Идея равенства всех перед законом имеет глубокие исторические корни. Упоминания о ней можно обнаружить в Великой хартии вольностей (1215 г.), Декларации независимости США (1776 г.) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.).
С принятием Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Международных пактов об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.) эта идея приобрела статус общепризнанного принципа[62], сущность которого заключается в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.
В современной России названный принцип нашел правовое закрепление прежде всего в Конституции РФ, согласно ст. 19 которой: 1) все равны перед законом и судом; 2) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; 3) мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
В соответствии со ст. 7 Закона о судебной системе суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зависимости от их имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Указанный принцип относится ко всем видам правосудия. Его положения конкретизированы в ст. 4 УК РФ, ч. 4 ст. 15, ст. 1 ГК РФ, ст. 6 ГПК РФ, ст. 8 АПК РФ, ст. 14 КоАП РФ. Что же касается УПК РФ, то принцип равенства граждан перед законом и судом среди принципов уголовного судопроизводства в нем не назван, однако он нашел воплощение через совокупность норм, определяющих форму и содержание уголовного судопроизводства, права и обязанности участников процесса (например, ст. 244 УПК РФ).
Законодательство РФ предусматривает равенство перед законом не только граждан, но и организаций и учреждений. Это означает одинаковое применение законов ко всем перечисленным субъектам, включая граждан других государств, полипатридов и апатридов.
Правосудие осуществляется на основе единого для всех законодательства. Законы, дискриминирующие граждан по выше перечисленным признакам, приниматься не могут. Законы, применяемые судом, дают равные права и возлагают на граждан равные обязанности, а также предусматривают возможность реального применения юридической ответственности. В свою очередь равенство перед судом означает, что суд в равной мере доступен для всех. Перед судом все равны. Все, кто предстает перед судом, наделены соответствующими правами и обязанностями в строгом соответствии с их процессуальным статусом.
Отступление от данного правила согласно ст. 55 Конституции РФ допускается исключительно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что подчеркивает единство судопроизводства для всех. В государстве нет судов, предоставляющих привилегии для определенных лиц или на основе дискриминации. Это означает, что суд, рассматривая дело, не может создавать для кого-либо не предусмотренные законом преимущества или ограничения. Суд обязан обеспечить равное со своей стороны отношение к участникам процесса. Прямое или косвенное ограничение принципа равенства граждан перед судом или установление прямых либо косвенных преимуществ граждан в этой связи в зависимости от их расовой или национальной принадлежности влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 136 УК РФ.
Судоустройственной гарантией равенства граждан перед судом является отправление правосудия только судами, входящими в единую судебную систему РФ. К ним ст. 4 Закона о судебной системе относит Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные и военные суды, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировых судей.
Вместе с тем закон предусматривает исключения из правила равенства всех перед законом и судом, касающиеся неприкосновенности и порядка привлечения к юридической ответственности отдельных категорий должностных лиц. Например, ст. 96 Конституции РФ устанавливает неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Законодательство о статусе судей в Российской Федерации и прокуратуре устанавливает отдельные гарантии неприкосновенности судей и прокурорских работников. Особый порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливает ст. 447 УПК РФ и в отношении ряда других должностных лиц.
Эти исключения делаются с целью создания дополнительных гарантий законности и обоснованности привлечения к уголовной и иной юридической ответственности и применения крайних мер государственного принуждения к лицам, занимающим особое положение в государственном механизме, и обусловлены необходимостью обеспечения их независимости при осуществлении должностных обязанностей. В то же время судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего государственную должность, а средством защиты публичных интересов. Исходя из интересов правосудия общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности особые требования, обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего исполнения своих служебных обязанностей[63].
К исключениям из принципа равенства всех перед законом и судом согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ можно отнести и дипломатический иммунитет, которым обладают иностранные граждане, совершившие преступления на территории РФ. Вопрос об уголовной ответственности лиц, пользующихся иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории России решается в соответствии с нормами международного права, установленными такими актами, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Международная конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и др. Лица, пользующиеся иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности за преступление, совершенное в России. Как правило, их объявляют персонами нон грата и обязывают покинуть территорию нашего государства.