Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 11: Основные этапы развития этики




1. Типология этических учений.

2. История этических учений: общая характеристика.

1.Типология этических учений.

Существуют различные подходы, лежащие в основе типологии этических учений.

I. Принцип типологии: этический плюрализм. Его суть заключается в том, что этические направления как таковой классификации не получают. Это персоналистический плюрализм: мы просто берем персону мыслителя и рассматриваем его этическое учение, и, выделив основную идею, даем название этической концепции (Аристотель – «Этика добродетели», И. Кант – «Этика долга», А. Швейцер – «Этика благоговения перед жизнью» и др.).

II. Принцип типологии: этический монизм. Осуществляется поиск единого основания этических учений. Осуществляется деление всех философских теорий на два основных направления: идеалистические и эмпирические теории. Первые усматривают источник добродетели, морали в идеальных сущностях, вторые - в реальных основаниях жизни.

 

Идеалистические теории

 
 


религиозный идеализм

 

Субъективный идеализм объективный идеализм

 

Субъективный идеализм – основа усматривается в человеческом разуме (И.Кант),

Объективный идеализм – основа в абсолютном духе (Г.В.Ф. Гегель), в мире абсолютных идей (Платон), эти идеи находятся над миром/ за пределами бытия человека.

Религиозный идеализм – творцом всего существующего является Бог, а Бог - это надмировая идеальная сущность (Августин, Ф. Аквинский).

 

Эмпирические теории.

Натуралистические теории Космологизм Эволюционизм

Социологизм

 

 

Натуралистические теории - речь идет о природе человека, это «антропный натурализм». Он сам подразделяется на три направления:

А. Гедонизм – добродетельно все то, что ведет человека к удовольствию.

Б. Эвдемонизм - добродетельно все то, что ведет человека к счастью. Отличается от гедонизма тем, что человек для достижения счастья может отказаться от удовольствия и вести аскетический образ жизни.

В. Утилитаризм - добродетельно все то, что ведет человека к достижению пользы.

Космологизм: источник морального порядка - это вселенский закон (например, логос, карма, Дао и др.).

Эволюционизм в этике исходит из того, что моральные качества людей есть более совершенный уровень качеств, наличествующих у животных (Ч. Дарвин).

Социологизм:

А. Теория общественного договора. Социальный договор – источник морального порядка. (Т. Гоббс)

Б. Концепция разумного эгоизма – человеку дана способность контролировать свой эгоизм силой разума (Н.Г. Чернышевский).

 

Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали:

А) натуралистические концепции: мораль – результат развития природных закономерностей (Г. Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии);

Б) социологические концепции:

• мораль – элемент общественной организации, социальной дисциплины (Т. Гоббс, Дж. С. Милль, марксизм, М. Вебер, Э. Дюркгейм)

• или репрессии (Ф. Ницше, З. Фрейд);

В) «антропологические концепции»: мораль – качественная характеристика человека (Демокрит, Аристотель, К.А.Гельвеций, Э.Фромм);

Г) супранатуралистические концепции: мораль обусловлена трансцендентным источником, например, данным в откровении (Августин, Ф. Аквинский, русская религиозная философская традиция).

Типы этических теорий в соответствии с пониманием морально-нравственного идеала:

А) Гедонистические учения: высшей целью человека является удовольствие (киренаики, А.Ф. де Сад);

Б) Утилитаристские, или прагматистские учения: морально-ценным является то, что служит определенной цели (софисты, Б. Франклин, марксизм);

В) Перфекционистскиеучения: высшей ценностью является совершенство (Платон, Августин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);

Г) «гуманистические» учения: высшей нравственной ценностью является человек (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Э. Фромм)

 

2. История этических учений: общая характеристика.

Выделим и рассмотрим ключевые этапы в истории этических учений.

Античная этика.

История античной этики делится на два этапа. Первый этап - от “Илиады” Гомера (IX-VIII вв. до н.э.) до учения софистов: чему следовать и чего избегать. Изречения Семи мудрецов (VII-VI вв. до н.э.), Клеобул: “Государству советы давай наилучшие”; Солон: “Не лги, пекись о важном”, “Богам- почет, родителям- честь”; Хилон: “Старость чти”, “Законам покорствуй”; Фалес: “Не богатей дурными средствами”; Биант: “О богах говори, что они есть”; Периандр: “Власть народная крепче тираний”; Питтак: “Доверенное возвращай” (Диоген Лаэртский “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов” М., 1986)

Героический и дидактический эпос Гомера и Гесиода, практическая мудрость Семи мудрецов отражали особенности морали древних греков:

1) Естественное понимание ими смысла человеческой жизни, жизнерадостное восприятие мира. Восприятие земной жизни, как единственно подлинной жизни:

“Всем смертным ныне я хочу подать совет:

Живя, познайте радость, ибо тот, кто мертв,-

Лишь тень в подземном мраке, он теперь- ничто,

Живущим надо жизнью насладиться здесь.”

