КАУЛИФЛОРИЯ – образование цветов на старых многолетних ветвях, например у церциса европейского (Cercis siliquastrum).
КВАРТАЛ – 1) планировочный элемент садово-парковой компо-зиции; разделение территории сада на прямоугольные участки на-чалось еще в Средние века, внутри кварталов устраивали цветники, водоемы, беседки, видовые холмы, фруктовые сады и огороды, ус-танавливали солнечные часы и скульптуры, впоследствии во Фран-ции их заменили боскетами; 2) часть лесопарковой территории, ограниченной просеками; 3) часть питомника декоративных древес-ных растений.
КВИНКУС – группа растений, состоящая из пяти экземпляров, высаженных букетной посадкой, использовалась еще в Древнем Риме.
КЕНКОЖ – посадка деревьев сдвинутыми рядами в шахматном порядке, с открытыми внизу стволами. При этом сохраняется види-мость по диагональным направлениям (цв. вклейка фото 47).
КЕНОТАФИОН – в Древней Греции название гробницы, окру-женной садом.
КИЛЬЧЕВАНИЕ – подрезка корешков сеянцев древесных рас-тений на стадии проростков с целью стимуляции образования боко-вых корней (рис. 43).
Рис. 43. Килъчевание проростков ясеня: ■
1 – семядольные листья; 2 – гипокотилъ; 3 – эпикотиль; х – удаление кончиков зародышевых корешков
КИОСК – в мусульманских садах небольшой летний богато ук-рашенный дворец в виде павильона. В русских романтических пар-ках XVIII века – парковый павильон в виде декоративной беседки.
КИРПИЧ КЛИНКЕРНЫЙ – искусственный камень с высокой прочностью, вырабатываемый из глины путем ее обжига при высо-ких температурах. Клинкерная крошка – основной материал для покрытия теннисных кортов.
КИТАЙСКАЯ РОЩИЦА – посадка деревьев, напоминающая по размещению амфитеатр, использовалась в конце XVII в., например, в усадьбе Шереметевых Останкино.
КИТАЙСКИЕ САДЫ – один из типов исторических садов, отли-чающийся максимальным приближением к природе. Китайские са-достроители старались воспроизвести в парках наиболее характер-ные пейзажи своей родины. Широко использовались приемы «пар-ного и введенного пейзажа». В первом случае два пейзажа распола-гались супротивно, один из них оттенял и подчеркивал достоинства другого. Во втором случае пейзаж, находящийся за пределами сада, «вводится» в его внутреннее пространство через специальные «про-никающие» окна, проделанные в ограде, появляется в дверном про-еме или даже в виде отбрасываемой тени (рис. 44). Цвета китайского
Рис. 44. «Проникающее окно»
сада приглушены, близки к естественным, предпочтение отдается коричневому, серому, всем оттенкам голубого и зеленого (цв. вклейка фото 48). В парках обязательно присутствуют водные устройства: каскады, фонтаны, водопады и необработанные «дикие» камни. Малые архитектурные формы представлены легкими воз-душными беседками, павильонами, храмами, галереями, воротами «пайлоу» – никуда не ведущими и играющими чисто декоратив-ную роль, множеством скульптур, главным образом животных, не-большими кирпичными стенками с черепичными карнизами, укра-шенными скульптурами. Многие архитектурные сооружения имеют свои поэтические названия: «Павильон созерцания и воспомина-ния», «Беседка, омываемая ароматом леса», «Беседка ожидания снега».
КЛАССИЦИЗМ – художественный стиль XVII – начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к идеаль-ному образцу. Отличается строгостью и лаконичностью форм (на-пример, Храм Дружбы в Павловске или Малый Трианон в Версале). В садово-парковом искусстве отождествляется с пейзажным стилем планировки, отказом от сложных регулярных пространств как про-тиворечащих природе.
КЛОН – 1) генетически однородное потомство растения, образо-вавшееся путем бесполого, преимущественно вегетативного размно-
жения; 2) в селекции растений потомство одного растения, размно-женного черенками, клубнями, луковицами, корневищами.
