Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные положения зарубежной этносоциологии и культурной антропологии




В зарубежной этносоциологии и культурной антропологии наблюдается значительный разнобой в отношении происхождения и функционирования этносов. При определении основных характерных черт этнических подразделений акцент преимущественно делается на субъективные факторы, хотя нередко отмечаются и объективные признаки такого рода, а также условия их возникновения. Среди последних чаще всего называется общность предков, географическое или государственное происхождение. Именно факт происхождения является основным в концепции этнических групп. В соответствии с этим дается следующее определение этноса. Этнос - это группа, которая придерживается субъективной веры в свое общее происхождение из-за подобия физического типа, обычаев или благодаря памяти о колонизации и миграции. (М. Вебер). Что же касается основных свойств этносов, то к ним относят в основном культурные традиции. В целом в западной социологии этнос рассматривается на уровне социального взаимодействия, т.е. этическое сводится к той или иной форме социального взаимодействия. Спор идет между последователями социологической концепции М. Вебера и структурно-функционального анализа. Согласно М. Веберу, трудно убедительно определить в общем и даже конкретном случае, какое влияние специфические этнические факторы (например, вера в кровные связи или различия, стиль жизни человека) имеют на формирование группы. Современные комментаторы методологии М. Вебера утверждают, что существует бесконечное множество критериев для формирования этнических групп, биологических или культурных, и до сих пор все еще нет специфических условий, при которых одни из них выходят на сцену, а другие - нет. Нужно найти те свойства этничности, которые в зародышевом состоянии наличествуют в наиболее архаичных ее формах, так называемую исходную клеточку, которая развернется в целую систему теоретических моделей всех мыслимых этнических процессов (идеально-типическую модель). На субъективистских позициях стоят видные социологи и социальные психологии Ф. Барт, П.Л. ван дер Берге. Поскольку этничность - следствие социального взаимодействия, ее можно определить в результате эмпирического исследования. Вырабатываемая шкала этнической идентификации для измерения этнической принадлежности начинается с индивидуумов, априорно определяемых как членов тех или иных этнических групп, затем устанавливается, насколько сильна идентичность индивида с его этничностью. Такой подход отличается субъективизмом, но его достоинство в том, что, делая акцент на индивида, духовную и культурную мотивацию его поведения, преследуется прагматическая цель: интегрировать индивида в малые группы и организации, а те - в общество и государство, ликвидировать межэтнические конфликты и сохранить целостность и стабильность общественного организма. Большинство сторонников структурного функционализма трактуют этнос как нечто изначальное, первозданную идентичность, которой присущ отличительный набор культурных атрибутов. Примордиалисты (primordial - первозданность) интерпретируют социальное взаимодействие исходя из чего-то, данного еще до начала взаимодействия. Это понимание основывается на латентных факторах биологического и социально-исторического происхождения.

Феномен «этнического ренессанса»

Представляется, что феномен «этнического ренессанса» имеет социально-экономическую и социально-психологическую стороны. С одной стороны, здесь проявляется подсознательное стремление людей оказать противодействие нивелирующему и унифицирующему воздействию НТР на жизнь, национальную самобытность, а также распространению массовой культуры американского образца. В результате - осознание своего этнического «я», своих национальных корней, поддержание своего языка, обычаев и т.д., стремление к национальному самоутверждению. С другой стороны, как мы видим у Л.Н. Гумилева, сфера этнической жизни человечества испытывает влияние не только социально-экономических законов, но имеет и свои собственные, специфические законы развития. Не исключено, что наряду с факторами социально-экономического,
психологического характера, этнический ренессанс стимулируется
воздействием факторов иного порядка, скажем, природных. У нас, видимо, произошло следующее: общемировая тенденция к
этническому ренессансу, вызванная социально-экономическими и
природными факторами, уже сама по себе будучи сильным фактором
развития этнического самосознания, наложилась на крайне опасную
ситуацию, сложившуюся к 80-м годам. Острота национальных
противоречий, варварство, вандализм в отношении национальных
культурных ценностей и традиций, особенно русских, нищета значительной
части населения, развал экономики, дефицит, инфляция вызвали
национальные конфликты в различных регионах бывшего СССР в формах
этнического геноцида.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 551 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2311 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.