Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 1. Модернистская поэзия Серебряного века




1. Философско-эстетические основы символизма.

2. «Старшие» символисты: надежда на вселенский духовный переворот, тяготение к интуитивизму, мистике, метафоризации, уподобление слова музыкальному образу (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К Бальмонт и др.).

3. Раскрытие жизни через творческую деятельность, использование наследия древнего мифа и фольклора, символика образа и цвета, словесная инструментовка у «младших» символистов (А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов и др.).

4. Акмеизм: поиск выхода из кризиса символизма, обращенность поэзии к реальной жизни, утверждение эстетической функции искусства (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.).

5. Футуризм как литературный авангард: традиции, новаторство, многообразие течений. Творчество И. Северянина, В. Хлеб-никова, В. Маяковского, Б. Пастернака.

6. Значение модернистской поэзии Серебряного века.

Тексты:

Сборники Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, К. Баль-монта, А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Северянина, В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Пастернака.

 

Литература:

Учебники, учебные пособия, хрестоматии, антологии, сборники.

1. Библиография // Бахмач В. И. Поэзия Серебряного века (1890 – 1920):

Методич. пособ. – Луганск, 2003. – С. 66-73.

1. 2. Гончаров Б. П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. – М., 1983.

2. 3. Григорьев В. Грамматика идиостиля В. Хлебникова. – М., 1983.

3. 4. Давидсон А. Муза странствий Николая Гумилева. – М., 1992.

4. 5. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. – М., 1989.

5. 6. Колобаева Л. Русский символизм. – М., 2000.

6. 7. Лекманов О. А. Книга об акмеизме. – М., 1998.

7. 8. Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л., 1975.

8. 9. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. – Л., 1986.

9. 10. Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. – К., 2000.

10. 11. Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М., 1991.

11. 12. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. – М., 1999.

12. 13. Сарычев В. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991.

13. 14. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. – СПб.,1999.

14. 15. Червинская О. В. Акмеизм в контексте серебряного века и традиции. – Черновцы, 1997.

Дополнительная литература:

1. Бабенко Е. П. Поэзия и живопись «серебряного века» в России. Методические советы к проведению уроков // Зарубіжна література в навч. закл. – 2004. – № 6. – С. 59-64.

2.Бурлаков Н. С. Валерий Брюсов. – М., 1975.

3.Н. С. Гумилев: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб., 2000.

4.Дорожкина В. Неисчерпаемый Серебряный век. – Тамбов, 1997.

5.Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М., 1990.

6.Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. – Л., 1973.

7.Кихней Л. Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. – М., 1997.

8.Крук И. Т. «Сокрытый двигатель его…». Проблема эволюции творчества А. Блока. – К., 1980.

9.Перцов В. О. Маяковский: Жизнь и творчество: В 3 т. – М., 1976.

10.Рассадин Ст. Очень простой Мандельштам. – М., 1994.

11.Черников А. П. Серебряный век русской литературы. – Калуга, 1998.

Тема 2. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1. Место сказки «Маленький принц» в творчестве А. де Сент-Экзюпери.

2. Современное и вечное в проблематике сказки. Философские аспекты.

3. Особенности жанра. Традиции Вольтера (образ простодушного).

4. Идейно-композиционная роль посвящения. Тема детства. Значение рисунков в произведении.

5. Система образов (Принц, Роза, обитатели астероидов, Летчик, Лис, Змея). Их роль в организации художественного мира сказки.

6. Особенности композиции. Специфика создания пространственно-временных отношений.

7. Воспитательный потенциал «Маленького принца».

Текст:

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Литература:

1. Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма. – М., 1983.

2. Вайсман М. И., Гарват Р. Ф. Зорко одно лишь сердце. «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери в восприятии школьников в 8 классе // О литературе для детей. – Л., 1970. – Вып. 16. – С. 129-140.

3. Ваксмахер М. Предисловие // Сент-Экзюпери А. Сочинения. – М., 1964. – С. 5-28.

4. Ваксмахер М. Часовой в ответе за всю империю // Французская

5. литература до наших дней. – М., 1967.

6. Галь Н. Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) // Парус. – 1985. – С. 203-206.

7. Ефремова Н. О маленьком принце и большом человеке // Библиотека. – 2000. – № 6. – С. 69-70.

8. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М., 1965.

9. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981. – С. 217-222.

10. Шифф С. Сент-Экзюпери. Биография. – М., 2003.

11. Штейн А. Л., Черневич М. Н., Яхонтова М. А. История французской литературы. – М., 1988.

Дополнительная литература:

1. Беляцкая Л. Ю. Душа в вечном полете // Русская словесность в школах Украины. – 2003. – № 2. – С. 53-55.

2. Ворошилова С. С. Берегите землю! (Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») // Відродження. – 1993. – № 3-4. – С. 52-54.

3. Валентинова Д. В. Міжпланетна прес-конференція «Пошуки сенсу життя». Підсумковий урок з вивчення казки А. де Сент-Екзюпері «Маленький принц» // Зарубіжна література в школах України. – 2006. – № 3. – С. 46-47.