КЛУАТР – закрытый двор в католическом монастыре, окру-женный внутренней галереей, по периметру часто устанавливали емкости с цветами (рис. 45).
Рис. 45. Клуатр воспитательного дома во Флоренции (по B.В. Дормидонтовой)
КЛУБНЕЛУКОВИЦА – видоизменение побега, похожее на лу-ковицу, но имеющее сухие чешуйки и мясистый стебель, например у крокуса (Crocus).
КЛУМБА – небольшой симметричный цветник в виде геометри-ческих фигур: овала, круга, квадрата, треугольника, трапеции. В более широком смысле – группа деревьев и кустарников на от-крытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде овала или круга, и лишь с середины XIX века – цветник регулярного парка, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи.
Клумбы различаются по цветовому решению: одноколерные, или монохромные, для которых подбирают растения с одинаковой ок-раской цветков и соцветий, и многоколерные, или полихромные, – с различной окраской. С учетом набора растений клумбы могут быть простыми, с использованием одного вида или даже сорта, и сложными – из нескольких видов или сортов (цв. вклейка
фото 49). «Заглубленные» клумбы располагаются ниже уровня га-зона или мощения, плоские – на уровне газона или мощения и приподнятые – на невысоком фундаменте или в контейнере с низ-кими бортиками (цв. вклейка фото 49, 50). Часто клумбы ограни-чивают бордюром из стриженого самшита и отделяют от газона уз-кой мощеной границей.
В последние годы в моду снова входят так называемые «шатро-вые клумбы», имеющие полушаровидную форму и максимально вы-сокие в центральной части (цв. вклейка фото 51). Островные клум-бы доступны для обозрения со всех сторон, часто их окружают газо-ном. Для таких клумб рекомендуются архитектурные растения: бу-зина красная (Sambucus racemosa), сорт Plumosa aurea, будлея Да-вида (Buddleja davidii), сорт Harlequin, ковыль украинский (Stipa ucrainica) и ковыль прекраснейший (S. pulcherrima), мискантус ки-тайский (Miscanthus sinensis), бузульник зубчатый (Ligularia dentata), молочай Вульфрена (Euphorbia characias var. vulfrenii), клещевина обыкновенная (Ricinus communis), сорт Impala.
Оригинальны гравийные клумбы, которые устраивают следую-щим образом: поверхность почвы закрывают плотной пленкой, в ней прорезают крестообразные отверстия для растений, после по-садки пленку сверху засыпают гравием, разравнивают и уплотняют его вокруг растений.
В «деревенском» саду уместна клумба, сделанная в форме коле-са, сектора которого засаживают декоративными зелеными культу-рами, низкорослыми ковровыми и почвопокровными видами, неко-торые сектора засыпают песком, гравием, галькой или толченым кирпичом.
КОВРОВЫЕ РАСТЕНИЯ – низкорослые декоративнолиствен-ные или красивоцветущие травянистые растения, каждое из кото-рых в массе дает поверхность определенного цвета (цв. вклейка фото 52). Обычно они обладают естественно ограниченным ростом, легко переносят стрижку, имеют привлекательную и плотную ли-ству, ярко окрашенные цветки и соцветия. Выращивание этих ра-стений позволяет формировать плотные красивые ковры из листь-ев или цветков, надписи, календарные даты, рисунки, портреты на фоне газона (рис. 46). Большинство ковровых растений отно-сится к многолетникам, в зимний период сохраняются в виде ма-
Рис. 46. Партерный цветник из почвопокровных растений, фон – щепа или кора
точников в холодных парниках или оранжереях. Наиболее часто в качестве ковровых используются: алиссум морской (Alyssum maritimum), альтернантера милая (Alternanthera amoena) и разно-цветная (A. versicolor) с пестрыми зелено-красно-белыми листья-ми; ахирантес Вершаффельта (Achyranthes vershafeltii) с кармин-но- или коричнево-красной листвой; гнафалиум шерстистый (Gnaphalium lanata) – листья темно-красные или желто-зеленые с красными жилками; ирезине Линдена (Iresine lihdenii) с яркими пурпурными слегка вздутыми листьями, колеус гибридный (Coleus х hybridum) с необычайно разнообразной окраской листьев, обычно имеющих контрастную кайму; сантолина кипарисовая (Santolina chamaecyparissus) с серебристо-белой или темно-зелёными мелки-ми, напоминающими чешуйки кипариса листьями; ясколка Бибер-штейна (Cerastium biebersteinii) с серебристо-серыми опушенными листьями.
