Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Утилитаристы о государстве и праве (Бетнам, Миль)




Иеремия Бентам явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд социально-филосовских идей Гоббса, Локка, Юма. В её основе 4 постулата: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности; 2) все явления должны оцениваться по критерию возможности быть средством решения какой-либо задачи; 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья (добра) для наибольшего количества людей; 4) цель развития человека – установление гармонии индивидуальных и общественных интересов с целью максимизации всеобщей пользы.

Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики, государства, права, законодательства и т. д

Бентамовский либерализм спецефичен, т.к. принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, самоутверждения индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политикo-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека, а о интересах и безопасности личности.

Человек сам должен заботиться о себе, освоем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза.

Бентам отвергает школу естественного права вообще и свободу и права личности в частности. По Б. «эти естественные неотчуждаемые права никогда не существовали. они несовместны с сохранением какой бы то ни было конституции... граждане, требуя их, просили бы только анархии...».

Резко выступал против различения права и закона, говоря, что этим они придают праву противозаконный смысл. Не разделял договорную теорию государства – это недоказуемо, это фикция.

В вопросах государственной власти стоял на демократических позициях: осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Но ветви власти должны кооперироваться, взаимодействовать.

По Бентаму нужно демократизировать всю политическую систему общества: всемерное расширение избирательного права, включая предоставление избирательного права также и женщинам. Он надеялся, что с помощью институтов демократии (в том числе таких, как заводская пресса, общественные дискуссии, публичные собрания и т. п.) можно будет эффективно контролировать деятельность законодательной и исполнительной властей.

Назначение правительства, по Бентаму, в охранительных функциях. Оно не может определять, что является счастьем для отдельного человека. Оно не должно вмешиваться в экономику.

Заслуга Бентама – в его стремлении освободить законодательство от устаревших элементов (предложение ликвидировать Палату Лордов в Англии); он хотел упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде доступной также беднякам.

Джон Стюарт Милль

Начав свою научно-литературную деятельность в качестве приверженца бентамовского утилитаризма, Милль затем отходит от него. Он пришел к выводу, что нельзя всю нравственность базировать целиком лишь на постулате личной экономической выгоды индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого отдельного человека чуть ли не автоматически приведет к благополучию всех. По его мнению, принцип достижения личного счастья достижим если только он неразрывно связан с идеей необходимости согласования интересов, притом согласования не только интересов отдельных индивидов, но и групп.

Он пытался создать нравственные модели политико-юридического устройства общества.

Индивидуальная свобода, по Миллю, означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого (например, свобода мысли и мнения (выражаемого вовне), свобода действовать сообща с другими индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы). Но гос-во и общественное мнение должны пресекать действия индивида, наносящие вред окружающим его людям, обществу.

Свобода индивида, первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие. Государственность такова, каково общество в целом. Главное условие существования достойного государства — самосовершенствование народа, высокие качества людей, членов общества, для которого предназначается государство.

Милль полагает, что государство, гарантирующее все индивидуальные свободы и притом одинаково для всех своих членов, способно установить у себя и надлежащий порядок – условие прогресса.

Наилучшая форма правления – представительная, когда народ пользуется высшей контрольной властью через периодически избираемых депутатов. учреждается по выбору народа. Цель правильно устроенного государства – защита интересов личности и собственности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде

Есть еще один существенный отличительный признак хорошо организованного и правильно функционирующего гocyдарства — принцип разделения властей. Он сторонник четкого разграничения их компетенции, особенно компетенции законодательной и исполнительной властей. Миллевский либерализм стоит, таким образом, не только на страже индивидуальной свободы, прав личности, но и выступает за организацию самого государственного механизма на демократических и правовых началах. Отсюда понятно, чти концепция правового государства является одним из необходимых органических воплощений либеральной политико – юридической мысли.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1163 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2094 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.