким образом, бросок одновременно и нужен и — «вреден». Это — третье противоречие.
Мы могли бы добавить к этому перечню и другие «неувязки» в структуре и технике данного движения (например, широкий спад, как и бросок, помогает подъему, но препятствует контрвращению), но ограничимся сказанным.
Как же лучше преодолевать упомянутые трудности? Нет ли возможности разом снять их?
К сожалению, радикальных средств преодоления всех этих «за» и «против» только одной техникой движения (о которой мы еще будем говорить в следующих сюжетах) у нас нет, поскольку они заложены в
____________________ 42. «Т к а ч е в с к и й»: п роблема спада
принципиальной структуре упражнения, в его типологии, от которой и зависят особенности элемента, его своеобразие и, если угодно, привлекательность.
Главное же направление совершенствования этого движения связано с его общей мощностью. В принципе, какими активными ни были бы спад и бросковое движение ногами (к.к. 1— 7), они не создадут гимнасту неприятностей, если контрдействия (к.к. 7—10) будут носить еще более мощный, «перекрывающий» характер. Правда, это легче сказать, чем сделать... Но, безусловно, у большинства гимнастов есть неиспользованные ресурсы повышения мощности движений типа «ткачевского». Они связаны с наращиванием скоростно-силовых возможностей спортсмена при исполнении тесно связанных действий в «броске» (к.к. 4—7)я «подрыве» (к.к. 7—10).
Но простого увеличения мощности (что само по себе нелегко) недостаточно: действия должны сохранять высокую скоординирован-ность, точность, а это обычно удается тем хуже, чем выше скорость движения. Поэтому процесс наращивания энергетики движения должен идти параллельно с совершенствованием его техники.
42. «ТКАЧЕВСКИЙ»: ПРОБЛЕМА СПАДА
Существует громадная группа разнообразных гимнастических упражнений, в которых едва ли не самой важной задачей является выполнение полноценного спада. Достаточно назвать все оборото-вые движения, особенно такие, как большие обороты на брусьях разной высоты (особенно в их старой форме), где вся филигранная точность техники направлена на то, чтобы повысить эффективность спада и энергонасыщение движения в целом (175).
Но все это справедливо только по отношению к движениям с так называемым моновращерием, то есть к упражнениям, в которых тело гимнаста в целом должно от начала до конца иметь угловую скорость неизменного направления (однонаправленные махи, обороты, сальто и проч.). В движениях же с контрвращением, к которым относится и «ткачевский» (см.также 45—47,50,98,137), все наоборот. Сильный спад здесь возможен теоретически, но практически его обычно приходится сдерживать, используя те или иные приемы. Обсудим некоторые из них.
Прежде всего отметим, что всякий спад это своего рода «черный ящик», на выходе из которого у нижней вертикали гимнаст получает движение, на котором «не написано» как именно оно было получено. Если мы не видели сами действия спада, то на глаз можем судить об
ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________
их результате только по тому как тело ведет себя при прохождении вертикального виса {рис. 28, к. 5и далее). Главное здесь — с какой скоростью происходит движение в целом. А скорость эта зависит от трех основных факторов, действующих на спаде. Это: высота исходного положения, начальная скорость движения и степень оттяжки в ходе движения вниз (включая действия сгибания-разгибания). Таким образом, гимнаст может пользоваться разными приемами «успокоения» спада. Например, реальное движение можно начинать из более низкого исходного положения (рис. 29-а); можно притормаживать предшествующее движение так, чтобы к началу очередного спада скорости почти не было (б); можно, наконец, использовать утрированные сгибания-разгибания, которые суть не что иное как уменьшенная оттяжка, приводящая, следовательно, к снижению энергии спада (в). Эти приемы используются и совокупно: гимнаст может медленно и невысоко пройти верхнюю вертикаль, а затем, утрированно сгибаясь и разгибаясь, выполнить спад. Разумеется, эти приемы должны быть взвешенными, ими бессмысленно злоупотреблять, поскольку скорость можно погасить настолько, что сразу после нижней вертикали всё вообще остановится...
Современные исполнители «ткачевского» лишь частично пользуются описанными приемами и, конечно, правы, так как главная стратегия ведь не в том, чтобы бесконечно сбавлять мощность движения, а, напротив, в доступной мере наращивать или, хотя бы, сохра-
_____________ 43. «Ткачевский»: тонкости кон т р т е м п а
нять ее! Но, тем не менее, в последние годы стали модными некоторые характерные приемы сдерживания спада перед «ткачевским», особенно в его «люкинской» форме. Так, многие применяют искусственную задержку темпа в начале спада, когда после стойки гимнаст сдерживает уход вниз, как бы добиваясь паузы перед спадом. Физически этот прием не имеет никаких преимуществ перед другими, но более или менее эффектен внешне, так как «фигура ожидания» здесь предшествует контрастным по характеру, предельно мощным контрдействиям перед вылетом; кроме того, задержка движения избавляет гимнаста от необходимости пользоваться таким приемом как сильные сгибания-разгибания на спаде (физически дающими тот же эффект); получается, что исполнитель действует широко, на более импозантной оттяжке. Наконец, «люфтпауза» в начале спада помогает гимнасту лучше сосредоточиться перед основными действиями упражнения.