КОДЕКС КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ – международные прави-ла составления названий культурных растений, разрабатывается но-менклатурной комиссией по культурным растениям под началом ЮНЕСКО. Кодекс утвержден XV Международным сельскохозяй-ственным конгрессом в Ницце в 1958 г. Описание и название вновь выведенного сорта должны отвечать требованиям ККР.
КОЛОННАДА – ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное перекрытие. В парках может быть самостоятельным деко-ративным элементом (цв. вклейка фото 53).
КОЛОРИТ – 1) общий характер окраски и сочетания цветов растений в композиции может быть «теплым» с преобладанием желтых, красных и оранжевых Тонов или «холодным» – с преоб-ладанием синих, голубых, фиолетовых; 2) гармоническое сочетание цветов, способствующее раскрытию содержания композиции.
КОМПАРТМЕНТ – отдельная садово-парковая композиция в са-дах и парках XVII-XVIII вв., из частей которой создавался весь ансамбль. Компартмент партерный состоял из идентичных цветоч-ных ковров, симметрично расположенных вокруг скульптуры или бассейна с фонтаном.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ УЗЕЛ – 1) участок или часть сада, объе-диняющая и связывающая воедино несколько пространств или час-тей, составляющих в результате единую композицию, например, водоем, связывающий видовые точки берегов, с которых раскрыва-ются различные перспективы, или поляна, объединяющая отдель-ные виды в пейзаже; 2) центр, где размещены основные компонен-ты композиции, это может быть группа древесных растений, соли-тер (ординар), плоскость газона, яркое пятно цветника, водная гладь пруда, водопад, ручей и т.д.; 3) «физиономический» фокус пейзажа, его аттрактивные (привлекающие) структуры, они не обя-зательно находятся в центре Пейзажной картины, но могут быть смещены на ее фланги или располагаться в глубине перспективы.
КОМПОЗИЦИЯ – сочетание и взаимосвязь всех элементов пар-кового ансамбля, художественная система, обеспечивающая его за-конченность и целостность. При создании композиций учитываются геометрический вид формы элемента, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность. К средствам созда-ния композиции относятся единство и соподчиненность, пропорции,
законы линейной и воздушной перспективы. К приемам композиции относятся: симметрия и асимметрия, равновесие, ритм и смена впе-чатлений, контраст, нюанс, подобие, масштабность и соразмерность.
Своеобразие парковой композиции заключается в ее сезонной из-менчивости, особенностях индивидуального развития растений и, на-конец, зависимости от конкретных условий зрительного восприятия.
По соотношению форм композиции и их положению в простран-стве выделяют три вида пространственных композиций. Линейная композиция – в ней доминирует одно измерение, иногда ее назы- вают фронтальной, часто она развернута в ширину, глубинные пер-спективы не выражены. Плоскостная композиция – два измерения доминируют над третьим. Объемная – формы ярко выражены во всех трех измерениях (рис. 47).
Рис. 47. Пространственные формы: '
1 – объемная, учитываются все три измерения, например, формы деревьев можно представить как фигуры вращения конус (а) или шар (в); 2 – плоскостная, два измерения преобладают над третьим, например цветники или низкие бордюры; 3 – линейная, преобладает одно измере-ние, например дорожки, газоны, бордюры из почвопокровных растений
Значительное художественное впечатление производят компози-ции с глубокими перспективами, раскрытие которых происходит постепенно и в значительной степени определяется законами ли-нейной и воздушной перспективы.
