Когда в солнечное утро, / летом, пойдешь в лес, / то на полях, в траве, / видны алмазы. // Все алмазы эти / блестят и переливаются на солнце / разными цветами — / и желтым, / и красным, / и синим. //
Когда подойдешь ближе / и разглядишь, что это такое, / то увидишь, / что это капли росы / собрались в треугольных листах травы / и блестят на солнце. //
Листок этой травы / внутри мохнат / и пушист, как бархат. //
Когда неосторожно / сорвешь листок с росинкой, / то капелька скатится, / как шарик светлый, / и не увидишь, / как проскользнет мимо стебля. //
Бывало, сорвешь такую чашечку, / потихоньку поднесешь ко рту / и выпьешь росинку, / и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется. //
(Л. Толстой)
Текст 3. ГОЛУБЫЕ ТЕНИ
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на солнце держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.
(М. Пришвин)
Текст 4. САМОЕ НУЖНОЕ СЛОВО
Кто не искал мучительно нужного слова, тот не испытал радости открытия самого меткого, самого точного, единственного слова...
Правила выбора синонимов.
Первое гласит: выбирай такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в них нужную тебе сторону.
Второе указывает: выбирай такое слово, которое больше всего подходит к стилю твоей речи, твоего рассказа, выступления.
Третье напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая отношение к ним. Не забывайте: слово может окрылить, но слово может и ранить.
Помни: слово — одежда твоих мыслей. Пусть же слова твои всегда будут красивыми, а мысли добрыми и разумными.
(В. Кодухов)
Упражнение 4
Очень полезно тщательно отрабатывать чтение газетных и журнальных статей, так как это материал, с которым вы ежедневно сталкиваетесь в повседневной жизни. Выделите специальное время для чтения вслух статей, предварительно их разместив. После чтения и осмысления прочитанного перескажите полученную информацию перед аудиторией.
При составлении плана обратите внимание на композицию (от лат. соmpositio - расстановка, составление, построение текста), то есть на те части текста, которые связаны развитием события: завязка (это момент, с которого начинается событие, которое «завязывает» действие); кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия, самый яркий момент повествования); развязка (результат развития события, его заключительный момент).
Обратите внимание!
Кроме того, готовясь к пересказу, используйте следующую памятку:
• Прежде чем начать пересказывать текст, определите его общее настроение, тему и основную мысль.
• Найдите главное в построении различных частей текста, связанных с развитием события. Ответьте на вопросы: с чего начинается событие, которое «завязывает» действие? Как разворачиваются события? Какой самый острый момент повествования? Чем заканчивается рассказ?
• Соблюдайте правильный темп, интонацию высказывания; произносите слова внятно и отчетливо; выделяйте голосом наиболее важные по смыслу слова.
• При пересказе используйте мимику и жесты. А еще… хорошее настроение и юмор.
Текст 1
Во все времена шляпа была непременной принадлежностью одежды.
В античном мире шляпы носили с чисто практической целью. Во время путешествий древние греки надевали низкую круглую шляпу с полями.
В XI—XII веках среди многих новинок с Востока пришла в Европу и мода на тюрбаны. Их носили и мужчины, и женщины.
В эпоху Возрождения появляются береты, большие плоские и с разрезами, из тонкого сукна и бархата, украшенные вышивкой, перьями, медальонами.
В конце XIX и начале XX века в моду вошли пышные широкополые шляпы, украшенные искусственными цветами, фруктами, птичками и перьями. Они походили на переполненные корзины. Столь огромные шляпы потребовали специальных шпилек и булавок, удерживающих их на голове. Дело дошло до того, что «Дамский журнал» за 1912 год поместил статью,.где говорилось, что городские управы Петербурга и Москвы запретили допускать в трамваи дам в шляпах с булавками.
Но постепенно со шляп исчезли лишние украшения, у моделей нашего времени простая и удобная форма.
(Н. Добровольская)
Текст 2
Когда впервые появились перчатки — неизвестно, но уже древнегреческий поэт Гомер повествует, что пастухи и работники пользовались кожаными перчатками для защиты рук от растений с острыми шипами.