Но возможны и другие схемы построения «пригашенного» спада. Так, описанный выше специфический спад в «китайском» движении (7) во многом соответствует нужным здесь требованиям (рис. 29-в): он начинается не слишком быстро, на сильном сгибании (то есть из низкого исходного положения) и протекает с предельно выраженными сгибаниями-разгибаниями тела. Загвоздка лишь в том, что такая подготовительная стадия, снижая физическую мощность спада, одновременно активизирует собственные действия гимнаста, прежде всего бросок ногами. Однако, если учесть, что существенно повыша-
к |
ется и эффективность следующего за броском разгибания тела, то, следовательно, и важнейшее для всех перелетов этого типа действие I контртемпа будет выполняться в технически достаточно выгодных условиях. Эта схема довольно перспективна, и гимнастам, хорошо владеющим «китайским» спадом, а также обладающим должными физическими качествами, чтобы справляться с очень резкими контрдействиями в «подрыве» грудью и животом, описанная техника будет вполне подходящей. И здесь открываются возможности исполнения целого ряда наиболее сложных вариантов движений этого профиля, о чем — дальше.
43. «ТКАЧЕВСКИЙ»: ТОНКОСТИ КОНТРТЕМПА
Все действия-движения, выполняемые гимнастом на опоре при выполнении «ткачевского» или его модификаций, подгоняются к последней, решающей фазе — контртемпу с прогибанием тела и «подрывом» грудью, от которого зависит почти всё — и возможность
вращения тела вперед в полете, и характер необходимой (или возможной) «складки», и точность возвращения на опору.
Обычный вид окончания «подрыва» показан на рис. 30-а: к концу резкого прогибания тела грудь гимнаста выведена вверх-назад, нижняя часть туловища и ноги расположены горизонтально, руки — под углом примерно 45° к горизонту. Это «индикаторное» по-
ложение, которое свидетельствует, что и контрвращение вперед, и перелет назад-вверх подготовлены, в основном, как нужно, хотя и без особых излишеств.
Более поздний отход (б) делает траекторию полета настильной, дает большее смещение по горизонтали; кроме того, при большем подъеме тела над опорой придется и сильнее вращаться вперед в полете, чтобы дохватиться. И то, и другое грозит недохватом.
Наконец, относительно ранний отход (в) приводит к противоположным результатам: вращение вперед в полете облегчается, а траектория делается крутой, и если первое весьма желательно, то второе может привести к падению на гриф.
С описанными вариантами движения и их признаками не следует смешивать случаи, когда гимнаст работает с разной активностью во время контрового прогибания тела. Парис. 31 центр тяжести тела
43. «Ткачевский»: тонкости контртемпа
гимнаста к моменту отхода при всех вариантах действий может находиться на одной и той же высоте и направление вылета может быть практически одинаковым, тогда как ноги располагаются по-разному. Вариант а соответствует норме, случай 6 — более активной, а в — относительно пассивной работе. Во всех этих случаях вылет (движение по траектории) будет более или менее сходным, но контрдействия, при прочих равных условиях, окажутся разными: в б они выражен сильнее, а в в слабее всего. Но, глядя на рис. 31, было бы ошибкой считать, что важнейшее действие этого перелета — «контртемп» — зависит только от степени прогибания при отходе. Здесь дополнительно действуют еще несколько важных факторов.
Первый из них, конечно, мощность действий «контртемпа», о которой много раз говорилось. При вялой, замедленной работе даже темп, показанный на рис. 31-6 окажется менее эффективным, чем вариант в, если последний сопровождается очень короткими, резкими действиями (вспомним в этой связи еще раз и то, что говорилось о мышечном тонусе в сюжете 1).
Еще один фактор— работа руками на опоре. На. рис. 32-а показана естественная биомеханическая форма контрдействий. Они носят, как и при бросковых оборотах (см. сюжет 5 и рис. 3) волнообразный характер: начинаясь с периферии, они «добегают» до плечевого пояса и, наконец, до кистей. Внимание\ — Только в том случае, если «подрыв» грудью (с резким торможением и опусканием ног) заканчивается четким, жестким, осознаваемым отталкиванием руками «за го-
ПЕРЕКЛАДИНА
44. «Ткачевский»: в полете
лову», разгибание можно считать реализованным, а «контртемп» — состоявшимся. Если же гимнаст отпускает опору или прекращает эффективное взаимодействие с нею прежде, чем механическая волна, вызванная разгибанием, «добежит» до кистей (22), можно считать, что никаких контрдействий просто не было! Трудность этого момента, провоцирующая ошибки в работе руками, заключается в том, в частности, что контрдействия, начатые в тазобедренных суставах, по времени следуют раньше, чем финальное отталкивание руками, и гимнаст, несмотря на желательность быстрой, мощной работы, не должен излишне торопиться и опережать естественный ход вещей.
Впрочем, существует техника, при которой и торможение ног, и «подрыв грудью» (это, в сущности, одно и то же действие!), и отталкивание руками происходят одновременно (б). Это техника синхронного отталкивания, физически более трудная, чем традиционное волнообразное движение, но существенно более эффективная (8). Гимнаст, овладевший такой техникой или, по крайней мере, приблизившийся к ней за счет более быстрого перехода действий от тазобедренных суставов к плечевым, выигрывает в эффективности «контртемпа».
И в заключение обратим внимание на действия головой. Не странно ли, что в самый ответственный момент, когда гимнаст мощно разгибается (рис. 28, к.к. 7—10), его голова опущена на грудь? Ведь это, как мы знаем, в силу действия шейных тонических рефлексов, препятствует разгибанию!
Но ничего странного в этом нет. Дело в том, что к моменту перехода в полет (к. 10) действия разгибания, фактически, давно завершились И, на самом деле, инициатива перешла к мышцам-сгибателям тела, которые немедленно проявят себя, как только опора будет потеряна (см. следующий сюжет). Ато, что наклон головы вперед еще и помогает гимнасту в начале полета ориентироваться—дополнительная удача, которой могло и не быть...