При составлении композиций могут решаться различные задачи, в соответствии с которыми выделяют их следующие типы:
• архитектурные, основанные на форме кроны деревьев и кус-тарников, для них обычно выбирают растения с декоративной ли-ствой, минимумом сезонных эффектов и контролируемым ростом;
• биологические, ярким примером которых могут быть моно-культурные сады – вересковые, розарии, иридарии, монофункцио-нальные – сады медоносов, сады лиан и др.;
• географические – композиция строится в соответствии с гео-графическим распространением растений, например альпинарий;
• экологические – для них подбирают растения, предъявляю-щие одинаковые требования к условиям произрастания, например, водные сады, злаковые сады, тенистые сады;
• колерные композиции основаны на подборе близкой окраски цветков и соцветий растений.
Цветочные ландшафтные композиции представлены следующи-ми типами:
• группа, куртина (см. соответствующие статьи);
• массив – крупная по площади (от 70 до 200 м2) композиция свободных очертаний из одного-двух и не более трех видов расте-ний, близких по характеру, обилию и продолжительности цветения в течение всего вегетационного периода или сезона, обычно разме-щается на удалении от видовой точки;
• миксбордер – см. соответствующую статью;
• «цветущая лужайка» – цветник естественного типа с разме-щением растений в виде разновеликих фокус-групп красивоцвету-щих растений, миниатюрных многолетников, мелколуковичных ви-дов; ее декоративный эффект обычно непродолжителен, и в иное время она используется как газон;
• «цветочная опушка» – полоса свободных очертаний, обрамляю-щая группы деревьев и кустарников, обычно размещается в глубине полян, на значительном удалении от видовой точки и поэтому должна хорошо просматриваться издали, растения подбирают чаще всего мно-голетние с крупными соцветиями, декоративными листьями, с неяр-кой цветовой гаммой, усиливающей глубинную перспективу;
• «цветущая поляна» – крупный (200-300 м2) цветник из рас-тений одного вида, например ромашковая или незабудковая поля-на, растения подбирают многолетние, сохраняющие определенную декоративность и после цветения.
КОМПОНЕНТЫ ЛАНДШАФТА – к ним относятся горные по-роды, рельеф, климат, подземные и поверхностные воды, почвы, растения и животные.
КОМФОРТАБЕЛЬНОСТЬ ЛАНДШАФТА – 1) мера медико-био-логической и социально-психологической благоприятности условий '. для жизни в данном ландшафте; 2) степень соответствия ландшаф-та потребностям человека в полноценном отдыхе, приобретении психоэмоционального и функционального равновесия.
КОНСОЛЬ – навесная полка в саду, на которой размещают кон-тейнеры с растениями и аксессуары.
КОНТЕЙНЕРНЫЕ КУЛЬТУРЫ – растения, которые обычно выращиваются в стационарных или передвижных контейнерах, ча-сто многоярусных. Контейнеры имеют самую разнообразную фор-му, это могут быть кадки, горшки, каменные вазы, ящики, колон-ны, мешок из грубого полотна, заполненный почвой, старый баш-мак, отслужившая эмалированная ванна (рис. 48, цв. вклейка фото 54-56). Стенки контейнеров украшают плиткой, росписью, на-клеивают осколки зеркал.
Рис. 48. Контейнеры с «карманами» (а), сочетание полукруглого трелья-жа с контейнерными посадками.
КОНТРАСТ – сильно выраженное различие свойств или про-странственных форм, проявляющееся при их сопоставлении (рис. 49). В случае достаточно резко различающихся предметов их противоположные признаки становятся более заметными, очевид-ными. Именно на этом основано большинство растительных компо-зиций: форма кроны плакучая и пирамидальная, высота дерева с пирамидальной кроной на фоне плоской крыши и дерево с шаро-видной или яйцевидной формой кроны на фоне готической пост-ройки с остроконечными башенками и шпилями. Темная зелень выделяется более четко на фоне светлой (цв. вклейка фото 57-59).
