Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этика новейшего времени (XX век)




В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось

Как изменилось представление о предметной области этики? Э. Фромм в работе «Человек для себя» дает следующее широкое определение этики: «Этика есть искусство жить…». Мыслитель выделяет два типа этических систем. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека. Он же устанавливает законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель; он их создает, он их регулирует, и он их соблюдает.Гуманистическая этика основывается на принципе, что только сам человек может определить критерий добродетели и греха, а не трансцендентный ему авторитет. «Благо» - это то, что хорошо для человека, а «зло» - это то, что человеку вредит; единственный критерий этической оценки - благополучие человека.Гуманистическая этика - это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке".

Если рассматривать этическую мысль XX-го столетия под другим углом зрения, то становится очевидной ее поляризация на два типа, которые можно обозначить как "прикладной" и "теоретический". Первый нацеливает на обсуждение конкретных проблем, имеющих статус частных в сфере этического знания; другой направлен на рассмотрение нравственных ценностей в максимально большом, вселенском масштабе (например, работа Альберта Швейцера «Культура и этика»).

Таким образом, рассмотрев ключевые этапы в историческом развитии этики, мы можем сформулировать следующее определение: «Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития».

Выводы:

· Существуют различные принципы и основания для типологии этических учений: этический плюрализм – этический монизм.

· Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали:А) натуралистические концепции; Б) социологические концепции: мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (Т.Гоббс, Дж. С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм)или репрессии (Ф.Ницше, З.Фрейд); В) «антропологические концепции»: мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, К.А.Гельвеций, Э.Фромм); Г) супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, например, данным в откровении (Августин, Ф.Аквинский, русская религиозная философская традиция).

· Типы этических теорий в соответствии с пониманием морально-нравственного идеала:А) Гедонистические учения; Б) Утилитаристские, или прагматистские учения;

В) Перфекционистскиеучения; Г) «Гуманистические» учения.

· Исторически представление о предмете этики менялось: этика как учение о добродетелях (Аристотель, Ф.Аквинский) – учение о долге и должном (И.Кант) – «искусство жить» (Э.Фромм).

 

 

Вопросы:

1. Что такое типология; типологизация?

2. Назовите принципы, лежащие в основе типологии этических учений.

3. Что такое гедонизм?

4. Что такое эвдемонизм?

5. Что такое утилитаризм?

6. Назовите представителей «социологизма» в этике?

7. Как исторически менялось представление о предмете этике?

8. Какой переворот в истории этических учений связан с именем немецкого философа И.Канта?

9. В чем заключаются отличительные характеристики современного этапа в развитии этики?

 

Литература:

1. Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. – М., 2006.- 325с.

2. Аристотель. Этика. – М., 2002. – 496с.

3. Аристотель. Этика.- Соч. в 4 т. Т. 4. - М., 1972. – 347с.

4. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – Киев, 1996. – 216с.

5. Гегель. Философия права. - М., 1990. – 369с.

6. Гусейнов А.А. Античная этика. – М., 2004. – 271с.

7. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 1995. - 351с.

8. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - СПб., 1997. – 453с.

9. Иванов В.Г. История этики Средних веков. - СПб., 2002.- 321с.

10. История этических учений / Под общ.ред. А.А. Гусейнова. – М., 2003. – 891с.

11. Кант И. Критика практического разума.- СПб., 1995. – 421с.

12. Кант И. Лекции по этике. – М., 2000. – 459с.

13. Фромм Э. Человек для себя – Мн., 1992. – 253с.

14. Этика /под общ.ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко/ – М., 2006. – 494с.

15. Этика: Энциклопедический словарь./ Под ред. Р.Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М., 2001.- 671с.

 

Веб-ресурсы:

1. http://www.ethicscenter.ru/;

3. http://www.philosophy.ru/;

4. http://www.humanities.edu.ru/;

5. http://phenomen.ru/.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2943 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.