Истинное красноречие — это умение сказать
все, что нужно, и не больше, чем нужно.
Ф. Ларошфуко
Читающий должен вычитать ту интонацию,
которая вписана в текст сочинителем.
Без этого невозможно верное прочтение
и понимание текста.
Н.И. Жинкин
Стихотворения
Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность.
Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку.
Поэтический текст — это высшая форма организации языка, когда для понимания содержания важно все: и значение слов, и рифма, и ритм, и звук, и интонация.
Анализируя тот или иной текст, обращайте внимание не только на звукопись, образные возможности слова, но и на рифму, словесное ударение, ритмическую организацию стиха, а также интонацию.
Рифма — это яркая особенность стиха, которая строится на фонетических возможностях звуковой системы — на звуковых повторах.
Рифма служит не только для украшения текста, создания благозвучия, но и является изобразительным средством, рифма «услаждает слух» (В. Тредиаковский) читателя или «требует отклика, ударения, внимания» (В. Даль).
Русская рифма богата и разнообразна. По расположению строк различают рифмы: смежные — рифмовка соседних стихов; перекрестные — первый стих рифмуется с третьим, второй с четвертым; кольцевые — первый стих рифмуется с четвертым, второй — с третьим.
Кроме этого, важно обратить внимание на строфу — повторяющиеся в стихотворении сочетания двух или нескольких строк, объединенные системой рифм и общей интонацией. Исходя из этого различают: двустишия, трехстишия, четверостишия, пятистишия и т.д.
Кроме рифмы большую роль играет словесное ударение, которое может выполнять в слове смыслоразличительную функцию и выделяет ударный слог. В поэтической речи ударение ритмически организует стихотворный текст. Например, в русском стихосложении существуют двухсложные размеры (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).
Специалисты считают, что четырехстопный ямб — самый излюбленный в русской поэзии размер. (В стихотворениях А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока и других.)
Ритм в строчках может стать толкователем содержания поэтического текста. Сравните, например, былины, написанные тоническим (народным) стихом, и поэтические произведения русских поэтов. К.Д. Бальмонт былинный стих определил как «певучую поэзию».
Для закрепления основных речевых установок предлагаем вам ряд классических стихотворений и стихотворений современных поэтов (см. также приложение 4).
Рекомендации
♦ При чтении стихотворений соблюдайте следующие требования.
— Выразительно прочитайте текст, стараясь при помощи голосовых модуляций передать разные чувства (радость, печаль, уныние, восторг и др.). Обдумайте, какой из вариантов прочтения больше подходит к данному тексту и почему?
— Определите, на какое слово в предложении падает логическое ударение. Подумайте, что дает для понимания смысла текста изменение места логического ударения.
— Каждую строчку произносите на одном плавном выдохе; в конце строки делайте паузу и новый вдох.
— Все слова от паузы до паузы произносите слитно, не отрывая одно слово от другого; определите в каждой строке логические центры и выделяйте их большей силой и длительностью произнесения.
— Если перед строковой паузой мысль не закончена или предложение вопросительное, повышайте голос.
— При законченной утвердительной или восклицательной интонации понижайте голос, говорите в умеренном, неторопливом темпе, следите, чтобы была некоторая певучесть в чтении.
♦ Потренируйтесь в чтении предложений текста с соблюдением необходимых пауз. Попробуйте определить, что они выражают (паузы, припоминания, напряжения, умолчания)? С какой целью автор использует многоточие?
♦ Научитесь выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию (логические ударения, паузы, повышения и понижения голоса).
Методический комментарий
♦ Ямб — двусложный стихотворный размер, стопа которого состоит из безударного и ударного слога.
♦ Хорей (греч. choreios — «круговой танец») — двусложный стихотворный размер, стопа которого состоит из ударного и безударного слога.
♦ Дактиль (греч. daktylos — «палец») — трехсложный стихотворный размер, состоящий из ударного и двух последующих безударных слогов (иначе «ритм вальса»).