Рис. 49. Контрасты в растительных группах: 1 – по форме кроны: купольная, колонновидная, зонтичная; 2 – по структуре декоративной мозаики: широколистная катальпа бигноние-воя и лиственница европейская; 3 – по высоте: верхний ярус– тополь душистый, нижний – шелковица белая; 4– по окраске листьев: сине-зеленая – пихта кавказская, серебристо-серая – лох узколистный
Светлые листья ивы контрастируют с темнозелеными липы широ-колистной, побеги извилистой ивы Матсуды контрастируют с пря-мым стволом березы бородавчатой. Вертикальная пирамидальная крона туи противоположна распростертой кроне можжевельника да-урского.
Контрасты воспринимаются не только в пространстве, но и во времени. Выйдя из темного елового леса, вы особенно ярко воспри-нимаете солнечную березовую рощу, предыдущее впечатление уси-ливает последующее.
В то же время не следует злоупотреблять этим приемом: слиш-ком резкий контраст Может разрушить целостное впечатление от композиции. Поэтому часто сопоставляются предметы, контрастные по одним и сходные по другим признакам. Например, при одинако-вой форме кроны, подбирают виды, отличающиеся окраской листь-ев или высотой.
Так называемые последовательные контрасты воспринимаются при движении зрителя по парку, как во времени, так и в про-странстве.
КОРДОНЫ (гирлянды, шнуры, плети) – обычно плодовые дере-вья, которые формируют так, чтобы они имели одну или две ске-летные ветви, по всей длине покрытые плодущими веточками.
В зависимости от числа и расположения основных ветвей различа-ют простые (вертикальные, горизонтальные, спиральные однопле-чий и косой) и сложные (U-образный, сетчатый, двуплечий и гори-зонтальный трехплечий) кордоны (рис. 50, 51).
Рис. 50. Типы кордонов:
1 – горизонтальный одноплечий; 2 – двуплечий; 3 – кордон-гирлянда;
4 – двойной вертикальный; 5 – волнистый
Рис. 51. Сетчатый кордон, стрелки указывают направление роста
дочерних побегов
КОРНЕВИЩЕ – удлиненный подземный побег многолетнего ра-стения, несущий остатки отмерших или видоизмененные в чешуй-ки листья, почки и придаточные корни. Служит для размножения и запаса питательных веществ.
КРАСНАЯ ЛИНИЯ – условная линия разделения и ограниче-ния застройки и улицы (или магистрали), а также территории
объекта озеленения и застройки. В городе это граница, за предела-ми которой постройка запрещена. Красная линия имеет регулирую-щее значение в проектировании объектов озеленения.
КРЕСТОЦВЕТ (флерон) – см. ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНЫХ ПАРТЕРОВ.
КРОНА ДЕРЕВА– часть дерева, продолжающая ствол от 1-го разветвления до верхушки, со всеми боковыми разветвлениями. Классификация крон проводится по форме, плотности, фактуре. По большому счету, кроны делят на две группы: четко регулярные и иррегулярные или свободные. К первой относятся пирамидальные, колонно- и веретенообразные, овальные, сферические, яйцевидные и шаровидные, ко второй – живописно сферические или раскидис-тые, двуствольные, шатровые, плакучие, зонтиковидные, стелющи-еся, V-образные (рис. 52).
По форме кроны деревьев могут быть распростертыми (дуб – Quercus, вяз – Ulmus), овальными (тополь берлинский – Populus berolinensis), пирамидальными (лиственница – Larix, ель – Picea), колонновидными (кипарис – Cupressus, тополь московский – Populus moscoviensis), яйцевидными (липа – Tilia), зонтиковидны-ми (пиния – Pinia, каштан, конский сорт – Umbraculifera), стелю-щимися (сосна горная – Pinus mugo), шаровидными (яблоня – Malus), плакучими (ива белая – Salix babilonica), флагообразны-ми. В последнем случае крона развивается под влиянием сильного одностороннего ветра. На склонах в таком случае формируется сто-лообразная крона.
