Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Влияние природных условий




Зарождение политических идей на древнем востоке (Египет, Месопотамия).

Влияние природных условий.

Здесь, в долинах рек Нил, Ефрат, Тигр раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое основанное на ирригационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями. Сложность сельского хозяйства привело к появлению государства, позже появление прибавочного продукта и присвоение значительной его части родоплеменной знатью стимулировали разложение первобытно-общинного строя, зарождение классового общества.

Важные тенденции общественного и государственно-правового развития основных стран Древнего Востока: длительное сохранение сельской общины, основанной на натуральном хозяйстве и потому замкнутой в себе экономически и в значительной степени политически; сдерживание общиной развития частной собственности на землю; преобладание в этих условиях полупатриархальных форм эксплуатации посредством внеэкономического принуждения в интересах монарха, знати и жречества (низкий удельный вес труда рабов, развитие эксплуатации свободных, эксплуатации покорённых племён)

Все это в конечном итоге оказало влияние на государство. В большинстве Древневосточных стран государство утвердилось в форме восточной деспотии (это произошло постепенно, когда небольшие – номовые государства – объединялись в большие, относительно централизованные, и по мере усложнения классовых и общенациональных задач государства и из-за сохранения политической самоизоляции сельских общин монархии не встречая сопротивления народа приобрели форму деспотии).

При возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов входила в целостное мифологическое мировоззрение не дифференцируясь в самостоятельную область человеческого знания.

Мифологическое мировоззрение включало в себя зачатки религии, этики, философии, эстетики. Признаки мифологического мировоззрения:

-божественный первоисточник существующих отношений власти и подчинения, сущности государства, общества, порядков;

-право не было выделено в сознании человека в особую систему норм;

-стремление к детальной регламентации человеческого поведения.

На протяжении долгого периода проходил процесс рационализации мифа. Миф начинает трактоваться, обсуждаться, комментироваться. На почве этих комментариев появляются зачатки политико-правовых доктрин.

В мифе появляются указания на божественный характер личности правителя. В Египте царь-сын Бога, в Месопотамии – сам бог. Земные порядки – неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой, их прав и обязанностей и т.п.

По версии мифа в Египте боги являются источником власти правителя и при этом сами остаются вершителями земных дел и людских судеб. Согласно египетской мифологии боги выступают и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах.

В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат. Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов, чиновников и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что все они соответствуют маат – естественно-божественному порядку справедливости. Понятие маат здесь несет, по существу, ту же самую нагрузку, что и понятие рта в Ригваде (Индия), дао – в древнекитайской мифологии. Речь идет о праве-справедливости, которое в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стало обозначаться как естественное (естественно-божественное) право.

Восхваление божественной справедливости как основы земных соц.-пол. порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится в целом ряде древнеегипетских источников, в частности в Поучении Птахотепа, Поручении гераклеопольского царя своему сыну.

В Поучении Птахотепа подчеркивается естественное равенство всех свободных (нет рожденного мудрым) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу Ка - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения. В Поручении гераклеопольского царя своему сыну, наряду с восхвалениями богов и божественной власти фараонов, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробном мире.

В целом, СПРАВЕДЛИВОСТЬ заключается в том, что каждый должен находится на своем месте и занимался определенным ему делом.

В области государственного управления СПРАВЕДЛИВОСТЬ – сохранение существующего порядка, предохранение государства от любых изменений.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 847 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.