44. «ТКАЧЕВСКИЙ»: В ПОЛЕТЕ
Традиционная форма движения в полете при «ткачевском» общеизвестна (рис. 28): отпустив гриф в сильно и резко прогнутом положении (к. 10), гимнаст вылетает вверх-назад, одновременно быстро сгибаясь в тазобедренных суставах. Если для окончания «подрыва» показательным было положение прогнувшись, то и для стандартного полета в этом упражнении есть свой индикатор. Это — горизонтальное положение «на спине» в момент прохождения над грифом (к. II),
которое, разумеется, мимолетно, поскольку гимнаст продолжает быстро сгибаться, поднимаясь головой и туловищем над опорой.
Как уже отмечалось, успех дела в «ткачевском» определяется интенсивностью контрвращения вперед, зависящего, в свою очередь, от действий на опоре и, в особенности, «подрыва» грудью (к.к. 7—10). В дальнейшем, имея вращение вперед, гимнаст может в каких-то пределах манипулировать его скоростью, если у него есть возможность менять позу.
При обычном «ткачевском» все старания гимнаста направлены на то, чтобы ускорить контрвращение вперед, при этом для исполнителя особенно важно форсированно поднять и повернуть вперед голову, плечи и руки, чтобы сориентироваться и подготовить дохват. С решением этой задачи и связано сгибание тела: с одной стороны, само сгибание есть не что иное как группировка, ускоряющая вращение; с другой стороны это движение протекает — при верном исполнении! — за счет преимущественного движения плечами вверх-вперед (при остановившихся ногах). Следует ясно осознать, что характер этого движения практически целиком зависит от эффективности контрдействий на опоре: при слабом «контртемпе» плечи поднимаются мало, аноги идут вверх больше обычного, ивсе тело имеет тенденцию запрокидываться назад (рис. 31-а). И напротив — чем эффективнее контртемп, тем больше выражено вращение плечами вперед в полете (б, в).
(Нелишне здесь еще раз напомнить, что сам гимнаст не имеет никакой возможности выбирать как именно ему сгибаться в полете — «плечами к ногам» или наоборот. Представление иных тренеров и гимнастов, будто это возможно и зависит лишь от желания или «умения» исполнителя — грубейшее и, прямо сказать, постыдное заблуждение! В действительности, гимнасту в этой фазе подвластны только суставные движения; он может согнуться-разогнуться больше или меньше, быстрее или медленнее, но основной результат движения плечами и руками к опоре будет, все-таки, зависеть от предшествующих действий на опоре, а не в полете).
Любопытный штрих связан с разведением ног. Большинство гимнастов начинает разводить ноги еще на опоре (рис. 28, к. 10). Это можно себе позволить, если у исполнителя достаточно возможностей, но следует знать, что чрезмерно раннее и сильное разведение ног во время отталкивания руками снижает эффективность контртемпа, так как маховая работа ног в передне-задней плоскости при этом подменяется их движением по горизонтали и чем больше такое разведение, тем больше действия ногами уходят впустую! Строго гово-
ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________
ря, ноги следует разводить только с началом полета, да и то в меру, так как поспешное и широкое разведение ног в полете и здесь будет, по тем же причинам, мешать подъему туловища вперед-вверх при сгибании. Наилучшая схема действий ногами такова: контртемп делается ноги вместе; начало сгибания в полете — со сведенными ногами или с легким их начальным разведением; при окончании сгибания — максимально широкое разведение ног в стороны и возможно более долгое удержание этого положения в полете.
С появлением «люкинской» формы перелета появились и новые аспекты техники полета. «Индикаторная» форма «лежа на спине», пригодная для оценки ординарного «ткачевского» (рис. 28, к. 10), здесь уже не годится: гимнаст намного активнее вращается вперед в полете, и к моменту прохождения ЦТ тела над грифом гораздо больше поднимается плечами вперед, вплоть до почти идеального здесь положения «стоя» (рис. 31-6).
Один из наиболее сложных вариантов «люкинского» это, конечно, перелет с поворотом на 360°, лишь теперь начинающий входитьв широкую практику.
Как лучше делать здесь поворот, и при каких условиях он возможен?
Разумеется, возможны варианты. В свое время автор этих строк, задолго до опытов В. Люкина, давал в сборную СССР разработку, в которой предлагал перелет с поворотом в полугруппировке. По тем временам это был оптимальный подход, так как надеяться на перелет выпрямившись было еще рановато. Возможен был и вариант перелета с поворотом в положении слегка согнувшись. Сам В. Люкин делал этот поворот относительно поздно, на нисходящей ветви траектории и с запаздывающим дохватом. Это было, конечно, весьмадостойное, но еще не совершенное исполнение.
А схема, близкая к оптимуму, примерно такова (рис. 33). Предельно мощными и точными действиями на опоре (уместен спад в «китайской» форме, к.к. 1—6) гимнаст добивается высокого вылета с форсированным вращением вперед. Бросок достаточно мощный, но короткий и невысокий (к.к. 5—8). «Подрыв» (к.к. 8—II) предельно активный, по возможности с синхронным разгибанием в суставах и переходом ног книзу через горизонтальное положение (к. 11). Работа всем телом — жесткая, с полным выталкиванием руками за голову (к.к. 9—II). Сразу после вылета гимнаст быстро и незначительно сгибается (к.к. 11—12). Это сгибание — естественная биомеханическая реакция на мощное разгибание при «подрыве»; визуально оно мало заметно, а в техническом смысле весьма полезно, так как ускоряет
44. «Ткачевский»: в полете
«крутку» вперед и выводит гимнаста в позу, из которой винтообразую-щие действия выполняются наиболее эффективно. Немедленно после сгибания следует выпрямление тела (к.к. 12—13), и гимнаст проходит над грифом в закрытом положении «стоя» с приподнятыми руками (к. 13); именно на этом разгибании тела и выполняется быстрый поворот с асимметричной работой руками и круговым движением тазом.
