Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


этические проблемы межличностных человеческих отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины




Интересно, что один из ведущих биоэтиков России Б.Г. Юдин считает, что именно приоритет этих проблем определяет различие подходов к биоэтике в Европе и Америке. Первый — принципалистский — отдает предпочтение разработке первого круга и несмотря на то, что возник в США, на сегодняшний день более распространен в Западной Европе. Второй, более приземленный — казуистический подход — нацелен на выработку конкретных правил и рекомендаций в конкретных ситуациях лечения и биомедицинских исследований и активно разрабатывается в Северной Америке. На наш взгляд, особенностью нашей, отечественной биоэтики, а возможно и шире — спецификой восточноевропейской этики является сочетанный — интегративный поход, требующий объединения в деятельности врача и исследователя не только первых двух, но и третьего круга проблем, что вызвано духовными традициями восточноевропейских культур.

Первый круг проблем биомедицинской этики связан с необходимостью проследить, как могут и должны проявлять себя в деятельности медицинского работника — на теоретическом и практическом уровнях — общечеловеческие моральные ценности и принципы, как регулируют они нормы поведения врача и исследователя, выступая основой "стратегии и тактики" их профессионального выбора. Здесь, в свою очередь, выделяется два этических аспекта.

Во-первых, это проблема активного включения в лечебную практику в качестве руководства к действию свода высших общечеловеческих моральных ценностей, представленных такими этическими категориями, как Добро и Зло, Страдание и Сострадание, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность. Это тем более важно, что, с одной стороны, у современных медиков, особенно молодых, они стали терять свой престиж и значимость, которые им необходимо вернуть, а, с другой — преломленные сквозь призму профессиональной деятельности эти ценности обретают особую специфику. Причем оказывается, что специфика эта часто приводит к кардинальному рассогласованию их восприятия и оценки "обычными" людьми и медицинскими работниками. Особенно наглядно это проявляется в отношении к таким категориям, как добро и зло, проявляющим в сфере медицины свои относительность и нерасторжимую связь; страдание и сострадание, демонстрирующим иногда неизбежность и даже полезность первого и сомнительное значение и опасность второго; свобода, дающая медику и биологу-исследователю право на риск, а поэтому и на ошибку, но и налагающая за них особо высокую ответственность.

Во-вторых, это проблема установления однозначной экспликации сущности и признаков Жизни и Смерти человека как высших базовых ценностей. Решение этой задачи, которое должно стать делом совокупных усилий медиков, философов, этиков, представителей права и религиозных конфессий, даст возможность определиться наконец в решении вопроса о праве человека на достойную жизнь и столь же достойную смерть. А это, в свою очередь, выступает необходимым основанием деятельности трансплантологов, реаниматологов, акушеров-гинекологов и других специалистов. Сегодня необходимо, уйдя от фанатичных заклинаний о безусловной ценности человеческой жизни, реально оказывать человеку помощь в обеспечении качества этой жизни. Здесь этико-теоретические построения, касающиеся моральных ценностей и их приоритетов, непосредственно переплетаются со вторым кругом биоэтических проблем, находя в них свое практическое воплощение.

Второй круг проблем биомедицинской этики связан со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, которые проявляются каждый раз в конкретных, неповторимых случаях и сказываются на определенной, нередко уникальной, человеческой судьбе. Одной из особенностей биомедицинской этики как отрасли прикладной этики как раз и является то, что она сконцентрирована преимущественно на анализе этих отдельных случаев — медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека, и призвана выявить и проанализировать моральные стороны конкретных ситуаций. Многочисленность и вариативность подобных ситуаций порождает все новые и новые "открытые"вопросы. К их числу относятся:

• проблема эвтаназии — отнюдь не новая, но ставшая особенно актуальной в результате небывалых достижений медицины по продлению жизни человека, а значит, и его страданий;

• проблемы реанимирования — принятия решения о его необходимости, длительности, прекращении — и связанной с ним трансплантации органов — морально-правовой аспект выбора донора и реципиента;

• проблема установления критериев нормы и патологии взрослого человека и человеческого зародыша;

• проблема последствий искусственного оплодотворения и прерывания беременности — не только с медицинской, но и с нравственно-правовой точки зрения;

• проблема предвидения и предотвращения негативных последствий медико-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на человеке; определение меры ответственности и возможной степени риска исследователя.

