В середине II тысячелетия до н.э. на Индийский полуостров вторглись арийские племена и устанавливают особую кастовую систему. Появление государства связано с приходом ариев.
Политико-правовая мысль в Древней Индии развивалась под заметным влиянием мифологических и религиозных воззрений.
Зачатки идеологии БРАХМАНИЗМА встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников, именуемых Ведами.
В Ведах говорится о делении общества на 4 варны(сословия), которые созданы богами из Пуруши - мирового тела и духа. Уста – брахманы, руки – кшатрии, бедра – вайшьи, ноги – шудра.
Универсальный космический закон, единый для богов и людей – рта определяет строение общества, место, роль и положение различных варн, а следовательно права и обязанности членов этих варн.
Члены всех варн были, в принципе, свободны, так как рабы находились вне варн. Однако сами варны были неравноправны.
Две первые варны были господствующими (жрецы и воины), а две другие (крестьяне, ремесленники, торговцы, свободные шудры) – подчиненными.
Дальнейшее развитие и конкретизацию брахманизм получает в Упанишадах.
Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме - закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Брахманы, занимающие главное положение в обществе, толковали дхармы в социальном и политическом смысле применительно к каждой варне.
Примерно ко II в. до н.э. относится оформление известного правового памятника Законов Ману.
В Законах Ману оправдывается деление общества на варны, их неравениство. Особо возвеличивается статус брахманов. Все, что существует в мире это собственность брахмана.
Царь при всем своем высоком и даже божественном статусе должен чтить брахманов, учится у них знанию вед и изначальному искусству управления.
Буддизм
В V в. до н.э. в Индии складывется единое централизованное государство. Происходит смешение варн и формирование единого индийского общества. Отвергается брахманизм и варновая структура общества. В это время и формируется буддизм.
Основателем выступил Будда – Просветленный. Он отвергает мысль о Боге как о верховном нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие зависят от собственных усилий людей. Все люди равны между собой духовно и нравственно. Следовательно, неприемлема варновая структура общества, а также принцип неравенства варн.
В интерпритации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Трактовка дхармы в раннембуддизме пронизана гуманизмом, добродетельным отношением к людям.
Здесь проявляется тенденция к ограничению роли наказания. Наказание недопустимо без вины.
Политические доктрины периода рассвета древнегреческой полисной государственности (Демокрит,Сократ).
Демокрит
Первым предпринял попытку рассмотреть возникновение и становление человека, общества как часть естественного процесса мирового развития.
Человек и общество появились в результате долгой эволюции. Государство, право, общество созданы искусственно, а не даны изначально.
Искусственное и естественное связаны между собой и эта связь является критерием справедливости в этике, политике, праве. В этом смысле несправедливо всё, что противоречит природе.
В государстве, по Д., представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.
Для сохранения государственного единства Д. требует единомыслия граждан, их единения между собой. Гражданская война – бедствие для обеих враждующих сторон.
Наряду с подобными высказываниями в пользу демократии, он высказывается и в аристократическом духе, что у власти должны находиться лучшие, а глупцы должны подчиняться. «Лучшие», по Демокриту, это не старая знать и не богачи, но все те, кто обладает высокими умственными и нравственными качествами, а дурные граждане не достойны почётных должностей из-за своей небрежности.
Законы, по Д., призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но, чтобы действительно достигнуть этих результатов необходимы совместные усилия людей, их повиновение закону. Законы нужны для обычных людей, чтобы обуздать присущую им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. М удрому не нужны подобные законы.
С о к р а т (469 – 399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества.
Стремится к рационально обосновать этические оценки, нравственной природы государства и права.
Вводит понятия и дефиниции, пытаясь в них отразить и сформулировать разумную природу политических и правовых явлений.
С. различает естественное право и позитивный закон, и считает, что и естественное право, и позитивный закон восходят к разумному началу. Он приходит к выводу о тождестве справедливого и законного. Но совпадение законного и справедливого и восхваление законности имеют в виду скорее желательное состояние дел, нежели реально существующее.
Правильные представления о законном и справедливом, можно составить лишь на основе знаний, а подлинное знание предмета есть мысль, понятие о нем. Различные взгляды на нравственность, право и политику, а также государственно-правовую практику – ошибочные отступления от истинных (т.е. сократовских) представлений.
К государствам, управляемым хорошими законами относил аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические Фивы и Мегары. Критиковал чрезмерную демократию в своём полисе (Афины), к минусам которой относил тягу своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.
Особенно резко он критиковал тиранию.
По С. править должны знающие, умеющие люди.
