Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исцелить себя и исцелить мир




Л а с л о: Темы, которые мы обсуждали сегодня днем, указывают на то, что основной предпосылкой мирного и сотрудничающего сознания является лучшее взаимопонимание людей и культур. Хотим ли мы этим сказать, что новая духовность представляет собой также и способ установления межкультурного взаимопонима­ния? Научатся ли люди, благодаря духовности, сосуще­ствовать и даже более того — исцелять раны общества и мира?

Г р о ф: Потенциальная возможность этого, безус­ловно, существует. Надличностные переживания, в ко­торых мы переживаем отождествление с другими, мо­гут способствовать расширению восприятия. Я неоднократно был свидетелем этого. Вопрос лишь в том, мо­жет ли это произойти вовремя и в достаточно широком масштабе, чтобы произвести существенные перемены.

Л а с л о: Обитатели Ауровилля, эксперименталь­ной духовно-ориентированной общины в Индии, убеж­дены в том, что если группа людей интенсивно кон­центрируется на каком-то определенном виде сознания, то это воздействует и на других. Верите ли вы, что взаимопроникновение надличностного сознания явля­ется реально действующим и многообещающим фак­тором? Что это проникновение в большей степени, не­жели последовательное приобщение людей к новому сознанию, способно значительно изменить нынешний мир?

Гроф: Я думаю, это возможно! В Индии верят, что йогины, медитирующие в гималайских пещерах, мо­гут производить позитивное влияние на положение в ми­ре в целом. Об этом же говорит и более современная идеи Шелдрейка о морфическом резонансе. К сожале­нию, концепция сотой обезьяны, служившая столь вдох­новляющей и неотразимой иллюстрацией этого меха­низма, оказалась вымыслом, а не научным фактом. Когда о ней услышали впервые, она породила немало вооду­шевления, но в конечном счете Лайелл Уотсон признал­ся, что придумал ее.

Р а с с е л: В действительности не все было его вы­мыслом. Эксперименты на самом деле проводились, од­нако результаты были не такими впечатляющими, как он их представил; ничего особо примечательного в них не происходило.

В этой истории с сотой обезьяной я нахожу гораздо более интересным то, как все на нее набросились. Людям так сильно хотелось в это поверить, что лишь очень не­многие усомнились в ней или потребовали проведения дополнительной проверки результатов первоначальных исследований. И это особенно удивительно, учитывая, что речь шла о весьма необычном явлении. То же самое происходит и с идеями Шелдрейка о “заразительности” научения, о том, что чем больше людей овладевают ка­ким-то навыком, тем легче другим научиться ему, даже если эти другие живут на другой стороне планеты. Это тоже весьма необычное утверждение, и тем не менее, как я вижу, очень многие принимают эту теорию, не задавая никаких вопросов.

Интересно, почему это так. Ведь не всякая некон­венциональная мысль вызывает такое же массовое дове­рие. Я полагаю, в глубине души люди чувствуют, что подобные процессы действительно имеют место. Есть некое потайное, внутреннее знание о том, что каким-то неизвестным образом сознание одного человека воздей­ствует на сознание другого. Мы ощущаем, что какая-то трансперсональная диффузия действительно происходит, и когда кто-то выступает с теориями или эксперимента­ми, которые, как кажется, поддерживают такую возмож­ность, у нас сразу возникает впечатление, что наконец появилось доказательство, которого мы ждали.

Г р о ф: Яхотел бы упомянуть о наблюдении, кото­рое можно считать косвенным доказательством. В нашей работе мы снова и снова сталкиваемся с тем, что лю­дям, заново переживающим свое биологическое рожде­ние, открывается доступ в коллективном бессознатель­ном к образам и опыту невообразимого насилия, жестокости и кровопролития. Люди переживают зверства, совершавшиеся на протяжении веков, эпизоды из войн, революций, пыточные камеры инквизиции и концен­трационные лагеря. Когда процесс самоисследования достигает этого уровня, переживание становится над­личностным: история индивида сливается с историей рода. Люди, начинавшие этот процесс в качестве лич­ной терапии, на этом этапе зачастую чувствуют, что они исцеляют не только самих себя, но и все поле видового сознания. Словно в коллективном бессознательном со­держалась вся грязь, весь неусвоенный материал минув­ших столетий, и полное выведение его для проработки на поверхность индивидуального осознавания в действи­тельности привело к коллективному очищению и исце­лению.

Глубина и интенсивность таких переживаний вы­ходит далеко за пределы того, что можно считать лич­ным и индивидуальным, — люди чувствуют, что они стали едины со страдающим человечеством. Некоторые усматривают связь с соответствующими архетипами в духовной литературе, такими, как Иисус, страдающий за грехи всего человечества, или бодхисаттва, отказы­вающийся от личного освобождения и добровольно бе­рущий на себя задачу освобождения страдающих су­ществ.

