· Политически-раздробленная экономически-отсталая страна
· 2 направления мыслидеятельности:
- Человек
- человеческий род
· Мыслители:
- Кант
- Гегель
· Историческая школа права в германии (альтернатива естественной школе права):
- Савиньи
- Гуго
Иммануил Кант
18-19 вв., г. Кёнигсберг, педант, философ.
Логическое основание: идеи Руссо, Монтескье
Работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «К вечному миру», «Метафизика нравов».
Философия:
· Критика чистого разума («Что я могу знать?»):
- Нужно различать вещь в себе (сущность вещи) и феномен (вещь, каковой она нам является)
- Сущность вещи остается для нас непонятой
- Возможности разума ограничены, мы можем познать только феномен, а не сущность вещи
· Критика практического разума («Что я должен делать?»):
- На 50% наши поступки зависят от общества (когда мы выступаем как феномены), но человек еще и вещь в себе => он может формулировать себе правила поведения независимо от общества
- Человек – это вещь в себе, это существо со свободной разумной волей
- Правила, которые мы формулируем:
o Гипотетические императивы (условные: формулируется цель)
o Категорические императивы (должен, потому что должен):
1) Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать основой всеобщего законодательства (=для всех)
2) Каждый другой человек для нас – цель, а не средство для достижения моих целей
3) Веди себя так, чтобы человечество видело в тебе – цель, а не средство
- Поступки:
o Моральные
o Легальные
- Право:
o То, что станет основой для законодательства
o Это совокупность условий, посредством которых произволение одного лица может быть согласовано с произволением другого лица по общему закону свободу
o Внешнее согласие действия с моральным законом
o Это взаимное принуждение, охраняющее общую свободу
21.01.13
- Практический разум – источник права и морали:
o Мораль основана на самопринуждении
o Право основано на внешнем принуждении
Политическое учение:
· Теория договорного происхождения государства
· Государство – множество людей, объединенных правовыми законами (юридизация понятия государства)
· Цель государства – создание права и обеспечение этого права
· Критика патерналистского государства: монарх хочет сделать счастливым народ по своим понятиям и неизбежно становится деспотом.
· Формы правления:
- По наличию разделения властей:
o Республика (есть)
o Деспотия (нет)
- По количеству правящих:
o Автократия (один)
o Аристократия (несколько)
o Демократия (многие)
· Способы перехода к идеалу (конституционной монархии):
- Критика революции:
o Тираноубийство неприемлемо
o Изменение только названия органов, а не их сути
- Реформы:
o Принятие конституции для ограничения полномочий князей, монархов
o Для перехода к конституционной монархии необходима автократия
· Возможность создания вечного мира:
- Предварительные условия:
1. Нельзя включать в мирные договоры те положения, которые могут привести к новым войнам
2. Нельзя уступать государство по нормам частного права (передача государства в приданное, в подарок), т.к. государство – это не территория
3. Постоянные армии должны быть распущены
4. Не должно быть гос. займов для фондов для ведения войн
5. Не должно быть вмешательства одного государства во внутреннюю политику другого государства
6. Военные действия не должны вызывать в будущем недоверие между бывшими воюющими сторонами (ех.: отравление воды)
- Основные условия:
1. Заключается договор между республиками, т.к. они предполагают наличие народного представительства
2. Результат договора – федерация республик
3. Должен быть установлен режим гостеприимства (ех.: культурный обмен между студентами)
4. Тайное условие: правители должны советоваться с философами («Потому что обладание властью неизбежно побеждает свободное суждение разума»)
· У народа есть обязанность терпеть злоупотребления верховной власти:
- Народ и суверен (носитель власти), кто должен быть судьей между ними? Такого нет, поэтому если признать за народом право на свержение суверена => мы признаем за народом право быть судьей в своем собственном деле. Но народ может законно сопротивляться носителю исп. власти через своих представителей, иногда не уступать ему. Если он будет всегда уступать, то это признак того, что народ испорчен и его представители продажны.
· Сторонник принципа Талиона, иначе народ – соучастник публичного нарушения справедливости
Фридрих Гегель
18-19 вв., немецкий философ, закончил теологический факультет Тюбенгемского университета, жил во времена завершения европейского просвещения, французских революций.