Окончание перелета и форма прихода в вис целиком зависят, в конечном итоге, от трех решающих факторов: высоты вылета над снарядом (т. е. и времени в полете), скорости контрвращения вперед и скорости безопорного поворота. Чем выше все эти показатели, тем больше у гимнаста шансов дохватиться в наклоне вперед и придти на опору не вертикальным падением, а в достаточно культурный вис с мягким махом вперед.
Лучшие современные исполнители уже достигли уровня, при котором подобное движение может делаться почти идеально, то есть с вылетом и поворотом при прямом теле и приходом в вис с оттяжкой. Примерно такой уровень движения продемонстрировал недавно грузинский гимнаст А. Георгадзе (40). Но пока что таких исполнителей мало, и остальным мастерам есть над чем потрудиться!
ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________
45. ОБРАТНЫЙ ЛЁТ - ПРОТОТИП «ТКАЧЕВСКОГО»
Так можно назвать оригинальный соскок с контртемпом, исполняемый на основе «ткачевского» (рис. 34). Это движение мы уже упоминали в связи с именем Г. Якунина, который продемонстрировал «обратный лет» на кубке «Тюнити» еще до появления на широкой международной арене перелета Ткачева. Японцы были немало ошарашены новым «ультра-си», но особого резонанса оно не имело. Основной причиной этого стало, видимо, то, что Геннадий Якунин еще не был готов сделать соскок должным образом и обратить на него серьезное внимание: одно дело удивить, другое — заинтересовать. К сожалению, практически не известно это упражнение и сейчас.
Между тем, «обратный лёт» может быть весьма эффектным элементом, способным оживить довольно однообразную ныне картину соскоков с перекладины.
Упражнение имеет принципиально такую же технику, что и «перелет Ткачева». Разница лишь в том, что все действия, в том числе «подрыв» (к.к. 1—3), выполняются чуть позднее обычного, в расчете на высоко-далекий перелет через гриф (к.к. 3—7. См. также рис. 30-6).
Большее, в сравнении с движением в вис, время в полете дает гимнасту возможность не слишком форсировать контрвращение и свободно ориентироваться на перемещение в положении выпрямившись. Тем более, что ныне в эпоху повального освоения разных форм
______ 45. Обратный лёт — прототи п «ткачевского»
«ткачевского», задачи, связанные с «обратным лётом», не представляют для мастера существенных трудностей.
Основная особенность «обратного лёта», взятого без поворота, — в приземлении по типу сальто вперед, то есть спиной по ходу движения. Как известно, такой доскок малоудобен, неприятен, требует добавочного вращения (здесь достающегося гораздо труднее, чем в сальто) и любой гимнаст стремится использовать в этом случае поворот, кратный полпируэту. Не представляет труда такой поворот и в «обратном лёте». В этом случае идеальна такая техника.
Сразу после отхода (к. 3) гимнаст, как и всегда в таких движениях, вначале несколько сгибается (к.к. 3—5) и тем самым приходит в положение, удобное для исполнения поворота «от разгибания». В принципе, если вводится простейший поворот кругом, его можно делать от любого, в том числе от сильного сгибания. Так действовал и Г. Якунин, но в его исполнении соскок был тяжеловат, контрвращение оставалось слабым, и гимнаст вынужден был держать долгое и сильное сгибание в полете. Это заставляло его выполнять поворот поздно, перед самым приземлением, что, конечно, снижало эффект 6т новизны элемента.
В норме сгибание (к.к. 3—5) должно быть небольшим, коротким по времени, после чего исполнитель, немедленно разгибаясь, делает
быстрый поворот (к.к. 5—7). Конечно, более заманчив вариант «обратного лёта» с поворотом на 540°, который современным мастерам вполне доступен. Нов этом случае важно освоить именно лётовую форму соскока — с выпрямленным телом.
Не использованной остается до настоящего времени и другая интересная контровая форйа, быть может — более простая, чем сам «ткачев-ский» и его структурные ответвления, но, при хорошем исполнении, — очень эффектная. Речь идет о подлетах типа показанного на рис. 35. Для того, кто хорошо знаком с «ткачевс-ким», здесь не требуется комментариев. Отметим лишь, что особенность движения не только в более раннем отходе (к. 7), дающем верти-
ПЕРЕКЛАДИНА ______________________________________
кальный взлет (к. к. 1—3), но и в обязательном «отрыве» вверх, при котором исполнитель должен не только подлетать повыше, но и выполнить, что весьма желательно, хорошую «щучку» с подъемом плеч (к. 3), которая подчеркивает эффект ухода плечами вверх о! опоры. Без такого оформления подлет резко потеряет в зрелищное™. Если же гимнаст ограничивается минимальным подлетом, да еще е почти прямом положении, то движение вырождается в примитивную «вертушку», и тогда за него лучше просто не браться. Это одне из упражнений, которое нужно делать либо отлично, либо не делата вообще.
Однако, мы ничего не сказали о приходе в вис. Очевидно, что ъ описанном подлете необходим, как и в «якунинском», поворот, кратный полпируэту. Некоторая особенность поворота в таком движении заключается в том, что у гимнаста практически отсутствует вращение вокруг фронтальной оси, и поворот должен делаться исключительно за счет «хула-хупной» техники. При повороте кругом эте выполняется элементарно, а поворот на 540° потребует, конечно, более виртуозной «хула-хупной» техники безопорного поворота. Заметим, наконец, что возможен подлет и без поворота, например в хват снизу. Конечно, такой вариант неудобен, менее эффектен и надежен, но если вспомнить дохват в подлете «маринич», то допустимо и это.
