Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Как шел процесс становления морали?




Талион и золотое правило нравственности обычно рассматривают как выражение исторически последовательных ступеней в развитии морали.

Талион – lextalionis – это форма социальной регламентации, соответствующая довольно ранней стадии развития человеческих сообществ. Происходит слово «талион» от лат. Talio – возмездие, равное преступлению. Талион является ограничителем кровной мести по принципу6 возмездие должно строго соответствовать нанесенному ущербу. Он основан на принципе равного воздаяния и коллективной ответственности. Талион действительно был приоритетным правилом на ранних стадиях развития, поскольку представлял собой механизм ограничения индивидуального произвола, обуздания мстительности, выходящей из варварства и агрессивности человека. Однако он не мог быть всеохватывающим, так как отношения с чужаками сводились не только к вражде. Возмездие – карающий элемент воздаяния. Есть и положительное действие - благодарность: «Плати добром за добро, обидой за обиду». Благодарность – это выражение в соответствующих действиях чувства одобрения, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние. Благодарность восходит к древнейшим ритуала и обмена дарами. Исследователи считают, что предпосылкой появления морали был «талион» (от латинского «талио» возмездие) – око за око, зуб за зуб – это формула талиона. Из талиона вырастает два вида социальной регуляции: правовая регуляция, в ней он превращается в принцип воздающей справедливости. Раньше права возникает мораль, в которой талион трансформируется в «золотое правило» нравственности.

Первая особенность талиона состоит в том, что внешняя причина действий гетерономная, поэтому и принято в этике отмечать, что талион основан на гетерономии воли (это воля внешняя и чужая), поступки других стали причиной действий своих. Талион был исторически первой формой родовой, коллективной ответственности. Талион был распространением во вне из внутри общинного принципа, уравнивающей справедливости. В общем он первая форма узаконенного насилия, однако легитимность это моральная, суть которой не провокация насилия, а ограничение насилия. Из талиона вырастаю два специфических вида социальной регуляции: мораль и право. Талион дает лишь одну степень свободы выбора – поступить так, как поступили другие не превышая степень ущерба, вреда. В основе морали же автономия воли – внутренняя воля, в отличии от внешних обстоятельств, как в талионе, мораль есть воля свободная.

Талион трансформируются в моральный способ регуляции, он превращается в «золотое правило».

Стоит различать, что появилось оно к 1 тысячелетию до н.э., понятие же было введено в 18 веке. Первые упоминания «золотого правила» есть в индийских рукописях Махабхарата. В древнем Китае в трудах Конфуция так же модно найти интересные замечания – в произведении Лунь Юй, на вопрос ученика «есть ли какое-нибудь правило, которому можно следовать всю жизнь?», ответ: «не делай другим того, чего себе не желаешь». Это подразумевает взаимность. В «Одиссее» Гомера, «Истории» Геродота, в Библии мы встречаем подобные формулировки. В Евангелие от Луки и от Матфея, говорится о формуле «золотого правила», Евангелие от Матфея говорит нам «итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки…».

В этике средневековья к этому правилу обращается Августин, и именно он характеризует его как естественный закон нравственности, как естественный закон любви (но любовь эта к Богу). Традицию бережного отношения к «золотому правилу» прерывает Кант. Он не считает его всеобщим законом. Так как оно не содержит в себе оснований долга и является правилом единичного поступка. Однако исследователи считают, что между «категорическим императивом» и «золотом правилом» очень много общего.

П. Кропоткин видел в золотом правиле общего закона взаимопомощи. Л. Толстой считал это правило инвариантом всех мировых религий, он считает его общечеловеческой сутью нравственности. «Золотое правило» является конструктивным отрицанием талиона. Оно соединяет своих и чужих, и чужие становятся просто другими. При этом «золотое правило» есть не просто обычай, каким был талион, а представляет собой мыслимую форму поступка. Следуя этому правилу человек вырабатывает форму отношения к себе, через отношение к другим. В нем сливается мыслимая и реальная (практическая) установка. «Золотое правило» соединяет произвольность морального требования с обще значимостью. В праве талион трансформируется в принцип воздающей справедливости, которая характеризуется беспристрастностью.

 

4. Проблема морального прогресса. Морально-нравственный пессимизм и оптимизм.

 

Проблема направленности развития морали и нравственности относится к числу самых дискуссионных в этическом знании. Существуют различные гипотезы на этот счет. Они связаны с общими представлениями о направленности социально-исторического развития. Так, например, на ранних этапах истории были выдвинуты теории циклического и регрессивного развития. Тем не менее, человеческая история не предоставила пока возможности сделать какие-либо однозначные выводы относительно ее смысла и направленности. Поэтому и в области этического знания не может быть единства мнений.

Морально-нравственный оптимизм – такой тип мировоззрения и мироотношения, в основе которого лежит вера в лучшее будущее, вера в прогресс. Плюс оптимизма – активизация всех жизненных сил. Минус – гипертрофированный оптимизм, который опасен утопизмом, иллюзиями и самообманом.

Морально-нравственный пессимизм – специфическое мировоззрение, в основе которого лежит нигилизм и скептицизм. Характерны: отсутствие веры в лучшее будущее, чаще всего убежденность в регрессе. Плюс – «подвергай все сомнению», это лозунг скептиков, нельзя принимать все на веру, он и есть противоядие гипертрофии оптимизма. Минус – пассивная жизненная позиция, обесценивание веры.