Кустарники, не имеющие явно выраженного главного ствола, если, конечно, они не сформированы в виде штамба, имеют следую-щие формы кроны: продольно-овальную (спирея – Spiraea), шаро-видную (барбарис Тунберга – Berberis thunbergii), овальную (розы – Rosa), раскидистую (можжевельник казацкий – Juniperus sabina), стелющуюся (кизильник горизонтальный – Cotonoaster horisontalis), конусовидную (туя западная – Thuja occidentalis).
По плотности различают:
• массивные плотные кроны, просветы в которых составляют не более 25%, представлены двумя вариантами – плотные цельно-ком-пактные, когда крона – единое целое: бук (Fagus), вяз шершавый (Ulmus), граб обыкновенный (Carpinus betulus), каштан конский
Рис. 52. Формы кроны деревьев: 1 – шаровидная; 2 – яйцевидная; 3 – колонновидная; 4 – V-образная
(бокаловидная); 5 – зонтичная; 6 – двуствольно-зонтичная; 7 – раскидистая; 8 – овальная; 9 – пирамидальная веретеновидная;
10 – коническая
(Aesculus hippocastanea), клен остролистный (Acer platanoides) и лож-ноплатановый (A. pseudoplatanoides), липа мелколистная (Тiliа cordata), тополь черный (Populus nigra) и черемуха обыкновенная {Padus avium); второй вариант – плотные раздельно-компактные, состоящие из отдельных плотных масс ветвей, часто размещенных ярусами: тополь канадский (Populus deltoides) и белый (P. alba), шел-ковица белая (Morus alba), ели (Picea pungens, P. alba), пихта кав-казская (Abies nordmaniana), сосна сибирская (Pinus sibirica);
• кроны средней плотности с просветами от 25 до 50% – ай-лант обыкновенный (Ailanthus excelsior), береза бородавчатая (Betula verrucosa) и пушистая (В. pubescens), берест (Ulmus carpinifolia), ива белая (Salix alba) и вавилонская (S. babilonica), жимолость татарская (Lonicera tatarica), негундо кленолистное (Negundo acerifolia), орех грецкий (Juglans regia), черный (J. nigra) и серый (J. cinerea), сосна обыкновенная (Pinus silvestris);
• легкие сквозистые ажурные кроны, просветы составляют бо-лее 50% – белая акация (Robinia pseudoacacia), гледичия трехко-лючковая (Gleditchia triacantha), дроки (Genista), лиственница (Larix), лох узколистный (Eleagnus fugustifolia), софора японская (Sophora japonica), рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia), ясень обыкновенный (Franxinus exelsior), тамарикс многоветвистый (Tamarix ramosissima) и изящный (Т. gracilis), абрикос обыкновен-ный (Armeniaca vulgaris), гинкго двулопастной (Ginkgo biloba), алы-ча или слива растопыренная (Prunus divaricata), ива красная (Salix aсutifolia), бундук канадский (Gymnocladus diоicus), аморфа кустар-никовая (Amorpha fruticosa). Легкий изящный характер кроны свойственен деревьям с редкой и тонкой структурой ветвления, ажурной листвой.
По фактуре, которая определяется формой, цветом, величиной и характером расположения ветвей, различают:
• крупную рыхлую, листья довольно большие и расположены
свободно, не плотно – катальпа яйцевидная (Catalpa ovata), дуб
черешчатый (Quercus robur), платан кленолистный (Platanus
acerifolia), шелковица черная (Morus nigra), калина обыкновенная
(Viburnum opulus) и гордовина (V. lantana), скумпия обыкновенная
(Cotinus corrigria), орех грецкий (Juglans regia), серый (J. cinerea),
сумах пушистый (Rhus typhina);
• крупную плотную, листья расположены плотно, близко друг от друга – каштан конский (Aesculus hippocastanea), каштан посев-ной (Castanea sativa), клены остролистный (Acer platanoides) и по-левой (A. campestre), липа крупнолистная (Tilia platyphyllos);
• мелкую рыхлую, небольшие листья расположены достаточно свободно – белая акация (Robinia pseudoacacia), ивы (Salix), лох узколистный (Eleagnus angustifolia), гледичия трехколючковая (Gleditchia triacantha), лиственница европейская (Larix decidia);
• мелкую плотную – вяз мелколистный или берест (Ulmus parvifolia), клен татарский (Acer tataricum), жимолость татарская (Lonicera tatarica), тис ягодный (Taxus baccata), биота восточная (Biota orientalis), туя западная (Thuja occidentalis), кипарис вечно-зеленый (Cupresus sempervirens), можжевельник казацкий (Juniperus sabina).