И последнее. Парис. Збеще одна любопытная форма. Это подлет, техника которого сочетает в себе и сальтовые, и контровые элементы
46. Соскок лётом: из 50-х — в 2000-е?
Его можно рассматривать как нечто среднее между только что откомментированным подлетом (рис. 35) и соскоком сальто назад сгибаясь-разгибаясь (рис. 19). Делая поздний отход с несильными контрдействиями (рис. 36, к. 1), гимнаст вылетает почти по вертикальной траектории (к.к. 1—3), делает «щучку» (к. к. 2—4) и с разгибанием (к.к. 3—6) приходит в стойку на руках хватом сверху (к.к. 6— 7) или (в случае недохода до стойки) в хват снизу, хотя возможен чистый подлет без перехода через опору или перелет с поворотом кругом в хват снизу с последующими оборотами вперед... Выбор есть!
46. СОСКОК ЛЁТОМ: ИЗ 50-х - В 2000-е?
Как ни странно, но лет 40 назад соскоки, которые демонстрировались мастерами на перекладине, были хоть и гораздо проще, но структурно разнообразнее. На соревнованиях можно было, кроме сальто назад и вперед, увидеть и соскоки дугой, и «срывы» и соскоки лётом. Эти последние были особенно популярны, и действительно того заслуживали. Но сейчас все это забыто. Это тем более парадоксально, что контровое движение на махе назад гораздо «биомеханичнее», рациональнее и поэтому гораздо перспективнее, чем столь популярные ныне движения на махе вперед типа «ткачевского».
Вспомним, что такое классический соскок лётом и рассмотрим некоторые технические особенности этого движения, могущие пред-
ставлять интерес при нынешней «злобе дня».
На рис. 57показано хрестоматийное упражнение этого рода. Его подготовительную часть (к.к. 1—5) мы не будем комментировать, поскольку она совершенно такая же, как при переходе от оборота «накатом» к обороту «броском» (10,11,177). Отметим лишь несколько характерных деталей.
Во-первых, обратим внимание на время исполнения подготовительных действий. Они расположены во времени-пространстве так, что «загон» ногами (к.к. 1—2), выполняемый после быстрого оборота «накатом» (10), и «кипа»
ПЕРЕКЛАДИНА
47. Лёт без кипы бывает?
(к.к. 2—5) следуют довольно поздно, в расчете на то, что и бросок выйдет соответственно поздним и будет направлен высоко назад-вверх (к.к. 5—9). Индикаторным положением здесь будет поза у нижней вертикали (к. 6), которую гимнаст должен пройти здесь вовсе не в оттянутом положении, а еще несколько согнувшись, хотя разгонное движение ногами уже началось. Характерен и момент прохождения телом гимнаста прямого положения (к. 7). Он попадает здесь, соответственно, не на нижнюю вертикаль, а на более позднюю фазу движения.
Чрезвычайно важна техника собственно броска ногами, который исполняется, как мы уже отмечали (10), при одновременном «прова-ливании» плеч; гимнаст как бы нажимает кистями снизу на гриф, делая это «в такт» хлесту ногами: чем острее движение стоп снизу-вверх (к.к. 8—9), тем сильнее нажим руками кверху (именно кверху, основаниями ладоней!) на гриф. (Мы особо подчеркиваем это, так как доминирующим ощущением в работе кистями при «лёте» обычно является рывок ими вниз, происходящий только в следующей фазе действий, при «курбете», и путать два эти действия руками на опоре не следует!). Голова при этом остается приопущенной, и ее ни в коем случае нельзя поднимать раньше времени, иначе непременно поднимутся плечи, появится «угол» в плечах, и эффективность броска упадет. А от него зависит высота полета!
Еще более важную роль играет контртемп, который основывается на курбетном движении. Комментируя перелет Ткачева (43), мы уже отмечали, что физически наиболее мощным бывает контртемп (как и вообще любое энергообеспечивающее действие!), выполняемый сын- хронно во всех смежных суставах. Это вполне справедливо и в отношении «лёта»: курбетное сгибание тела должно здесь делаться, по возможности, строго одновременно с уменьшением плечевого угла (к.к. 9—II). При этом сами плечи и голова поднимаются, а кисти мощно нажимают на опору уже книзу (а не кверху, как при броске!).
Любопытный штрих: на любой кинограмме можно увидеть, что во время курбета у всех исполнителей руки в какой-то момент подгибаются в локтях (к. 10). Были даже теоретики, которые обосновывали этот эффект необходимостью «отбрасывать» перекладину книзу при переходе в полет; получалось, что руки как бы даже необходимо сгибать... Ноэто нонсенс! На самом деле руки, стоящие на грифе хватом снизу, то есть локтями вниз, и «открытые» для сгибания, не в состоянии силой удерживаться в прямом положении, так как падающее на них во время курбета реактивное давление, направленное вниз, слишком велико, гимнаст в этот момент просто не справляется
с этими перегрузками. В идеале же, если можно было бы удерживать руки «железно» прямыми, это было бы лучше всего, эффективность курбета возрастала бы! Так и следует настраиваться в работе: гимнаст должен ощущать руки прямыми, несмотря на то, что они невольно подгибаются.