В средневековой Европе рыцари надевали перчатки только на турнирах, для защиты от удара. Поэтому их делали из толстой кожи. Удар перчаткой означал вызов, оскорбление. Другое дело, когда перчатку дарила дама. Это был знак величайшей милости: избранник мог быть уверен в искренности ее чувства.
Популярность перчаток росла, и уже в XII веке во Франции был создан цех перчаточников.
Постепенно перчатки становятся предметом повседневного туалета. Мужские перчатки были всегда короткими, длина женских зависела от длины рукава.
(Н. Добровольская)
Текст 3
Где впервые появился гребень, сказать невозможно. Но известно, что уже в Древнем Египте и на Востоке за волосами следили весьма тщательно. Расчесывались же «подручными средствами»: колючками репейника, палочками и рыбьими хребтами. Со временем прически становились все сложней; волосы разделяли на тонкие пряди, каждую заплетали в косу, затейливо укладывали на голове, и сам собой возник момент, когда появился специальный гребень.
Проходит время, и гребень становится не только расческой для волос, но и украшением прически, его вкалывают в парики и шиньоны. Особым успехом пользовался гребень в Испании. Дамы двора и девушки из народа носили на голове яркие шали и кружевные косынки, в которые вкалывали высокие черепаховые гребни, и величина их зависела исключительно от физической выносливости испанки.
Но постепенно гребень превращается в скромную расческу. Правда, в наше время декоративный гребешок вновь выплыл из забвения. Он стал той милой, веселой деталью, которая украшает прическу наших современниц.
(Н. Добровольская)
Текст 4
В начале новой эры вместе с шитой одеждой в моду приходят и пуговицы.
Греки и римляне ими не пользовались. Ткань в их одежде свободно обматывалась вокруг тела, а на плечах ее скрепляли специальными застежками — фибулами.
Сначала фибулы напоминали современные английские булавки или скрепки для белья. Со временем они становились все роскошней, их делали из золота, покрывали чеканкой и украшали драгоценными камнями.
В эпоху средневековья придумали застежку на пуговицу. Во времена Возрождения пуговица ценилась как произведение ювелирного искусства.
В XIX веке появляются мануфактуры по производству пуговиц. Их начинают выпускать в большом количестве из разных материалов: фруктовых косточек, тесьмы, галуна, ткани, железа, меди. Теперь пластмассы — основной материал для изготовления пуговиц.
(Н. Добровольская)
Текст 5
Воротник как элемент костюма появился довольно поздно. Ни у древних греков, ни у римлян его не было. В Европе лишь во второй половине XVI века воротник стал важнейшим элементом одежды. Это связано с появлением фрезы — новой формы воротника. Изобретение фрезы приписывают некой знатной испанке, которая, желая скрыть некрасивую шею, собрала вокруг нее кружево, прикрепив его под подбородком.
В Европе увлечение воротниками приняло такие формы, что богатые люди меняли их чуть ли не ежемесячно, и стоили они нередко дороже, чем весь костюм. За дороговизну их называли «жерновами».
И в наше время воротники — объект моды. Отошло в прошлое их былое великолепие, но воротники, став скромным элементом одежды, по-прежнему определяют ее стиль.
(Н. Добровольская)
Текст 6
За долгий период истории костюма пояса претерпели немалые изменения, становясь нередко объектом моды.
Широко известное стремление Рима к роскоши проявилось и в том, что пояса украшали индийским жемчугом, янтарем и шлифованными драгоценными камнями.
А воина, проявившего трусость в битве, перед строем с позором лишали пояса.
В эпоху раннего средневековья ни карманов, ни сумок еще не было. Все необходимое — ножи, зубочистки, амулеты, свинцовые гребни, ножницы и т.д. подвешивали к поясу на веревочках или цепочках.
Рыцари на поясе носили кинжал, меч, а иногда и колокольчики. Существовала даже поговорка: «Где барин, там и звон».
(Н. Добровольская)
Текст 7
В XVI веке носовые платки были эффектным дополнением костюма. Делали их из батиста, украшали дорогой вышивкой и кружевом и носили в руках как нарядное украшение. Носовые платки передавали по наследству.
Формы платков были очень разнообразными: овальные и круглые, квадратные и продолговатые. Людовик XVI установил, что во всем королевстве длина носового платка должна быть равна его ширине.
С тех пор маленький квадрат стал самой распространенной формой носового платка.