Буржуазные революции XVI-XIX вв. радикально изменили культурную динамику Европы. Тогда же возникают новые понятия, используемые для описания новой социокультурной реальности. В числе них было понятие «прогресс», введенное в обиход Ж. Летурно.

Понятие «прогресс» - это благородное понятие в западной истории, и вместе с тем понятие – трагическое. Прогресс предполагает идею прыжка, некоего насилия, которое заполняет пропасть между «есть» и «должно».

Понятие «прогресс», неизвестное и малозаметное в Европе вплоть до XVII века, в веке XIX превращается в общепринятую догму, аксиому и пользуется всеобщим признанием. Тюрго – основной философ прогресса, написавший книгу «Всеобщая история» (1750). По его мнению, для прогресса нужна только наука и в какой-то мере экономическая прибыль. Для Гегеля, например, история мира – это прогресс в сознании свободы. В 18-19 веках цель прогресса понималась как свобода индивида.

В эпоху Просвещения закладываются основы «мифа о прогрессе». Этот миф обещал неуклонное движение человечества к счастью и наиболее совершенному состоянию.

В ХХ веке выяснилось: прогресс науки не означает прогресса человечества и, тем более, морально-нравственного совершенствования (об этом говорил еще Ж.-Ж. Руссо!). Дискурс о прогрессе в современную эпоху стал больше походить на пустые обещания. Таким образом, идея прогресса выглядит спорной, она перестает быть стандартом, с помощью которого измеряют происходящие изменения, все больше и больше напоминает красивую фразу, украшение речи, и теряет свое прежнее значение в начале ХХ века. Часто можно слышать, что Первая Мировая война, которая принесла с собой культурный и моральный шок, похоронила идею прогресса окончательно. Теперь при помощи этого слова можно только озадачивать и пугать. Х. Ортега-и-Гассет писал: «Идея прогресса усыпила в человеке ощущение опасности. Ведь если прогресс неминуем, мы можем отбросить всякую бдительность, отогнать все заботы, освободить себя от какой-либо ответственности… Мы живем в эпоху, которая чувствует себя способной достичь чего угодно, но не знает, чего именно. Она владеет всем, но только не собой. Она заблудилась в собственном изобилии. Больше, чем когда-либо средств, больше знаний, больше техники, а в результате мир, как никогда злосчастен – его сносит течением».

Но развивается ли нравственность? И в каком направлении? Становится ли она в ходе человеческой истории более совершенной?

1. Традиционализм – одно из идейных течений ХХ века (Р. Генон). Характерна установка: нравственность может исправляться только радикально.

2. Холизм (Я. Смэтс). Характерно утверждение: нравственность меняется посредством изменения установок сознания.

Мы убедились, что мораль исторически изменяется и развивается. С утверждением христианства на первый план вышла тема бескорыстной любви, способной распространяться даже на врагов. Милосердие, терпимость, надежда на будущее становятся добродетелями наряду с идеалами честности, мужества, справедливости. В Новое время улучшение общественных нравов связывалось философами с увеличением влияния разума. Людей надо просвещать, им необходимо объяснять, что такое хорошо и плохо, доказывать, что следовать морали лучше, чем не следовать ей.

Во всей последующей истории вплоть до сегодняшнего дня мы можем проследить, хотя и медленное, но проникновение высоких идей в разные сферы общественного сознания. Идея ценности человеческой жизни, права личности, идея равенства людей, принцип ненасилия и др. Но стала ли мораль лучше?К сожалению, нет. Это демонстрирует нам история войн. В ХХ веке частота войн превысила в 1,5 раза среднюю частот войн за всю известную историю человечества. Самое безнравственное состоит в том, что бедствия стран и целых регионов становятся в наше время выгодным коммерческим предприятием, на котором наживаются несметные капиталы. («Кому война, кому мать родная».) Таким образом, все умозаключения относительно направленности развития морали носят пока гипотетический характер.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие концепции происхождения морали Вы знаете?

2. Когда (исторически) возникает мораль? В ответ на какую необходимость?

3. Что такое «талион»?

4. Каковы его отличительные характеристики?

5. В чем заключается отличие «золотого правила» от «талиона»?

6. Дайте определение «морально-нравственного оптимизма»? «морально-нравственного пессимизма»?

7. Возможен ли морально-нравственный прогресс? Каковы его критерии?

 

Литература:

1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М., 1982 – 187с.

2. Дробницкий О. Г. Моральная философия. – М, 1996. – 126с.

3. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. – 178с.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М., Р-н/Д., 2005. – 416с.

5. История этических учений./Под общ.ред. А.А. Гусейнова. – М., 2003. – 891с.

6. Этика: учебник для филоских факультетов вузов /под общ.ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко/ – М., 2006. – 494с.

7. Этика: Энциклопедический словарь./ Под ред. Р.Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М., 2001.- 671с.

8. Этциони А. Новое золотое правило: сообщество и нравственность в демократическом обществе // Новая индустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999. – 312с.

 

Веб-ресурсы:

1. http://www.ethicscenter.ru/;

2. http://terme.ru/;

3. http://www.philosophy.ru/;

4. http://www.humanities.edu.ru/;

5. http://phenomen.ru/.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 683 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2145 - | 2033 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.