То же самое относится и к движениям в позвоночнике. Самое лучшее, если во время «контртемпа» гимнаст будет несколько сутулиться, поднимая середину спины (к. 10). Но и здесь порой исполнители не справляются с нагрузками, и можно увидеть как во время мощного курбета туловище несколько «проседает» (к. 10, пунктир), хотя это и нежелательно.
Наконец, после курбета с отталкиванием руками вниз, следует новая перемена в действиях: гимнаст переключает усилия в тазобедренных суставах на разгибание, в тот же момент освобождает кисти от опоры (к. 11) 'И, выпрямляясь или несколько прогибаясь, поднимает плечи, голову и взлетает над снарядом (к.к. 11—12). Это движение знаменует, что начальное вращение вперед контрдействиями на опоре было не только погашено, но сменилось на контрвращение назад.
Однако, описанная картина далеко не полна. На самом деле она изобилует интересными деталями, о которых — в других сюжетах.
47. ЛЁТ БЕЗ КИПЫ БЫВАЕТ?
Вопрос, поставленный в заголовке, был модным где-то во времена Бориса Шахлина, то есть на рубеже 50—60-х годов. Это были годы болезненной ломки традиционных представлений о «правильной» технике движений, и когда появились первые образцы «лётовых» элементов с непривычными для глаза ветеранов сгибаниями типа «курбета», бушевали споры. Специалисты с сугубо традиционным взглядом на гимнастическую стилистику раздражались: что это за соскок такой, какие-то сгибания! Да за это нужно наказывать как за ошибку! Хочешь делать соскок прогнувшись, называешь его «соскок прогнувшись», так будь любезен — не сгибайся!..
Но всяк, имеющий глаза, видел: новая техника, конечно, гораздо эффективнее. Гимнаст, овладевший бросковой техникой и, если нужно, курбетным «контртемпом», делал «соскоки лётом» неизмеримо выше, свободнее; за этими движениями явно чувствовалась перспектива.
Но может быть действительно можно сочетать приятное с полезным, то есть — пользоваться новой техникой, но стилистически оформлять движение согласно старой традиции? В применении к
ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________
«лёту» это означало: выполнять броском, с высоким вылетом, но — исключительно прогнувшись. Возможно ли это?
Да, в принципе это возможно, хотя и здесь есть много «но».
Прежде всего отметим, что в таком упражнении как соскок лётом в любом случае должен быть «контртемп» в фазе, предшествующей переходу в полет, обязательно должны быть действия, заставляющие периферическое звено, ноги, быстро двигаться в направлении, противоположном начальному, вращаться не вперед, а назад (рис. 37). Другое дело как именно решить эту задачу!
Подчеркнем для начала, что курбет должен быть именно опорным. Нередки случаи, когда гимнаст при освоении лёта делал бросок, а затем действительно сгибался как бы «по курбету», но уже бросив опору. Результат всегда получался курьезный: вместо лёта выходило... сальто вперед через перекладину {рис. 38)\ То есть, сгибание-то было, но «контртемп» не состоялся.
Итак, нужны полноценные контрдействия на опоре. Анализируя рис. 39, нетрудно понять, что нужное нам движение ногами книзу в любом случае требует форсированных действий в суставах, желательно в плечевых и тазобедренных синхронно (46), причем особеи-
но важную роль играют действия ногами. В принципе (но только абстрактно физически!) не важно как мы заставим ноги совершать это контрдвижение, лишь бы оно было, состоялось. Так, можно представить себе три условных варианта реализации такого движения {рис. 39). Один из них (а) — традиционный: после броска гимнаст из умеренно прогнутого положения переходит к умеренному (по углу, но не по мощности!) сгибанию. Другой вариант (б) — с курбетом от сильного прогибания к прямому положению. Третий (в) — сгибание из прямого положения до значительно согнутого.
Если мощность всех трех вариантов курбета, при прочих равных условиях, могла бы быть
________________________________________ 47. Лёт без кипы бывает?
одинаковой, можно было бы говорить и спорить только о зрительном впечатлении. Быть может, наиболее благоприятно оно в случае б, когда тело все время либо прогнуто, либо выпрямлено. Наименее эффектен вариант в, при котором тело все время более или менее согнуто, и соскок напоминает «схилку». Вариант а — промежуточный между первыми двумя.
Это — внешнее впечатление. Что касается эффективности этих движений, то она, на самом деле, также не одинакова.
Вариант б предполагает сильный бросок с сильным прогибанием тела. Несмотря на возникающее при этом почти предельное натяжение мышц передней поверхности тела, движение не будет самым мощным, так как оно выполняется
на неблагоприятных для работы максимальных суставных углах и при неизбежном в этих случаях понижении мышечного тонуса.
Более рациональна работа при варианте о, так как разумно натянутые мышцы хорошо срабатывают при курбете и сгибание достигает своей максимальной скорости там, где суставное движение и бывает, как правило, самым быстрым, а именно — при прохождении прямого положения (см. также к. Юнарис. 37).
И напротив, совершенно нерациональна работа от прямого положения к согнутому (в), так как в этом случае мышцы действуют без должной подготовки, не говоря уж о том, что исходное прямое положение курбета означает, что и эффективного броска, технически связанного с курбетом (а также категорически необходимого для подъема) — не было!
Итак, ясно, что нужно выбирать лишь из двух вариантов — а или б. Оба они реальны. Но если делать разумный выбор, то следует, все-таки, ориентироваться на золотую середину — вариант а. Здесь все оптимально: и рабочие углы, и уровень активизации двигательного аппарата (не забудем также о значении высокого мышечного тонуса, на фоне которого это движение необходимо выполнять). Небольшое
ПЕРЕКЛАДИНА __________________________________________________
сгибание, характерное для этой техники, вовсе не портит зрительного впечатления от броска, так как при верной работе гимнаст очень быстро после этого вновь разгибается (рис. 37, к.к. 10—12). А это разгибание, как будет видно из следующего сюжета, идеально подходит, в свою очередь, для выполнения усложняющих поворотов в полете.