(Н. Добровольская)
Текст 8
Кольца существуют с незапамятных времен. В Древнем Египте их не только носили как украшения, но и использовали вместо денег. Для удобства торговых операций на одно большое кольцо нанизывали, как ключи, несколько маленьких колечек. Их число можно было уменьшить или увеличить в зависимости от стоимости покупки. Тогда же появились кольца-печатки для скрепления важных бумаг и документов.
Во времена Возрождения такие кольца удостоверяли личность владельца и заменяли его подпись. Каждый родовитый и деловой человек в Европе имел собственное кольцо-печать с выгравированным семейным гербом. Эти кольца очень берегли, передавали по наследству.
Такие прославленные мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Бенвенуто Челлини, и многие другие создавали шедевры ювелирного искусства, делая эскизы и образцы колец.
(Н. Добровольская)
Текст 9
Зонт появился уже в глубокой древности и в те времена был не только бытовым предметом, но и участвовал в торжественных церемониях. По форме такие зонты были весьма разнообразны. В Египте — полукруглые, украшенные бахромой, в Ассирии — каплеобразные, обтекаемой формы, обшитые колокольчиками, в Персии — почти конические, с четко обозначенным каркасом. В начале XVII века зонт появился в Англии — одном из дождливых районов Европы. Свое новое качество — защищать не только от солнца, но и от дождя — зонт получил именно там. Его делали из непромокаемого материала, с основой из китового уса или дерева, неудобным и тяжелым. В Париже даже нанимали людей, чтобы они переводили путника в дождь через площадь или мост под зонтом.
Постепенно формы зонта совершенствуются. В наши дни он стал предельно легким, компактным и удобным.
(Н. Добровольская)
Текст 10
Необходимость защищать ноги от холода, горячего песка, острых камней и колючих растений заставила человека изобрести обувь. В Древней Греции кожаные сандалии были самой распространенной обувью.
Когда люди научились выкраивать и сшивать верхнюю часть и подбивать подметки, появилась возможность изготавливать обувь соответственно моде и вкусу. Она становилась все уже и изящней, что особенно подчеркивалось удлинением ее носков. Тенденция удлинять башмаки продолжилась до конца XV века.
Одним из интересных явлений в истории женской обуви были котурны. Они нашли интересное применение в XVI веке в Венеции, где женщины стали ходить в них по затопленным улицам. Высота котурнов доходила до 30 сантиметров, и при хождении в них даму поддерживали под руки двое слуг.
В XVII веке в женской обуви находят общее признание французские, эффектные, хорошо облегающие ногу туфли с косым каблуком. Туфли изготавливали из парчи, атласа или бархата.
(Н. Добровольская)
Текст 11
Еще в XII веке в Европе ни женщины, ни мужчины не знали, что такое карманы, сумки. Среди многих новинок, привезенных с Востока после крестовых походов, были и кошельки — «сарацинские мешочки». Их привязывали к поясу и мужчины и женщины. Мешочки шили самых разных размеров. Потом они потеряли свое былое назначение. В мужской одежде появились карманы. Ну а женщины все-таки отдавали предпочтение кошелькам или сумочкам. Они начинают носить их в руках.
В начале XIX века, в период повсеместного увлечения античностью, сумочки стали напоминать по форме древнегреческие вазы — амфоры, получившие название «ридикюль» — в переводе «смехотворный». Вскоре ридикюли стали неотъемлемой частью женского туалета. В конце века в моде были сумочки с инкрустациями из черепахового панциря и жемчуга. Их оправляли в серебро и золото. Сумки стали произведениями ювелирного искусства.
(Н. Добровольская)
Текст 12
Первые дошедшие да нас зеркала делали из бронзы и серебра. Это было 3 тысячи лет до н.э. В странах Древнего Востока лицевую сторону зеркала обычно гладко полировали, а обратную покрывали гравировкой или рельефом. Древние греки предпочитали зеркала из бронзы. Ручку часто делали в виде скульптурной фигуры, так что зеркало можно было поставить на стол. В Европе женщины обычно довольствовались маленькими зеркалами из полированного металла. Их подвешивали к поясу на шнуре или цепочке (как в наши дни мобильный телефон — И. П.).