В последние годы особенно популярны стали хвойные растения, форма кроны которых необычайно разнообразна, и не только в свя-зи с их биологическими особенностями, но и благодаря усилиям селекционеров:
• шаровидные: туя западная, сорта Globosa, Danica, Little Champion; ель обыкновенная, сорта Echinoformis, Compacta, Parviformis, Pumila;
• пирамидальные – от широкопирамидальных и конусовидных до узкоконических и колонновидных;
• яйцевидные, воронковидные, бокаловидные;
• нитевидная форма, с поникающими верхушками побегов: туя западная f. Ohlendorfii и сорт Filiformis, кипарисовик горохоплод-ный, сорт Filifera;
• плакучие и змеевидные формы: ель обыкновенная, сорта Cranstonii и Viminalis, лиственница даурская, сорт Pendula, сосна Веймутова, сорт Pendula;
• стелющие формы, используемые в качестве почвопокровных: можжевельник казацкий, сорт Tamariscifolia и можжевельник обыкновенный, сорт Depressa;
• вересковидные – хвоинки с небольшими плотными заверну-тыми краями, в частности: туя западная, сорт Ericoides, кипарисо-вик горохоплодный, сорт Bouleuvard.
См. также ПЛАКУЧИЕ КРОНЫ.
КСЕРОФИТЫ – растения, приспособившиеся к значительному постоянному или временному недостатку влаги в почве или в возду-хе. К ним относятся практически все виды очитков (Sedum), мно-гие злаки: овсяница (Festuca), ковыль (Stipa), щучка (Deschampsia), бриза (Brisa), сухоцветы: акроклинум (Acroclinum), гелихризум (Helichrysum), гомфрена (Gomphrena), статице (Limonium), а также многие красивоцветущие и декоративнолиственные виды, напри-мер, газания (Gazania), доротеантус (Doroteanthus), синяк (Echium), юкка (Jucca), гнафалиум (Gnaphalium), полынь (Artemisia), расто-ропша (Silubim).
КСИСТ – небольшое пространство перед домом в виде плоского разбитого на квадраты или прямоугольники сада с четким осевым построением, преобладанием газонов и бордюров, один из ранних примеров регулярной планировки.
КУЛИСЫ – группы или массивы деревьев или кустарников, расположенные параллельно друг другу, предназначенные для со-здания многоплановой перспективы и ограничения висты (см.).
КУЛЬТИВАР – 1) термин, принятый в англоязычной литерату-ре, обозначает совокупность культивируемых растений, которая яв-ственно отличается определенными признаками (морфологически-ми, физиологическими, цитологическими и др.) и сохраняет их при половом и бесполом воспроизведении, данный термин можно счи-тать международным эквивалентом отечественного понятия «сорт»; 2) садовая или сельскохозяйственная разновидность, сорт, получен-ный бесполым путем и не могущий быть размножен семенами, на-звание такого растения пишется с прописной буквы и берется в одиночные кавычки, например сорт 'Лантана' или 'Aurora', хотя в последнее время это не является строго обязательным.
К этому термину близок другой – «вариетет» (varietet, сокра-щенно– var.) – измененная форма, но недостаточная для выделе-ния в новый вид.
КУЛЬТУРА – синоним понятия культурное растение (см. рас-тение культурное).
КУРВАТУРА – едва заметная криволинейность, которую при-дают прямолинейным формам для смягчения их острой геометрич-ности и достижения пластической выразительности композиции.