ВОЗДУШНЫЙ КРОЛЬ
Во времена широкого распространения лётовых движений (не только на перекладине) нередко встречались и усложненные варианты этих упражнений, особенно с поворотами.
Поворот на 360° в соскоке лётом интересен как универсальное движение, являющееся как бы пируэтным модулем, одинаково используемым не только в летах с перекладины, в опорных прыжках, но и в таких движениях как сальто сгибаясь-разгибаясь (23) или соскок срывом (51), включая одноименное, уже исчезнувшее из практики движение на брусьях разной высоты. Общее в этих движениях то, что все они выполняются с вращением тела назад, и поворот падает на разгибание тела, выполняемое как бы в положении лежа на животе.
Интересно рассмотреть это движение в применении к только что обсуждавшемуся нами соскоку лётом (рис. 37).
Прежде всего, важно то, что поворот начинается только после того, как гимнаст переходит в полет и, разгибаясь, приближается к прямому положению (к.к. 11—12). Любопытна координация движений, «запускающих» поворот в этой позиции. При повороте налево гимнаст быстро выводит вперед-вверх правую руку, одновременно опуская левую к груди или тазу (рис. 37, к.к. 12-а). При этом начинается поворот всего тела вокруг продольной оси: гимнаст поднимает левое плечо, входит в боковой изгиб (таз опущен,
Воздушный кроль
носки приподняты), затем, поворачиваясь кругом, несколько сгибается и т. д. Индикаторным здесь является так называемое положение «пловца кролем» (к. 12-а), которое используется во всех названных нами выше упражнениях, сходных структурой полетных движений10.
Гораздо более трудным является так и не реализованный практически (хотя и неоднократно планировавшийся рядом гимнастов) соскок лётом с дополнительным сальто назад (рис. 40).
Проблема исполнения этого движения — чисто мощностная, и в этом отношении она весьма сходна с проблемой «ткачевского» (41). Соскок лёт-сальто, кажущийся проблематичным, на самом деле вполне возможен, тем более сейчас, когда среди ведущих мастеров много гимнастов, обладающих прекрасными скоростно-силовыми, «взрывными» качествами (здесь крайне необходимыми) и хорошей техникой. Схема движения должна быть такой.
1. Вся подготовительная стадия и бросок делаются насколько возможно мощно, динамично и — несколько раньше обычного, с окончанием броска ниже, чем в простом «лёте» (к.к. 2—5); это упрощает последующее вращение назад, так как угловой путь, который нужно будет пройти телу гимнаста в полете, уменьшается на 40—45°;
2. Действия отхода (к.к. 5— 7) должны быть особенно эффективными. Необходим высокий мышечный тонус, «жесткая», «сухая» работа как в броске, так и, в самом курбете, чтобы сгибание тела было очень мощным и коротким;
3. Высокие требования предъявляются к синхронизации действий во всех суставах, вовлеченных в действия броска и курбета, то есть — в тазобедренных, межпозвонковых, плечевых, локтевых. В курбете гимнаст должен хорошо ощущать одновременный «удар» по всем сочленениям системы, их «тотальную мобилизацию»: носки ног делают острое движение книзу, таз мгновенно уходит вверх, спина округляется, плечи выходят вперед-вверх, голова также приподнимается, локти по возможности жестко фиксируются, кисти резко нажимают на опору книзу (гимнаст должен ощущать в этот момент дав-
10 Не следует думать, что случай с «пловцом кролем» какой-то особенный. Это всего лишь разновидность поворота налево при вращениях назад. Все дело в разных исходных положениях для поворота: если поворот налево начинается из положения руки вверх (как при отходах на сальто назад), то первой убирается к тазу левая рука, оставляя правую вверху. Если же вначале обе руки у таза (как при отходах в лёте), правая рука сама идет вверх, оставляя левую внизу. В конечном итоге, и там и там активная часть поворота начинается из одинакового положения, соответствующего «позе пловца».
ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________
ление на большие пальцы рук, а не на основания остальных четырех пальцев кисти);
4. Движение специфично вынужденно низким положением ног при вылете (к. 8), но зато очень быстрым и высоким подъемом плеч над грифом; руки гимнаста при отходе немедленно опускаются к тазу и делают круг назад-вверх-вперед (к.к. 7—9);
5. Индикаторное положение тела для соскока лёт-сальто — положение «стоя», то есть вертикальное или близкое к нему положение в полете, которое гимнаст получает вскоре после того как перелетел через гриф (к. 9).
6. Характерный нюанс: несмотря на необходимость достаточно ранней, быстрой и плотной группировки гимнаст должен после курбета вначале быстро выпрямиться, подняв плечи (к.к. 7—8), и только после этого, подтягивая ноги вверх, переходить к группированию (к.к. 9— 1Г). Фактически, здесь опять идет речь о люфтпаузе (32), без настройки на которую опорные действия гимнаста, особенно курбет, будут скомканы и не дадут нужного энергетического эффекта.
Освоение описанного соскока «лёт-сальто» — такой же принципиальный для гимнастов шаг, как разучивание движений типа «ткачевского» или группы движений «делчев-гингер» с их модификациями. На его основе могут быть в дальнейшем разучены и другие интересные элементы, например — махом назад сальто назад в соскок и в дохват.