Лишь в XIII веке в Европе впервые появляются стеклянные зеркала из Венеции. Они были небольших размеров, и женщины носили их как украшение, вешая на шею или привязывая к поясу. Мужчины носили мечи с маленькими зеркалами, встроенными в рукоятку.
В Россию в XVII веке с Запада ввозилось много зеркальных стекол. Они были дороги, но, несмотря на это, каждый жених с мало-мальским достатком старался подарить невесте такое зеркальце.
(Н. Добровольская)
Текст 13
Прототипом современного шкафа в Древней Руси была выдолбленная колода, куда наши предки складывали все то, что хотели сложить. Нечто похожее на современный шкаф появилось лишь в XV веке. Фактически же это был перевернутый и поставленный вертикально сундук, но в нем уже были сделаны полки.
В XVI веке научились делать более изящные шкафы и шкафчики, в которых хранили различные бумаги и документы. Особым изяществом в то время отличалась мебель из Италии. В Англии были изобретены шкафы со стеклянными дверцами.
Секретер — небольшой книжный шкаф с откидной доской (или выдвижной), заменяющей стол и позволяющей сэкономить столь ценное в наших малогабаритных квартирах жизненное пространство, впервые был сконструирован в начале XVIII века. Тогда же, когда, собственно, был придуман в иерархии шкафов платяной шкаф. И если рождением секретера мы обязаны французам, то гардероба (платяного шкафа) — англичанам. Похож он на нынешний был тем, что в него были вставлены вешалки для одежды, вставить в него зеркало догадались лишь в начале XX века.
Откуда взялись столь удобные встроенные шкафы, догадаться легко. Конечно же, из Японии, где дефицит квадратных метров ощущается, пожалуй, еще острее, чем у нас.
В XVIII веке появились сервант и комод. Правда, сервант тех времен довольно сильно отличался от современного — это был низкий ящик с цилиндрическими ячейками, в который закладывали лед и бутылки с вином. А вот комод дошел до нас практически в неизменном виде и также обязателен в наборе предметов спального гарнитура, как и двести лет назад.
(О. Никитина)
Текст 14
В начале II века н.э. (105 г.) китайский мандарин Цай Лунь из шелковых волокон и старой рыболовной сети получил первую в мире бумагу. Тайну ее изготовления китайцы хранили почти пять столетий, и лишь в VI веке о ней узнали японцы, потом проведали арабы, а от них (в X—XI столетиях) бумагоделание распространилось по всей Европе, включая Россию.
Возможно, что идея использовать бумагу для украшения и отделки стен жилища тоже принадлежит китайцам. Рисованные китайские обои высоко ценились во всем мире и во все времена, и в Европе со временем начали копировать их производство. Вначале обои изготавливали отдельными листами, а в 1799 году француз Луи Роббер изготовил первые рулоны обоев.
«Теперь повсюду стали изготавливать бумагу, чтобы иметь на стены вместо обивки. И верно — когда отдельные листы аккуратно и прочно соединять, то получится весьма удобно и чисто на вид, и служит довольно долго, если хранить от сырости и обращаться бережно. Торгуют этой бумагой совсем недорого, а по виду она напоминает шерстяную ткань...» Из лондонского еженедельника «Записки во благо земледелия и торговли» — от 30 июня 1699 года).
Потом пришел черед и России. Первое здание, интерьер которого был отделан бумажными обоями, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный знаменитым зодчим К. Росси в 1820—1822 годах. Французы помогли соорудить под Петербургом первую в России фабрику обоев, которая выпускала обои, «...сравнимые с французскими оригиналами по рисунку и качеству».
На протяжении последующих столетий производство обоев и их эстетика постоянно совершенствовались, повышалось качество бумаги, богаче становился рисунок. Первенство в этой области принадлежало французам. Предприятие, основанное Робертом и Пате, с течением времени превратилось в крупную финансово-промышленную группу «Гранвиль».
В 1858 году были выпущены первые моющиеся обои.
Сегодня выпускают моющиеся обои на бумажной основе, на тканевой основе, без подосновы, а также винистен и стекловолокнит.
На сегодняшний день обои продолжают свое триумфальное шествие как самый доступный, высокохудожественный и достаточно практичный отделочный материал.