КУРДОНЕР – парадный двор в виде частично П-образного про-странства, окруженный корпусами зданий и обычно отделенный от улицы оградой. Прием широко использовался в ансамблях эпохи классицизма, русских усадьбах XVIII-XIX вв.
КУРТИНА – 1) отдельный участок леса, ботанического сада, дендрария; 2) крупная группа из 20 и более экземпляров деревьев и кустарников одного вида; 3) обложенная дерном грядка для цветоч-ных растений.
КУСТАРНИК – одна из жизненных форм растений, согласно эколого-морфологичёской классификации. Отличается наличием множества стволов, отсутствием явно выраженного главного ство-ла, ветвление начинается на уровне почвы. Форма кроны кустарни-ков не имеет решающего значения в пейзаже, но во многих компо-зициях они могут усилить общий декоративный эффект. По форме кроны кустарники условно подразделяют на шаровидные, снопо-видные, подушковидные, раскидистые, продольно-овальные, кону-совидные и стелющиеся (рис. 53, цв. вклейка фото 60).
Рис. 53. Формы кроны кустарников: 1 – шаровидная (жимолость; бересклет; калина); 2 – сноповидная
(спирея Ван Гута); 3 – подушковидная (кизильник скученный); 4 – конусовидная (туя западная); 5 – продольно-овальная (спирея); 6 – раскидистая (можжевельник казацкий); 7 – стелющаяся (кизиль-ник горизонтальный и прижатый)
Кустарники с шаровидной и раскидистой кроной наиболее при-годны для посадок в группы, в подлеске, на опушке.
Кустарники сноповидной и конусовидной формы предпочтитель-нее высаживать как солитеры или в рыхлых группах по 2-3 экзем-пляра на открытых полянах или у цветочных партеров.
Для живых изгородей подойдут кустарники с продольно-оваль-ной формой кроны;
Подушковидные кустарники находят применение при укрепле-нии и декорировании откосов и склонов, во многих типах каменис-тых садов.
Стелющиеся формы высаживают в каменистых садах, иногда ис-пользуют как бордюрные и даже почвопокровные.
Различают высокие – до 2-3 м (сирень, боярышник, скумпия, туя западная), средние – до 1,5 м (кизильник блестящий, смороди-на золотистая, снежноягодник), низкие - 60-80 см (айва япон-ская, барбарис Тунберга, магония падуболистная) и стелющиеся – можжевельник даурский.
КУСТАРНИК ШПАЛЕРНЫЙ – форма, получаемая в результате систематической стрижки растений в одной плоскости, наиболее наглядный пример – виноградники.
КУСТАРНИКОВЫЙ ЯРУС – второй, считая сверху ярус, обра-зованный кустарниками. Иногда в него включают и некоторые дре-весные породы.
КУСТАРНИЧЕК – одна из жизненных форм многолетних одре-весневающих растений, которые отличаются от кустарников мень-шей продолжительностью жизни (5-10 лет) и размерами, высота не более 40-50 см.
Л
Рис. 54. Планы садов-лабиринтов (по А.П. Вергунову, ВЛ. Горохову) |
ЛАБИРИНТ – запутанные проходы, появившиеся впервые в са-дах эпохи Возрождения и широко распространившиеся в русских парках XVII-XIX веков (рис. 54), Обычно их устраивают из высо-ких стриженных живых изгородей (граб, липа, лавр). Сначала ла-биринты, или сады Дедала, изображали на стенах, потом выклады-вали мозаикой на полу храмов, и по ним на коленях передвигались богомольцы, имитируя далекие паломничества, затем лабиринты переместились в сад. До XVII века имела и символический харак-тер, олицетворяя стремление человека кБогу через преодоление заблуждений и борьбу с дьяволом, позже приобрели просветительс-кий (лабиринт на темы басен Эзопа в Летнем саду) или развлека-тельный (Критский лабиринт) характер. В небольшом саду устрой-ство лабиринта позволяет увеличить длину прогулочных дорожек. Один из самых сложных лабиринтов находится в Хемптон-Корте (Англия).