(“Греческая эпиграмма” М., 1960)

2) Вторая особенность греческой морали - стремление древнего грека быть полезным обществу.

3) Рационализм морали древних греков: “Познай самого себя.”

Второй этап начинается с V в. до н.э. Противоречия внутри греческих полисов обострились, связь между гражданами полиса значительно ослабла, индивидуальные интересы все более брали верх над интересами государства. В обществе утверждается мнение о том, что отдельный человек сам по себе обладает этической ценностью, а не только как представитель сословия, народа, государства. Этика этого этапа становиться учением о добродетели и добродетельной личности, о ее нравственной суверенности и самоценности:

“Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют”.

Протагор (490-420 гг. до н.э.)

Аристотель (Стагирит), живший в 384-322 гг. до н.э., систематизировал накопленные к тому времени морально-этические воззрения на мир и человека, дал название новой науке “этика” и поместил ее в систему наук между политикой и психологией. Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика».

Этика есть практическая философия, учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Что же такое добродетель? Прежде всего, это поступок, ведущий к благу, без причинения ущерба благу другого. Все добродетели Аристотель делит на два типа: дианоэтические – добродетели разума, высшая добродетель разума есть мудрость; этические добродетели – добродетели характера или чувства, например, мудрость, щедрость. Аристотель формулирует правило золотой середины и считает необходимым следовать ему:

Добродетель - это золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.

Как же даны добродетели человеку? Считалось, что человек от рождения добр или зол. Аристотель же утверждал, что человек от рождения, имеет лишь склонность к добру и злу. Преобладание того или другого зависит от трех причин – среда или окружение; обучение; самовоспитание.

Первую часть этики Аристотеля можно назвать этикой индивидуальных добродетелей. Вторую часть - этикой социальных добродетелей. Высшей социальной добродетелью Аристотель считает справедливость.

Вторая часть содержит в себе учение о справедливости. Мы можем выделить две ключевые характеристики справедливости:

1. справедливость как высшая социальная добродетель;

2. справедливость как мера требований и воздаяний.

Виды справедливости:

1. Уравнивающая справедливость: равным - за равное и поровну.

2. Распределяющая справедливость – неравным - за неравное не поровну.

Аристотель заложил основу аксиологических категорий этики, которые дают представление о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни:

1. Добро, зло, благо.

2. Справедливость.

3. Долг и ответственность.

4. Честь и достоинство.

5. Стыд и совесть

6. Счастье и смысл жизни.

 

Этика Средних веков

Этика средневековья представляется, на первый взгляд, полной противоположностью античной этики.Однако, при характеристике учений Августина Блаженного, Ф. Аквинского, М. Экхарта обнаруживается противоречивость и определенная пестрота мнений по тем или иным этико-теологическим проблемам. Это, конечно, не отменяет главной установки средневековой этической мысли на понимание морали как обусловленного "свыше" феномена, но, вместе с тем, позволяет учитывать его сложность и неоднозначность.

История этической мысли средневековья включает три периода:

1. Ранее средневековье – период патристики. Период творений Святых отцов церкви. Творения "отцов церкви" выявили различия между античным и средневековым типами этического сознания, примером может служить учение Августина Блаженного."Исповедь" Августина интересна еще и тем, что отражает индивидуальный путь мыслителя к христианским добродетелям через преодоление своей греховности и гордыни.

2. Период схоластики. Схоластика в общем виде есть «искусство доказательства» чего-либо, искусство опровержения. Само понятие «схоластика» со временем приобретает негативный оттенок. Фома Аквинский и его последователи назывались томистами. Ф. Аквинский формулирует свое учение на основе философского наследия Аристотеля. Он также понимал этику как науку о добродетелях, ведущих к благу. Но к тем двум классам добродетелей, о которых писал Аристотель, Фома Аквинский добавляет еще один класс – богословские добродетели: всего этих добродетелей три: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.

3. Позднее средневековье. МейстерЭкхарт «Духовные проповеди и рассуждения»,двадцать восемь идейных положений которого были объявлены (в папской булле 1329 года) еретическими. Он говорит о том, что человек богоподобен, следовательно, он должен стремиться к совершенству и не должен грешить. Сильны мистические мотивы и попытки отстоять нравственную суверенность человека.

Этика Возрождения.

В эпоху Возрождения гуманизм, рационализм, натурализм выступают в качестве главных ориентиров, предопределяя этическую рефлексию Нового времени, связанную с идеей суверенности личности. Яркий представитель - Джордано Бруно. Этические трактаты: «Изгнание торжествующего зверя»; «О героическом энтузиазме». Последний из названных - повествование о героизме человека в любви.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.