Третий круг этико-медицинских проблем — определение характера межличностных отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины. Вторгаясь в область медицинской деонтологии, а точнее включая ее в себя, биомедицинская этика берет на себя смелость давать рекомендации по моральному регулированию человеческих отношений в системе "врач - больной" (отношения "по вертикали") и в медицинском коллективе (отношения "по горизонтали"). Здесь перед ней также встает ряд пракических задач, решение которых во многом зависит от моделей отношений, складывающихся в процессе взаимодействия между медиками-профессионалами и обычными людьми.

В отечественной медицине подавляющая масса врачей придерживается все еще традиционно-патерналистских моделей взаимоотношений с пациентами. Эта позиция, к сожалению, сочетается с широко распространенным правовым и этическим нигилизмом наших медиков. Необходимость перехода от традиционной патерналистской деонтологии к признанию автономности личности пациента, к "сотрудничеству" с ним лежит в русле современной тенденции трансформации этики авторитарной в гуманистическую. Выделяется ряд конкретных задач — этапов такого перехода.

• Определение уровня автономности и прав пациентов, в том числе психически больных и лиц с девиантным поведением (наркоманов, алкоголиков и др.); на этом этапе возникают порой сложные, трудно разрешимые проблемы: так, право больного на отказ от лечения и право на эвтаназию являются источником едва ли не самых драматических дилемм биомедицинской этики.

• Введение в медицинскую практику принципа "информированного согласия ", что предполагает совместное с пациентом принятие решений, касающихся его лечения или участия в медико-биологических исследованиях; этот процесс предусматривает, в частности, отказ от доктрины "святой (спасительной) лжи".

• Пересмотр некоторых традиционных норм медицинской деонтологии (положения о врачебной тайне, принципа "не навреди" и др.), поиск инвариантных решений, необходимость определения своего отношения к новым деонтологическим подходам в новых условиях, в частности, в условиях компьютерной и телемедицины, платного здравоохранения и др.

Рассмотрение проблем, которые биомедицинская этика включает в поле своих заботы и внимания, позволяет сделать вывод, что в сложных условиях современной гуманитарной парадигмы и соответственно гуманитарной экспертизы (Г.Л. Тульчинский) именно биомедицинская этика обеспечивает разрешение на своем поле противоречия между антропоцентризмом "старого" мировоззрения, делавшего человека исключительным центром мироздания, и новым, "не-антропоцентрическим" подходом, заботящимся о Жизни и Живом во всех их проявлениях. Снимая это противоречие, биомедицинская этика делает обе эти парадигмы комплементарными — "уживающимися" и взаимодополняющими друг друга. Современная культура (и экология) показали несостоятельность и даже опасность отношения к человеку как самоценности. Не человек сам по себе в рамках традиционного гуманизма и антропоэгоизта, а свобода его воли, направленная на выбор им подлинных ценностей, открывает перед нами новую "пост-человечность''— человечность более высокого уровня, выявляющую способность личности не только к эгоцентризму, но и к заботе о жизни и правах Живого до-, не- и недо- человеческого уровней. Таким образом происходит распространение, расширение человеческого и человечности за пределы его биологического вида.

На фоне пересмотра традиционных теоретических представлений в постнеклассическом ключе становится ясно: сегодня этико-гуманистические основания для решения проблем современной биологии и медицины — или хотя бы подходы к их решению — совершенно необходимы и практическому врачу, и биологу, и врачу-исследователю, которые часто действуют на свой страх и риск, на уровне личной нравственной культуры, или вынуждены попросту обходить многие из них. В условиях бурно протекающего биологического и научно-технического прогресса биомедицинская этика рассматривает громадное количество новых и трудных моральных проблем, но в любом случае решающую роль будет играть моральная ответственность, которая зависит от свободы выбора специалистом соответствующей модели поведения.


