При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
В зависимости от форм брака:
1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.
2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
3. Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх.
4. Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
В зависимости от пола супругов:
1. Однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
2. Разнополая семья.
В зависимости от количества детей:
1. Бездетная, или инфертильная семья.
2. Однодетная семья.
3. Малодетная семья.
4. Среднедетная семья.
5. Многодетная семья.
В зависимости от состава:
o Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
o элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
o полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
o неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
o составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
o Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимости от места человека в семье:
1. Родительская — это семья, в которой человек рождается.
2. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.
В зависимости от проживания семьи:
1. Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.
2. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.
3. Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
В зависимости от типа воспитания детей:
1. авторитарный
2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)
Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.
Тенденции изменения семьи в обществе:
1. рост авторитета женщины
2. разрушение многопоколенной семьи
3. рост неоформленных семейных союзов
4. рост разводов и повторных браков
Религия как социальный институт
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу.
О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.
Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.
Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:
1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;
2) регулятивная – регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;
3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;
4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.
5) Функция культурной трансляции – религия может оказывать важное воздействие на развитее системы образования, науки и культуры
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт.
Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.
Бог – отражение этого идеала. Функции религиозных церемониалов по Дюркгейму:
1. Мировоззренческая – религия влияет на формирование взглядов, на человека, общество и мир
2. Объединяющая – сплочение людей – собрание людей для выражения общих интересов;
3. ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;
4. эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;
5. порядка и обучения – самодисциплине и подготовке к жизни.
М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:
1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;
2) приумножение денег без расточительства;
3) личный успех как ключ к спасению.
Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.
Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
Ядром религиозного института является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых обязывает, заставляет людей поступать соответствующим образом.
Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе ищущим справедливость, различая между добром и злом, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей.
В российском обществе большая часть населения исповедует православие (69 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).