Работы: «Энциклопедия философских наук» (связывание логически), «Философия права»
Логическое основание: объективный идеализм
Книга «философия права»:
· Предисловие:
- Критика обывательского мнения о праве (Научное понятие о праве могут сформулировать только философы)
- Противопоставление себя Платону (Платон рассуждал об идеальном государстве, чего не нужно делать, необходимо постигнуть разумность существующего государства)
- Поиск разумности права («Право есть свобода как идея»)
· Структура:
- Абстрактное право:
o Человек – это существо со свободной разумной волей => каждому из нас принадлежит правоспособность
o Абстрактное право – это правоспособность, которая выражается в 3 формах:
1) Собственность – инобытие свободной воли в вещах:
ü Если свободная воля может принадлежать только индивиду, то и собственность может быть только частной
ü Собственность вкладывается в вещи, а не в человека (критика рабства)
ü Собственность не может быть равной, вопрос о том, чем владеет человек – правовая случайность
2) Договор – это свободное соглашение сторон, посредством которого я также могу стать собственником. Договор – это собственность в ее опосредованной форме
3) Нарушение права:
ü Преступление – это отрицание права
ü Преступление должно быть наказано
ü В преступнике нужно видеть личность => надо считаться с его достоинством
ü Понести наказание – это не обязанность, это его право
ð Право –> преступление -> наказание
- Мораль:
o Мораль – это внутренне самоопределение свободной разумной воли
o Каждый из нас хочет, чтобы его судили по его самоопределению, он в этом отношении свободен, как бы ни сложились внешние определения
o Ценность человека определяется внутренним побуждением
- Нравственность:
o Нравственность - это реализация свободной воли в общественных отношениях
o 3 формы нравственности:
ü Семья
ü Гражданское общество – это связь индивидов посредством общ. разделения труда, общий правопорядок, через их потребности:
Ø Наличие позитивного законодательства, которое признает за нами абстрактное право
Ø Законодательство общепризнано (кодифицированное право)
Ø Исключена монополия юристов на знание законодательства
Ø Имманентные (внутренние) недостатки законодательства:
1) Может быть выражен произвол
2) Абстрактный характер, применяемый к индивидуальным случаям
3) Рационально невозможно обосновать размер штрафа
Ø Наличие правосудия – это разумный институт гражданского общества (т.к. можно наблюдать реальную работу права. Обеспечивается равноправие в суде)
Ø Институт присяжных – это тоже разумный институт
Ø Структура гражданского общества:
1) Субстанциональное сословие (крестьяне и дворяне – критерий: земля)
2) Промышленное сословие (промышленники, торговцы – критерий: разум, расчет)
3) Всеобщее сословие (чиновники)
Ø Создание корпораций – объединение людей по профессии
ü Государство – это действительность нравственной идеи:
Ø Критика теории договорного происхождения государства, государство – это цель сама по себе, это «шествие Бога в мире» => обожествление государства
Ø Разумное назначение человека – жить в государстве
Ø Разумное государство – конституционная монархия с различением властей (не разделением):
1) Законодательная власть (устанавливает всеобщее):
§ Двухпалатный орган (нижняя палата – сословно-профессиональное представительство)
2) Правительственная власть (подводит особенное, единичное под всеобщее):
§ Иерархия чиновников
3) Княжеская власть (тот, кто подписывает законы)
Ø Государство – вешний организм
Ø Гегель – сторонник войн, т.к. развитие осуществляется через противоречие
Ø Государство с точки зрения всемирной истории (историческое развитие):
ß История начинается с востока – деспотия
ß Античная Греция – демократия и аристократия
ß Германия – конституционная монархия
Густав Гуго
18-19 вв.
Логическое основание: идеи Канта
Учение:
· Источники права:
- Самобытно-развивающее право (которое не создает верховная власть)
- Законодательное право
· Право развивается также органично как язык, нравы (развитие во времени сообразно обстоятельствам)
· Недостатки законов:
- Сомнение, будет ли работать закон или нет
- Могут противоречить друг другу
- Могут выражать корыстные цели законодателя
- Требуют внесения поправок
- Многие никогда не читают законы
· Критика договорного происхождения государства:
- Трудно представить, что млн людей заключили договор о создании института, о котором они ничего еще не знают
- Гос. власть не обеспечивает стабильность, т.к. предполагает возможность расторгнуть договор
22.01.13
Фридрих Карл фон Савиньи
18-19 вв., министр юстиции Пруссии, член комиссии Народного ополчения
Работа: «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению»
Логическое основание: объективный идеализм, идеи Монтескье
Учение:
· Существует народный дух, который является источником развития права
· 3 этапа развития права:
1. Природное (обычное) право:
- живет в сознании народа
2. Научное право:
- живет в сознании юристов
- Юристы не создают право, они проясняют право, которое создано народом
3. Законодательное право:
- Законодатель только фиксирует то, что создано народным духом и прояснено юристами
- Задача правителей – признавать право, существующее независимо от них
- Живущее в народе право есть единственно разумное право, и ставить на его место свой произвол – это нарушение естественного развития права
- Стремление одним ударом сверху улучшить наше юр. состояние – это проявление несчастного направления (критика принятия ГГУ)
· Критика кодификации:
- Нет единообразно подготовленных юристов, которые были бы способны подготовить текст ГГУ, подходивший нынешней раздробленной Германии
- Принятие кодекса – это антинациональная идея