[1] М. Хайдеггер. «Наука и осмысление» - М. Хайдеггер. «Время и бытие». Статьи и выступления.М. Республика, 1993 г. с. 245.

[2] Pellegrino E.D., Thomasma D.C. A philosophical basis of medikal practice: Toward a philosophy a. Ethic of the healingprofessions N.Y., Oxford univ. Press, 1981, - XVIII, p.144.

[3] Гиппократ. Избранные книги. М., 1936, с. 87-88.

[4] Корженьянц Б. Парацельс. Там же, c. 86-87.

[5] “О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви”. М., 1995, с. 39.

[6] Цит. по Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М. Мысль. 1979, с. 253.

[7] См. Августин Аврелий. Исповедь. М., Renaissance, 1991, с. 205.

[8] Жильсон Э. Разум и откровение в средние века. — “Богословие в культуре средневековья”. Киев. 1992, с. 31.

[9] Корженьянц Б. Парацельс. “Мир огненный”, 1994, № 5, c. 87.

[10] Gorton D.F. History of Medicin. NewYork and London:G.P.Putman*s Sons, 1910, p. 205.

[11] Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л. 1956, с. 51.

[12] Интимная связь между врачом и больным в медицинской практике. — “JAMA”, 1992, № 2, с. 21.

[13] Персианинов Л.С. Деонтология в акушерстве и гинекологии. — Cб.: “Проблемы медицинской деонтологии”. М. 1977, c. 81.

[14] Доссе Жан. Научное знание и человеческое достоинство. — “Курьер Юнеско”, ноябрь, 1994, с. 6.

[15] Юдин Б.Г. Социальная институционализация биоэтики. — Сб.: “Биоэтика: проблемы и перспективы”. М. 1992, c. 113.

[16] Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993г.), статья 16. / Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации. М. 1995, с.16.

 

[17] Ницше Ф. Сумерки кумиров. Соч. в 2-х томах. М., 1990, т. 2, с. 611-612.

[18] Цит. по: Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981, c. 88.

[19] Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. — Время и бытие. М., 1993, с. 21.

[20] Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 2. Н. Новгород. 1996, c. 48.

[21] Августин Аврелий. Исповедь. М., Renaissance. 1991, с. 53.

[22] Василий Великий писал о слепнущих при свете дня “полуученых”, имеющих “глаза сов, ибо зрение совы, проникающее сквозь мрак ночи, поражается великолепием Света” (Цит. по.: Мосс В. Православный подход к науке. — “Православная жизнь”, 1995, № 8, с. 25).

[23] Ф.М.Достоевский. Бесы. Собр.соч. в 10-ти томах.Т.7,М.1957,с. 266.

[24] Ibid., s. 11.

[25] Ibid., s. 15.

[26] Ibid., s. 16.

[27] Иоанн ПавелII. Любовь и ответственность. М., 1993, с. 89.

[28] Там же, с. 86.

[29] Кант И. Основы метафизики нравственности. — Соч. в 6 тт., т. 4, ч.1, М., 1965, с. 278.

[30] Кант И. Критика практического разума./ Соч. в 6 т.т., т.4, ч.1, М., 1965, с.499.

[31] Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства. — Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань. 1994, с. 35.

[32] Св. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Издательский отдел МП. 1994, с. 790.

[33] Аверинцев С.С. “EYEПЛАXNIA”. — ж-л “Альфа и Омега”, 1995, № 1/4, c. 19.

[34] Флоренский П. Столп и утверждение истины. М. 1990. Т. 1.,ч. 1, c. 355-356.

[35] Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства. — Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань. 1994, c. 32.

[36] Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности. — “По образу и подобию”. М. 1995, с. 114.

[37] Там же, с. 124.

[38] Там же, с. 115.

[39] “О Боге, человеке и мире: из откровений святых отцов, старцев, учителей, наставников и духовных писателей Православной Церкви”. М. 1995, с. 19.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 601 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.