Тесно связаны между собой время и историческая эпоха. Понятие эпохи часто употребляется в самых разных смыслах. Говорят, например, об атомной эпохе, об эпохе научно-технической революции, об информационной эпохе и т.д. Но для нас важно исследовать эпоху в философско-историческом плане, и в этой связи следует подчеркнуть, что нельзя произвольно определять эпоху. Она есть определенный отрезок всемирной истории, характеризующийся объективными, сущностными, универсальными чертами и свойствами данного исторического времени. Она обнимает сумму разнообразных явлений и процессов, некоторые из которых играют доминирующую роль и указывают на тенденцию развития.
Многие исследователи исторической эпохи ограничивают ее содержание лишь каким-то единственным фактором. Особенно большое значение придается технологии, являющейся базой всякого производства. Маркс, например, писал, что "ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капиталистом" [23]. Ряд современных философов сциентистского направления полагают, что наша эпоха полностью определяется автоматизацией, компьютеризацией производственных процессов и что поэтому ее можно характеризовать как эпоху новой технологии.
Представляется, что нельзя абсолютизировать роль технологий общественного производства для характеристики общества. Так современная эпоха очень сложна, гетерогенна и чрезвычайно противоречива. С одной стороны, мы встречаемся с социальными организмами, имеющими очень высокие технологии, но, с другой стороны, есть социумы, находящиеся на довольно низком уровне.
Чтобы определить историческую эпоху, нужно найти такие компоненты общественной жизни, которые показывают тенденцию эволюции всего исторического процесса. Что, например, характерно для эпохи Возрождения? Во-первых, ломается старый уклад жизни. Во-вторых, постепенно совершается переход к новым технологиям общественного производства, на базе которых создаются новые, капиталистические, формы хозяйствования. В-третьих, становление буржуазного способа производства имеет ярко выраженный национальный характер. Все государства стремятся к тому, чтобы придать новым структурам национальную окраску. Архитектура, искусство и даже письмо приняли отчетливо обозначенный национальный характер. В-четвертых, в духовной жизни начинается смена парадигм. Господству религиозного сознания приходит конец, хотя влияние религии и церкви остается довольно сильным. Философия, литература и искусство начинают постепенно избавляться от христианских догм, хотя процесс этот носит довольно сложный и мучительный характер. В-пятых, вся духовная культура сфокусировала свое внимание на проблеме человека и гуманизма. Гуманисты обратились к классическому наследию античности, возродив таким путем те духовные ценности, которые она проповедовала, и прежде всего отношение к человеку как к единственному субъекту, рефлексирующему над самим собой и над окружающей средой. Тем самым они показали, что не Бог, а человек всегда находился в центре внимания духовных творцов истории. Таким образом, понятие эпохи Возрождения обнимает сумму разнообразных явлений, характеризующих ее сущностные черты и тенденцию развития.
Что еще бросается в глаза при изучении философско-теоретических аспектов исторического времени – ускорение его течения, нарастающий темп исторических изменений. Если бросить взгляд на ленту исторического времени, то очевидно, что длительность исторических эпох сокращается по мере приближения к современности. Получается, что время течет внутри эпох неравномерно. Это свойство времени впервые было открыто А. Эйнштейном применительно к разным физическим системам. Он открыл закон изменения времени от скорости физической системы. В современной физике это явление получило название собственного внутреннего времени системы. Общество это тоже система, имеющая внутреннюю динамику развития. Начальный период выделения человека из обезьяноподобных имел продолжительность около трех миллионов лет; период раннего палеолита чуть более полумиллиона лет, от появления человека разумного до мезолита около 200 тыс. Мезолит продолжался 20 тыс. лет. Неолит – 7 тыс. лет; эпоха Древнего мира до появления Христа – 2500; Средние века пролетели меньше чем за 1 тыс. лет. Новое время – менее трехсот лет, Новейшее – не прошло и сотни лет, как в истории человечества обозначились эпохальные перемены, связанные с глобализацией.
Таким образом, внутри каждого периода время как интенсивность изменений нарастает. На современном этапе эти изменения становятся столь стремительными, что граница между прошлым и настоящим стирается, что позволило известному историку и философу Ханингтону говорить о грядущем конце истории. Наш отечественный физик Капица говорит о турбулентности истории, т.е. её вихревом состоянии. Он выдвинул свою гипотезу, что одним из факторов турбулентности истории является рост населения, который происходит в геометрической прогрессии. Капица установил, что количество население в каждую эпоху увеличивается в 2, 72 раза, а временная протяженность каждой последующей эпохи также сокращается в 2,72 раза. Он пишет, что с полной ясностью можно говорить о сжатии исторического процесса и наступления времени кризиса. «Сжатие исторического времени и ускорение роста в итоге приводят к разрыву пространственных и временных связей при демографическом переходе». Этим он объясняет динамическую причину распада империй, нарушение порядка в организации общества, рост множества негативных явлений, внезапно обрушившихся не только на нашу страну.
Стремительность перемен, характерная для нашего времени, привела к кризису и стрессу на уровне личности, семьи и общества, что выражается и в инфантильности, потере ориентиров в морали, искусстве - т.е. в сфере, которая должна быть предметом изучения обществоведов. Причем искать причины подобных явлений следует не столько в дефектах общественного устройства или в недееспособности правительств и их руководителей, а в тех более общих процессах, которые переживает мир.
Эти размышления видного ученого вызывают самые разные ассоциации. Во-первых, это напоминает восприятие времени в жизни каждого человека. Ребенку кажется, что время течет слишком медленно, и он нескоро станет взрослым. В юности 40-летний человек кажется глубоким стариком. А в старости время сжимается: прошлое сливается с настоящим и наконец наступает точка, в которой оно перестает существовать, если под временем понимать непрерывную изменчивость. После этой точки уже никаких изменений не происходит.
Но при этом время течет неравномерно. Капица вводит такое понятие как временные изоляты. Т.е. пространства, изолированные от остального мира, где время течет медленно. Локальное течение исторического времени проявляется в изолятах. Например, Западное полушарие было заселено выходцами из Азии 40 тыс. лет тому назад. Позднее уровень мирового океана поднялся и прервал связи с Азией. То, что потом стало Америкой, развивалось в своем, замедленном темпе по сравнению с Евразией, и последующее столкновение цивилизаций показало всю разницу в развитии Старого и Нового Света.