Человек – биосоциальное существо
Индивид – конкретный человек
Индивидуальность – качества отличия человека
Личность – индивид, прошедший процесс социализации
Теории личности
1. Платонов в основу структурирования личности положил группировку психологических черт, рассматривавшихся двояким образом – биологически обусловленные и социально обусловленные. Выделил три уровня структуры личности:
a. Нижний уровень, те черты, которые обусловлены биологически. Темперамент, особенности нервной системы, возрастные особенности, половые
b. Средний уровень включает в себя особенности протекания различных психических процессов – память, мышление, восприятие, врожденные способности
c. Опыт человека – определенные знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. С этим уровнем связан аспект направленности личности. Особенности мировоззрения, знаний опыта, характер, самооценка, увлечения, интересы.
2. Фрейд. Психоанализ. В структуре личности выделяются сознательные и бессознательные компоненты.
a. В основе психоэнергетики и духовной структуры личности находится Ид (оно) – наиболее примитивная бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные первичные, генетическим путём передаваемые влечения. Эти влечения связаны с инстинктами человека. К таковым мы можем отнести питание, сексуальные влечения, избегания опасностей, смерти, проявления агрессивности – это есть бессознательное.
b. Более организованной структурой, которая выстраивается над бессознательным «оно», является «Эго» или «Я». Представляет собой сознание и самосознание личности. Контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности или разумности и реальности. В конечном итоге эго помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире.
c. Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности является «супер-эго» или «сверх Я». Сверх Я формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности, выполняет функции постоянного нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.
По мнению Фрейда эти три части личности эффективно действуют и порождают человеческое поведение.
Если между структурными уровнями появляются противоречия, то это приводит к внутри личностным конфликтам. С этими конфликтами человек не всегда может справится. Появляется девиантное поведение.
FEPO.RU
3. Кули – теория «зеркального Я». «Зеркальное Я» - общество, которое служит своеобразным зеркалом, именно в нём мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Некая рефлексия самосознания. Если образ, который мы видим в зеркале благоприятен, то наша я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. Если образ не благоприятен, то наша я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми. Если образ благоприятен, мы его повторяем и наоборот. Усваиваемые человеком представления о собственном «Я», возникающие в сознании других людей, кули называет представления представлений. Я-концепция каждый день формируется, укрепляется, уточняется во взаимодействии людей друг с другом. «Зеркальное Я» включает в себя 3 элемента:
a. То, что видят в нас другие – одежду, поведение
b. То, как люди реагируют на то, что они видят. Нравится, раздражает и т.д.
c. То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей
То, что о нас думают люди не имеет особого значения, важно то, как мы это интерпретируем. эта интерпретация определяет нашу самооценку и поведения.
Скинер и Хоманс
Личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. В этой связи поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д.
Если поведение человека поощряется, стимулируется, то и он будет лоялен и доброжелателен по отношению к окружающим и социальной системе в целом.
Если он не получает признания со стороны общества, то он будет скорее всего вести себя агрессивно и дезорганизующе.
Чем лучше поощрение, тем чаще человек будет вести себя ради поощрения
Мид и Парсонс
Личность они рассматривают как функцию от множества ролей, которые присущи любому индивиду в любом обществе.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль, по их мнению, распадается:
1. На ролевые ожидания - то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли
2. Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.
Человек сталкивается с неизбежностью исполнения нескольких взаимоисключающих ролей. Например, конфликт – женщина – работать или семья.
11. структура личности:
1. Биологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социальный уровень – распадется на три под урвня:
a. Собственно-социологический – мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт. Связан с общественным сознанием
b. Культурный, который представляет собой ценностные установки, нормы поведения
c. Нравственный – хорошо/плохо
Особое место в структуре личности занимают её социальный статус и социальная роль.
Деление на классы (в классовом обществе):
Основной класс – класс, существование которого непостредвенно вытекает из господствующих в данной общественной экономической формации экономических отношений – отношений собственности
Не основной класс – классы, связанные с остатками прежних способов производства или с возникающими новыми способами производства (ремесленники, мелкие торговцы – их остатки) В.И. Ленина это определение
Социальный слой – соц. группа, выделяемая на основании некоторых общих признаков; промежуточная (переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса)
Межклассовые слои – некая совокупность социально неоднородных слоев и групп, которая характерна для классового антогонистического общества, занимают промежуточное положение между основными класса. Источник – владельцы мелких предприятий
Социальная страта – (от лат. – настил) – элемент социальной структуры, конституируемый на основании многомерной классификации и организуемой в иерархический порядок