Старшие и младшие софисты
Начало их творчества относится к 4 веку до н. э. Наименование «софист» происходит от слова «софос» (мудрый).
Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права.
Постепенно слова «софист», «софистика» и т. д. приобрели одиозный характер в связи с присущим многим софистам стремлением обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передёргиваний.
Софисты не составляли какой-то единой школы и уже в древности различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах, Пол Агригентский, Калликл, Ликофрон и др.).
Старшие софисты.
Славой многознающего софиста, великого спорщика и блестящего оратора пользовался Протагор (481 – 411 гг. до н. э.).
Основное положение Протагора, разделявшееся многими софистами, звучит так: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Человек главный в мире, определяет полезность вещи.
Из этого вытекает вывод о том, что самый справедливый и правомерный строй – демократия, т.к. человек по себе меряет что ему лучше.
Интересна его интерпретация мифа о появлении человека и человеческого общества. Дары Прометея (огонь, знание) и дары Зевса (стыд, правда, умение жить сообща) достались людям одинаково. Отсюда, по сути люди равны, они одинаково приобщены к мудрости, добродетелям, искусству государственной жизни.
Главная идея политико-правовой концепции П. в том, что с уществование государства предполагает причастность всех его членов к человеческой добродетели.
Горгий. Наряду с П. один из наиболее известных софистов.
Высоко оценивал письменный закон как одно из достижений человеческой культуры.
Однако, от писанных законов Г. отличал неписанную справедливость (сущность дел, божественный и всеобщий закон). Между ними нет существенных противоречий, однако, справедливость выше писанного закона.
Высоко оценивал благо мира. Выступал против внутригреческой Пелопонесской войны.
Гиппий
Первым среди софистов в духе естественно-правового учения резко противопоставил природу (фюсис) и закон (номос).
Природа (природа вещей, закон природы) предстает по Г. в качестве того истинного, естественного права, которое противостоит ошибочному, искусственному, человеческому закону (позитивному). Закон принуждает ко многому, что противно природе.
Естественно-правовые представления развивал (около 400 года до н. э.) и софист Антифонт.
Обосновывая положение о равенстве всех людей по природе, он ссылается на то, что у всех людей – эллинов и варваров, благородных и простых – одни и те же естественные потребности.
Неравенство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы.
Различая «законы полиса» и «законы природы» (естественное право), Антифонт отдает явное предпочтение вторым. Он отмечает, что многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека.
Младшие софисты.
Фрасимах
Был одним из самых ярких и знаменитых софистов младшего поколения.
Политика по Ф. – область проявления человеческих сил и интересов, сфера человеческого, а не божественного действования.
Реальный критерий практической политики и принцип властвования по Ф. в выгоде сильнейшего (отсюда его слова:«справедливость, это то, что пригодно сильнейшему». В каждом государстве, власть устанавливает законы в свою пользу, демократия – демократические законы, тиран – тиранические и т. п. Установив подобные закон объявляют их справедливыми.
Он не оправдывает какую-либо форму и не критикует какую-либо другую. Он отмечает, что во всех формах дело обстоит одинакого и понятие «сильнейшие» относятся к правителям любых форм. Он т.о. отметил роль насилия в деятельности государства.
Нравственные основы политики отвергал Пол Агригентский, ученик Горгия.
Поскольку в отношениях между людьми все равно нет справедливости, то лучше самому творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать несправедливость от других. Лучше быть тираном, чем его жертвой. И с этих позиций он оправдывает произвол тирана
За политическое правление лучших был, молодой аристократ и софист Калликл.
Он резко противопоставлял естественное право позитивным законам и общепринятым обычаям. С его т.з. законы ради себя и собственной выгоды устанавливают слабосильные, которых большинство.
По природе же, утверждал К., справедливо то, что лучший выше худшего и сильный выше слабого.
С позиций такого закона природы и естественного права силы Калликл критикует демократические законы и обычаи и лежащий в их основе принцип равенства.
Софист Ликофрон характеризовал государственное общение как результат договора людей между собой о взаимном союзе.
Так же и закон в его трактовке оказывается простым договором, «просто гарантией личных прав». «Личные права» человека Ликофрон считал тем естественным правом, для гарантирования которого и было заключено людьми соглашение о создании государственной общности.
Т.е. в основе этой концепции лежит представление о естественном равенстве людей (и равенстве их «личных прав»).
Другой софист младшего поколения Алкидам Элейский (первая половина 1У века), ученик Горгия, развивал мысль о том, что равны все люди, не только свободные члены полиса, но и рабы.