4. Дереза Л. В. Щоб глибше осягнути ідейно-естетичний зміст твору (Урок порівняльного аналізу філософських казок: О. Вайльд «Хлопчик-зірка», А. де Сент-Екзюпері «Маленький принц») // Всесвітня література в СНЗУ. – 2004. – № 10. – С. 31-32.

5. Забродская Н. Капитан птиц остался в небе // Позакласний час. – 2004. – № 3-4. – С. 42-47.

6. Качерская Л. К. «Хочу я всех людей сдружить». Приемы работы по выявлению авторского замысла в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // Русская словесность в школах Украины. – 2005. – № 8. – С. 29-30.

7. Кірган Л. М. Нехай панує на землі добро. Урок з вивчення казки-притчі «Маленький принц» // Зарубіжна література в школах України. – 2006. – № 4. – С. 38-40.

8. Кирнозе З. И., Пронин В. Н. Практикум по истории французской литературы. – М., 1991.

9. Кочина О. Л., Пастухов Л. Н. Я родом из моего детства. (Литературно-музыкальная композиция) // Литература в школе. – 1995. – № 1.

10. Пятакова Г. П. Цветок как символ счастья. Компаративное исследование сказок А. Платонова «Неизвестный цветок» и А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // Русская словесность в школах Украины. – 2003. – № 2. – С. 40-42.

Тема 3. «Мистический» реализм XX в. М. Булгаков и Г. Маркес

1. Суть «мистического» реализма как художественного метода XX ст.

2. М. Булгаков и Г. Маркес как «мистические» реалисты.

3. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Основные темы, мотивы, проблематика романа. Как вы понимаете эпиграф?

5. Композиция «Мастера и Маргариты». Как соотносятся в произведении сатирический (бытовой) и символический (библейский) планы? Каковы особенности их взаимодействия?

6. Характеристика главных героев произведения: Воланд, Мастер, Маргарита, Иешуа, Понтий. Их характеры, мировоззрение, судьба (подобрать цитаты).

7. Юмор и сатира в романе. Значение произведения Булгакова.

8. История создания романа Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Смысл названия.

9. Реализм и фантастика в романе. Исторический фон повествования.

10. Сущность конфликта и его выражение в системе образов.

11. Художественная специфика романа: хронотоп, стиль повествования.

Тексты:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Г. Маркес «Сто лет одиночества».

Литература

1. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. – М., 1991.

2. Земсков В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес: Очерк творчества. – М., 1986.

3. Кутейщикова В. Н., Осповат Л. С. Новый латиноамериканский роман. 50 – 70-е годы: Лит.-критич. очерки.– М., 1983.

4. Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Саратов, 1991.

5. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. – М., 1998.

6. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М., 1991.

7. Степанов М. С. Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX – первой половины XX вв. – Винница, 1999.

8. Тертерян И. А. Человек мифотворящий. – М., 1988.

9. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988.

10. Яблоков Е. Мотивы прозы Булгакова. — М., 1997.

11. Яновская Л. М. Треугольник Воланда. – К., 1992.

Дополнительная литература

1. Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. – М., 1995.

2. Борківська О. П. Спокуса пізнання таємниці життя. Система уроків з вивчення роману М. Булгакова «Майстер і Маргарита» // Зарубіжна література в навч. закл. – 2004. – № 1. – С. 2-8; № 2. – С. 16-21.

3. М. Булгаков. «Майстер і Маргарита»: У пошуках методичних варіантів // Всесвітня література в СНЗУ. – 2001. – № 3. – С. 28-40.

4. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.

5. Голуб О. Б. «Пусть добро не будет безоружно...». Урок-семинар по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Зарубіжна література в навч. закл. – 2003. – № 10. – С. 38-40.

6. Костенко Ю. В., Бородавка Л. І. У математичному вимірі. Інтегрований урок з вивчення роману М. Булгакова «Майстер і Маргарита» // Всесвітня література в СНЗУ. – 2005. – № 1. – С. 32-34.

7. Материалы по изучению романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе // Всесвітня література в СНЗУ. – 2004. – № 11.

8. Современные прозаики Латинской Америки / Под ред. С. П. Малюкова. – М., 1972.

9. Соколов Б. Три жизни М. Булгакова. — М., 1997.

10. Солошко Н. І. Групова форма роботи з розвитку критичного мислення. Система уроків за творчістю М. Булгакова // Всесвітня література в СНЗУ. – 2005. – № 9. – С. 35-40.

11. Торрес-Риосеко А. Большая латиноамериканская литература. – М., 1972.

12. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки: Сб. – М., 1976.

13. Яковлева Л. Д. Силы зла так же неизбежны, как и силы добра. Организация работы над романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская словесность в школах Украины. – 2005. – № 6. – С. 38-41.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 705 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2476 - | 2292 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.