49. ПРИХОТЛИВАЯ «ВЕРТУШКА»
В свое время у гимнастов-мужчин и у гимнасток были популярны повороты махом назад на 360° — «вертушки», Наиболее прочно в гимнастических анналах закрепилась память о вертушке Веры Чаславс-кой, показанной еще в 1966 году в Дортмунде (отмахом из упора), но и мужчины частенько делали подобные движения махом из виса на перекладине.
Сейчас эти упражнения подзабылись, но их фактическое значение не уменьшилось, так как виртуозно выполненный поворот, особенно если это не просто поворот, а подлет с поворотом, — движение красивое, хотя и довольно капризное. Вот некоторые его технические детали, которые проливают свет не только на особенности самих вертушек, но и (что, быть может, наиболее важно) вообще на тонкости взаимодействия гимнаста с опорой в подобных движениях.
Итак, в демонстрационной части упражнения исполнитель должен решать сразу ряд непростых задач. Это и подлет, и его оптималь-
49. Прихотливая «вертушка»
ная траектория, нужная для возвращения на опору, и сам поворот, и многое другое.
Рассмотрим подробнее условия и особенности подлета при вертушке махом назад из виса на перекладине.
Абсолютное большинство исполнителей всегда избегали, в сущности, подлета: гимнаст бросал опору ровно на столько времени, на сколько это нужно было только для поворота. Делался относительно высокий, но пассивный мах в разном хвате или хвате сверху, и в его конце, когда кисти «разгружаются», следовал сам поворот. Отметим, что удовлетворительные условия для этого появляются лишь при подъеме выше горизонтали, что дает не только сносную высоту и достаточное время безопорного движения, но и надежный возврат на опору.
Однако даже высокий, но инерционный мах здесь — суррогат. Собственно подлет становится возможным лишь при исполнении движения на хорошей бросковой основе с применением «контртемпа». Такое движение показано на рис. 41. Это как бы «зеркальный аналог» подлета махом вперед (см. рис. 35), при котором исходное вращение активно гасится на фоне увеличения общей мощности движения и
высоты вылета. Что касается конкретной техники, координации действий, то они предельно близки к лётовым движениям (46), с той только разницей, что гимнаст отра-
к |
батывает здесь на опоре раньше и «контрит» меньше, чем при соскоках лётом.
Добавим к сказанному ряд нюансов, характерных именно для вертушки с активным подлетом.
На рис.41 и 42 на с. Д26 даны в сравнении три варианта подлетов, различающихся балансом броска и «контртемпа».
Первый из них (рис. 41) — основной — использует чисто нейтрализующий режим действий, приводящий к красивому горизонтальному взлету. Второй (рис. 42-а) идет с преобладанием броска: вылетая вверх, гимнаст продолжает
ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________
вращаться вперед, поэтому видимый «отрыв» плеч от опоры здесь меньше, чем в первом случае, и это снижает зрелищность движения. Но все же вариант привлекателен возможностями прихода в высокое конечное положение, вплоть до стойки на руках или упора. Третий вариант (6) — худший, хотя встречается, к сожалению, чаще других. В нем доминируют контрдействия (в том числе и в плечевых суставах). Несмотря на энергичность этого движения, его результат далеко не лучший: гимнаст делает поворот в положении «стоя», а после дохвата уходит в вис с обрывом и минимальным махом вперед в висе.
Таким образом, движение требует тонкого ощущения баланса между бросковым махом и контртемпом, и над этим нужно специально работать.
О траектории полета. Наилучшее решение этой задачи показано на рис. 41. Но чаще, к сожалению, мы видим другое (рис. 43-а): сделав мах, гимнаст тянет на себя гриф, одновременно входя в поворот. Причем потребность в этом действии тем больше, чем ниже подъем
из виса. 1яга руками «на сеоя» форсирует, кроме того, движение туловища и ног вниз, давая результат, подобный подлету, показанному на рис. 42-6, но — почти без подлета!.. Чтобы уйти от этого неприятного движения, нужно прежде всего позаботиться о построении системы «бросок-контртемп» (рис. 41).
Наконец, о самом повороте. Лучший поворот делается в полете, и начинается на разгибании (к.к. 6— 7). В этом случае при хорошем вылете возможна даже «двойная вертушка» — на 720°.
Однако, чаще, всетаки, гимнасты делают поворот ранним темпом, от опоры, создавая себе этим различные неприятности. Наиболее характерная из них связана со стремлением, поворачиваясь от опоры, оттолкнуться от нее. Часто при этом плечи гимнаста сразу отходят назад от грифа и... больше
туда не могут вернуться (рис. 43-6). Этот просчет обычно усугубляется другой ошибкой, о которой мы уже упоминали — низким махом из виса с выходом в вертикальное положение (рис. 42-6).
Более правильная техника такова.
Начиная поворот от опоры, гимнаст не торопится снимать с грифа разноименную руку и долго фиксирует ее взглядом (другая рука сразу сгибается у груди, уходя назад-вверх за свободным плечом). Секрет действий
опорной рукой заключается в том, что она не отталкивает тело гимнаста от перекладины и не притягивает к ней, а «кружит» его возле опоры; рука как бы заводит гриф по широкой дуге назад, за спину. Лишь тогда, когда анатомические ресурсы этого движения иссякают, гимнаст — без акцентированного поддергивания или отталкивания — свободно оставляет опору и одним движением поворачивает голову «по винту», стремясь сразу же увидеть снаряд с другой стороны.
В заключение повторим, что все описанные тонкости техники нужны, чтобы сделать... более или менее посредственныйповорот. Хорошая же «вертушка», достойная современного гимнаста, это — высокий бросковый подлет с виртуозным поворотом в безопорном положении!