(Ю. Осичев)
Текст 15
История не сохранила ни конструкции первого замка, ни имени его изобретателя. Замок впервые появился в древних государствах — Ассирии, Вавилоне и Египте — примерно во втором тысячелетии до н.э. В конструкции замков Древнего Египта уже были заложены элементы, используемые и в современных конструкциях.
Но чем цивилизованнее и богаче становились люди, тем надежнее и хитроумнее требовались замки. Двери, сундуки, потайные отделения, охранявшие сокровища, нуждались в защите. Один император, например, придумал хранить казну в бочках, отвезенных на островки озера. Вокруг островков плавали голодные крокодилы. Подобрать ключ к такому замку было непросто. Правда, и в наши дни вот уже 20 лет дирекция одного из винных складов Шотландии использует для охраны... гусей. Бочонки, в которых дозревает виски стоимостью в триста миллионов фунтов стерлингов, днем и ночь охраняют эти необыкновенно чуткие птицы («Гуси Рим спасли», — недаром гласит поговорка). При появлении посторонних гуси поднимают неимоверный гомон, причем птиц (в отличие от собак) невозможно подкупить.
Варианты таких «зубастых» и «горластых» замков не нашли распространения. До наших дней дошли три основных вида замков: накладные (их родина Древний Египет), висячие и врезные. Ключи первых накладных замков были великоваты — полметра. Зато мастера Рима научились делать миниатюрные замочки для шкатулок. Ключи от них носили на пальцах, как кольца. Замки и ключи уменьшились настолько, что изготавливать их стали ювелиры. И замок, предназначенный для защиты драгоценностей, сам нередко был объектом покушения воров. Римские ремесленники ответили на это изобретением замка с поворачивающимся ключом.
В середине века конструкции замков усложнятся, их делают из металла, а в эпоху Ренессанса превращают в маленькие шедевры кузнечного искусства.
Висячие замки изобрели в Китае, а уже потом они попали в Индию, Персию, Рим. В Западной Европе в средние века их называли «русскими», так как доставляли их из Руси, где были самые искусные мастера-замочники.
Прошли годы, столетия, и сегодня при создании дверных замков используют все новейшие достижения науки и техники. Каких только конструкций нет — буквенные, часовые, магнитные, электронные, управляемые по радио. Приходя домой, мы привычно вставляем ключ в скважину, а на замок обращаем внимание, если он отказывается работать.
(Ю. Осичев)
Текст 16
Валенки ведут свою историю от войлока. А производство войлока и изделий из него возникло, вероятнее всего, вскоре после того, как человек одомашнил овцу.
Первые валенки на Руси были похожи на туфли или галоши — их делали без голенищ. Но летом в таких туфлях жарко, а зимой не особенно тепло. Поэтому со временем к туфлям стали пришивать голенища, свалянные отдельно. Красотой такая обувь не отличалась, но зато ногам было тепло. Лишь спустя примерно столетие после возникновения валяльного промысла на Руси валенки стали делать цельными. Обычно белые валенки подкрашивали мелом. Только не очень прочной была эта белизна. Обувь быстро теряла свою красоту, приобретала грязно-бурый цвет. Чтобы валенки выглядели нарядными как можно дольше, их красили в белый цвет. Для этого составляли особый красящий раствор: бутылка парного молока, полбутылки чистой воды и 40 граммов свинцовых белил (на пять валенок). Все это тщательно размешивали, а затем готовую краску тряпкой втирали в изделие. Окрашенные таким образом валенки сушили в теплой печке. Для щеголих Вятской губернии просто белые валенки были недостаточно хороши. Они предпочитали валенки с узорами и ягодками на голенищах. Ягодки делали из цветного сукна, а узоры вокруг них — из крашеной шерсти.
Рекомендации
♦ Работая над интонацией, выполняйте задания по следующему плану.
♦ В упражнениях определяйте место фразового ударения, фонетический способ его выражения («подъем и падение» тона), замедление темпа, паузацию между речевыми тактами.
♦ Проводите упражнения на смысловой анализ текста. Размечайте в тексте паузами границы отдельных синтагм и расставляйте ударения: ритмические, синтагматические, фразовые и логические.
♦ Выразительно читайте и при этом следите за ритмичностью и плавностью речи, выделением смысловых акцентов, изменением динамических характеристик голоса.