В свете сказанного мне кажется уместным задать вопрос о взаимосвязи между внутренней работой и целе­направленной деятельностью во внешнем мире. Какова оптимальная стратегия по достижению перемен во внешней ситуации? Я уже упоминал йогинов, которые, предположительно, способствуют разрешению мировых проблем, не выходя из своих пещер. Много лет назад на ежегодной конференции Ассоциации трансперсональной

психологии (АТП) в Асиломаре, штат Калифорния, со­стоялась очень интересная дискуссия по этому вопросу между Рамом Дассом и Дэниэлом Эллсбергом. Рам Дасс систематически занимался духовной практикой, у него был ряд мощных надличностных переживаний, на ос­новании которых он пришел к выводу, что важнейшее, что можно сделать для изменения мировой ситуации к лучшему, это последовательная внутренняя работа, ве­дущая к глубинной психодуховной трансформации. Ес­ли бы каждый занимался ею, мир бы изменился, и пре­кратились бы многие виды деятельности, ухудшающие ситуацию.

Дениэл Эллсберг, активист и пацифист, некогда предавший гласности документы Пентагона с секретны­ми планами американских военных кругов, придержи­вался иного мнения. Он с самого начала был убежден, что мир могут изменить лишь решительные внешние виды деятельности — политический протест, демонстра­ция, бойкот и другие подобные стратегии. Он был уве­рен, что участие в демонстрациях, из-за которого можно оказаться за решеткой, поступки, которым на следующее утро посвящены газетные заголовки, и т.п. — это луч­шее, что он может делать ради ускорения позитивных перемен.

Таким образом, они приступили к дискуссии с диа­метрально противоположных позиций. Однако по мере углубления и вникания в обсуждаемый вопрос, каждый из них постепенно проявлял все большую открытость к видению своего собеседника. Рам Дасс признал, что проработав собственные предубеждения и определив свою позицию через внутреннюю работу, мы должны осуществить свои прозрения во внешнем мире. На сего­дняшний день он ведет активную деятельность, посвящая значительную часть своего времени и энергии эко­логическим и иным проектам.

Со своей стороны, Дениэл Эллсберг понял, что для активистов, стремящихся к эффективной деятельности, важна регулярная внутренняя работа, в которой они мо­гут добиться ясного осознания своих мотивов, четкой фокусировки своих намерений и освобождения от про­екций собственных неразрешенных подсознательных желаний.

Р а с с е л: Определенно существует возможность, что человек, выполняющий внутреннюю работу, спосо­бен непосредственно влиять на сознание других. Я из собственного опыта знаю, что, когда я медитирую вме­сте с группой людей в одной комнате, что-то происхо­дит. Меняется качество моей собственной медитации, она становится заметно глубже и яснее. Я это точно знаю и не могу объяснить это иначе, чем предположив, что существует какое-то взаимное воздействие участни­ков медитации.

Есть свидетельства того, что этот эффект выходит далеко за рамки помещения, в котором люди занимаются медитацией. Исследователи, изучающие воздействие трансцендентальной медитации, обнаружили, что круп­ные группы совместно медитирующих людей очевидным образом воздействуют на жителей района, где они прак­тикуют медитацию. В этом опыте группы, насчитываю­щие каждая по пять тысяч человек, занимались в городе совместной медитацией в течение нескольких недель. При изучении разнообразной городской статистики за период эксперимента было зафиксировано резкое умень­шение уровня преступности, количества несчастных случаев и госпитализаций. Звучит это поразительно, но я

не думаю, что результаты были “состряпаны”. Критики указывали на то, что в ходе проведения эксперимента исследователи не контролировали тот или иной пара­метр. Тогда эксперимент с трансцендентальной медита­цией был повторен, на сей раз с лучшим уровнем кон­троля, однако результаты оказались такими же. Все это более чем примечательно.

Л а с л о: Связь между внутренним и внешним ми­ром представляется очень обнадеживающей перспекти­вой. Подобного рода эксперименты проводились на моих глазах в Милане. Там к голове каждого добровольного испытуемого подключали электроды, чтобы следить за волновой активностью его мозга. Оказалось, что когда испытуемые входят в медитативное состояние, волновые характеристики двух полушарий их мозга синхронизи­руются сами собой.

Еще более любопытно, что такой же эффект наблю­дается у двух и более совместно медитирующих людей. Практически у всех мозговые характеристики синхрони­зируются, образуя почти идентичный паттерн, несмотря на то, что участники группы лишены возможности сен­сорного контакта друг с другом. Мне доводилось видеть 98-процентную синхронизацию уже через пяти-шести минут после начала совместной медитации двенадцати опытных участников.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 194 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2481 - | 2277 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.