Группа жанров, основанная на примате принципа психологизма, начала складываться еще в XIX в. Она наиболее разработана, охватывает большие пласты прозы, поэзии, драматургии, эссеистики. Писатели-реалисты придают психологизму социальный характер и создают социально-психологические произведения. Модернисты склонны к внесоциальной трактовке психологизма. Обрисовка внутреннего мира человека необычайно разнообразна — от тонкого, изысканного рисунка в романах английской писательницы Вирджинии Вулф до резкого выплеска самых темных страстей в драмах американского писателя Юджина О'Нила. В рамках социально-психологической прозы формируется жанр семейной эпопеи (нередко это цикл романов, к которому могут, как у Голсуорси, добавляться новеллы). Поэзии этой генерализации свойственны предельная искренность, обнаженность чувств.
Вулф. Вирджиния Вулф (1882—1941) — английская писательница, одна из крупнейших представительниц модернизма, техники «потока сознания». Среди ее произведений — романы «Выезд» (1904), «Ночь и день» (1919), «Комната Джейкоба» (1922), «К маяку» (1927), «Волны» (1931), «Орландо» (1931) и др. Особенно известен роман «Миссис Дэллоуэй» (1925). Главная героиня, «прелестная женщина, похожая на птичку, на сойку, сине-зеленую, легонькую, живую, хоть ей уже за пятьдесят», обладает замечательным свойством чувствовать внутреннюю жизнь людей. Рядом с ней все очевидное и зримое кажется ей более зыбким. Писательница показывает множественность точек зрения, их смену для создания этого эффекта зыбкости видимого, на которое накладывает отпечаток психология любого человека.
Лоуренс. Дэвид Герберт Лоуренс (1885—1930) — английский писатель, автор романов «Белый павлин» (1911), «Сыновья и любовники» (1913), «Радуга» (1915) и др. Наиболее знаменит роман «Любовник леди Чаттерли» (1928), запрещенный в Англии до 1960 г. из-за предельно откровенно описанных сексуальных сцен. Между тем этот роман интересен прежде всего глубоким постижением психологии молодой женщины Констанции, ставшей леди Чаттерли.
Блестящий, обаятельный и аристократичный муж Констанции Клиффорд вернулся с Первой мировой войны инвалидом. Констанция полна к нему нежности и сострадания, но постепенно замечает, что ни в нем, ни в его окружении, несмотря на внешний лоск, нет подлинной жизни. Она находит настоящее счастье, сойдясь с егерем Оливером Меллорсом. Узнавший об этой связи муж оскорблен не изменой жены, а тем, что она избрала предметом любви человека не его круга. Констанция насильно разлучена с Меллорсом, но она носит под сердцем его ребенка.
Голсуорси. Джон Голсуорси (1867—1933) — английский писатель-реалист, автор 20 романов, 27 пьес, 3 сборников стихов, 173 новелл, 5 сборников эссе. Широкое признание к нему пришло после выпуска в одном томе «Саги о Форсайтах» (1922) — грандиозной эпопеи-хроники о судьбах многочисленных представителей семьи крупных буржуа Форсайтов. В этот цикл вошли три романа и две новеллы-интерлюдии. Первый роман — «Собственник» (1906), написанный в традициях Диккенса и Теккерея, содержит критику буржуазного жизненного уклада. На примере Сомса, одного из Форсайтов, особенно ярко показано разрушающее личность чувство собственности. Новелла «Последнее лето Форсайта» (1917, опубл. 1918), где автор снова вернулся к героям «Собственника», в общей композиции цикла о Форсайтах заняла место интерлюдии, за которой следуют роман «В петле» (1920), новелла-интерлюдия «Пробуждение» (1920), роман «Сдается в наем» (1921). В 1929 г. вышло однотомное издание второй трилогии о Форсайтах — «Современная комедия», включавшей роман «Белая обезьяна» (1924), интерлюдию «Идиллии» (1927), роман «Серебряная ложка» (1926), интерлюдию «Встречи» (1927), роман «Лебединая песня» (1928). В двух трилогиях дана картина жизни Англии с 1886 по 1926 г. Наряду с сатирической широко представлена лирическая линия, в которой Голсуорси развивает традиции романов И.С.Тургенева. Голсуорси — необычайно глубокий и тонкий психолог. Его эпическое, психологическое мастерство было отмечено Нобелевской премией (1932).
Мартен дю Гар. Роже Мартен дю Гар (1881 — 1958) — французский писатель-реалист. В наиболее значительных произведениях до Первой мировой войны (романы «Становление», 1909; «Жан Баруа», 1913) Мартен дю Гар рассматривает проблемы становления человеческой личности. В центре романа «Жан Баруа» — политическая борьба вокруг дела Дрейфуса, имеющего, с точки зрения писателя, решающее значение для понимания своего времени.
В августе 1914 г. Р.Мартен дю Гар был призван в армию, в которой находился в течение всей Первой мировой войны.
Крупнейшее произведение Р. Мартен дю Тара — роман «Семья Тибо» (1920—1940). Первоначально повествование не выходило за рамки жанра семейной хроники («Серая тетрадь», 1922; «Исправительная колония», 1922). Однако в последних частях («Лето 1914 года», 1936; «Эпилог», 1940) пласт семейного времени вытесняется пластом исторического времени, семейная хроника перерастает в эпопею, подобно тому, как это произошло в «Очарованной душе» Р. Роллана. Роман вошел в золотой фонд мировой литературы XX в. (Нобелевская премия, 1937). Историю создания романа «Семья Тибо» писатель рассказал в «Автобиографических и литературных воспоминаниях» (опубл. 1955). Здесь же Р.Мартен дю Гар изложил свои реалистические воззрения, отметил огромное влияние творчества Л.Н.Толстого на его литературную деятельность, охарактеризовав Толстого как лучшего учителя для будущего романиста.
О'Нил. Юджин О'Нил (1888—1953) — американский драматург. Уже в семи одноактных пьесах (сб. «Жажда и другие одноактные пьесы», 1914) он бросил вызов коммерческому театральному искусству Бродвея: их действие происходило не в буржуазных салонах, а в портах, матросских кубриках, действующими лицами были простые рабочие, моряки, их диалоги сохраняли черты реальной разговорной речи. Образцом для себя драматург считал пьесы А. Стриндберга. В пьесах О'Нила, в частности в первой полнометражной драме «За горизонтом» (Пулитцеровская премия, 1920), реализм сочетается с натурализмом и экспрессионизмом. Это придает психологизму обостренный, обнаженный характер. Крупнейшим достижением О'Нила стала драма «Любовь под вязами» (1924), разрабатывающая такие темы, как супружеская неверность, кровосмешение, детоубийство. Запретность тем, которые раскрыты драматургом в подчеркнуто жестких тонах, сделала премьеру драмы скандальной. Вместе с тем было отмечено, что О'Нилу удалось возродить и обновить исчезающий в XX в. жанр трагедии (что было признано при вручении ему Нобелевской премии в 1936 г.).