Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Учение о «Двух градах» Блаженного Августина




Аврелий Августин (354—430 гг.) — один из видных идеологов христианской церкви.

До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Плато­на и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христиа­нином, он принял деятельное участие в травле «еретиков». Разработал основные положение христианской философии. «О граде Божием», «О свободной воле».

В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и уста­новления предстают как следствие греховности человека. В работе «О граде Божием» он отмечает, что «великое преступле­ние» Адама и Евы, от которых происходит весь человеческий род, привело к тому, что «изменилась в худшую самая природа человеческая и передана потомству повинная греху и неизбежной смерти». Сама эта греховность предопределена замыслом бога-творца, наделившего человека свободной волей, т. е. спо­собностью жить по-своему, по-человечьи, а не по-божьи.

Разделяя человеческий род во все времена его существования на два разряда (живущих по человеку и живущих по богу), Августин замечает: «Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т. е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом». При всём многообразии народов рода человеческого всего два. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рожда­ет благодать, освобождающая природу от греха.

В этом разделении можно найти влияние Платона, что в каждом государстве есть два государства (богатых и бедных), представлений стоиков о двух полисах (отдельном полисе-государстве и мировом, космическом полисе); манихейских идей о борьбе двух начал (дьявольского и божественного).

Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве «человека над человеком», господства и рабства. Такое положение дел, сложившееся вследствие первородного греха и сохраняющейся греховности природы человека, Августин называет «естественным порядком» человеческой жизни.

Этот греховный порядок мира носит временный характер и продлится до второго пришествия Христа и судного дня, когда будет установлено «царство небесное», благочестивые получат «ангельскую жизнь», а нечестивые подвергнутся «вторичной смерти».

Но признавая эти порядки естественными он их защищает, с оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви; в противном случае власть пре­вращается в насилие и господство шайки разбойников.

Причина зла в свободной воле, которую дал человеку бог и ее извращенности человеком.

А. выделяет 6 периодов в эволюции человечества: младенческий период, детство (время, когда развивается память), юность (зарождение «низшего разума», морального сознания), зрелость (распростра­нение религиозного сознания), начало старости (время, когда душа постигает бога). Т.е. распространение религии – зрелый период, как у взрослого человека. Последний период исторического движения к торжеству христианства по А. – время от рождения Христа и до второго его пришествия.

В вопросе о различных формах человеческой общности во взглядах А. видно влияние Цицерона о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, нако­нец, универсальная общность, объединяющая богов и людей.

Взгляды А. на человеческую природу и человечес­кую историю отличаются заметной новизной. Чело­век – существо немощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, ни создать на земле какое-либо совершенное общество. Таким образом, от­дельный индивид не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка (так же, по существу, обстоит дело и с такими божественно предусмотренными общностями, как семья, община и народ).

А. различает формы правления в государстве в зависимости от обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к челове­ку.

С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию — кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости) это погиб­шее государство. Если в государстве сохраняются справедли­вость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.

Не отождествляет государство (град божий) и церковь. Христиане обязаны подчиняться христианскому правителю, а церковь – должна быть наставницей в граждан­ских добродетелях и в проповеди духа «братства».

Град божий – божьи избранники, хоть и придерживаются иных порядков и нравов чем которые в «земном граде », но могут уживаться с «земным градом» ради упрочения общего согласия в восприятии необходимого и неизбежного»

Он часто обращался к правовым вопросам. Право он воспринимал как восходящий к богу нерушимый вечный закон, действующий в области человеческий отношений.

По А. люди часто нарушают естественные, божественные и человеческие законы, хотя им надлежит подчиняться. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть».

Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с их трактовкой «естественного права». Учение о «естественном праве» как идеальной норме человеческих отношений и однов­ременно как всеобщем законе, вытекающем из неизменного порядка природы и всей вселенной, вполне согласовывалось с христианско-теологическими представлениями Августина о едином богоустановленном порядке, господствующем в природе и человеческих отношениях, это и есть естественное право, которое по А. носит теономный характер.

Критикуя начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал за «избранными» (гражданами небес­ного града) право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в «справедливой войне», ведущейся по всевышнему «дозволению или указанию».

О природе человека А. говорил, что ему предопределено возвышаться до уподобления богу, но без божьей помощи он это сделать не в силах, и поэтому должен подчиняться богу и быть выше того, что в природе должно быть у него в подчинении (власть над животными)

Различие между проступками и преступлениями по А. таково: «Когда неукротимая страсть портит душу и тело — это проступок; когда она действует во вред другому — это преступление».

Наказание никогда не является внешним произволом, по­скольку справедливое наказание, по А., уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Учение А. Римско-католическая церковь широко использовала для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4062 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2373 - | 2321 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.