♦ Амфибрахий (греч. атhi «с двух сторон» + brachys «краткий») — трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог стоит между двумя безударными.
Руслан и Людмила
(отрывок)
У лукоморья дуб зеленый; //
Златая цепь на дубе том: /
И днем и ночью кот ученый /
Все ходит по цепи кругом; //
Идет направо — / песнь заводит, /
Налево — / сказку говорит. //
Там чудеса: / там леший бродит, /
Русалка на ветвях сидит; //
Там на неведомых дорожках /
Следы невиданных зверей; //
Избушка там на курьих ножках /
Стоит без окон, без дверей; //
Там лес и дол видений полны; //
Там о заре прихлынут волны /
На брег песчаный и пустой, /
И тридцать витязей прекрасных /
Чредой из вод выходят ясных, /
И с ними дядька их морской; //
Там королевич мимоходом /
Пленяет грозного царя;//
Там в облаках перед народом /
Через леса, через моря /
Колдун несет богатыря; //
В темнице там царевна тужит, /
А бурый волк ей верно служит; //
Там ступа с Бабою-Ягой /
Идет, / бредет сама собой; //
Там царь Кащей над златом чахнет; //
Там русский дух... // там Русью пахнет! //
(А. Пушкин)
* * *
...Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
...Вы улыбнетесь — мне отрада,
Вы отвернетесь — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука...
(А. Пушкин)
Ты и вы
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
(А. Пушкин)
Береза
Белая береза /
Под моим окном /
Принакрылась снегом, /
Точно серебром. //
На пушистых ветках /
Снежною каймой /
Распустились кисти /
Белой бахромой. //
И стоит береза /
В сонной тишине. /
И горят снежинки /
В золотом огне. //
А заря, лениво /
Обходя кругом, /
Обсыпает ветки /
Новым серебром. //
(С. Есенин)
Цветок
Отчего растет цветок,
Разгадать никто не мог.
Но цветок всегда цветет,
День за Днем, за годом год.
И за годом год, всегда,
Светит вечером Звезда.
И для нас, века веков,
Нет разгадки лепестков.
Но зачем разгадка мне,
Если я молюсь Весне,
Если я в вечерний час
Рад, что вот Звезда зажглась.
Но зачем разгадка слов,
Если нежен лик цветов,
Если вводят нас цветы
В вечный праздник Красоты.
(К. Бальмонт)
* * *
Все в тающей дымке —
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленней реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(Н. Рыленков)
Отрады
Знаю я сладких четыре отрады
Первая радость — в сознаний жить.
Птицы, и тучи, призраки — рады,
Рады на миг и для вечности быть.
Радость вторая — в огнях лучезарна!
Строфы поэзии — смысл бытия.
Тютчева песни и думы Вархана,
Вас, поклоняясь, приветствую я.
Третий восторг — то восторг быть любимым,
Ведать бессменно, что ты не один.
Связаны, скованы словом незримым,
Двое летим мы над страхом глубин.
Радость последняя — радость предчувствий,
Знать, что за смертью есть мир бытия.
Сны совершенства! В мечтах и в искусстве
Вас, поклоняясь, приветствую я!
(В. Брюсов)
* * *
Что всего важнее во вселенной? //
Звезды? // Знаменитые моря? //
Или злак пшеницы трехколенный? //
Или злая зимняя заря? //
Нет, не это. // Самообладанье, /
Свойство смело вглядываться в тьму. //
И уменье побороть страданье /
И пройтись с улыбкой по нему! //
(В. Боков)
Я не могубез тебя
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя — сушь,
мне и в жару без тебя — стыть,
мне без тебя и Москва — глушь.
Мне без тебя каждый час — с год;
если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небес свод
кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать —
бедность друзей, верность врагов.
Я ничего не хочу ждать,
кроме твоих драгоценных шагов.
(Н. Асеев)
Золотая рыбка
В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.
Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду —
Золотая рыбка.
(К. Бальмонт)